В) принятие решений по ценообразованию

Во все времена участников рыночных отношений интересовал вопрос цены. Продавцы стремились как можно дороже продать товар, а покупатели – как можно дешевле купить его. При достижении договоренности заключалась сделка купли-продажи, по которой право собственности на тот или иной товар переходило от одного к другому.

На самом деле в глубине данной проблемы все еще лежит вопрос анализа и планирования цены на продукт, т.е. вопрос управления ценообразованием. Неверная или правильная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на все функционирование организации [12, с. 140].

В наши дни вопрос цены, ее калькулирования, очень актуален. В условиях рынка правильно рассчитанная цена во многом предопределяет залог успеха организации. Если на себестоимость продукции предприятие может влиять лишь в очень небольших пределах, то цену реализации на свою продукцию предприятие может устанавливать в практически неограниченных пределах. Однако возможность установления неограниченной цены не влечет за собой обязательств потребителя приобретать продукцию фирмы за названную ею цену [9, с. 194]. Таким образом, ценовая политика фирмы - решение дилеммы между высокой ценой реализации и большими объемами продаж.

В рыночной экономике для целей ценообразования используются разнообразные методы. В работе проведен анализ методов оптимального ценообразования для


установления руководством ООО “Теплотехсила” на 2009 год наилучшей цены на самый продаваемый товар – котлы бытовые.

Методы ценообразования предполагают включение в цену продукции, помимо себестоимости, определенного процента наценки.

1. Метод ценообразования на основе переменных затрат. Сущность данного метода
заключается в расчете некоторой процентной наценки к переменным затратам для
каждого вида продукции. Для расчета используются две формулы:

Процент наценки = ((Желаемая величина прибыли + Суммарные постоянные затраты) / Суммарные переменные производственные затраты) * 100 %.

Цена на основе переменных затрат = Переменные производственные затраты на единицу продукции + (Процент наценки * Переменные производственные затраты на единицу продукции / 100).

Цена устанавливается суммированием процентной надбавки и переменной себестоимости.

2. Метод валовой прибыли. В качестве расчетной базы в этом случае используется
валовая прибыль, которая определяется как разница между выручкой от реализации
продукции и себестоимостью продаж. Цена, устанавливаемая по этому методу, должна
обеспечить получение желаемой прибыли и покрыть все затраты, которые не были учтены
при расчете валовой прибыли. Для расчетов используются две формулы:

Процент наценки = Желаемая величина прибыли / Суммарные производственные затраты * 100.

Цена на основе валовой прибыли = Суммарные производственные затраты на единицу продукции + (Процент наценки * Переменные производственные затраты на единицу продукции / 100).

3. Метод рентабельности активов. Установление цены на основе рентабельности
активов должно обеспечить организации определенный уровень рентабельности активов.
Для расчета цены используется формула:

Цена на основе рентабельности активов = Суммарные затраты на единицу продукции + (Желаемая норма рентабельности активов / 100 * Общая стоимость задействованных активов / Ожидаемый объем продаж в единицах).

Необходимо отметить, что метод переменных затрат целесообразно использовать при соблюдении двух условий:

- стоимость активов, вовлеченных в производство каждого вида продукции в компании, должна быть одинакова;


- отношение переменных затрат к остальным производственным расходам должно
быть одинаково для всех видов продукции[9,с. 556]

При расчете методом валовой прибыли цена, установленная на основе переменных затрат, практически совпадает с ценой, исчисленной на основе валовой прибыли. Поскольку отличие этих методов состоит в том, что в первом используются только переменные затраты, во втором – все производственные затраты, то эта разница компенсируется процентной наценкой. Этот метод может быть легко применен, поскольку информацию о производственных затратах, операционных расходах на единицу легко получить из учетных данных, нет необходимости деления затрат на постоянные и переменные.

При ценообразовании методом рентабельности активов основной проблемой является правильное определение стоимости используемых активов. В противном случае этот метод может дать неправильный результат.

Определение цены одного котла рассмотренными методами.

Входные данные:

- активы компании – 45 575 000 р.

- годовые расходы – 36 303 278 р.

- планируемая выручка в следующем году – 50 000 000 р.

- постоянные общепроизводственные расходы в месяц – 487 919 р.

- переменные производственные расходы на одну партию котлов – 215 949 р.

- общее количество заказов в год – 141. Из них 85 (60 %) – на котлы.

- количество котлов в одной партии составляет 15 штук. Расчеты и результаты представлены в табл. 11. В связи с тем, что цена

рассчитывалась с использованием одних и тех же данных, все три метода дали одинаковый результат. ООО “Теплотехсила” может применять любой из этих методов для определения цены.

Как показал опыт предыдущих лет, первые месяцы каждого года организация испытывает трудности в продаже товаров. Это может быть обусловлено многими причинами. Состояние дел в Российской и мировой экономике на сегодняшний день таково, что, возможно, придется сократить цену на предлагаемый ООО “Теплотехсила” товар в целях сохранения имеющихся заказчиков и нормального функционирования на рынке. Самый острый период в экономике ожидается весной 2009 года, и это, в сочетании с сезонным спадом объема продаж, приходящимся на январь-март, еще раз убеждает в необходимости принять ряд мер для оздоровления организации.

Таблица 11. Расчет планируемой цены различными методами

Метод ценообразования на основе переменных затрат Метод валовой прибыли Метод рентабельности активов
Расчет желаемой прибыли = Планируемая выручка в следующем году – Годовые расходы. 50 000 000 - 36 303 278 = 13 696 722 р. Процент наценки: (13 696 722 + 487 919 * 12) / (214 949 * 85) * 100 = 106, 52 % Цена партии на основе переменных затрат: 214 949 * (1 + 106,52 / 100) = 445 966 р. Цена одного котла: 445 966 / 15 = 29 731 р. Процент наценки: 13 696 722 / (214 949 * 85 + 487 919 * 12) * 100 = 56,57 % Цена партии на основе валовой прибыли: (214 949 + 487 919 * 12 / 85) * (1 + 56,57 / 100) = 445 966 р. Цена одного котла: 445 966 / 15 = 29 731 р. Рентабельность активов: 13 696 722 / 45 575 000 * 100 = 30,05 % Цена партии на основе рентабельности активов: 214 949 + 487 919 * 12 / 85 + (30,05 / 100 * (45 575 000 / 85)) = 445 966 р. Цена одного котла: 445 966 / 15 = 29 731 р.
% наценки или рентабельност и
106,52% | 56,57% 30,05%

Одной из таких мер является снижение сложившегося уровня цен, ведь процесс работы в области цен и ценовой стратегии своей отправной точкой имеет определение миссии и перспективной линии развития организации. В ходе ее практической реализации любые действия в формировании и применении цен, прежде всего, согласуются со стратегической линией компании, со всеми изменениями, которым она подвергается в рамках жизнедеятельности на рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: