Следуя по подъему с поездом большой массы, принимают меры, предупреждающие бок- сование, которое в этом случае может начаться не только при входе в кривые и выходе из них, на переездах и т. д., но даже на прямых участках пути. Машинист внимательно наблюдает за показаниями амперметра и сигнальных ламп, прислушивается к звуку, издаваемому колесно-моторными блоками электровоза: часто на слух можно воспринять начало боксования раньше, чем покажут приборы. Чтобы прекратить боксование, уменьшают ток двигателей. Для этого на электровозах постоянного тока главную рукоятку контроллера быстро переводят на низшие позиции, а на электровозах переменного тока ее устанавливают в положение АВ. После прекращения боксования вновь переводят цепи на высшие позиции, подавая песок под колеса перед каждым броском тока; если подачей песка и уменьшением тока боксование не прекращается, дополнительно применяют локомотивный тормоз; давление в тормозных цилиндрах не более 0,15—0,2МПа.
При следовании по затяжным подъемам с тяжелыми поездами учитывают возможность превышения допустимой температуры нагрева двигателей. Для снижения их температуры в конце подъема скорость в момент вступления поезда на подъем дают наибольшую. Хотя в конце затяжного подъема ток не зависит от начальной скорости, обмотки двигателей нагреваются меньше, так как уменьшается время протекания большого тока. В некоторых случаях на последних 500—1000 м перед перевалом постепенно переходят на низшие позиции контроллера. Время хода несколько увеличится (на 1—2 мин), но конечная температура двигателей снизится на 5—10 °С, что имеет очень большое, а иногда и решающее значение для дальнейшей сохранности двигателей.
|
|
Во избежание превышения допустимой температуры нагрева обмоток время протекания различных токов по двигателям электровозов в средних температурных условиях при нормальной вентиляции не должно превышать значений, указанных в табл. 2.
При ведении тяжелого поезда по подъему на электровозах переменного тока часто переходят на неходовые позиции, но в этом случае длительность работы на одной неходовой позиции не должна превышать 2—3 мин во избежание превышения допустимой температуры нагрева отдельных секций тягового трансформатора и обмоток переходного реактора.
Напряжение в контактной сети при следовании по затяжному подъему не влияет на силу тяги электровоза, так как любой необходимый ток может быть достигнут и при малом напряжении путем снижения скорости движения поезда. Однако, в момент подхода к началу подъема, желательно иметь возможно большее напряжение в сети, с тем чтобы можно было достичь наибольшей допустимой скорости движения и использовать на подъеме запас накопленной кинетической энергии. Напомним, что скорость движения прямо пропорциональна приложенному к двигателям напряжению. Желательно, чтобы высокое напряжение к контактной сети поддерживалось все время и на всем участке, тогда вентиляторы будут работать нормально 1 и давать достаточное количество воздуха для охлаждения двигателей. На электровозах переменного тока в таком случае подача вентиляторов не уменьшается, но при пониженном напряжении нагрев обмоток статоров асинхронных машин становится выше обычного.
|
|
На участках постоянного тока подача вентиляторов и охлаждение тяговых двигателей улучшаются при высоком напряжении сети, поэтому применение рекуперативного торможения на встречных электровозах, т. е. идущих по спуску, имеет значение не только как метод экономии электроэнергии и тормозных колодок.