Примеры решения задач на множества

1. В группе из 100 туристов 70 человек знают английский язык, 45 знают французский язык и 23 человека знают оба языка. Сколько туристов в группе не знают ни английского, ни французского языка?

Решение:

Обозначим:

U – множество всех туристов (универсальное множество);

А – множество туристов, знающих английский язык;

В – множество туристов, знающих французский язык.

Проиллюстрируем графически:

Необходимо найти количество туристов, не знающих ни одного языка, т.е. количество элементов множества D = U \ (A U B) (на рисунке отмечено серым).

Дано:

m (U) = 100 (всего туристов);

m(A) = 70 (знают английский);

m(B) = 45 (знают французский);

m(AIB) = 23 (знают оба языка).

Найти:

m(D) = m(U) -m(AUB)

Количество туристов, знающих хотя бы один язык:

m (A U B) = m (A) = m (B) - m (A I B) = 70 + 45 - 23 = 92;

Количество туристов, не знающих ни одного языка:

m (D) = m (U) - m (A U B) = 100 - 92 = 8

Ответ: 8 человек.

2. В олимпиаде по иностранному языку принимало участие 40 студентов, им было предложено ответить на один вопрос по лексикологии, один по страноведению и один по стилистике.

Результаты проверки ответов представлены в таблице:

Получены правильные ответы на вопросы Количество ответивших
по лексикологии  
по страноведению  
по стилистике  
по лексикологии и страноведению  
по лексикологии и стилистике  
по страноведению и стилистике  

Известно также, что трое не дали правильных ответов ни на один вопрос. Сколько студентов правильно ответили на все три вопроса? Сколько студентов правильно ответили ровно на два вопроса?

Решение задачи:

Обозначим:

U – универсальное множество, т.е. множество всех студентов,

A – множество студентов, правильно ответивших на вопросы по лексикологии,

B – множество студентов, правильно ответивших на вопросы по страноведению,

С – множество студентов, правильно ответивших на вопросы по стилистике,

D - множество студентов, не давших ни одного правильного ответа.

Проиллюстрируем графически:

Дано: m(U) = 40 (чел.) m(D) = 3 (чел.)

m(A) = 20 (чел.) m(AÇB) = 7 (чел.)

m(B) = 18 (чел.) m(AÇC) = 8 (чел.)

m(C) = 18 (чел.) m(BÇC) = 9 (чел.)

Найти:

1) m(AÇBÇC) -?

2) сколько студентов ответили ровно на 2 вопроса?

Решение:

1) Пересечение трех множеств разбивает универсальное множество на классы, т.е. на попарно непересекающиеся непустые подмножества. Обозначим число элементов в каждом классе маленькими латинскими буквами (см. рисунок). Можно проверить (и доказать!), что

m(AÈBÈC) = m(A) + m(B) + m(C) – m(AÇB) – m(AÇC) – m(BÇC) + m(AÇBÇC)

Очевидно, что m(AÈBÈC) = m(U) – m(D) = 40 – 3 = 37

Подставив в формулу известные данные, получим:

37 = 20 + 18 + 18 – 7 – 8 – 9 + m(AÇBÇC) è m(AÇBÇC) = 5

Итак, на три вопроса ответили 5 студентов

2) Чтобы найти количество студентов, правильно ответивших ровно на два вопроса, необходимо найти и сложить d, e, f:

d + e + f = (8 – m(AÇBÇC)) + (7 – m(AÇBÇC)) + (9 – m(AÇBÇC)) = 3 + 2 + 4 = 9

Ответ: 1) 5; 2) 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: