Комплексная цель: сформировать у студентов систематические знания и представления о видах дефицитарного психического развития.
Дефицитарное психическое развитие. Психологические особенности детей с нарушениями анализаторных систем и речи. Психологические особенности детей с нарушениями слуха. Психологические особенности детей с нарушениями зрения. Слепоглухие дети. Психологические особенности детей с нарушениями двигательной сферы. Психологические особенности детей с нарушениями речи.
10. Психологические особенности детей с нарушениями слуха (сурдопсихология). Сурдопсихология как раздел специальной психологии. Предмет и задачи сурдопсихологии. Исторический взгляд на проблему глухоты и тугоухости. Факторы, вызывающие нарушение слуховой функции. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей. Специфика психического развития в зависимости от времени потери слуха.Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушением слуха (внимание, ощущение и восприятие, осязание, память, мышление). Речевое развитие при нарушениях слуха (жестовая речь). Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы. Психологические проблемы формирования образа слова у глухих детей. Психологические вопросы использования остаточного слуха для формирования произношения у глухих детей.
|
|
Тестовые вопросы и задания
1. Что составляет предмет сурдопсихологии?
2. Какие существуют варианты нарушений слуха?
3. Каковы причины нарушений слуха?
4. В чём состоит различие в психическом развитии детей с разной степенью нарушений слуха?
5. Как изменяется психическое развитие детей в зависимости от времени нарушений слуха?
6. Какие условия обеспечивают всестороннее комплексное психическое развитие детей с нарушениями слуха?
7. Какие сложные комплексные нарушения встречаются у детей с нарушениями слуха?
8. Каковы особенности психического развития глухих детей в раннем детстве?
9. Как развивается психика глухого ребёнка в преддошкольном и дошкольном возрасте? От каких причин зависит успешность психического развития глухих детей в этом возрасте?
Литература
1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М., 1963.
2. Зайцева Г.Л. Жестовая речь Дактилология. – М., 2000.
3. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М., 1976.
4. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения \ Под. Ред. Т.В.Розановой. – М., 1991.
5. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи глухих детей. – М., 1981.
6. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухихи детей. – М., 1978.
7. Соловьёв И.М. Вопросы психологии глухонемого ребёнка.\\ Психологическая наука в СССР. – М., 1960. – Т.2.
|
|
8. Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. – М., 1991.
9. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухихи детей. – М., 1968.
10. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. – М., 1988.
11. Психологические особенности детей с нарушениями зрения (тифлопсихология). Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих. Предмет и задачи тифлопсихологии. История развития учения о слепоте. Роль зрения в жизнедеятельности человека и последствия его нарушения. Причины нарушения зрения. Классификация нарушений зрительных функций. Психическое развитие ребенка с нарушенным зрением. Структура дефекта при нарушении зрения. Особенности развития познавательной сферы (внимание, память, мышление), эмоционально-волевой сферы. Специфические особенности речевого развития слепых. Личность и особенности ее развития при нарушении зрения. Пространственные представления и пространственная ориентировка слепых и слабовидящих, осязание. Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением и использование его в процессе обучения. Формирование образов внешнего мира при нарушениях зрения, формирование зрительных образов внешнего мира на основе остаточного и нарушенного зрения при слепоте и слабовидении.