double arrow

Глава 29. ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО

§ 1. Понятие особого производства

Предметом судебной защиты может быть не только субъективное право, но и охраняемый законом интерес (законный интерес - ст. 2 ГПК РФ), а необходимость судебной защиты не связывается лишь со случаями их нарушения или оспаривания. Правоохранительная деятельность суда в гражданском судопроизводстве настолько широка, что не ограничивается разрешением споров о праве и устранением нарушений субъективного права, что характерно для искового производства и производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. В ряде случаев закон возлагает на суд функцию содействия гражданам и организациям в приобретении и осуществлении их прав и законных интересов при условии, что самостоятельная их реализация затруднительна или невозможна. Такое содействие осуществляется судом в порядке особого производства путем установления: фактов, имеющих юридическое значение; наличия или отсутствия неоспариваемого субъективного права; правового статуса гражданина.

Особое производство есть порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел по установлению фактов, имеющих юридическое значение, подтверждению наличия или отсутствия неоспариваемых субъективных прав, определению правового статуса гражданина с целью оказания содействия заявителю и заинтересованным лицам в приобретении прав, либо создания необходимых условий для осуществления имеющихся субъективных прав.

Затруднительность или невозможность в реализации субъективного права или законного интереса обусловлена неочевидностью конкретных юридических фактов и обстоятельств, лежащих в основе возникновения, изменения или прекращения права, вследствие чего возникает необходимость в их тщательном исследовании и проверке со стороны суда. На право конкретного лица никто не претендует, его никто не оспаривает и не нарушает. Но и приобрести или реализовать его трудно или невозможно потому, что третьи лица, а в особенности государственные органы, деятельность которых связана с таким приобретением или реализацией, не уверены и сомневаются в наличии или отсутствии данного права ввиду невозможности представления правообладателем необходимых доказательств. Поэтому особое производство называют бесспорным производством в том смысле, что в нем отсутствует спор о субъективном праве. Действительно, если при подаче заявления или при рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в исковом порядке (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ).

В то же время следует признать, что в большинстве дел особого производства присутствует так называемый спор о факте, предметом которого является правовое событие или действие, устанавливаемое судом. Таким образом, несогласие между заявителем и заинтересованными лицами относительно наличия или отсутствия тех или иных юридических фактов, входящих в совокупность юридического состава-основания субъективного права, еще не означает наличие спора о самом субъективном праве. Определить границу между спором о факте и спором о праве практически очень сложно. При решении вопроса о необходимости оставления заявления без рассмотрения исходят из того, что спор может возникнуть только между конкретными лицами и из конкретного правоотношения. Для этого суду целесообразно опрашивать заявителя и заинтересованных лиц, намерены ли они оспаривать в судебном порядке права, вытекающие из устанавливаемых в особом производстве фактов и обстоятельств, и возможно ли, по их мнению, рассмотрение дела в порядке особого производства.

Поскольку во всех делах особого производства отсутствует спор о праве, то здесь нет сторон с противоположными материально-правовыми требованиями (истца и ответчика), третьих лиц, однако имеется заявитель и могут быть заинтересованные лица. Дела особого производства возбуждаются по обращению заявителя, адресованного суду в форме заявления. По своей сути заявление - одностороннее, так как в нем объективно не может быть выдвинуто никаких материально-правовых требований к кому-либо, а указываются лишь просьба заявителя к суду и лица, заинтересованные, по мнению заявителя, в исходе дела. В тех случаях, когда заявитель затрудняется указать заинтересованных лиц, суд должен выяснить их круг самостоятельно, исходя из содержания поданного заявления (ч. 2 ст. 263 ГПК РФ).

Дела особого производства рассматриваются и разрешаются судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными процессуальным законодательством. Среди этих особенностей можно выделить две группы:

- имеющие общее значение и применяемые при рассмотрении всех дел особого производства;

- специальные, закрепленные в гл. 28 - 38 ГПК РФ, применительно к отдельным категориям дел.

К числу особенностей, касающихся всех дел особого производства в первую очередь, следует отнести специфическое действие функциональных принципов гражданского процесса. Ввиду того что интересы заявителя и заинтересованных лиц в особом производстве не всегда противоречат друг другу, принцип состязательности в делах особого производства имеет свое собственное содержание, выражающееся в сотрудничестве суда и заявителя (заинтересованных лиц) в разработке фактического процессуального материала с учетом мнения каждого из участников процесса с правом суда собирать доказательства по своей инициативе в целях выяснения действительных правоотношений заявителя и заинтересованных лиц.

В силу отсутствия иска и материально-правовых требований сторон у заявителя и заинтересованных лиц нет прав, вытекающих из принципа диспозитивности в исковом производстве: признать иск или отказаться от иска, изменить его основание или предмет, увеличить или уменьшить размер исковых требований, нет возможности заключить равнозначное по содержанию с исковым производством мировое соглашение. В то же время применительно к предмету и основанию заявления диспозитивные права заявителя и заинтересованных лиц могут быть реализованы в той мере, в какой это допускается действующим законодательством.

Неприменимы в особом производстве и положения гл. 13 ГПК РФ об обеспечении иска, гл. 22 ГПК РФ о заочном производстве, а также правила ст. 137 ГПК РФ. В теории предлагаются и иные особенности, характерные для рассмотрения всех дел особого производства <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Аргунов В.В. Общие положения особого производства // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. N 7 - 8.

К особому производству согласно ст. 262 ГПК РФ относятся дела:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) об усыновлении (удочерении) ребенка;

3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

7) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

8) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

9) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;

10) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

11) о восстановлении утраченного судебного производства.

Федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.

§ 2. Установление фактов, имеющих юридическое значение

Под юридическими фактами принято понимать обстоятельства реальной действительности, с которыми действующие законы и иные нормативные правовые акты связывают возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В исковом производстве и производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, суд устанавливает юридические факты для разрешения вопроса о субъективных правах и обязанностях лиц, участвующих в деле, т.е. установление юридических фактов является лишь необходимым этапом для того, чтобы разрешить спор о праве. При отсутствии нарушения субъективных прав, отсутствии притязаний и споров о праве между конкретными лицами прибегать к помощи суда для установления юридических фактов, как правило, не требуется. Регистрация, учет и удостоверение юридических фактов, оформление и выдача документов (свидетельств, справок, удостоверений и др.) в подтверждение данных фактов с целью содействия гражданам и организациям в приобретении и осуществлении их прав и обязанностей по общему правилу составляют компетенцию органов исполнительной власти, а не суда. К судебному порядку, урегулированному гл. 28 ГПК РФ, можно прибегнуть в исключительных случаях. К таковым следует отнести:

- отсутствие специального порядка установления, учета и удостоверения юридических фактов в действующем законодательстве (к примеру, когда юридические факты не регистрируются вообще);

- порядок установления и регистрации фактов хотя и имеется, но они не были установлены и зарегистрированы своевременно;

- юридические факты были зарегистрированы и удостоверены компетентными органами исполнительной власти, но подтверждающие документы у заявителя не сохранились, и восстановить их компетентный орган исполнительной власти не имеет возможности, т.е. у компетентного органа нет необходимых документов и информации.

При вышеперечисленных обстоятельствах вопрос о наличии или отсутствии юридического факта может быть разрешен судом в качестве самостоятельного вопроса. Субъективные права и обязанности, связанные с устанавливаемым юридическим фактом, остаются при этом за рамками деятельности суда.

С заявлением об установлении юридического факта может обратиться любое заинтересованное лицо. По общему правилу суд с учетом правил о подведомственности (ст. 30 АПК РФ, абз. 4 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ) может установить любые факты, которые влекут правовые последствия для заявителя. В то же время ввиду исключительности самой судебной процедуры требование об установлении юридического факта может быть реализовано только при определенных условиях. Суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если:

а) согласно закону такие факты порождают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан или организаций);

б) установление факта не связывается с разрешением спора о праве, подведомственного суду;

в) заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение;

г) действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления.

Несоблюдение какого-либо из вышеуказанных условий влечет невозможность рассмотрения судом дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, и является основанием для отказа в принятии заявления по п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ либо прекращения производства по уже возбужденному делу (п. 1 ч. 1 ст. 220 ГПК РФ).

Подсудность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, определяется местом жительства заявителя. Если заявителей по делу несколько и проживают они в разных местах, то заявление может быть подано по месту жительства одного из них. Если в качестве заявителя выступает организация, то заявление подается по месту ее нахождения. Заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом подаются в суд по месту нахождения недвижимого имущества. Данное исключительное правило установлено в связи с тем, что по месту нахождения недвижимого имущества сосредоточено большинство доказательств.

Помимо общих правил, установленных ст. 131 и ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно составляться с учетом дополнительных требований. Юридическая значимость или юридически безразличный характер факта определяются судом конкретно по каждому делу. Факты, перечисленные в ст. 264 ГПК РФ, обладают юридической значимостью не всегда и не для любого лица, а только в определенной жизненной ситуации. Именно поэтому в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт. Определение цели, в связи с которой заявителю необходимо установить юридический факт, имеет первостепенное значение, так как исходя именно из цели, суд определяет предмет доказывания, перечень необходимых доказательств, круг заинтересованных лиц, подлежащих привлечению в процесс, да и вообще возможность установления конкретного юридического факта в судебном порядке.

В заявлении также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения или восстановления документов, удостоверяющих юридический факт. В большинстве случаев такими доказательствами являются письменные отказы органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит регистрация и установление юридических фактов в выдаче дубликатов необходимых документов либо в регистрации юридических фактов. При отсутствии какого-либо внесудебного порядка регистрации и установления искомого факта такие письменные доказательства требовать от заявителя нельзя, однако в заявлении должно быть указано, что искомый юридический факт вообще не подлежит какой-либо регистрации и не устанавливается каким-либо государственным органом во внесудебном порядке. При невозможности получения заявителем необходимых доказательств суд может оказать в этом помощь путем направления соответствующего запроса в порядке ст. 57 ГПК РФ.

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судом с участием заявителя и иных заинтересованных в исходе дела граждан и организаций. Суд в рамках подготовки дела к судебному разбирательству обязан выяснить круг таких лиц и вызвать их в судебное заседание.

Решение по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в целом должно отвечать требованиям, предъявляемым законом к решениям по делам искового производства (ст. ст. 197 - 198 ГПК РФ). В решении по делу об установлении юридического факта должен быть указан сам факт, наличие или отсутствие которого установил суд с приведением доказательств, на основании которых требование заявителя удовлетворено или отклонено. При подтверждении юридического факта указывается цель его установления.

Судебное решение об установлении факта, подлежащего регистрации в иных государственных органах (ЗАГСа, Росреестра и т.п.), не заменяет собой документов, выдаваемых этими органами, а служит лишь основанием для их получения. К примеру, в силу ст. 268 ГПК РФ или ч. 3 ст. 222 АПК РФ решение суда об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" <1>).

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2010. N 7.

Закон (ст. 264 ГПК РФ) приводит примерный перечень фактов, имеющих юридическое значение, которые устанавливает суд по правилам особого производства.

Установление факта родственных отношений. В судебном порядке устанавливаются не любые, а строго определенные родственные отношения с учетом цели, которую преследует заявитель. В качестве юридических последствий установления факта родственных отношений могут выступать: оформление наследственных прав; оформление права на пенсию по случаю смерти кормильца, на государственное пособие по многодетности; оформление прав на получение алиментов и т.д. Наиболее часто факт родственных отношений устанавливается с целью назначения пенсии и получения свидетельства о праве на наследство.

В первом случае суды должны руководствоваться нормами пенсионного законодательства о круге лиц, имеющих право на получение пенсии <1>. При установлении факта родственных отношений с целью оформления свидетельства о праве на наследство необходимо применять гл. 63 ГК РФ, в частности, ст. ст. 1142 - 1145 ГК РФ, устанавливающие круг родственников, имеющих право на наследство.

--------------------------------

<1> Статья 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2001. N 52. Ст. 4920); ст. 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4831).

Предметом доказывания в этих делах является факт наличия или отсутствия родства - кровной связи лиц, основанной на их происхождении. В судебном решении указывается характер и степень установленной кровной связи, а также лица, между которыми такая связь установлена.

Установление факта нахождения на иждивении может потребоваться для получения наследства, для назначения пенсии в связи со смертью кормильца либо для возмещения вреда в связи со смертью кормильца.

Для установления факта нахождения на иждивении в целях оформления права на наследство подлежат применению нормы ГК РФ о наследовании. Для лиц, входящих в круг наследников по закону, предусмотрено всего три условия наследования, которые необходимо будет доказать в суде: вхождение в круг наследников по закону, предусмотренных ст. ст. 1143 - 1145 ГК РФ; нетрудоспособность иждивенца ко дню смерти наследодателя; нахождение на иждивении наследодателя не менее одного года до дня его смерти. Согласно ч. 2 ст. 1148 ГК РФ факт нахождения на иждивении наследодателя граждан, не входящих в круг наследников по закону, также влечет призвание их к наследованию наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию. Но в данном случае необходимо дополнительное условие в виде совместного проживания с наследодателем.

Установление факта нахождения на иждивении для назначения пенсии по случаю потери кормильца возможно при условии, что заявитель является нетрудоспособным членом семьи умершего кормильца и состоял на его иждивении. Срок, в течение которого необходимо нахождение на иждивении и совместное проживание с умершим, юридического значения для назначения пенсии не имеет.

Право нетрудоспособных иждивенцев на возмещение вреда по случаю потери кормильца не ставится в зависимость от того, состоят ли они в какой-либо степени родства или свойства с умершим кормильцем. Основополагающими юридическими фактами в этом случае являются факт состояния на иждивении и факт нетрудоспособности (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" <1>; п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 марта 2011 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" <2>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803.

<2> БВС РФ. 2011. N 5.

Судом также устанавливаются факты регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти.

По общему правилу регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.

Установление вышеуказанных фактов допускается в суде только при наличии сообщения от органов ЗАГСа об отсутствии первичной или восстановленной записи акта гражданского состояния ввиду того, что документация, свидетельствующая о регистрации акта гражданского состояния, не сохранилась (архивы утрачены, уничтожены и т.п.).

В соответствии с ч. ч. 3 и 4 ст. 74 ФЗ "Об актах гражданского состояния" запись акта гражданского состояния может быть восстановлена по поступлении в орган записи актов гражданского состояния вступившего в законную силу решения суда об установлении факта государственной регистрации акта гражданского состояния. На основании восстановленной записи акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния с отметкой о том, что запись акта гражданского состояния восстановлена.

В судебном решении должно быть указано, когда и где искомый факт был зарегистрирован и на основании каких доказательств суд пришел к данному выводу.

Примечательно, что судом устанавливаются именно факты регистрации (в литературе их иногда еще называют доказательственными фактами), но не непосредственно сами зарегистрированные факты как обстоятельства реальной действительности. Так, установление факта регистрации смерти следует отличать от установления факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах (п. 8 ст. 264 ГПК РФ). Факт регистрации смерти устанавливается при утрате документов о состоявшейся регистрации смерти, а факт смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах устанавливается, если органы ЗАГСа отказали в регистрации смерти.

Факт признания отцовства. Данный факт подлежит установлению в судебном порядке на основании ст. 50 СК РФ, если:

а) лицо, которое признавало себя отцом ребенка, умерло;

б) между этим лицом и матерью ребенка не был заключен в установленном законом порядке брак.

В отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 г. от лиц, не состоявших в браке между собой, суд вправе установить факт признания отцовства в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, при условии, что ребенок находился на иждивении этого лица к моменту его смерти либо ранее (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов" <1>).

--------------------------------

<1> БВС РФ. 1997. N 1.

Помимо этого факта, суд вправе в порядке особого производства устанавливать и факт отцовства, поскольку Семейный кодекс РФ не исключает возможность установления происхождения ребенка от лица, не состоящего в браке с его матерью, в случае смерти этого лица. Такой факт может быть установлен в отношении детей, родившихся 1 марта 1996 г. и позднее, при наличии доказательств, с достоверностью подтверждающих происхождение ребенка от данного лица (ст. 49 СК РФ), а в отношении детей, родившихся в период с 1 октября 1968 г. до 1 марта 1996 г., - при наличии доказательств, подтверждающих хотя бы одно из обстоятельств, перечисленных в ст. 48 КоБС РСФСР (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов").

Установление факта признания отцовства и факта отцовства необходимо отличать от судебного установления отцовства, при котором существует спор о происхождении ребенка и которое устанавливается в порядке искового производства.

В порядке особого производства суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.

Необходимость в установлении данного факта возникает из-за имеющихся в правоустанавливающем документе ошибок, допущенных государственным органом при его оформлении и выдаче, и невозможности их исправления непосредственно в этом органе. Поэтому суды должны требовать от заявителя представления доказательств о том, что правоустанавливающий документ принадлежит ему и что организация, выдавшая документ, не имеет возможности внести в него соответствующее исправление. Задачей суда является установление наличия или отсутствия ошибки в написании фамилии, имени или отчестве лица в правоустанавливающем документе по сравнению с его паспортом, свидетельством о рождении. Наличие или отсутствие ошибок в иных сведениях, содержащихся в документе, суд устанавливать не вправе.

Перечень правоустанавливающих документов весьма широк, но, как правило, каждый из таких документов служит доказательством наличия определенного права или совокупности прав и обязанностей, свидетельствует о принадлежности имущества конкретному лицу.

Невозможность установления факта принадлежности паспорта обусловлена тем, что паспорт гражданина Российской Федерации является личным документом, кроме того, имя, отчество или фамилия лица, указанные в правоустанавливающем документе, сверяются судом с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными именно в паспорте.

Относительно воинских документов следует признать, что суд не вправе устанавливать принадлежность лишь личных воинских документов, таких как удостоверение личности военнослужащего; военный билет; паспорт моряка; удостоверение личности моряка. Другие же воинские документы - различного рода справки о ранении, о пребывании в партизанском отряде, извещения органов военного управления о гибели или пропаже без вести в период боевых действий - вполне подпадают под определение "правоустанавливающие документы", и факт их принадлежности может быть установлен судом в рамках особого производства.

Для свидетельств, выдаваемых органами ЗАГСа, законом предусмотрен специальный порядок устранения неправильностей, имеющихся в соответствующих свидетельствах (гл. IX ФЗ "Об актах гражданского состояния", гл. 36 ГПК РФ).

Недопустимо вместо установления факта принадлежности заявителю правоустанавливающего документа выносить решение об установлении тождества лиц, по-разному указанных в правоустанавливающем документе и паспорте.

Факт владения и пользования недвижимым имуществом может быть установлен судом в порядке особого производства в случаях, когда закон связывает с фактическим владением и пользованием возникновение какого-либо права на данное недвижимое имущество.

В настоящее время законом не исключается возможность установления судом факта владения и пользования недвижимым имуществом не только на праве собственности, но и на праве пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования, иных вещных правах.

Факт владения и пользования недвижимым имуществом устанавливается в целях регистрации прав на это имущество при условии, что правоустанавливающий документ существовал у заявителя, однако утрачен и не может быть восстановлен в ином порядке. Если же правоустанавливающий документ изначально отсутствовал у заявителя, либо возможность получить его дубликат не утрачена, суд отказывает в принятии заявления (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ) либо прекращает производство по делу (п. 1 ч. 1 ст. 220 ГПК РФ).

Для прав на недвижимость, возникших после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1>, единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество является государственная регистрация. Поэтому речь может идти только об установлении факта регистрации права собственности (иного права) на недвижимое имущество, а не об установлении факта владения и пользования, так как это было бы равнозначно установлению самого права, чего суд в производстве по делам об установлении юридических фактов делать не уполномочен.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

В порядке особого производства возможно установление факта владения лицом, не являющимся собственником, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющим как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет (либо иным имуществом в течение пяти лет), для приобретения в дальнейшем этого имущества в силу приобретательной давности (ч. 1 ст. 234 ГК РФ). Совместным Постановлением Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" <1> (п. п. 19, 21) разъяснено, что в случаях, когда прежний собственник недвижимого имущества не был и не должен был быть известен давностному владельцу, он вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности.

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2010. N 7; Вестник ВАС РФ. 2010. N 6.

Не подлежат установлению в порядке особого производства факты владения недвижимым имуществом на праве собственности, если таковое оформлено на другое лицо; владения самовольно построенным объектом недвижимости (ст. 222 ГК РФ), недвижимым имуществом, приобретенным с нарушением действующего законодательства. В этих случаях вопрос о праве заявителя может быть разрешен только в порядке искового производства.

Установление факта несчастного случая. По общему правилу расследование и учет несчастных случаев на производстве осуществляются в административном порядке. Вопросы расследования несчастных случаев на производстве регулируются ст. ст. 227 - 231 ТК РФ. По каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме <1> в двух экземплярах.

--------------------------------

<1> Постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" // СПС "КонсультантПлюс".

Судом может быть установлен факт несчастного случая, когда: акт о несчастном случае вообще не составлялся и составить его в настоящий момент невозможно; акт был составлен, но затем утрачен заявителем и восстановить его в административном порядке невозможно (к примеру, журнал регистрации несчастных случаев на производстве отсутствует или утрачен работодателем); акт был составлен с ошибками, препятствующими признанию факта несчастного случая, и исправить эти ошибки соответствующий орган (комиссия на предприятии или государственный инспектор труда) не может.

Целью установления факта несчастного случая является получение заявителем страховых выплат или назначение пособия по социальному страхованию в связи с несчастным случаем и временной нетрудоспособностью.

В качестве заинтересованных лиц к участию в деле должны быть привлечены администрация предприятия, на котором произошел несчастный случай, а также Фонд социального страхования Российской Федерации (его отделения и филиалы), иные лица, ответственные за причинение вреда.

Для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, необходимо в каждом случае исследовать следующие юридически значимые обстоятельства:

- относится ли пострадавший к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя (ч. 2 ст. 227 ТК РФ);

- указано ли происшедшее событие в перечне событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев (ч. 3 ст. 227 ТК РФ);

- соответствуют ли обстоятельства (время, место и др.), сопутствующие происшедшему событию, обстоятельствам, указанным в ч. 3 ст. 227 ТК РФ;

- произошел ли несчастный случай на производстве с лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ);

- имели ли место обстоятельства, при наличии которых несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством (исчерпывающий перечень таких обстоятельств содержится в ч. 6 ст. 229.2 ТК РФ), и иные обстоятельства <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 марта 2011 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Согласно Правилам установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 789 <1>, право на установление степени утраты профессиональной трудоспособности и признание пострадавшего инвалидом вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания предоставлено учреждениям государственной службы медико-социальной экспертизы. Поэтому суд не вправе устанавливать причины и степень утраты трудоспособности; причины, группу и время наступления инвалидности.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 43. Ст. 4247.

Установление факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в судебном порядке возможно, если органы ЗАГСа отказали заявителю в регистрации смерти. Учитывая, что не всегда возможно представление документов, предусмотренных ст. 64 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" для регистрации смерти непосредственно органами ЗАГСа, либо заявителем пропущен трехдневный срок на подачу заявления о смерти, органы ЗАГСа не имеют возможности зарегистрировать событие смерти надлежащим образом. В таких случаях устанавливать факт смерти компетентен суд в особом производстве.

Заявителем должны быть представлены доказательства, с достоверностью свидетельствующие факт наступления смерти конкретного лица в определенное время и при определенных обстоятельствах. Такими доказательствами могут выступать любые из перечисленных в гл. 6 ГПК РФ, в том числе свидетельские показания, аудио- и видеозаписи. При отсутствии доказательств, с достоверностью указывающих на смерть конкретного лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, суд должен отказать в установлении факта смерти. В дальнейшем при таких условиях заинтересованное лицо может обратиться в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим либо об объявлении гражданина умершим по правилам гл. 30 ГПК РФ.

Установление факта смерти следует отличать от установления факта регистрации смерти.

Факт принятия наследства и места открытия наследства. Заявление об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства может быть рассмотрено судом в порядке особого производства, если орган, совершающий нотариальные действия, отказал заявителю в выдаче свидетельства о праве на наследство, в связи с тем что у заявителя отсутствуют документы, необходимые для подтверждения в нотариальном порядке факта вступления в права наследования и во владение имуществом, либо таких документов недостаточно. Если надлежащие документы представлены, но в выдаче свидетельства о праве на наследство отказано, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд не с заявлением об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства, а с заявлением на отказ в совершении нотариального действия в порядке гл. 37 ГПК РФ <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 95 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" // БВС РФ. 2012. N 7.

При рассмотрении судом требования об установлении факта принятия наследства установлению подлежат обстоятельства, подтверждающие совершение заявителем действий, свидетельствующих о фактическом принятии последним наследства, имевших место в пределах срока принятия наследства, предусмотренного законом (п. 1 ст. 1154 ГК РФ).

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (ч. 2 ст. 1153 ГК РФ). При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Подробно действия наследника по фактическому принятию наследства с перечнем письменных доказательств описаны в п. 37 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утвержденных Правлением Федеральной нотариальной палаты 28 февраля 2006 г. <1>.

--------------------------------

<1> Нотариальный вестник. 2006. N 5.

В рамках рассмотрения дела подлежат выяснению следующие обстоятельства: отнесение заявителя к числу наследников умершего; перечень имущества, которое фактически было принято, время и способ принятия имущества наследником; соблюдение наследником шестимесячного срока на принятие наследства; причины, препятствующие нотариусу с достоверностью установить фактическое принятие наследства, - отсутствие либо недостаточность представленных наследником доказательств; цель установления факта принятия наследства.

Для исключения сомнений в наличии или отсутствии спора о праве, суд должен установить сведения о наличии либо отсутствии других наследников, призываемых к наследованию, привлечь их к участию в деле в качестве заинтересованных лиц и убедиться, намерены ли они оспаривать действия заявителя по принятию наследства.

В исключительных случаях, при недостаточности представленных нотариусу документов, суд может установить факт места открытия наследства. Согласно ст. 1115 ГК РФ местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя.

В качестве подтверждения факта последнего постоянного жительства наследодателя может выступать один из следующих документов: справка жилищно-эксплуатационной организации о регистрации гражданина по месту его жительства; справка с места работы умершего о месте его жительства; справка жилищного либо жилищно-строительного кооператива; выписка из домовой книги; справка рай(гор)военкомата о том, где проживал гражданин до призыва на воинскую службу; справка органа социальной защиты населения о том, по какому адресу доставлялась пенсия наследодателю.

Факт места открытия наследства может быть установлен судом на основе не только документов, представленных нотариусу, но и иных доказательств, в том числе свидетельских показаний, аудио- и видеозаписей.

При рассмотрении такого заявления суд учитывает длительность проживания наследодателя в конкретном месте на момент открытия наследства, нахождение в этом месте наследственного имущества и другие обстоятельства, свидетельствующие о преимущественном проживании наследодателя в этом месте <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании".

Перечень юридических фактов, обозначенный в ч. 2 ст. 264 ГПК РФ, не является исчерпывающим, поэтому суды вправе рассматривать дела и об установлении иных фактов, если они порождают для заявителей юридические последствия.

В судебной практике встречается установление следующих фактов, имеющих юридическое значение:

- факт применения в отношении гражданина политических репрессий (Закон РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. N 12 "О подсудности некоторых дел об установлении фактов применения репрессий" <1>);

--------------------------------

<1> БВС РФ. 1999. N 3.

- факт утраты имущества в связи с политическими репрессиями <1>;

--------------------------------

<1> БВС РФ. 1999. N 12.

- факт нахождения граждан в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (п. 4 Постановления Минтруда РФ от 7 июля 1999 г. N 20 "Об утверждении разъяснения "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" <1>);

--------------------------------

<1> Российская газета. 1999. 30 авг.

- факт постоянного проживания на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 г. и после этой даты, влекущий за собой признание гражданства Российской Федерации (ст. 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации"; ч. 7 ст. 4, п. "а" ст. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ по делу N 4-В09-30 <1>);

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2010. N 2.

- факт участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 7 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пункт 17) <1>;

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2005. N 6.

- факт представления заведомо ложных сведений с целью приобретения гражданства (ст. 22 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" <1>);

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

- факт пригодности жилого строения для постоянного проживания (Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан") <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 2089.

- факт рождения ребенка в определенное время данной женщиной (ч. 4 ст. 14, ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния");

- факт совершения завещания в чрезвычайных обстоятельствах (ч. 3 ст. 1129 ГК РФ);

- факт непринятия мер по исполнению решения суда, признавшего не соответствующим федеральным законам и уставу муниципального образования принятого представительным органом местного самоуправления нормативного правового акта (ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1>);

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

- факт непринятия мер по исполнению решения суда, признавшего противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельные положения закона субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <1>);

--------------------------------

<1> Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2002 года // БВС РФ. 2003. N 3.

- факт признания распространенных в отношении лица сведений не соответствующими действительности и порочащими сведениями (п. 6 ст. 152 ГК РФ, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" <1>);

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2005. N 4.

- факт непринятия наследства (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании").

§ 3. Усыновление (удочерение) ребенка

Усыновление или удочерение (далее - усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ч. 1 ст. 124 СК РФ).

Участие суда предусмотрено не на всех этапах процедуры усыновления. Обращению в суд предшествует долгая и кропотливая подготовительная работа лиц - будущих усыновителей и органов опеки и попечительства по выявлению возможностей быть усыновителями, подбору ребенка, знакомству и установлению контакта с ним, а после вынесения судебного решения об усыновлении ребенка, органами опеки и попечительства осуществляется контроль за условиями его жизни и воспитания <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" // СПС "КонсультантПлюс".

Рассмотрение дел об усыновлении ребенка производится судом в порядке особого производства. В данных делах суд выполняет правозащитную функцию, хотя спор о праве и отсутствует, но реализуется законный интерес лица, претендующего на усыновление ребенка, и право ребенка на воспитание в семье. При этом реализация прав ребенка имеет приоритетное значение.

Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. В зависимости от наличия российского гражданства и постоянного места жительства заявителя определяется родовая подсудность дел. Граждане Российской Федерации (кроме постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации) подают заявление об усыновлении в районный суд по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ч. 1 ст. 269 ГПК РФ).

В случаях, когда лицами, желающими усыновить ребенка - гражданина Российской Федерации, являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами ее территории, дела об усыновлении ими ребенка подсудны соответственно верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка. Указанными судами во всех случаях рассматриваются и заявления об усыновлении детей - граждан Российской Федерации, если усыновителем (либо одним из усыновителей) выступают иностранный гражданин или лицо без гражданства <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" // БВС РФ. 2006. N 6.

К содержанию заявления об усыновлении, помимо общих (ст. 131 ГПК РФ), предъявляются и специальные требования (ст. 270 ГПК РФ). В заявлении должны быть указаны: имя, фамилия, отчество, место жительства усыновителей и ребенка; дата рождения ребенка; сведения о его родителях, братьях и сестрах; обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка со ссылкой на документы, подтверждающие эти обстоятельства. В заявлении также указывается просьба об изменении фамилии, имени, отчества, места рождения усыновляемого ребенка, а также даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), о записи усыновителей (усыновителя) родителями (родителем) в записи акта о рождении.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению, содержится в ст. 271 ГПК РФ, все документы представляются в двух экземплярах: копия свидетельства о рождении усыновителя - при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке; копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) - при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке; при усыновлении ребенка одним из супругов - согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года; медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя) <1>; справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах; документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение; документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители; документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением случаев подачи заявления об усыновлении ребенка отчимом или мачехой, близкими родственниками ребенка, лицами, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено.

--------------------------------

<1> Приказ Минздрава РФ от 10 сентября 1996 г. N 332 "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями" (зарегистрировано в Минюсте России 2 октября 1996 г. N 1171) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1996. N 8.

К заявлению граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства об усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, прилагаются дополнительные документы: заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства - государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями; разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства. Судебная практика выработала правило, согласно которому иностранные граждане, помимо вышеуказанных документов, должны прилагать еще справку из компетентного органа государства (как правило, полиции) об отсутствии судимости, документы, подтверждающие обязательства компетентного органа о постусыновительном контроле, направлении отчетов, регистрации ребенка в консульстве Российской Федерации и обязательства заявителя о представлении постусыновительных отчетов, а также выписки из законодательства государства гражданства заявителя, регулирующего вопросы усыновления.

Все представленные иностранным гражданином - кандидатом в усыновители документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, переведены на русский язык, и перевод должен быть нотариально удостоверен в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства кандидата в усыновители либо нотариусом на территории Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии с Гаагской конвенцией от 5 октября 1961 г. (Бюллетень международных договоров. 1993. N 6), отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, документы государств - участников этой Конвенции не требуют консульской легализации и могут быть подтверждены апостилем, проставленным управомоченными органами. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 31 мая 1992 г. (Постановление от 17.04.1991 N 2119-1 "О присоединении СССР к Гаагской конвенции 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов"). Двусторонние международные договоры (как правило, договоры о правовой помощи), заключенные Российской Федерацией с иными государствами, могут содержать правила, отменяющие не только легализацию документов, но и проставление апостиля.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству суд истребует от органа опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком (ч. 1 ст. 272 ГПК РФ, ч. 2 ст. 125 СК РФ). К заключению органа опеки и попечительства должны быть приложены документы, перечисленные в ч. 2 ст. 272 ГПК РФ <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей".

При усыновлении ребенка гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками ребенка, к заключению органа опеки и попечительства прилагаются документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации или на усыновление родственникам ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников, документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей <1>, а также документы, содержащие информацию о предпринятых органами опеки и попечительства, региональным и федеральным оператором мерах по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" // СЗ РФ. 2001. N 17. Ст. 1643; Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" // СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1434.

Суд вправе по своей инициативе истребовать любые другие необходимые, по его мнению, для правильного разрешения дела доказательства.

Дела об усыновлении ребенка должны рассматриваться с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, а также ребенка, достигшего возраста 14 лет. Исходя из положений ч. 2 ст. 132 СК РФ, суд вправе рассмотреть дело без участия ребенка, достигшего возраста 14 лет, и без получения его согласия на усыновление, если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем. В необходимых случаях к участию в деле могут быть привлечены родители ребенка, другие заинтересованные лица, в частности, родственники ребенка, учреждение, в котором находится ребенок, и сам ребенок в возрасте от 10 до 14 лет.

В целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления (ст. 139 СК РФ) суд в соответствии со ст. 273 ГПК РФ рассматривает все дела данной категории в закрытом судебном заседании, включая объявление решения. Участвующие в рассмотрении дела лица предупреждаются о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении, а также о возможности привлечения к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления (ст. 155 УК РФ).

При разрешении заявления об усыновлении необходимо обсуждать вопрос о том, нет ли оснований, исключающих для заявителя возможность быть усыновителем (ст. ст. 127, 128 СК РФ), а также учитывать наличие или отсутствие согласия на усыновление со стороны самого ребенка, его родителей, а в определенных случаях и иных лиц (опекуна, супруга усыновителя и др.).

Суд, рассмотрев заявление об усыновлении ребенка, выносит решение, которым удовлетворяет либо отказывает в удовлетворении просьбы усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка.

В резолютивной части решения об удовлетворении заявления ребенок признается усыновленным конкретными лицами (лицом) с указанием всех данных об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимых для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния (ст. 42 ФЗ "Об актах гражданского состояния"), в том числе о записи усыновителей (усыновителя) в качестве родителей в книге записей о рождении, об изменении фамилии, имени, отчества, даты и места рождения ребенка, а также о сохранении личных неимущественных и имущественных прав одного из родителей усыновленного или родственников его умершего родителя, если эти вопросы были положительно разрешены судом по просьбе заявителя либо заинтересованных лиц.

Взаимные права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка.

Копия решения суда об усыновлении ребенка в течение трех дней направляется в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения для государственной регистрации усыновления ребенка.

Рассмотрение и разрешение дел об отмене усыновления осуществляются по правилам искового производства с обязательным привлечением к участию в деле органа опеки и попечительства, а также прокурора. Основания к отмене усыновления, а также последствия такой отмены, перечень лиц, имеющих право требовать отмены усыновления, указаны в ст. ст. 140 - 144 СК РФ.

§ 4. Признание гражданина безвестно отсутствующим

и объявление гражданина умершим

Институт безвестного отсутствия призван урегулировать условия и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим, правовое положение имущества отсутствующего лица и правовые последствия его явки. Большинство норм о безвестном отсутствии содержатся в гражданском законодательстве (ст. ст. 42 - 46 ГК РФ), основания и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим урегулированы в ГПК РФ (ст. ст. 276 - 280).

Гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (ст. ст. 42, 45 ГК РФ).

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются судом по заявлениям заинтересованных лиц по месту их жительства или месту нахождения в порядке особого производства (ст. 276 ГПК РФ). Заявителем может выступать любое лицо, у кого есть основания считать гражданина, к имуществу которого оно имеет законный интерес, безвестно отсутствующим или умершим. Невозможность рассмотрения данных дел в исковом порядке обусловлена отсутствием без вести пропавшего гражданина, неизвестностью его судьбы и местонахождения. Исчезнувший гражданин не может защищать своих прав в состязательном порядке, выступать ответчиком в суде, к нему не может быть предъявлено каких-либо материальных притязаний.

В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим. Указание цели - обоснование заинтересованности заявителя в исходе дела. В качестве цели обычно приводится необходимость назначения пенсии по случаю потери кормильца, расторжение брака, возврат долга, прекращение трудового договора, получение наследства и т.п. В заявлении должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, по возможности указан круг лиц (родственников, друзей, коллег по работе и т.п.), которые могут предоставить какие-либо сведения о местонахождении и судьбе пропавшего. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.

При подготовке дела к судебному разбирательству суд помимо общих правил, установленных в ст. 150 ГПК РФ, руководствуется положениями ст. 278 ГПК РФ. Судья в обязательном порядке выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях. Важным доказательством безвестного отсутствия и невозможности обнаружения пропавшего гражданина является информация органов внутренних дел, полученная ими по результатам его розыска и содержащаяся в розыскных материалах или в материалах уголовных дел <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Генеральной прокуратуры РФ N 70, МВД РФ N 122 от 27 февраля 2010 г. "Об утверждении инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан" // СПС "КонсультантПлюс".

На основании ч. 2 ст. 278 ГПК РФ судья после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим своим определением может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина. До рассмотрения дела по существу и вынесения судебного решения такая необходимость может возникнуть, если имущество без вести пропавшего в силу своих характеристик нуждается в управлении, требует постоянного присмотра, либо может быть похищено, уничтожено и т.п.

Дело о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматривается в открытом судебном заседании с обязательным участием прокурора (ч. 3 ст. 278 ГПК РФ).

При рассмотрении дела о признании гражданина безвестно отсутствующим подлежат установлению следующие обстоятельства: неизвестно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: