double arrow

Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

До 1 января 2013 года общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществлялось Правительством РФ. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ представляла собой комплекс нормативных актов, которые определяли порядок организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, и имела четыре уровня:

1. законодательный;

2. нормативный;

3. методический;

4. локальные нормативные акты, принимаемые организацией.

Законодательный уровень включал Федеральные законы и иные законодательные акты (указы Президента и Постановления правительства РФ), которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета в организации. К документам первого уровня относились, например:

Гражданский кодекс РФ, который является правовой базой регулирования экономических отношений; Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», который действовал до 1 января 2013 года, и устанавливал единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета.

Нормативный уровень включал положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, которые устанавливали общие принципы и правила ведения бухгалтерского учета в организации по отдельным разделам учета. Они утверждались приказами Министерства финансов РФ и к ним относились: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н; Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на его отдельных участках.

Методический уровень включал методические указания, рекомендации, инструкции и другие аналогичные документы, которые регулируют методы ведения бухгалтерского учета отдельных видов хозяйственных средств и отдельных видов хозяйственных процессов. Они разрабатывались Минфином РФ и различными ведомствами. Важнейшим документом этого уровня является План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

К локальным нормативным актам, принимаемым организацией, относились рабочие документы организации для внутреннего пользования, утвержденные руководителем (приказы, распоряжения, графики и т.д.) и формирующие ее учетную политику.

В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ с 1 января 2013 года система регулирования бухгалтерского учета изменилась и имеет два уровня: государственное регулирование и негосударственное регулирование.

Государственное регулирование бухгалтерского учета осуществляется Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации. Негосударственное регулирование бухгалтерского учета осуществляют саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, а также других некоммерческих организаций. Таким образом, система регулирования бухгалтерского учета основывается на взаимодействии государственных органов и некоммерческих структур, что позволяет специалистам участвовать в разработке стандартов.

К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

1. федеральные стандарты;

2. отраслевые стандарты;

3. рекомендации в области бухгалтерского учета;

4. стандарты экономического субъекта.

Федеральные стандарты устанавливают единые правила для всех хозяйствующих субъектов независимо от вида их экономической деятельности.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов для определенных видов экономической деятельности.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.

Рекомендации в области бухгалтерского учета способствуют правильному применению федеральных и отраслевых стандартов, распространению передового опыта в области организации и ведения бухгалтерского учета и т.д.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения бухгалтерского учета на конкретном предприятии. Для небольших предприятий таким стандартом может служить учетная политика.

Следует отметить, что до тех пор, пока не будут утверждены федеральные и отраслевые стандарты, необходимо применять правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные до 1 января 2013 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: