Понятие исторического источника, их классификация. 2 страница


5. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности.

С конца 4 тыс. до н.э. в истории человечества наступает новый этап – появление первых цивилизаций. Важнейшей чертой является появление государств. Появление древнего мира (4 тыс. до н.э. – середина 1 тыс. н.э.) включает историю стран Древнего Востока и Античности (древней Греции и Рима). Первое государство появляется 4 тыс. лет до н.э. в Южной Месопотамии (Шумер). Особенности древневосточных цивилизаций: 1.Традиционализм, т.е. традиционные образцы поведения и деятельности людей, вобравшие в себя опыт предков. Социальные, политические, культурные изменения происходят очень медленно. И многие поколения существуют в одних и тех же условиях. Отсутствовал конфликт «Отцов и детей». 2. Коллективизм, как основа общественной жизни. Личные интересы подчинены общественным. Основная ячейка общества – община, которая определяет и контролирует все стороны деятельности человека. Вне общины человек не мог существовать. 3.Восточная деспотия, как основная форма социально-политического устройства общества. Во главе государства деспот, фараон, правитель, обладающий всей полнотой власти. В восточной цивилизации не существует гарантий личных прав человека. 4. 2 вида собственности на землю: 1) общинная – принадлежит общине; 2) государственная, но верховным собственником всей земли было государство во главе деспота. 5. Патриархальное рабство. Раб – человек ограниченный в правах. Античность 1. Классическое рабство. Раб не человек, а предмет собственности, вещь, принадлежащая свободному человеку. 2. Основная форма политической организации общества – это полис (город, государство в древней Греции и гражданская община в отдельный период древнего Рима). Полис – это город-государство, в котором свободные граждане имели равные политические права не зависимо от их имущественного положения. Верховный орган власти - верховное собрание. 3. Зарождение частной собственности. Не классическая частная собственность, а античный вариант. В античности верховным собственником земли являлась община. Семья имела надел земли, который нельзя было продавать. 4. Демократическая форма правления. Впервые появляется демократия и принцип защищенности. Имели право требовать минимум для существования. Появляются права человека, выборы. Культуру Востока отличает от Запада многое. Даже понятие "культуры" на Западе и Востоке несёт в себе разный смысл. Европейское понимание культуры идёт от понятий "возделывание", изменение, превращение продукта природы в человеческий продукт. Греческое слово "пайдейя" (от слова "паис" - ребёнок), также означает "преобразование". А вот китайское слово (иероглиф) "вэнь", аналогичное понятию "культура", пиктографически восходит к начертанию символа "украшение" "украшенный человек". Отсюда основной смысл этого понятия - украшение, цвет, изящество, литература. "Вэнь" противостоит "чжи" - нечто нетронутое, эстетически грубое, духовно неутончённое. Таким образом, если на Западе под культурой понимается совокупность и материальных, и духовных продуктов человеческой деятельности, то на Востоке в культуру входят лишь те из продуктов, которые делают мир и человека "украшенными", "утончёнными" внутренне, "эстетически" украшенными. Эссе Специфика цивилизации государства, общества, культуры Древнего востока и Античности Понятие цивилизации является очень широким. Одним из первых данное понятие в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений. Ее определяют сообщество людей, составляющих определенный культурно-исторический тип. Речь идет об общности менталитета — мировоззрении, которое формирует основополагающие духовные ценности и идеалы, определяет стереотипы поведения отдельного человека и различных социальных групп в целом. Цивилизация — это и присущий какому-либо культурно-историческому типу способ организации, формирующий особые черты государственности, социальной жизни, экономики и культуры. Каждая цивилизация, ограниченная хронологическими и географическими рамками, уникальна и неповторима. Постоянно развиваясь, она проходит стадии зарождения, расцвета, разложения и гибели. Специалисты выделяют три глобальных типа: — традиционные цивилизации; — индустриальная цивилизация; — постиндустриальная (информационная) цивилизация. Для восточных обществ характерен первый тип. Цивилизации Востока развиваются циклически - проходят фазы становления и упрочения единого государства, его упадка, а затем наступает катастрофа, связанная с распадом государства. На каждой новой ступени развития этот цикл повторяется. Для Западной Европы характерно поступательное развитие, то есть постоянное восхождение к более высоким формам развития общества. Таким образом, Европейская цивилизация прошла все три типа. Академик Б. С. Ерасов выделил следующие критерии, отличающие цивилизацию от стадии варварства: Система экономических отношений, основанная на разделении труда. Средства производства контролируемые правящим классом. Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции. Рассмотрим общую характеристику цивилизаций Древнего Востока: К древневосточным относят цивилизации, сложившиеся в конце V — II тысячелетиях до н.э. в Северной Африке и Азии. Эти цивилизации, развивавшиеся, как правило, изолированно друг от друга, называют речными, так как их зарождение и существование были связаны с великими реками — Нилом, Тигром и Евфратом, Индом и Гангом, Хуанхэ и Янцзы. Древневосточные цивилизации возникли независимо друг от друга. Они создали первые системы письменности, открыли принципы государственности и нормы сосуществования людей, различавшихся этнически, социально, имущественно, профессионально и религиозно. Основой традиционной цивилизации является община. Постепенно существующие в ней родоплеменные связи замещаются этническими, хозяйственными, религиозными и какими-либо другими. Базой развития общества становится коллективизм — включенность человека в социальное, религиозное сообщество, призванное сохранить существующий порядок вещей. При этом интересы сообщества стоят над интересами отдельной личности, а ее собственностью распоряжается община. Интересы коллектива во многом ограничивают свободу личности. Такая система не терпит изменений и очень консервативна. Основой экономики традиционных цивилизаций является сельское хозяйство экстенсивного типа, которое направлено на овладение природными ресурсами. Но его эффективность очень мала, а получаемые излишки незначительны, поэтому преобладает натуральное хозяйство Подавляющая часть населения проживает в деревне. Города являются центрами ремесла и торговли, но доля городского населения невелика. Политическую и культурную жизнь организуют традиции и обычаи. Верховная власть связана с владением землей и носит личностный характер. В результате этого складывается иерархическое устройство общества. Тип правления основан на неизменности традиций, которые считались священными и неприкосновенными. Основой порядка была ничем не ограниченная и никем не контролируемая власть царя — живого бога или главного жреца. Он был верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, высшей инстанцией в суде. Опорой власти царя был бюрократический аппарат, управлявший от его имени. Такой тип государственности является деспотическим (от греческого слова деспот — повелитель). Страны Древнего Востока почти не знали социальных смут, это отчасти объяснялось тем, что отсутствовали представления о личности. В общественном сознании царило единомыслие. Понятия царь и справедливость сливались, а личную собственность и социальные низы в какой-то мере защищали традиция и закон. Другой тип правления — харизматический (от греч. слова харизма — дар) — связан с особыми качествами, присущими или приписанными конкретному правителю. Несмотря на развитые системы письменности, большинство людей в традиционных цивилизациях было неграмотно. Древневосточное общество было иерархичным. На вершине иерархии стояли царь и высший слой знати, состоявшей из родовой, управленческой и военной аристократии и жречества. К средним слоям принадлежали чиновники, бюрократический аппарат контролировал все сферы жизни. Низ общественной иерархии составляли ремесленники и свободные общинники-земледельцы. В ряде стран Древнего Востока население делилось на касты, отличавшиеся от сословий полной изолированностью друг от друга. Перейдем к рассмотрению Античных цивилизаций. Еще один культурный центр, возникший в Средиземноморье, получил название «античная цивилизация». К античной цивилизации принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Эта цивилизация базировалась на качественно иных основаниях и в экономическом, политическом и социальном отношениях была более динамичной по сравнению с древневосточными обществами. Достижения древних греков и римлян впечатляюще поразительны во всех областях, и на них основана вся европейская цивилизация. Греция и Рим, два вечных спутника, сопровождают европейское человечество на всем его пути. Античная цивилизация, если исчислять ее от гомеровской Греции (XI-IX вв. до н.э.) до позднего Рима (III-V вв. н.э.), многими достижениями обязана еще более древней крито-микенской (эгейской) культуре, которая существовала одновременно с древневосточными культурами в восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции в III-II тыс. до н.э. Центрами эгейской цивилизации были остров Крит и город на юге Греции Микены. Эгейская культура отличалась высоким уровнем развития и своеобразием, однако нашествия ахейцев, а затем дорийцев повлияли на ее дальнейшую судьбу. В историческом развитии Древней Греции принято выделять следующие периоды: гомеровский (XI-IX вв. до н.э.); архаический (VIII-VI вв. до н.э.); классический (V-IV вв. до н.э.); эллинистический (конец IV–I вв. до н.э.). История Древнего Рима делится всего на три основных этапа: ранний, или царский Рим (VIII–VI вв. до н.э.); римская республика (V–I вв. до н.э.); римская империя (I–V вв. н.э.). Римская цивилизация считается эпохой наивысшего расцвета античной культуры. Рим называли «вечным городом», а поговорка «Все пути ведут в Рим» сохранилась до наших дней. Римская империя представляла собой самое большое государство, охватившее все территории, примыкающие к Средиземноморью. Слава и величие ее измерялись не только обширностью территории, но и культурными ценностями входивших в нее стран и народов. В формировании римской культуры приняли участие многие народы, подчинявшиеся римской власти, в том числе и население древневосточных государств, в частности Египта. Особая роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала грекам. Как писал римский поэт Гораций, «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла». У греков римляне заимствовали более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства, алфавит, на основе которого была создана латинская письменность, и, конечно же, велико было влияние греческого искусства: в Рим были вывезены библиотеки, образованные рабы и т.д. Именно синтез греческой и римской культур сформировал античную культуру, ставшую основанием европейской цивилизации, европейского пути развития. Несмотря на различия в развитии двух крупнейших очагов античной цивилизации – Греции и Рима, можно говорить о некоторых общих чертах, определивших своеобразие античного типа культуры. Поскольку Греция раньше Рима вступила на арену мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались специфические особенности цивилизации античного типа. Эти особенности были связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, получившими название архаической революции, культурного переворота. Важную роль в архаической революции сыграла греческая колонизация, которая вывела греческий мир из состояния изоляции и вызвала стремительный расцвет греческого общества, сделала его более подвижным, восприимчивым. Она открыла широкий простор перед личной инициативой и творческими способностями каждого человека, помогла высвобождению личности из-под контроля общины и ускорила переход общества на более высокий уровень экономического и культурного развития. На основе всего выше написанного, можно сделать сравнительную характеристику двух цивилизаций в виде таблицы. цивилизация античный древневосточной общество Древняя Индия Древняя Греция Занятия Земледелие, торговля, оседлое скотоводство, ремесло (ткацкое самое главное) Мореплавание, ремесло, торговля, рыбная ловля, разведение мелкого рогатого скота, виноделие, выращивание оливок, в плодородных долинах – земледелие. Религия Индуизм, буддизм. Многобожие Социальный строй Кастовое деление Классовое деление Форма государственного устройства Деспотичная монархия Аристократия (Афины), Олигархия (Спарта), ранняя демократия Культура Появление цифр (0,1,2,3…). В архитектуре: строительство храмов, рельефы и резьба. Развито литературное искусство – мифы, гимны, басни, поэмы («Махабхарта», «Рамаяна») Развита скульптура (деревянный каркас, золотые пластины и пластины из слоновой кости, мрамор, камень. Скульптуры показывали красоту человеческого тела, чувства, движения), архитектура (строение храмов с двухскатной крышей и колоннадой). Основные памятники архитектуры: Парфенон, храм Ники Аптерос. Так же развито театральное искусство. На основании таблицы можно сделать вывод о том, что античные страны были более развиты в отличие от стран Древнего Востока. В заключении следует сказать, что традиционные цивилизации представляют собой первоначальную форму общественной жизни, связанной с преодолением варварства.


6. Место Средневековья во всемирно-историческом процессе.

Итальянские историки считали Ср. – темным веком. Хронологические рамки: Для России: 5 – 16в. Для зап. Европы: 1) раннее Ср. 5 – 11 в. 2) класс. Ср. 11 – 15 в. 3) позд. Ср. 15 –16, сер. 17 в. В это время в Европе складывались феодально-крепостнические отношения. Эконом. жизнь была не очень активной, господствовало натур. хоз-во. Средневековое общество – аграрное, основанно на ручном труде и феодальных отношениях. Феодалы – собственники земли, а зависимые от них – крестьяне. Крестьянин имеет тягловую силу и орудия труда; несёт повинности за пользование землей феодала: Барщина (отраб. рента), Натуральная рента (продуктовая), Денежная рента. К крестьянам применялись меры внеэкономического принуждения (феодал – защитник крестьян (кр. были защищены от притязаний соседей), ф. «помогал» с судой под высокий процент). Гос-во давало ф. большие права – господин над кр-ми (собирал налоги с кр. и судил их). Эти права получили название «феод. иммунитет». Земельная собственность носит сословный, неполный, расщепленный хар-тер. Часть земель монарх передает своим ближайшим слугам на условиях несения воен. службы в пользу этого монарха. Личная земля монарха – «домин». Выше стоящий – «сюзерен». Ниже стоящий – «вассал». Взаимоподчинение (феод. иерархия или отношения вассалитета). В Ср. обществе морально-нравственные установки носят застылый характер; задаются нормами крестьянской религии. Ср. общество динамично. Появляются известные нам народы. Достигло общество больших высот в научной и культурной областях. В Ср. века было 2 центра цивилизации – Европа и Азия. Азия – арабско-мусульманская цивилизация (арабский язык, вера в ислам). 7-8 век: на территории Азии сложилось огромное гос-во – Арабский халифат (но оно было непрочным). Высокий уровень арабов на ранней стадии развития объясняется за счет аккумуляции всех достижений других народов и цивилизаций. В области идеологии господ. роль играла церковь. Понятие «средний век» было введено итальянскими гуманистами, которые хотели таким образом подчеркнуть коренное отличие культуры своего времени от предшествующего исторического периода (эпохи Античности). В их понимании «средний век» – это «темный век», период культурного упадка, когда в жизни европейцев не происходило ничего заслуживающего внимания, господствовал религиозный фанатизм и царила безграмотность. Напротив, многие историки и религиозные мыслители смотрели на средневековое общество как на идеальное общество. Как видно, в оценке средневековья присутствуют крайности. По-разному определяются и временные рамки Средневековья. Одни историки датируют Средние века с начала II-III вв. н.э. до конца ХVIII в. Большинство же историков дают другую периодизацию – V в.н.э. – конец ХVI в - середина ХVII в. К тому же внутри тысячелетнего периода Средневековья принято выделять три этапа: Раннее Средневековье – Vв. - начало ХIв. Классическое Средневековье – ХI-ХV вв. Позднее Средневековье ХVв. – середина ХVII в. Наиболее характерными чертами средневекового периода являются следующие: это, по преимуществу, аграрное общество, основанное на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях; система ценностей и представлений основана на религиозных заповедях и учении церкви; для общества характерно стремление внутреннему единству и внешнему обособлению, сословной замкнутости; в период Средневековья происходит зарождение и формирование современных народов. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, институты образования, что дало толчок для развития мировой цивилизации. В эпоху Средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс сначала Руси, а затем и России. В VI в. н.э. у восточных славян начинается процесс разложения родовых отношений. В VI в. восточные славяне объединяются в племенные союзы со своими княжениями. В VIII – IХ веках в Восточно-Европейской равнине идет интенсивное развитие экономики, выделяются ремесла, завязываются тесные торговые отношения Византией, Востоком и Западной Европой. В начале IХ в. идет постепенный процесс складывания государственности. Оценивая место средневековья в истории Западной Европы, следует иметь в виду, что эта эпоха была временем возникновения, развития и разложения феодального способа производства, — последнего, как принято считать, способа производства, основанного на внеэкономическом принуждении зависимых непосредственных производителей со стороны условных корпоративных собственников средств производства. Феодальный способ производства предполагал относительно низкий уровень развития производительных сил общества. После резкого падения уровня жизни европейцев вследствие разложения рабовладельческих отношений, варварских вторжений и завоеваний, неурожаев и массовых эпидемий эпохи раннего средневековья (V—X вв.), целый ряд факторов, в том числе и прогресс в сфере производительных сил, обусловил хозяйственный подъем в начале эпохи классического средневековья (X—XV вв.). В результате так называемой «внутренней колонизации» (X—XV вв.) в хозяйственный оборот были вовлечены практически все пригодные для обработки земли и природные ресурсы западноевропейского субконтинента уже к XI в. развитие производительных сил достигает такого уровня, на котором начинается процесс отделения ремесленного производства и торговли от сельского хозяйства. Следствием явилось возникновение средневекового города, который в отличие от античного полиса выступал не столько в качестве государственно-административного, военного или религиозно-культурного центра, сколько в качестве центра производства и обмена. Средневековый город с присущей ему узкой специализированностью ремесел и торговли, своеобразной цехово-гильдейской корпоративной организацией и даже «товарно-рыночной предназначенностью» был порождением феодального способа производства и его необходимым элементом. Тем не менее недюжинное общественное разделение труда между сельским и городским населением, углубление специализации внутри сотен городских «профессий», развитие внутренней и международной торговли предопределили существенное повышение уровня развития производительных сил средневекового общества. Другим, не менее важным, следствием возникновения и развития города как центра ремесла и торговли было значительное расширение сферы применения товарно-денежных отношений при сохраняющемся в экономике средневековья в целом господстве натурального хозяйства. Несмотря на то обстоятельство, что втягивание сельскохозяйственного сектора феодальной экономики в товарно-денежные отношения протекало крайне сложно, неравномерно, порождало острейшие социальные конфликты и даже сопровождалось демографическими катастрофами в результате массовых эпидемий, в наиболее передовых регионах Западной и Юго-Западной Европы развитие этого процесса привело уже в XIII—XIV вв. к замене натуральных видов ренты денежной и началу освобождения крестьянства от личной зависимости. В XIV —XV вв. в торгово-промышленных центрах Западной Европы получает развитие процесс так называемого «замыкания» цехов и гильдий. В ходе его развития полноправные члены городских корпораций, — мастера и купцы, — постепенно отходили от непосредственного участия в производственных процессах и торговых операциях, оставляя за собой, главным образом, лишь организаторскую функцию и все в большей мере обретая статус монопольных собственников средств производства и обмена. Неполноправные члены городских «профессий», напротив, лишались такой перспективы и, превращаясь в «вечных» подмастерьев и учеников, по сути становились наемными работниками различной квалификации. Следовательно, в результате «замыкания» ремесленных цехов и купеческих гильдий в феодальных по своей природе производственных отношениях средневекового города происходит зарождение элементов эксплуатации относительно свободного наемного труда со стороны условных собственников средств производства. Появление краткосрочных крестьянских держаний на условиях выплаты фиксированной денежной ренты и «замыкание» ремесленных цехов и торговых гильдий со всей очевидностью свидетельствуют о том, что потенциальные возможности феодального способа производства достигли своего крайнего предела и дальнейшее прогрессивное развитие общества неизбежно связано с изменением характера собственности на средства производства и обмена: на смену феодальной (а следовательно, — неизбежно условной и корпоративной) собственности должна прийти капиталистическая (сугубо индивидуальная, частная) собственность. Процессы, протекавшие в экономической сфере, находили выражение в острых социальных конфликтах, сотрясавших Европу эпохи средневековья. Завершение феодализации общества породило борьбу основных общественных классов средневековья, — крестьян против их феодальных господ, — борьбу, которая шла на протяжении всей эпохи, варьируясь от скрытых, пассивных форм сопротивления до активных и массовых выступлений в форме восстаний и появление городов, формирование бюргерства как сословия и возникновение органов городского самоуправления сопровождались борьбой горожан с феодальными сеньорами, которая получила наименование «коммунальных революций» XI— XIII вв. В XIII— XV вв. акцент социальных противоречий перемещается в собственно городскую среду: с одной стороны, бюргерство вступает в борьбу с олигархическим городским патрициатом, с другой, в связи с «замыканием» цехов и гильдий, обостряются противоречия между полноправными членами ремесленных и торговых корпораций и «вечными» подмастерьями и учениками. Пиком социальных конфликтов эпохи принято считать «кризисный» XIV в. Процессы возникновения и эволюции средневекового государства и его основных структур были обусловлены воздействием сложного комплекса его факторов. В ходе так называемого великого переселения народов (III — середина XI вв.) из глубин Евразии в Западную Европу была заложена смешанная в этническом и расовом отношении основа современных народов этого субконтинента. Германские, тюркские, иранские, угро-финские, славянские племена разрушили разлагавшуюся рабовладельческую Западную Римскую империю и расселились на ее территории, вступив в тесное взаимодействие с ее, преимущественно романо-кельтско-греческим, населением. Поскольку все эти этнические группы и их разнообразные сочетания находились на разных уровнях социально-экономического развития, их синтез представлял собой предельно острый, длительный, сложный и противоречивый процесс. На базе новых этно-племенных образований сложившихся в ходе великого переселения народов, завоеваний и перераспределения захваченных земель в Европе возникают «варварские» раннефеодальные государства (V— IX вв. сохранявшие существенные пережитки патриархального и рабовладельческого укладов. Сильнейшим из них оказалась держава франков, в период своего наибольшего могущества (первая треть IX в.) включавшая в свой состав большую часть территорий континентальной Западной Европы. В 800 г. франкский король Карл Великий был коронован папой римским Львом III в качестве императора. Однако «восстановленная» таким образом Римская империя просуществовала в качестве относительно единого государства только до 843 г. В X —XII вв. Европа вступает в эпоху феодальной раздорбленности. Становление феодального способа производства, выразившееся в складывании системы феодального землевладения и землепользования, подчинении крестьянства феодальной юрисдикции при высокой степени господства натурального хозяйства и отсутствии сколько-нибудь прочных экономических связей привело к превращению отдельных феодальных сеньорий в «главные фокусные точки" средневековой экономики и социально-политических структур. Государственная власть переходит в руки крупнейших поместных господ. Монарх сохраняет верховную власть, но она приобретает чисто номинальный характер: король обладает реальной властью только на землях своего домена и, таким образом, превращается лишь в «первого среди равных» ему представителей феодальной аристократии. Однако в это же время в западноевропейских странах в связи с возникновением и развитием городов как центров ремесленного производства и обмена начинается процесс формирования локальных и региональных рынков крепнут и расширяются экономические связи между отдельными областями. Вместе с тем, усиливаются и культурные связи внутри феодально-раздробленных государств. На этой основе укрепляется территориально-языковая общность складывающихся европейских народностей. В XII—XV вв. в западноевропейских странах идет процесс создания централизованных государств. Возросшее экономическое и социально-политическое значение «свободных сословий» средневекового общества, — духовенства, дворянства, бюргерства, а в некоторых странах, — и лично свободной части крестьянства, а также та роль, которую они сыграли в усилении королевской власти за счет власти феодальных магнатов, привело к тому, что процесс политической централизации имел своим результатом создание сословно-представительных монархий. Сословно-представительные органы, — парламент в Англии, генеральные штаты во Франции, рейхстаг в Германии, кортесы в Испании, — как правило, закрепляли за собой законодательную функцию, важнейшей частью которой было право утверждения общегосударственного налогообложения. В результате постепенно формируется представление о праве налогоплательщиков на участие в законотворческой деятельности государства. Параллельно возникновению органов сословного представительства королевская власть создает общегосударственные органы исполнительной власти и зачатки регулярных вооруженных сил, — возникает строго иерархизированный аппарат гражданской и военной бюрократии В процессе взаимодействия выборных органов сословного представительства и назначаемых главой государства органов исполнительной власти впервые формируются положения принципа разделения функций различных по своей природе властей, — краеугольного камня современной государственности. Общим итогом развития этнокультурных, экономических и социально-политических процессов явилось возникновение к исходу средневековья в Европе системы государств, близкой современной. Ценным вкладом европейского средневековья в мировую культуру явилось превращение в хронологических границах этой исторической эпохи христианства из малочисленной и гонимой секты в одну из мировых религий. Христианство наряду с адаптированным средневековым обществом античным культурным наследием и традициями разлагающегося варварства образовали тот неповторимый сплав, который стал базой современной европейской цивилизации и культуры, составляющих до сих пор стержень общечеловеческой системы материальных и духовных ценностей. К исходу эпохи классического средневековья в европейской культуре, образовании и науке окрепла тенденция светского развития. Вместе с индивидуализацией средств производства и орудий труда, ростом экономического значения индивидуальных трудовых усилий в условиях товарного производства в средневековом менталитете происходит осознание значения отдельной человеческой личности вне зависимости от ее сословной принадлежности Идея гражданского равенства становится одной из центральных в формирующемся гуманистическом мировоззрении. Наконец, на исходе классического средневековья степень товарности европейской экономики достигла такого предела, который породил острейший дефицит средств обмена, — феномен так называемой «жажды золота». К тому времени уровень развития производительных сил и научных знаний, достигнутый Европой, сделал возможным осуществление далеких океанских плаваний. В результате XV в. ознаменовался началом эпохи Великих географических открытий. Средневековые европейские державы оказались способны не только организовать последовательное изучение среды обитания человечества, — земного шара, но и обеспечить начало его колониального освоения. В итоге, впервые в истории начинает складываться единая глобальная хозяйственная и геополитическая система, а сама история с этого времени начинает приобретать воистину всемирный характер.

7. Формирование древнерусской государственности. Принятие христианства и его значение для исторического развития России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: