Подзаконные нормативно - правовые акты

ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ — основанные на законе и не противоречатему правотворческие акты. Соответственно, они обладают меньшей юридической силой в сравнении с законом, их правовой характер определяет, соответствуют ли они закону или входят в противоречие с ним. К подзаконным актам относятся: а) нормативные акты главы государства (в Российской Федерации они могут издаваться в форме указов и крайне редко в виде распоряжений); б) акты Правительства, принятые в соответствии с законами Российской Федерации и нормативными указами Президента. Такие акты принимаются в форме постановлений, они носят общий характер, действуют на всей территории страны; в) нормативные правовые акты органов исполнительной власти (приказы, инструкции федеральных министерств, постановления глав краевых, областных администраций); г) внутриорганизационные или локальные подзаконные акты — нормативно-юридические акты, издаваемые различными организациями в пределах их правотворческих полномочий.

Законы

ЗАКОН — нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующий наиболее значимые отношения, воплощающий права и свободы человека, его приоритеты и ценности и обладающий наивысшей юридической силой в правовой системе. Этимологически (по своему смыслу) слово «закон» в русском языке означает «правило», в более точном переводе — «кон» или «предел, положенный свободе воли и действия». Иначе говоря, под словом «закон» всегда имеют в виду общую и обязательную к исполнению норму поведения, адресованную всем без исключения. Юридическое понятие «закон» состоит в том, что под законом имеют в виду «правило, постановление (предписание) высшей власти». С древних времен на языках других народов сложилось аналогичное смысловое значение соответствующих терминов (lex- лат.,gesetz-нем., law -англ.). Юридическая природа закона в отличие от иных нормативно-правовых актов заключается в том, что, закон есть:

1) юридический акт-документ, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, их отмене или изменению; закон — всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения;

2) акт строго определенных представительных органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны Федерального Собрания (РФ), высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т.е. субъектов являющихся носителями государственного суверенитета;

3) принимается в особом процедурном порядке, что не специфично для подзаконных нормативно-правовых актов. Этот порядок закреплен в Конституции страны и специальных законодательных актах — Регламентах палат парламента;

4) не подлежит контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Он может быть отменен или изменен только законодательной властью. Конституционный Суд или иной орган конституционного контроля может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его не вправе. Это может сделать только законодательный орган;

5) имеет верховенство в правовой системе. Закон с этой точки зрения есть нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического «ранга»; ему, в принципе, «все под силу», он отличается юридической всеобщностью. Все иные акты «ниже» закона, находятся «под» законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить. В силу этого закон- это всегда основной, главный источник национальной системы права;

6) обладает свойством прямого действия, т.е., применяется на всей территории страны без каких-либо ограничений и без каких-либо конкретизирующих актов (за исключением случаев, указанных в самом законе);

7) нормативный акт, содержащий первичные юридические нормы, т.е. такие нормы, которых раньше в правовой системе не было и которые предназначены для регулирования ключевых вопросов жизни страны по всем важнейшим политическим, экономическим, социальным вопросам. В этом смысле с закона, юридическое регулирование по данным вопросам «начинается».

В Российской Федерации действуют три вида законов: 1) Конституция; 2) федеральные законы; 3) законы, принимаемые представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

19. Соотношение системы права и системы законодательства.

структура системы права - горизонтальная (отраслевая) структура, т.е. система права состоит из отраслей права, имеющих свой особый предмет и метод регулирования, а те, в свою очередь, состоят из институтов права, норм права; система законодательства имеет как горизонтальную (отраслевую), так и вертикальную (иерархическую) структуру;

-первичный структурный элемент системы права - норма права, системы законодательства - нормативное правовое предписание, т.е. юридически обязательная, грамматически и логически завершенная часть структурного подразделения нормативно-правового акта (статьи, части статьи, абзаца, параграфа, пункта);

- система права - это внутренняя форма права (отрасли, институты, нормы права), система законодательства - это внешняя форма права, т.е. форма внешнего выражения, закрепления (объективирования) содержания права (норм права);

-система права шире системы законодательства, поскольку законодательство охватывает не все нормы права, т.е. является формой (источником) не всех норм права, есть и иные источники (формы права);

-система права возникает как результат объективно существующих общественных отношений (трудовых, имущественных, семейных), система законодательства - результат деятельности законодателя (субъектов правотворческой деятельности).

20. Конституция РФ – ядро правовой системы.

Конституция РФ - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов.

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: