double arrow

Оценка издержек производства


В условиях рыночной экономики перед предпринимателем встает задача определения оптимального объема продаж продукции, выпускаемой на его предприятии. Различные объемы выпуска товаров требуют разных по объему и структуре издержек. В этом случае категорию издержек уже нельзя рассматривать как некий монолит, отдельные структурные элементы которого подчиняются тем же законам, что и целое. Практически необходимым становится выделение из валовых (совокупных) затрат постоянных и переменных из­держек.

Постоянные издержки не зависят от объема выпуска продукции в короткие промежутки времени или могут контролироваться в долго­временном периоде. Постоянные издержки по своей экономиче­ской природе являются затратами на создание условий для кон­кретной деятельности. Это расходы по содержанию зданий, поме­щений, арендная плата, оплата труда административного аппарата, отчисления на обязательное страхование имущества, амортизаци­онные отчисления, износ НМА и МБП.

Переменные издержки меняются вместе с объемом выпуска продукции и обычно определяются этим объемом. Экономическая природа переменных издержек — это затраты на практическое осу­ществление деятельности, ради которой создано предприятие. К ним относятся затраты на сырье, материалы, топливо, газ и элек­троэнергию, расходы на оплату труда. На каждом предприятии раз­граничение затрат на постоянные и переменные происходит по­средством анализа конкретных статей, определяющих предприни­мательские издержки и формирующих цену предприятия.




Классификация издержек на постоянные и переменные имеет реальный экономический смысл и широко используется в зарубеж­ной практике при решении таких проблем, как оценка конкуренто­способности, выявление возможности роста финансовой устойчи­вости, определение точки безубыточности и др. Все эти вопросы рассматриваются детально в.курсе «Финансовый менеджмент», од­нако расчет точки безубыточности (кромки безопасности, предела безопасности) является прерогативой ценовиков предприятия и ис­пользуется при принятии решения по вопросам цен.

Экономическая сущность расчета точки безубыточности со­стоит в анализе взаимодействия спроса и предложения по кон­кретному товару предприятия. При этом надо учитывать, что своим предложением предприятие может управлять, так как его формируют затраты предприятия, а спросом управлять нельзя, Можно лишь в некоторой степени повлиять на него (маркетинговая система ФОССТИС). В процессе такого анализа определяет­ся точка безубыточности, соответствующая объему выпускаемой продукции при заданном (анализируемом) уровне цен, при котором доход от продажи равен издержкам производства.



Точка безубыточности определяется как отношение постоянных вдержек производства FC к разнице между ценой Р и удельными переменными издержками VC:

,

где X- безубыточный объем производства (продаж), шт.;

Р — цена единицы продукции;

FC — постоянные затраты;

VC — переменные затраты в расчете на единицу продукции.

Из этого соотношения можно определить максимальную сумму издержек производства, если известны значения осталь­ных величин:

FC = X (P-VС).

Можно также рассчитать и минимальную цену, по которой реа­лизуется продукция, исходя из заданного объема продаж, суммы постоянных и удельных переменных издержек производства:

.

Таким образом, практическая ценность классификации издержек по связи с объемом производства продукции и выделения постоян­ных и переменных затрат состоит в следующем:

1. помогает решить задачу регулирования массы и прироста прибыли на основе относительного сокращения тех или иных расходов при росте выручки;

2. позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить «запас финансовой прочности» предприятия на случай осложнений конъюнктуры на рынке или иных затруднений. Запас прочности измеряет разницу между фактиче­ским объемом продаж и объемом продаж, соответствующим точке безубыточности, и показывает, какова предельная вели­
чина снижения объема продаж для того, чтобы деятельность предприятия оставалась безубыточной;

3. открывает возможность использования метода предельных (маржинальных) издержек в ценообразовании.



Определение оптимальной ценовой стратегии предприятия в сложившихся условиях рынка возможно только при дальнейшем анализе изменения издержек в зависимости от различных объемов производства товаров.

Совокупные (валовые) издержки представляют собой все предпринимательские расходы, связанные с валовым выпуском продукции, это сумма постоянных и переменных издержек предприятия.

Предельные (маржинальные или приростные) издержки представляют собой прирост издержек при уве­личении производства на одну единицу продукции. Так как с изме­нением объема выпуска на одну единицу продукции постоянные издержки не меняются, то предельные издержки определяются рос­том лишь переменных затрат в результате выпуска дополнительной единицы продукции. Они показывают, во сколько обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на одну единицу:

.

Средние издержки являются издерж­ками на единицу выпуска продукции. Они представляют собой частное от деления совокупных (вало­вых) ТС издержек на объем реализуемого товара (Q):

.

Сравнивая средние издержки с ценой производства товара, можно определить, прибыльно ли производство.

В условиях рыночной экономики анализ изменения предельных издержек чрезвычайно важен для оптимизации поведения предприятия. При этом следует иметь в виду, что если средние издержки показывают прибыльность предприятия вообще, то предельные – максимизацию прибыли, которая может быть определена соотношением предельного дохода к предельным затратам. Тогда:

1. если прирост продаж на единицу увеличит доход в большей степени, чем вырастут расходы, то уровень производства, при котором прибыль будет максимальной еще не достигнут и предприятию следует расширять производство;

2. если большим оказывается темп роста затрат, то уровень производства уже выше оптимального и расширение производства нежелательно, т.к. это может привести к снижению валовой прибыли.

Важнейший путь снижения затрат на производство продукции – экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве - трудовых и материальных. К ним относятся: рациональное использование сырья, материалов, топлива и энергии; улучшение использования оборудования; сокращение затрат на обслуживание, управление производством и сбыт про­дукции. Эти источники постоянны, и их значимость возрастает под воздействием прежде всего интенсификации производства на ос­нове ускорения научно-технического прогресса, совершенствова­ния организации производства и труда, роста объемов производ­ства и т.д. Главным резервом снижения себестоимости продукции является повышение производительности общественного труда.

Вопросы для самоконтроля

1. Что входит в понятия «издержки производства», «валовой доход»?

2. В чем разница между бухгалтерскими и экономическими издержками?

3. На какие виды делят затраты предприятия в зависимости от их роли в процессе воспроизводства?

4. Раскройте классификацию затрат на производство продукции.

5. Какие существуют методы калькулирования себестоимости продукции?

6. В чем заключается практическая ценность классификации издержек на постоянные и переменные?

7. Что представляют собой постоянные, переменные, предельные, средние и валовые издержки производства?

8. Каковы пути снижения затрат на производство продукции в условиях рыночной экономики?

Раздел 10. Ценовая политика предприятия

10.1 Понятие «ценовая политика». 1

10.2. Цели ценовой политики. 2

10.3. Формирование ценовой политики организации (предприятия) 7

10.4.Принципы ценообразования на различных типах рынка. 9







Сейчас читают про: