Рассмотрим случай (фиг. 97, а), когда валки имеют разные окружные скорости, а прочие условия те же, что в общем случае прокатки.
Такой случай характерен для станов трио сортового производства, когда прокатка осуществляется с верхним давлением. Это верхнее давление вызывается разницей между рабочими диаметрами валков верхнего переднего, среднего и нижнего и достигает значительной величины.
Считая, что диаметр верхнего валка несколько больше диаметра нижнего валка , отметим, что угловые скорости обоих одинаковы. Окружные их скорости зависят от диаметров:
Вследствие наличия разницы между окружными скоростями передний конец прокатываемой полосы по выходе из валков стремится изогнуться в данном случае в сторону нижнего валка, имеющего меньшую окружную скорость, но этому препятствуют проводки, заставляющие полосу идти прямо и оказывающие на нее некоторое давление.
Фиг. 97. Взаимодействие сил между полосой и валками, имеющими различные окружные скорости:
а — силы, действующие на полосу; б — силы, действующие на валки
|
|
Составляя уравнение равновесия сил, обозначим нормальное давление проводки на полосу через , коэффициент трения между проводкой и полосой через , силу трения между проводкой и полосой через , силы, действующие от валков на полосу,— . Проекция всех сил на направление прокатки определяется из уравнения:
(120)
а проекция всех сил на вертикальную ось—из уравнения:
(121)
Сумма моментов всех сил относительно точки В равна:
(122)
Моменты сил и , проходящих через точку В, равны нулю. Моментом силы вследствие незначительности его плеча можно пренебречь. Для упрощения решения уравнений (120) и (121) пренебрегаем также величинами и ввиду их незначительности по сравнению с силами и Т.
Таким образом уравнения (120) и (121) можно написать так:
(123)
(124)
В результате совместного решения уравнений (123) и (124) получаем, что равнодействующие давлений полосы на оба валка (нижний и верхний) равны между собой и направлены взаимно параллельно. Обозначая (фиг. 97, б) равнодействующую давления металла на валок через Р ,а ее плечо через с (длина перпендикуляра, опущенного из точки А на направление равнодействующей Р ), уравнение (122) можно представить в виде:
Это уравнение показывает, что чем больше момент, вызываемый реакцией проводок, тем больше должно быть плечо с, увеличение которого может произойти вследствие увеличения разницы между углами и и, следовательно, наклона сил Р и Р к горизонтали.
Ввиду того что величины и являются весьма близкими одна к другой и дуги у обоих валков приблизительно равны, направление сил Р и Р не будет вертикальным.
|
|
Итак, при прокатке с верхним и нижним давлением вследствие равенства и параллельности сил Р и Р возникают боковые усилия на валки и подшипники. Эти давления для обоих валков одинаковы, но направлены в разные стороны, причем валок с меньшим диаметром давит на подшипники в направлении движения прокатываемой полосы, палок с большим диаметром — в противоположном направлении.
Обозначим вертикальное давление через , а горизонтальное через X. Последнее равняется:
(125)
При горячей прокатке в сортовых станах трио изгибающий момент может быть приблизительно определен из уравнения:
где — статический момент сечения полосы, выходящей из валков,
— предел текучести металла при данной температуре.
Вращающий момент для верхнего и нижнего валков можно определить, исходя из известных уже нам величин и X.
Для верхнего валка вращающий момент равняется:
(126)
для нижнего:
(127)
Из уравнений (126) и (127) видно, что вращающий момент распределяется между обоими валками неодинаково; к валку, вращаюющемуся с большей окружной скоростью, необходимо приложить и больший момент, чем к другому валку, что видно из фигуры (97, б).
В случае значительного увеличения разности окружных скоростей валков оба члена уравнения (127) могут стать равными между собой. Тогда М = 0, сила Р пройдет через центр нижнего валка, вращающий момент, необходимый для прокатки, должен быть приложен к другому валку, движущемуся с большей скоростью.
При:
сила Р проходит выше точки О и нижний валок работает как тормоз.
Изложенные выше случаи встречаются при прокатке редко. Обычно в сортовых станах трио с верхним давлением вращающий момент нижнего валка не понижается до нуля. Вращающий момент от двигателя распределяется в шестеренной клети примерно так: для вращения валка с большим диаметром:
для вращения валка с меньшим диаметром:
где —вращающий момент привода, передаваемый шестеренной клети.
Принимая для упрощения подсчета, что и , можно ориентировочно определить разность между моментами: