double arrow

Вопрос 6.2. Точка безубыточности, зоны убытков и прибылей

Точка безубыточности — это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю, т.е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.

Критический объем рассчитывается по формуле: Q ' = F / (p - v)

где Q ' — точка безубыточности (критический объем в натуральном выражении); р

— цена единицы продукции; v — переменные затраты на единицу продукции., F —
совокупные постоянные затраты

Определим точку безубыточности на примере производства двух видов продукции по данным табл. 4.

Точка безубыточности:

пива: Х = 1387433/(14,885 – 5,57) = 148946 литров

квас: Х = 235485/(8,47 – 4,76) = 693473 литра

Таблица 4. Планирование точки безубыточности при производстве (продаже) продукции

Показатель пиво квас
Количество проданной продукции    
Продажная цена 14,885 8,47
Выручка    
Переменные расходы   68220,3
Удельные переменные расходы 5,57 4,76
Постоянные расходы    

Графически точка безубыточности выглядит следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. График точки безубыточности

Анализ точки безубыточности служит одним из важных способов решения многих проблем управления, поскольку при комбинированном применении с другими методами анализа его точность вполне достаточна для обоснования управленческих решений в реальной жизни. Данная система учета и анализа побуждает изыскивать резервы увеличения объема продаж: чем больше объем продаж, тем меньше постоянных затрат, отнесенных прямо на финансовый результат, приходится на единицу реализованной продукции, тем больше прибыль и выше рентабельность.

Рассмотрим расчет точки безубыточности при многопродуктовом производстве (табл. 5).

Выручка в точке безубыточности = Постоянные расходы: (1- (переменные расходы: выручка))

Знаменатель дроби может быть преобразован следующим образом:

1 – (переменные расходы: выручка) =

= (выручка: выручка) - (переменные расходы: выручка) =

= (выручка – переменные расходы): выручка =

= маржинальный доход: выручка = Норма маржинального дохода (Nмд)

Выручка в точке безубыточности = Постоянные расходы: Nмд

При использовании первой формулы получается:

Выручка в Т.Б. = 5 855: (1 – (37 400: 50 000)) = 5 855: (1 – 0,748) = 5 855: 0,252 = 23 234, 13 тыс. руб.

Это означает, что товарооборот в размере 23 234 130 рублей обеспечит обществу с ограниченной ответственностью “Теплотехсила” безубыточную работу.

Таблица 5

Планируемые показатели деятельности ООО “Теплотехсила” в 2009 году

Показатели Номенклатурные группы товаров    
трубы радиаторы насосы котлы колонки Итого
тыс. р. % тыс. р. % тыс. р. % тыс. р. % тыс. р. % тыс. р. %
                         
                         
1. Объем продаж 2 000   8 000   4 500   30 000   5 500   50 000  
2. Переменные расходы     6 400   3 300   22 000   4 200   37 400  
3. Маржинальный доход (стр. 1 - стр. 2)     1 600       8 000       12 600  
4. Общая сумма постоянных расходов 5 855  
5. Финансовый результат(стр. 3 -стр. 4) 6 745  

Тот же результат получается при использовании второй формулы расчета:

Выручка в точке безубыточности = 5 855: (12 600: 50 000) = 5 855: 0,252 = 23 234,13 тыс. руб.

Однако 23 234 130 рублей – не обезличенная сумма. Для достижения состояния равновесия необходимо контролировать структуру продаж. Из таблицы 12 видно, что доля продаж пластиковых труб составляет 2 000 / 50 000 * 100 = 4 %. Следовательно, в выручке от реализации (23 234 130 руб.) 4 % должны принадлежать продажам пластиковых труб. Аналогично, доля продаж радиаторов в рассчитанной выручке должна составить 16 % и т.д.

Графически точка безубыточности в условиях многономенклатурных продаж определяется следующим образом: по оси абсцисс откладывается ожидаемый товарооборот, по оси ординат – финансовый результат (маржинальный доход). В отсутствии продаж ООО “Теплотехсила” будет нести убытки в размере постоянных расходов (5 855 тыс. руб.) (Точка О). От точки О вправо по оси абсцисс откладывается ожидаемый объем продаж пластиковых труб (2 000 тыс. руб.), а по оси ординат нужно подняться вверх на 500 тыс. руб. (маржинальный доход первой категории товара –


пластиковых труб) (Точка А). От точки А вправо по оси х нужно переместиться на 8 000 тыс. руб. и вверх по оси у – на 1 600 тыс. руб. (соответственно планируемые продажи и маржинальный доход группы радиаторов) (Точка Б). Откладывая параметры 4 500 тыс. руб. и 1 200 тыс. руб. получается точка В. Следующая точка Г получена путем построения ожидаемого товарооборота (30 000 тыс. руб.) и маржинального дохода (8 000 тыс. руб.) группы котлов. И, наконец, откладывая параметры группы газовых колонок, получается точка Д, которая имеет координаты 50 000 и 6 745. Первое из этих чисел соответствует общему товарообороту ООО “Теплотехсила”, а второй – ожидаемому финансовому результату (табл. 10). Затем нужно соединить точки О и Д прямой. Ее пересечение с осью абсцисс указывает на равновесное состояние организации (рис. 3).

Рис. 3. Графическое изображение точки безубыточности в ООО “Теплотехсила” в 2009 году

Видно, что товарооборот в точке пересечения должен составить 23 234 тыс. руб. В этом случае ООО “Теплотехсила” получит нулевой финансовый результат. При этом, необходимо помнить: важным условием обеспечения успешной деятельности фирмы является контроль за выполнением плана безубыточности, поэтому доля выручки от реализации групп товаров должна составить 4 %, 16 %, 9 %, 60 % и 11 % соответственно.

Вопрос 6.3. Решение оперативных управленческих задач на базе информации, собираемой в системе управленческого учета:

А) планирование ассортимента выпускаемой продукции, определение структуры выпускаемой продукции с учетом лимитирующих факторов


Принятие решений на предприятии - это всегда выбор между вариантами действий с разными прогнозами результатов. Принятие решений обычно называют процессом. Это происходит, во-первых, потому, что практически каждое управленческое решение определяет значительное число последующих решений. С другой стороны, вмешательство реальной жизни приводит к тому, что обычно планируется одно решение, а реализовывается - совершенно другое. И, наконец, о принятии решений принято говорить, как о процессе, вследствие его длительности, сложности и наличия целого ряда самостоятельных этапов [3;с.112]

Для выработки адекватных управленческих решений, направленных на оптимизацию объемов продаж, чрезвычайно важным оказывается анализ и контроль продаж по отдельным группам.

Рассмотрим на примере производства макаронных изделий, какова степень влияния структуры и цен проданной продукции на изменения выручки от продаж по линии

«PAVAN» (таблица 6).

Таблица6. Факторный анализ доходов от продаж

№ п / п Наи мено вани е прод анно й прод укци и Количество проданной продукции, кг. Цены на реализованную продукцию, руб. Выручка за 1 квартал руб. Расчетный показатель выручки, руб. Выручка за 2 квартал руб.
  1 мес. 2 мес. При структуре и в ценах 1 мес., руб. При структуре 2 мес. и в ценах 1 мес., руб.
1 мес. 2 мес.
                   
«PAVAN» короткорезанные
  Ф-ка 0,45 7 590,15 8 109,00 12,60 13,40 95635,90 102330,40 102173,40 108660,60
  Ф-ка 0,9 47 783,70 61 686,00 11,50 12,30 549512,60 587978,50   758737,80
  Ф-ка 5 кг 7 425,00 5 115,00 11,25 12,10 83531,30 89378,50 57543,75 61891,50
  Вес 313 106,00 325 895,00 10,20 10,90 3193681,2 3417238,90   3552255,50
Итого 375904,85 400805,00       4196926,30 4193235,15 4481545,4

Рассмотрим степень влияния на изменение выручки от продаж структуры и цен проданной продукции

1. Влияние изменения количества проданной продукции в натуральном выражении. За счет увеличения экстенсивного фактора количества проданной продукции выручка растет. Количество проданной продукции в первый месяц составило 375904,85 кг, а во


втором месяце на 24900,15 кг больше и составило 400805 кг. Выручка за 1 месяц составила 3922361 руб., а во втором месяце на 559184,4 руб. больше и составила 4481545,4 руб. Во втором месяце количество проданной продукции уменьшилось только по 5 кг фасовке. Уменьшение продаж на 31,1% повлияло на уменьшение выручки по данной категории на 30,75%.

2. Влияние изменения цен на проданную продукцию. Цены в первом месяце
составили 30% от себестоимости изделий. А во втором 35%,на это повлияло изменение
цен на сырье, тару и прочие расходы (приложение) Соответственно выручка выросла.

3. Влияние изменения структуры проданной продукции.
Расчетный показатель выручки при структуре и в ценах 1 квартала = К(кол-во

продукции за 2 квартал/ кол-во продукции за 1 квартал)* выручку за 1 квартал.

К(кол-во продукции за 2 квартал/ кол-во продукции за 1 квартал) = 400805/375904,85 = 1,07.

Расчетный показатель выручки при структуре и в ценах 1 квартала:

Фасовка 0,45 кг: 1,07 * 95635,9 = 102330,4;

Фасовка 0,9 кг: 1,07 * 549512,6 = 587978,5;

Фасовка 5 кг: 1,07 * 83531,3 = 89378,5;

Весовые: 1,07 * 3193681,2 = 3417238,9.

При структуре и в ценах 1 месяца выручка составила 4196926,3 руб., это на 274565,3 руб. больше чем выручка за 1 месяц, но на 284619,1 руб. меньше чем за 2 месяц.

Расчетный показатель выручки при структуре 2 месяца и в ценах 1 месяца = кол-во проданной продукции за 2 месяц * цену 1 месяца.

Фасовка 0,45 кг: 8109 * 12,6 = 102173,4;

Фасовка 0,9 кг: 61686 * 11,5 = 709389;

Фасовка 5 кг: 5115 * 11,25 = 57543,75;

Весовые: 325895 * 10,2 = 3324129.

При структуре 2 месяца и в ценах 1 месяца выручка составила 4193235,15 руб., это на 288310,25 руб. меньше чем выручка при ценах 2 месяца.

Определим влияние факторов на изменение выручки от продаж.

а) влияние изменения количества проданной продукции
∆Vколичество = ∆Vрасчетное 1 - ∆Vпрош.г. = 4196926,30 – 3922361 = 274565,30

руб.;

б) влияние изменения структуры проданной продукции
∆Vструктуры = ∆Vрасчетное 2 - ∆V расчетное 1 = 4193235,15 – 4196926,30 = -

3691,15 руб.;


в) Влияние изменения цены проданной продукции

∆Уцены = ∆Уотч.г. - ∆V расчетное 2 = 4481545,40 - 4193235,15 = 288310,25 руб.

Баланс отклонений: 559184,40 = 274565,30 - 3691,15 + 288310,25

559184,4 = 559184,40

Влияние экстенсивных факторов (274565,30 - 3691,15) / 559184,40 * 100 = 48,45%.

Влияние интенсивных факторов 288310,25 / 559184,40 * 100 = 51,55 %

Таким образом можно сказать, что выручка увеличилась как за счет экстенсивных факторов (изменения количества) так и интенсивных факторов (изменение цены). Но интенсивный фактор повлиял значительнее (на 3,1%)

Б) планирования размеров заказов с учетом сезонной составляющей

Для решения данного вопроса вернемся к ООО “Теплотехсила” с применением достаточно сложного метода - метод анализа сезонных колебаний, потому что деловая активность организации подвержена сезонным изменениям количества оказанных услуг.

В исследовании использовался гармонический (спектральный) метод анализа временных рядов. Ряд рассматривается как совокупность накладываемых друг на друга гармонических колебаний, при этом используется математический аппарат тригонометрических функций. Если изменение какого-либо показателя носит периодический характер, то такому изменению соответствует периодическая функция Фурье. Сезонная волна - это синусоидальная функция с периодом в один год. Разложение таких функций в тригонометрический ряд Фурье носит название гармонического анализа [5, с. 70].

Аналитическая форма сезонной волны: yt = а 0 + (ak cos(kt) + bk sin(^));

к - порядковый номер гармоники ряда Фурье;

m - число гармоник. Оно влияет на точность аппроксимации и дисперсию. Аппроксимация - метод, состоящий в замене одних математических объектов другими, в том или ином смысле близкими к исходным, но более простыми. Дисперсия - степень отклонения или изменения значений переменной от центрального пункта;

t - время, принимающее значения 0, 2п/п, 2*2п/п,..., (п-\)*2п/п. Для месячных данных п=12;


ao, ak, bk – находятся в соответствии с методом наименьших квадратов и

задаются соотношениями:

n 1n 22 n

a 0 = yt; ak = yt cos(kt); bk = yt sin(kt).

Исходные данные при расчете сезонной волны количества продаж представлены в таблице 7.

Таблица 7 Исходные данные при расчете сезонной волны количества продаж в 2008 году

Ме сяц янв арь февр аль март апре ль май июн ь июль авгу ст сент ябрь октя брь нояб рь дека брь
t   0,523 599 1,047 198 1,570 796 2,094 395 2,617 994 3,141 593 3,665 191 4,188 79 4,712 389 5,235 988 5,759 587

На основе расчетных данных таблицы 8 найдены коэффициенты тригонометрических многочленов.


J>, sin 4 / = -4,33/6 = -0,72

Получились аппроксимирующие многочлены Фурье:

уп = 11,75 - 3,13 cos t - 2,86 sin t - с учетом только первой гармоники;

уа =11,75 -3,13 cos/-2,86sin /-0,42cos2 / -1,3 sin It- с учетом двух гармоник;

yt3 = ll,75-3,13cos/-2,86sin/-0,42cos2/-l,3sin2/-0,83cos3/-l,33sin3/ - с

учетом трех гармоник;

^4=H,75-3,13cosr-2,86sinr-0,42cos2r-l,3sin2r-0,83cos3r-l,33sin3r-l,25cos4r-0,72sin4r - с учетом четырех гармоник.

Таблица 8.

Данные для расчета коэффициентов тригонометрических многочленов

месяц t yt yt*cos(t) yt*sin(t) yt*cos(2t) yt*sin(2t) yt*cos(3t) yt*sin(3t) yt*cos(4t) yt*sin(4t)
январь     5,00 0,00 5,00 0,00 5,00 0,00 5,00 0,00
февраль 0,523599   5,20 3,00 3,00 5,20 0,00 6,00 -3,00 5,20
март 1,047198   4,00 6,93 -4,00 6,93 -8,00 0,00 -4,00 -6,93
апрель 1,570796   0,00 10,00 -10,00 0,00 0,00 -10,00 10,00 0,00
май 2,094395   -5,50 9,53 -5,50 -9,53 11,00 0,00 -5,50 9,53
июнь 2,617994   -12,12 7,00 7,00 -12,12 0,00 14,00 -7,00 -12,12
июль 3,141593   -14,00 0,00 14,00 0,00 -14,00 0,00 14,00 0,00
август 3,665191   -13,86 -8,00 8,00 13,86 0,00 -16,00 -8,00 13,86
сентябрь 4,18879   -7,50 -12,99 -7,50 12,99 15,00 0,00 -7,50 -12,99
октябрь 4,712389   0,00 -13,00 -13,00 0,00 0,00 13,00 13,00 0,00
ноябрь 5,235988   7,00 -12,12 -7,00 -12,12 -14,00 0,00 -7,00 12,12
декабрь 5,759587   12,99 -7,50 7,50 -12,99 0,00 -15,00 -7,50 -12,99
      -18,79 -17,16 -2,50 -7,79 -5,00 -8,00 -7,50 -4,33

Данные для расчета дисперсий

месяц t \t ŷн ŷа ŷе ŷ ы (Угŷн)2 (ytt2)2 (ytt3)2 (ytt4)2
Янв.   5,00 8,62 8,20 7,37 6,12 13,09 10,25 5,61 1,25
Февр. 0,523599 6,00 7,61 6,27 4,94 4,94 2,58 0,08 1,12 1,12
Март 1,047198 8,00 7,71 6,79 7,62 8,87 0,09 1,46 0,14 0,76
Апр. 1,570796 10,00 8,89 9,31 10,64 9,39 1,23 0,48 0,41 0,37
Май 2,094395 11,00 10,84 12,17 11,34 11,34 0,03 1,38 0,12 0,12
Июнь 2,617994 14,00 13,03 13,95 12,62 13,87 0,94 0,00 1,92 0,02
Июль 3,141593 14,00 14,88 14,47 15,30 14,05 0,78 0,22 1,69 0,00
Авг. 3,665191 16,00 15,89 14,56 15,89 15,89 0,01 2,08 0,01 0,01
Сент. 4,18879 15,00 15,79 14,88 14,04 15,29 0,63 0,02 0,92 0,09
Октяб. 4,712389 13,00 14,61 15,03 13,69 12,44 2,59 4,11 0,48 0,31
Нояб. 5,235988 14,00 12,66 13,99 14,83 14,83 1,79 0,00 0,68 0,68
Декаб. 5,759587 15,00 10,47 11,38 12,72 13,97 20,55 13,08 5,21 1,07
    141,00 141,00 141,00 141,00 141,00 44,30 33,13 18,30 5,80

Согласно его значениям, определяются индексы сезонности для искомого числа заказов:


J


= Z^*100% (табл. 10).


По полученным значениям построен график сезонной волны (рис. 4).

Очевидно, что в первые 4 месяца года уровень продаж в ООО “Теплотехсила” является неблагоприятным для фирмы. Заниженное их количество может быть обусловлено многими факторами, зависящими и независящими от руководства организации и принимаемых им решениями. Задача менеджеров теперь состоит в том, чтобы уравновесить, насколько это возможно, показатели работы организации и тем самым сгладить сезонные колебания.

Таблица 10. Значения индексов сезонности для построения графика сезонной волны в ООО “Теплотехсила” в 2008 году (%)

Мес яц янва рь февра ль ма рт апре ль ма й ию нь ию ль авгу ст сентяб рь октяб рь нояб рь декаб рь
Jj 52,06 42,05 75,5 2 79,91 96, 118, 01 119, 135,2 6 130,15 105,90 126,1 9 118,87

Рис. 4. График сезонной волны по объемам продаж в ООО “Теплотехсила” за 2008 год

Существует множество инструментов, благодаря которым руководство

организации сможет уравновесить показатели своей работы. Применительно к ООО

“Теплотехсила” этими инструментами могут стать:

- реклама (вышедшая заблаговременно до наступления самого неактивного в году

месяца, периода). Как известно, “реклама – двигатель торговли”, и даже в крупнейших

мировых компаниях огромные затраты на нее не только окупают себя, но и приносят

многократную прибыль;


- дополнительная покупка сырья, материалов, товаров, уровень которых будет достаточными для поддержания товарооборота и заказов на запланированном уровне. Недостаточность запасов чревата возможностями остановки производства, срыва поставок продукции, что наносит серьезный ущерб имиджу организации и негативно сказывается на результатах его работы;

- снижение цен на товары и услуги в месяцы с низким уровнем заказов. Цена рассматривается руководством организации как переменный фактор, оказывающий прямое воздействие на выручку от продажи товаров, структуру производства, методы работы [6, с. 156].

В сложившейся ситуации можно предположить, что лучшим инструментом выравнивания сезонной волны в деятельности ООО “Теплотехсила” может служить изменение цен на оказываемые услуги. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга организации и находятся в тесной зависимости от других сторон ее деятельности [7, с. 111].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: