Формы права (правовой обычай, договоры с нормативным содержанием, судебный прецедент, нормативный акт)

Понятие "источник права" существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина "источник", то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки общеобязательность, общеизвестность и т.д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.

Внешнее выражение норм - источники права. Источники права понимаются с различных точек зрения. Чаще всего источники права рассматривают в материальном, идеологическом и формально-юридическом смысле.

Под источниками права в юридическом смысле подразумеваются сами общественные отношения, поскольку принято считать, что право коренится в самих общественных отношениях, вытекает из них и определяется ими. По этому первоначальный исток находится в самих общественных отношениях. По источниками права в идеологическом смысле подразумеваются определенные идеи, представления о праве, то есть это какие-то правовые идеи. Под источником права в формально-юридическом смысле понимают способы установления правовых норм и внешние формы их выражения. Обычно источники права рассматривают в формально юридическом смысле, в этой связи источники права отождествляются с внешними формами права, и между понятиями источник права и форма права ставят знак равенства.

К источникам права относят так называемые правовые (или санкционированные) обычаи. Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов.

Правовой обычай - это обычай, которому государство придало юридическое значение, признало его в качестве общеобязательного правила поведения и обеспечило своей принудительной силой. Правовой обычай наиболее древний источник права, он широко распространен в древнем и средневековом праве.

В современном праве правовой обычай тоже имеет определенное распространение, особенно в религиозных традиционных правовых системах (в мусульманском, африканском праве и т.д.). В Республике Казахстан правовой обычай имеет незначительное распространение (Гражданского кодекса – она признает обычаи делового оборота в качестве правовых норм). Совокупность правовых обычаев, действующих в государстве, называется обычным правом.

Следующий источник права – правовой, судебный или административные прецеденты. Это решение судебного или административного органа по конкретному делу, являющееся образцом (нормой) при разрешении аналогичных дел. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по определённому делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только "сердцевина" дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, "ratio decidendi". Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.

В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.

Правовой прецедент тоже достаточно древний источник права, особенно распространён правовой прецедент в качестве судебного прецедента в англосаксонской правовой системе.

В Республике Казахстан вопрос об этом источнике права является проблематичным, многие считают, что такого источника права у нас нет. Однако на практике решения высших судебных инстанций (Конституционный Совет РК, Верховный Суд РК,) служат примером при разрешении аналогичных дел нижестоящими судебными инстанциями. Совокупность действующих в государстве правовых прецедентов именуется юридической или судебной практикой, или прецедентным правом.

Следующий источник – нормативный договор (договор с нормативным содержанием). Это соглашение (договор), который содержит нормы, т.е. общеобязательные правила поведения. Наиболее широкое распространение нормативный договор имеет в международном праве и известен с древнейших времен.

Имеет определенное распространение этот источник и в национальном праве, в частности в РК нормативный договор встречается в форме республиканского договора - это источник права. Кроме этих есть ещё и нормативные договоры субъектов РК с центром, так называемые разграничительные договоры. Разновидностью нормативного договора является коллективный договор работников с администрацией предприятия, т.е. с работодателем.

Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.

Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям. Правоприменительные акты принимают практически все органы государства, в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций и т.д., что и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.

Нормативный акт и его признаки. Законы и подзаконные нормативные акты.

Нормативно-правовой акт, как источник права известен с древних времен, но наибольшее распространение он получил с 19-го века во многих странах. В настоящее время данный источник считается основным источником современного права.

В РК данный источник имеет наибольшее распространение. Совокупность действующих в государстве нормативно-правовых актов именуются законом. Нормативно-правовые акты принято классифицировать по различным основаниям.

По субъектам правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются на акты государственных органов и организаций, во-вторых, акты негосударственных органов и организаций, в-третьих, совместные акты, в-четвёртых, акты народного правотворчества.

Основной разновидностью нормативно-правовых актов являются нормативно-правовые акты, установленные государственными органами и организациями. Вторая разновидность акты негосударственных органов и организаций принимаются с разрешения государства. Третья разновидность (совместные нормативные акты) – в современной практике РК нет таких актов, но в прошлые годы они были. Это акты издаваемые органами государственной власти совместно с негосударственными органами. Четвёртая разновидность – акты народного правотворчества – это нормативные акты, принимаемые населением (например, референдум).

Вторая классификация с учетом действия нормативных актов во времени они подразделяются на: постоянные, временные и чрезвычайные. Постоянные – это нормативные акты, действующие неопределенно длительное время. Временные – это нормативные акты, срок действия которых ограничен (срок действия указа). Чрезвычайные – это нормативные акты, действующие в определенных условиях (в военное время).

Третья классификация, с учетом действия в пространстве нормативные акты подразделяются на общие и местные. В федеральных государствах нормативные акты подразделяются на: общие или федеральные, нормативные акты субъектов федерации, местные. Общие нормативные акты – это нормативные акты, действующие на территории страны. Нормативные акты субъектов действуют на территории субъекта федерации. Местные нормативные акты действуют на территории соответствующих территориальных образований.

Четвёртая классификация, с учетом действия нормативных актов по кругу лиц они подразделяются на: общие, специальные, исключительные. Общие распространяют свое действие на всех граждан государства (конституция, гражданский кодекс). Специальные - это нормативные акты, распространяющие свое действие на определенные категории субъектов (на студентов, следователей). Исключительные - это нормативные акты, направляющие свое действие на особые категории субъекта (дипломаты). Такие акты исключают действие общих и специальных норм.

Отличие нормативно-правовых актов от актов применения права. Акты применения права необходимо отличать от нормативно-правовых актов. Отличия: 1) Акты применения права – это результат правоприменительной деятельности, в то время как нормативно-правовые акты – результат правотворческой деятельности. 2) Акты применения права содержат индивидуально-конкретные правовые предписания, в то время как нормативно-правовые акты содержат нормы права (т.е. нормативные правовые предписания). 3) Акты применения права адресуются конкретным лицам, т.е. персонально определенным субъектам, в то время как нормативно-правовые акты адресуются любому и каждому. 4) Акты применения права рассчитаны на конкретный случай, в время как нормативно-правовые акты рассчитаны на неопределенное количество типичных случаев.

Вопрос о понятии законодательства является в определенной степени дискуссионным. Одни ученые под законом понимают только действующие законы. Согласно другой точке зрения, под законом подразумевается не только действующие законы, но и подзаконные акты общего характера. Согласно 3-ей точке зрения, подразумеваются все нормативно-правовые акты, действующие в государстве, т.е. все законы и подзаконные акты (наиболее распространенная точка зрения).

Законодательство, как и право, представляет собой определенную систему. Система законодательства рассматривается с 2-ух позиций: по вертикали и по горизонтали.

Закон - это нормативно-правовой акт, изданный высшим представительным органам государственной власти (законодательными органами) и обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Основные признаки закона:

-Закон - это определенный нормативно-правовой акт. В юриспруденции термин закон понимают в широком, смысле, когда под законом подразумевают любую норму права независимо от того содержится в законе или подзаконном акте.

-Закон - это такой нормативный акт, который как правило принимается высшими представительными органами государственной власти. Кроме того, закон может приниматься непосредственно народом, населением (очень редко). В некоторых государствах законы могут приниматься и другие государственными органами (например, во Франции - правительством). Круг субъектов, принимающих законы строго ограничен.

-Закон - это нормативный акт, который обладает высшей юридической силой. Высшая юридическая сила закона выражается в следующем: ни один акт не должен в принципе противоречить закону. 1) Если подзаконный акт противоречит закону, то действует закон. 2) Ни один подзаконный акт не может вносить изменения в закон. 3) Закон может быть определен только законом.

-Законы - это нормативные акты, нормы которых регулируют наиболее важные общественные отношения.

-Законы - это нормативные акты, которые принимаются в особом порядке, т.е. процедура применения закона намного сложнее, чем процедура принятия подзаконного акта.

Виды законов. Во-первых, по юридической силе и порядку их принятия подразделяются на конституционные или основные и обыкновенные или не основные. Конституционные обладают наивысшей юридической силой и принимаются квалифицированным большинством (2/3) голосов. К ним относятся: 1) конституции, 2) конституционные законы, дополняющие конституцию. Обыкновенные законы должны соответствовать конституционным законам. Они принимаются простым большинством (50% + 1 голос) голосов.

Нормативные акты, которые не являются законами, относятся к подзаконным нормативным актам. Все подзаконные акты по юридической силе ниже законов, но их юридическая сила не однородна.

Подзаконные нормативные акты обычно подразделяются на 4-ре вида: 1) общие акты; 2) ведомственные акты; 3) местные акты; 4) локальные акты. Наибольшей силой обладают общие акты. Эти акты действуют на всей территории государства и распространяются на всех граждан. В РК к ним относятся: 1) Указы президента (нормативные). 2) Постановления и распоряжения (нормативные) правительства. 3) нормативные постановления.

Следующие по юридической силе ведомственные акты. Они действуют в пределах определенных министерств и ведомств: МВД, органы налоговой службы, Минобороны, они могут издавать общие подзаконные акты. В РК к ведомственным нормативным актам относятся: инструкции, нормативные постановления и нормативные приказы министерств и центральных ведомств.

Местные - нормативные акты, которые ниже по юридической силе ведомственных нормативных актов. Действуют на территории соответствующей административно-территориальной единицы и распространяются на жителей этих территорий. К ним относятся нормативные акты органов местного самоуправления.

Локальные - нормативные акты, обладающие самой низкой юридической силой. Это нормативные акты различных предприятий, учреждений и организаций. Они действуют в пределах этих организаций и распространяются на их работников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: