В условиях рыночной экономики перед предпринимателем встает задача определения оптимального объема продаж продукции, выпускаемой на его предприятии. Различные объемы выпуска товаров требуют разных по объему и структуре издержек. В этом случае категорию издержек уже нельзя рассматривать как некий монолит, отдельные структурные элементы которого подчиняются тем же законам, что и целое. Практически необходимым становится выделение из валовых (совокупных) затрат постоянных и переменных издержек.
Постоянные издержки не зависят от объема выпуска продукции в короткие промежутки времени или могут контролироваться в долговременном периоде. Постоянные издержки по своей экономической природе являются затратами на создание условий для конкретной деятельности. Это расходы по содержанию зданий, помещений, арендная плата, оплата труда административного аппарата, отчисления на обязательное страхование имущества, амортизационные отчисления, износ НМА и МБП.
Переменные издержки меняются вместе с объемом выпуска продукции и обычно определяются этим объемом. Экономическая природа переменных издержек — это затраты на практическое осуществление деятельности, ради которой создано предприятие. К ним относятся затраты на сырье, материалы, топливо, газ и электроэнергию, расходы на оплату труда. На каждом предприятии разграничение затрат на постоянные и переменные происходит посредством анализа конкретных статей, определяющих предпринимательские издержки и формирующих цену предприятия.
Классификация издержек на постоянные и переменные имеет реальный экономический смысл и широко используется в зарубежной практике при решении таких проблем, как оценка конкурентоспособности, выявление возможности роста финансовой устойчивости, определение точки безубыточности и др. Все эти вопросы рассматриваются детально в.курсе «Финансовый менеджмент», однако расчет точки безубыточности (кромки безопасности, предела безопасности) является прерогативой ценовиков предприятия и используется при принятии решения по вопросам цен.
Экономическая сущность расчета точки безубыточности состоит в анализе взаимодействия спроса и предложения по конкретному товару предприятия. При этом надо учитывать, что своим предложением предприятие может управлять, так как его формируют затраты предприятия, а спросом управлять нельзя, Можно лишь в некоторой степени повлиять на него (маркетинговая система ФОССТИС). В процессе такого анализа определяется точка безубыточности, соответствующая объему выпускаемой продукции при заданном (анализируемом) уровне цен, при котором доход от продажи равен издержкам производства.
Точка безубыточности определяется как отношение постоянных вдержек производства FC к разнице между ценой Р и удельными переменными издержками VC:
,
где X - безубыточный объем производства (продаж), шт.;
Р — цена единицы продукции;
FC — постоянные затраты;
VC — переменные затраты в расчете на единицу продукции.
Из этого соотношения можно определить максимальную сумму издержек производства, если известны значения остальных величин:
FC = X (P-VС).
Можно также рассчитать и минимальную цену, по которой реализуется продукция, исходя из заданного объема продаж, суммы постоянных и удельных переменных издержек производства:
.
Таким образом, практическая ценность классификации издержек по связи с объемом производства продукции и выделения постоянных и переменных затрат состоит в следующем:
1. помогает решить задачу регулирования массы и прироста прибыли на основе относительного сокращения тех или иных расходов при росте выручки;
2. позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить «запас финансовой прочности» предприятия на случай осложнений конъюнктуры на рынке или иных затруднений. Запас прочности измеряет разницу между фактическим объемом продаж и объемом продаж, соответствующим точке безубыточности, и показывает, какова предельная вели
чина снижения объема продаж для того, чтобы деятельность предприятия оставалась безубыточной;
3. открывает возможность использования метода предельных (маржинальных) издержек в ценообразовании.
Определение оптимальной ценовой стратегии предприятия в сложившихся условиях рынка возможно только при дальнейшем анализе изменения издержек в зависимости от различных объемов производства товаров.
Совокупные (валовые) издержки представляют собой все предпринимательские расходы, связанные с валовым выпуском продукции, это сумма постоянных и переменных издержек предприятия.
Предельные (маржинальные или приростные) издержки представляют собой прирост издержек при увеличении производства на одну единицу продукции. Так как с изменением объема выпуска на одну единицу продукции постоянные издержки не меняются, то предельные издержки определяются ростом лишь переменных затрат в результате выпуска дополнительной единицы продукции. Они показывают, во сколько обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на одну единицу:
.
Средние издержки являются издержками на единицу выпуска продукции. Они представляют собой частное от деления совокупных (валовых) ТС издержек на объем реализуемого товара (Q):
.
Сравнивая средние издержки с ценой производства товара, можно определить, прибыльно ли производство.
В условиях рыночной экономики анализ изменения предельных издержек чрезвычайно важен для оптимизации поведения предприятия. При этом следует иметь в виду, что если средние издержки показывают прибыльность предприятия вообще, то предельные – максимизацию прибыли, которая может быть определена соотношением предельного дохода к предельным затратам. Тогда:
1. если прирост продаж на единицу увеличит доход в большей степени, чем вырастут расходы, то уровень производства, при котором прибыль будет максимальной еще не достигнут и предприятию следует расширять производство;
2. если большим оказывается темп роста затрат, то уровень производства уже выше оптимального и расширение производства нежелательно, т.к. это может привести к снижению валовой прибыли.
Важнейший путь снижения затрат на производство продукции – экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве - трудовых и материальных. К ним относятся: рациональное использование сырья, материалов, топлива и энергии; улучшение использования оборудования; сокращение затрат на обслуживание, управление производством и сбыт продукции. Эти источники постоянны, и их значимость возрастает под воздействием прежде всего интенсификации производства на основе ускорения научно-технического прогресса, совершенствования организации производства и труда, роста объемов производства и т.д. Главным резервом снижения себестоимости продукции является повышение производительности общественного труда.
Вопросы для самоконтроля
1. Что входит в понятия «издержки производства», «валовой доход»?
2. В чем разница между бухгалтерскими и экономическими издержками?
3. На какие виды делят затраты предприятия в зависимости от их роли в процессе воспроизводства?
4. Раскройте классификацию затрат на производство продукции.
5. Какие существуют методы калькулирования себестоимости продукции?
6. В чем заключается практическая ценность классификации издержек на постоянные и переменные?
7. Что представляют собой постоянные, переменные, предельные, средние и валовые издержки производства?
8. Каковы пути снижения затрат на производство продукции в условиях рыночной экономики?
Раздел 10. Ценовая политика предприятия
10.1 Понятие «ценовая политика». 1
10.2. Цели ценовой политики. 2
10.3. Формирование ценовой политики организации (предприятия) 7
10.4.Принципы ценообразования на различных типах рынка. 9