Основные экономические понятия

Тема 1. Место и роль экономической теории в развитии общества, её предмет и метод.

Цель Рассмотреть предмет и метод экономической теории, место и роль экономической теории в развитии общества.

План

1.Этапы развития экономической теории. Взаимосвязь «экономической теории», «политической экономии», «экономикс». Предмет экономической теории

2.Основные экономические понятия

3.Методы познания экономических процессов. Экономические категории и законы

4.Позитивная и нормативная экономическая наука. Функции экономической теории. 5.Экономическая теория и экономическая политика

  1. Этапы развития экономической теории. Взаимосвязь «экономической теории», «политической экономии», «экономикс». Предмет экономической теории

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Первые представления об экономике как науке возникли в рамках единой научной мысли у мыслителей древности — Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Каттона и многих других. Термин «экономия» впервые был введен в научный оборот Аристотелем. Он состоит из двух греческих слов: «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» — учение, закон. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное раз­витие экономической теории началось в эпоху зарождения капи­талистических отношений в XVI—XVII вв.

Первая сложившаяся школа экономической теории - мер­кантилизм. В эпоху заката феодализма в XVI—XVIII вв. «героями дня», т.е. самой богатой кастой, были купцы. Им нужны были тео­рии о развитии торговли и «наука обогащения», и они получили их из рук меркантилистов. Наибольшее распространение мерканти­лизм достиг в Англии, а в числе его главных теоретиков были экономисты Томас Ман (1571—1641, Англия) и Антуан де Монкретьен (1575-1621, Франция). Последний ввел в оборот тер­мин «политическая экономия» (1615). Основные идеи меркан­тилистов сводились к тому, что главным богатством общества они считали деньги, а источником богатства представляли сферу обращения.

Второй этап в развитии экономической теории - классичес­кая политическая экономия (XVIII в.). Она делится на школу фи­зиократов и рыночную школу Адама Смита (1723—1790) и Давида Рикардо (1772-1823). В отличие от меркантилистов физиократы источником богатства общества представляли производство, а не обращение. Но производство понимается ими слишком узко и сво­дится лишь к сельскому хозяйству. Основными их представителя­ми считаются французские экономисты Франсуа Кенэ (1694—1774) и Анн Роберт Жак Тюрго (1727-1781).

На следующем этапе развития экономической теории Адам Смит и Давид Рикардо перенесли свои исследования в сферу про­изводства вообще, а сельское хозяйство рассматривали лишь как одну из отраслей последнего. Они приняли классическое опреде­ление о том, что первейшее условие роста богатства общества есть свободная и конкурентная рыночная экономика.

Главное достижение классической политической экономии со­стоит в том, что она заложила основы трудовой теории стоимости. А. Смит показал, что стоимость товара определяется трудом, за­траченным на его создание. Другая величайшая заслуга А. Смита заключается в том, что он первый научно раскрыл роль рынка как сложной системы организации общественного хозяйства. Он дал ей образное название «невидимой руки», незримо управляющей поведением всех экономических агентов.

На всем протяжении исторического развития экономической теории стояла проблема ее идеологизации. Так, меркантилисты выражали интересы купцов, классики - интересы нарождающего­ся класса капиталистов.

Наиболее откровенно идеологизировали экономическую тео­рию марксисты. Они открыто заявили о своих теоретических воз­зрениях цо защите интересов рабочего класса. Поэтому их эконо­мическое учение называют пролетарской политической экономи­ей. Главные постулаты их теории - общественная собственность на средства производства и централизованное плановое руководс­тво всей экономикой в интересах трудящихся.

Современная школа экономической науки имеет два основных направления:

1) неоклассическое;

2) кейнсианское.

Первое направление возникло в 70-х годах XIX в. Одним из видных его основателей был Альфред Маршал (1842-1924). Не­оклассические доктрины пользовались большой популярностью до 30-х годов XX в., когда их «потеснило» кейнсианство, назван­ное так по имени английского экономиста Джона Меинарда Кей-нса (1883—1946). После Великой депрессии 1929-1933 гг. стало понятно, что рынок не способен обеспечивать стабильность эко­номического роста и успешное решение социальных проблем без государственного регулирования. Узловым пунктом дискуссий неоклассиков и кейнсианцев оказался вопрос об экономической роли государства. Сторонники неоклассического направления счи­тают, что для эффективного развития экономики вмешательство государства в экономику должно быть ограничено. Кейнсианцы, напротив, считают, что рыночная экономика может прогрессивно развиваться под контролем государства с помощью активных ме­тодов макрорегулирования.

Определяя предметы курсов «экономическая теория», «полит­экономия», «экономике», нужно учитывать их различия.

Экономическая теория изучает экономическое поведение лю­дей в мире ограниченных ресурсов, систему экономических отно­шений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на всех этапах развития челове­ческого общества. Политическая экономия — это классовая наука. Она изучает экономические отношения с позиции определенного класса, чьи интересы она выражает. Понятие «экономике» в эконо­мической науке отождествляется с понятием «экономическая тео­рия», однако это наука, изучающая рыночное хозяйство, т.е. объект исследования здесь сводится только к рыночной системе.

В курсе экономической теории предлагается следующая логи­ка изучения системы экономических отношений. В первом разделе рассматриваются общие проблемы предмета и метода курса, моти­вация и целевая функция экономической деятельности человека, а также основы общественного производства.

Второй раздел посвящен фундаментальным проблемам фун­кционирования экономики, среди которых — отношения собствен­ности, формы общественного хозяйства, основные типы экономи­ческих систем; даются общая характеристика рыночного хозяйс­тва, основы теории спроса и предложения и рассматриваются ос­новные подходы к периодизации развития общества.

В третьем разделе анализируется микроэкономика — система отношений, связанных с деятельностью предприятий, рассматри­ваются сущность и закономерности индивидуального воспроиз­водства.

Четвертый раздел — макроэкономика. Рассматриваются вопро­сы воспроизводства на уровне национальной экономики.

Основные экономические понятия

Экономическая теория изучает способы удовлетворения че­ловеческих потребностей в мире ограниченных ресурсов. Остано­вимся на определении соответствующих категорий.

Потребность определяется как осознанная нужда, принявшая специфическую форму соответственно уровню развития культуры и личности индивида. Потребность, подкрепленная покупательной способностью, представляет собой спрос на товары и услуги. В экономической литературе (Маслоу) человеческие потребности делятся на 5 уровней:

1) физиологические потребности;

2) потребности в безопасности;

3) потребности в общении, в духовной близости;

4) потребности в общественном признании;

5) потребности в самореализации.

Чем выше уровень развития личности, тем более он стремится к удовлетворению более высших потребностей. Материальные потребности подразделяются на:

а) предметы первой необходимости (еда, одежда, жилье);

б) предметы роскоши (драгоценности, меха, яхты и т.д.)
Помимо личных человеческих потребностей различают про­изводственные потребности в средствах производства и рабочей силе.

Факторы, влияющие на потребности:

а) доходы населения, государства и фирм;

б) развитие научно-технического прогресса;

в) уровень экономического развития страны,

г) исторические и национальные особенности страны и т.д.

Разнообразие потребностей людей безгранично. Но существу­ет лимит - ограничительный уровень расхода ресурсов. Ресурсы — это вещи, которые используются для производства благ и услуг, удовлетворяющих потребности людей. Когда ресурсы полностью задействованы, единственный способ увеличить производство од­ного продукта - сократить производство другого.

Под понятием «благо» в экономической литературе подразу­меваются предметы, явления, продукты труда, удовлетворяющие человеческие потребности и отвечающие интересам, целям, уст­ремлениям людей. Услуги — это целесообразная деятельность че­ловека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяю­щий какие-либо потребности человека.

Блага подразделяются на материальные и нематериальные. Материальные блага включают в себя: естественные дары природы (земля, воздух, климат); продукты производства (здания, со­оружения, станки, продукты питания и т.д.)- А. Маршал относит к ним и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). Нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека, и создаются они в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство и т.д.

Блага также подразделяются на экономические (являются ре­зультатом экономической деятельности) и неэкономические (пре­доставляются природой без приложения человеком усилий).

Каждое общество сталкивается с проблемой ограниченности возможностей. Поскольку потребности всех не могут быть удов­летворены, каждый — человек, фирма или государство — должен сделать выбор из желаемого. Экономисты описывают такую ситуа­цию через альтернативные издержки. Альтернативные издержки -это количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения другого товара на единицу. Эффект необходимости выбора и альтернативных издержек выражается с помощью кри­вой производственных возможностей. Кривая производственных возможностей представляет собой линию, каждая точка на кото­рой отражает максимальный объем производства двух продуктов при полном использовании экономических ресурсов. Например, страна при имеющихся ресурсах может выпускать определенное количество товаров А и В. Кривая производственных возможнос­тей страны имеет следующий вид (рис. 1)

Рис. 1.1 — Кривая производственных возможностей

Каждая точка линии ав отражает максимальный объем произ­водства товаров А и В приполном использовании экономических ресурсов данной страны.

Располагая информацией о производственных возможностях, общество или конкретный производитель должны ответить на три вопроса:

- Какие товары и услуги и в каком количестве производить?

- Как производить эти товары и услуги?

- Кто купит и сможет потребить (использовать) эти товары и
услуги. То есть для кого производить?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: