Функции конституции

ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ — важнейшие направления конституционного воздействия на регулируемые отношения. Ф.к. раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, политическую и мировоззренческую (идеологическую) Ф.к. Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования. Эта функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе. Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции: а) учредительную, которая выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (например, ст. 1—16 Конституции РФ); б) правонаделительную, связанную с закреплением в Основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (например, ст. 83—89, 101, 102, 103, 112—114, 125 Конституции РФ); в) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 Конституции РФ); г) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Политическая, или социально-политическая, функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в демократическом политическом режиме. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), в обеспечении взаимодействия политических институтов общества в процессе функционирования всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является элементом философии организации государственной власти, выражает особое мировоззрение: она провозглашает и защищает важнейшие ценности — права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности. Конституция в этом смысле представляет собой определенную идеологию — систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового акта) ослабляет ее юридическую силу.

Кроме этих функций, конституция осуществляет также интеграционную функцию. Все современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы; обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду.

27. Порядок изменения конституции и внесения в нее поправок.

Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

28. Конституционный строй РФ.

Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

человек, его права и свободы как высшая ценность;

народовластие;

полнота суверенитета Российской Федерации;

равноправие субъектов РФ;

единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;

экономическая свобода как условие развития экономической системы;

разделение властей;

гарантии местного самоуправления;

идеологическое многообразие;

политический плюрализм (принцип многопартийности);

приоритет закона;

приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;

особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

29. Республика как форма правления.

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ (РЕСПУБЛИКА), (от лат. "respublica" — общественное дело) — форма правления, при которой высшие органы власти избираются или назначаются на определенный срок и функционируют на основе разграничения сфер компетенции (деятельности). В РФ Р.ф.п. — это принцип конституционного строя, в соответствии с которым представительные органы государственной власти избираются всенародно. Исторически республика восходит к первым месопотамским городам-государствам и древнегреческому полису. Уже в тот период республика отличалась коллективным правлением и более или менее демократическими процедурами принятия решений; ответственностью должностных лиц перед законом. Первые республики — Афины V — IV вв. до н.э., Спарта — V — IV вв. до н.э., Римская аристократическая республика — V — IV вв. до н.э. В истории известны и феодальные города-республики — Флоренция, Венеция, Генуя (в Италии); Новгород и Псков (в России).

Первой формой республиканского устройства в истории России являлось вече (от "вещать") — народные собрания в городах Киевской Руси, ставшие формой ограничения власти князей в интересах городских верхов. Наибольшее распространение они получили в эпоху феодальной раздробленности. Ослабление городов после монголо-татарского нашествия и последующее укрепление великокняжеской власти повлекли устранение вечевых учреждений к концу XIV в.; исключение составили Великий Новгород и соседние ему Псков и Вятка, где вечевой строй достиг наибольшего развития и был ликвидирован в результате насильственного присоединения этих "севернорусских народоправств" (Н.И. Костомаров) к Москве в 1478 — 1510 гг.

Утверждение Р.ф.п. в ее современном понимании приходится на период перехода от аграрного строя к индустриальному. Исторически первыми республиками стали США (1787 г.) и Франция (1792 г.). В России республика была утверждена Временным правительством 1 сентября 1917 г. Тот факт, что республике в период буржуазных и национально-освободительных революций отдавали в большинстве случаев предпочтение перед монархией, а также и то, что современная модель монархической формы правления приобрела многие черты республиканской, свидетельствует об эффективности последней. В то же время надо иметь в виду, что возможно псевдореспубликанское государственное устройство, которое при сохранении присущих республике внешних форм характеризуется нелегитимностью власти. К примеру, фашистская Германия второй половины 1930-х — середины 1940-х гг., современные монократические республики в некоторых странах Латинской Америки.

Конституция РФ (ст. 1), закрепляя республиканскую форму правления, не указывает конкретный вид (модель) такой формы правления. Как известно, среди республиканских форм правления (республик) различают: 1) парламентскую республику; 2) президентскую республику; 3) смешанную, парламентско-президентскую республику. Особой разновидностью являются социалистические республики; наиболее полно эта форма воплотилась в государственном устройстве СССР. Специалисты по конституционному праву относят РФ либо к президентской, либо к смешанной (президентско-парламентской) республиканской форме правления. В действительности РФ характеризуется, скорее всего, квазипрезидентской или квазисмешанной формой правления.

РЕСПУ́БЛИКА (лат. respublica, букв. — общественное дело), форма государственного правления, при которой все высшие органы власти избираются или формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Большинство государств мира являются республиками. В рамках республиканской формы правления принято различать президентскую республику, парламентскую республику и республику смешанного типа (полупрезидентскую республику). Особой разновидностью республики являлась советская республика. Законодательная власть в республике принадлежит выборному представительному органу (парламенту).

30. Демократический режим.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ — государственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Д.р. основывается на принципах народовластия, свободы и равенства граждан. В условиях Д.р. народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. Закрепленная в Конституции ФРГ формула "Вся власть исходит от народа" является типичной для многих демократических государств. Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народ — единственный источник власти и обладает исключительным правом распоряжения ею. Народ на определенных условиях и на определенное время (до новых выборов) передает полномочия на распоряжение властью (но не саму власть) своим представителям. При этом, как сказано в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ, "никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону".

При Д.р. государственная власть осуществляется с соблюдением основных прав и свобод человека, обеспечением легальных (законных) возможностей свободного выявления и учета интересов всех групп населения через демократические институты — выборы, референдумы, деятельность общественных объединений и т.п. Принимая решения на основе выявленного мнения народа (населения), соответствующий властный орган связан им, не может и не должен поступать вопреки народному волеизъявлению. Если властные структуры формируют решения по важным вопросам жизни общества и государства именно таким образом, кладя в его основу выявленное мнение населения, то складывается т.н. плебисцитарная демократия — явление, с которым российская действительность "знакома" лишь поверхностно.

Наличие политической оппозиции правящему режиму и легальность ее деятельности, политический и идеологический плюрализм в обществе, гарантированность прав и свобод личности, наличие условий для ее свободного развития и достойного уровня жизни, построение государственного механизма на основе принципа разделения властей, значительная роль представительных органов и т.п. — важнейшие показатели демократизма государственного режима.

Д.р. имеют свои разновидности и подразделяются на либерально-демократический режим (режим либеральной демократии) и режим социальной демократии. Особенности этих режимов заключены в характере взаимоотношений государства и общества. Режим либеральной демократии возникает в условиях буржуазно-демократических революций и характеризуется ограничением роли государства административно-полицейскими функциями (это обязательно правовое государство), его невмешательством в экономическую и социальную жизнь общества (модель монетаристского государства). Такой режим в большей мере отвечает интересам имущих слоев общества. Но безучастие государства к тем группам и слоям общества, которые испытывают экономическую и социальную нужду (бо<_'>льшая часть общества), не способствует реальному использованию ими предоставленных им прав и свобод (в т.ч. политических). Такие права носят формальный (нереализуемый) характер.

Режим социальной демократии возникает в условиях переоценки западными государствами ценностей либеральной демократии. Он утверждается после Второй мировой войны и означает, что государство, не отвергая либеральных ценностей, в то же время приобретает социально ориентированный характер. Такое государство имеет своей целью оказывать влияние на распределение материальных благ, руководствуясь в своей деятельности интересами всего общества и принципами социальной справедливости.

31. Понятие и признаки федеративного государства.

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО (от лат. "federatio" — союз) — объединение двух или нескольких государственно-территориальных (или национальных) образований (штатов, земель, краев, областей, республик и т.п.) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Ф.г. — достаточно распространенная форма государственно-территориального устройства. Семь из восьми крупнейших государств мира имеют федеративное устройство. Их общая территория охватывает половину всей площади Земли, а население превышает 1,5 млрд. человек. Всего в мире насчитывается 24 Ф.г., занимающих 51,8% поверхности Земли, жители которых составляют 39% мирового населения. Среди них два крупных североамериканских государства — США и Канада, европейские — ФРГ, Австрия, Швейцария, Бельгия, ряд государств Афро-Азиатского региона (Индия, Танзания, Объединенные Арабские Эмираты, Папуа — Новая Гвинея и др.).

Все Ф.г. характеризуются следующими юридическими признаками: 1) двухуровневой системой органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации). Федерализм изначально опирается на строгое двухуровневое разделение властей и полномочий. По этой причине различные уровни власти должны иметь свои ключевые органы и располагать определенными финансовыми средствами, достаточными для осуществления своих задач; 2) наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации; 3) принципом бикамерализма в построении союзного парламента (двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат, как правило верхняя, представляет интересы субъектов федерации); 4) верховенством федерального права; 5) непризнанием за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками); 6) финансовой зависимостью субъектов федерации от федеральной власти (субъекты лишены реальной финансовой власти: права чеканить монету, права эмиссии банковских билетов и других денежных знаков), посредством которой создается механизм подчинения себе центральной властью субъектов федерации; 7) принципом двойного гражданства; 8) отсутствием у субъектов федерации права сецессии, т.е. выхода из состава федерации. Такое право за субъектом федерации не признает ни одна из современных конституций Ф.г. Более того, предпринимавшиеся когда-либо попытки сецессии подавлялись силой оружия. Подобное имело место в 1861—1865 гг. в США в ходе Гражданской войны Севера и Юга, когда силой оружия 11 штатов были "возвращены" в состав федерации; в 1847 г. — в Швейцарии; сравнительно недавно — в Нигерии, в некоторых штатах Индии. В то же время в 1965 г. мирно из состава Малайзии вышел Сингапур; в 1971 г. от Индии отделился Восточный Пакистан, образовав государство Бангладеш; таким же способом распалась Чехословацкая Социалистическая Федеративная Республика. Крайне болезненно сецессия протекала в бывшей Социалистической Федеративной Республике Югославии.

От федерации необходимо отличать унитарные государства с элементами политической автономии, децентрализованное государство, иные виды образований, использующих принципы федерализма. К таким образованиям относятся: конфедерация, отличающаяся от федерации более высокой степенью концентрации власти не на уровне центрального правительства, а на уровне составляющих федерацию частей. В федерации составляющие ее части отказываются от собственного суверенитета по ряду вопросов (международные отношения, оборона и др.); в конфедерации государства-члены сохраняют большую независимость и делегируют значительно меньше власти центральным органам управления. Более слабым (по сравнению с конфедерацией) образованием с обладающим минимальной властью центром и государствами-членами, оставляющими за собой широкий суверенитет, является лига, создаваемая с очень ограниченными целями. Ситуация, при которой два государства совместно осуществляют контроль над третьим, предоставляя последнему определенную степень автономии, именуется кондоминиумом (например, Андорра, находящаяся под совместным контролем Франции и Испании).

На федеративный характер современного Российского государства указывают следующие его юридические признаки: территория РФ состоит из территорий субъектов Федерации, которые представляют собой ограниченно правоспособные государственные образования, обладающие определенной учредительной властью; компетенция между Федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной Конституцией; верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам; субъекты Федерации обладают правом принятия собственной конституции (устава), имеют свои высшие законодательные и исполнительные органы; в России существует единое гражданство; в российском парламенте имеется палата, представляющая интересы субъектов Федерации (Совет Федерации); внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти, которые официально представляют РФ в межгосударственных отношениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: