double arrow

Жизненный цикл товара (ЖЦТ) и маркетинговые стратегии на его стадиях

Жизненный цикл товара – период, в течение которого товар находится на рынке и в сфере потребления.

Концепция ЖЦТ может быть сформулирована следующим образом: каждый товар пребывает на рынке и в сфере потребления определенное время, а затем вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром, а также уходит из сферы потребления через определенный период времени (по окончании срока службы).

Виды ЖЦТ на рынке различаются по продолжительности и форме. Классические стадии жизненного цикла товаров: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад.

1. Традиционная кривая включает отчетливо периоды внедрения, роста, зрелости, насыщения и спада.

2. Классическая кривая (бум) описывает товар, пользующийся спросом и характеризующийся стабильным сбытом на протяжении длительного периода времени.

3. Кривая увлечения описывает товар, который быстро завоевывает популярность и также быстро ее теряет.

4. Продолжительное увлечение: товар быстро завоевывает популярность, характеризуется высоким объемом сбыта, а затем спрос падает, но незначительная доля реализации остается продолжительное время.

5. Кривая возобновления (ностальгии): товар казалось бы устарел, но затем вновь стал популярным.

6. Сезонность или мода: товар пользуется спросом в определенные периоды, сезоны.

7. Кривая провала – товар при внедрении на рынке не имел успеха.

           
   
   
 
 

       
  1. Традиционный     2. Бум /классический/     3. Увлечение
           
   
 
   
 
 

       
  4. Продолжительное увлечение     5. Сезонность /мода/     6. Ностальгия
 
 

       
      7. Провал    

Рис. 4.2 - Типы жизненных циклов

ЖЦТ в сфере потребления (у покупателя) показывает количество изделий, находящихся в эксплуатации. Но этот ЖЦТ продолжается и после того, как продажа товара полностью прекратилась: продолжается на время эксплуатации изделия до полного износа, т.е. на срок службы.

ЖЦТ в сфере потребления определяет:

- сохранность потребительских характеристик в течение определенного времени;

- необходимость производства запчастей, комплектующих, емкость складов для их хранения.

- деятельность служб сервиса.

Модель традиционного жизненного цикла товара включает 5 стадий: внедрения товара на рынок, роста, зрелости, насыщения и спада. Каждая стадия характеризуется сочетанием объема продажи и прибыли от реализации товара.

Стадия внедрения: незначительный объем продаж, из-за высоких затрат могут быть убытки.

Стадия роста: рост спроса, продаж, прибыли.

Стадия зрелости: замедление темпов роста продаж, прибыли, рост затрат на маркетинг, возможно снижение цен.

Стадия насыщения: сокращение объема продаж, прибыли, снижение цен, рост затрат на маркетинг.

Стадия спада: снижение продаж, прибыли, цен, модернизация товара, рост затрат на маркетинг.

Служба маркетинга должна следить за изменениями темпов продажи, прибыли, чтобы вовремя увидеть границы стадий ЖЦТ и внести изменения в маркетинговую стратегию, программу маркетинга, перераспределить маркетинговые усилия, средства.

Маркетинговые стратегии на стадиях жизненного цикла товаров (рис. 4.3):

Уровень расходов на СТИС

  Высокий Низкий
  Уровень цен   Высокий 1. Стратегия интенсивного маркетинга 2. Стратегия выборочного проникновения
  Низкий 3. Стратегия широкого проникновения 4. Стратегия пассивного маркетинга

Рис. 4.3 - Матрица маркетинговых стратегий на стадии внедрения.

1.Стадия внедрения:

1.1. Стратегия интенсивного маркетинга, для которой характерны высокая цена и высокие затраты на СТИС.

Условия внедрения:

- большая часть покупателей не осведомлены о товарах, а те, кто знаком с товаром готовы его купить по указанной цене;

- фирма считается с возможностью конкуренции и стремится выработать у покупателей предпочтительное отношение к своему товару.

1.2. Стратегия выборочного проникновения, для которой характерны высокая цена и низкие затраты на СТИС.

Условия внедрения:

- емкость рынка ограничена;

- большая часть покупателей осведомлена о товаре и те, кто желает приобрести товар готовы заплатить за него высокую цену;

- конкуренция здесь незначительная, поэтому затраты на СТИС низкие.

1.3. Стратегия широкого проникновения, для которой характерны низкие цены и высокие затраты на СТИС.

Условия внедрения:

- емкость рынка достаточно велика;

- потенциальные покупатели сравнительно плохо осведомлены о товаре;

- большинство покупателей не будут платить высокую цену за товар;

- конкуренция сильна, поэтому высоки затраты на СТИС;

- издержки на единицу товаров уменьшаются с увеличением масштабов производства и его совершенствованием.

1.4. Стратегия пассивного маркетинга, для которой характерны низкая цена и низкие затраты на СТИС.

Условия внедрения:

- большая емкость рынка;

- покупатель хорошо осведомлен о товаре;

- отказ покупателя от приобретения дорогого товара;

- имеется потенциальная опасность для конкурентов.

Основные задачи маркетинговой деятельности:

1) формирование сбытовых каналов и сбытовой сети,

2) реклама продукции,

3) ведение функциональной конкуренции с уже существующими на рынке товарами,

4) рыночная адаптация нового товара.

2. Стадия роста характеризуется ростом спроса, продаж, прибыли.

Основные задачи маркетинговой деятельности:

1) избежание прямой ценовой конкуренции за счет модификаций, частичного совершенствования и других приемов дифференциации товара,

2) проведение убеждающей, а затем агрессивной рекламной кампании,

3) обеспечение массовых продаж через широкую сбытовую сеть с одновременной разработкой новых каналов распределения,

4) поддержание относительно высокого уровня цен при своевременном их снижении для привлечения новых потребителей,

5) проникновение в новые сегменты рынка, разработка перспективных рынков.

3. Стадия зрелости характеризуется замедлением темпов роста продаж, прибыли, ростом затрат на маркетинг, некоторым снижением цен.

Основные задачи маркетинговой деятельности:

1) повышение качество (долговечности, надежности, экономичности и т.п.),

2) придание товару новых, более универсальных свойств, повышение его безопасности и удобства,

3) улучшение внешнего оформления продукта,

4) снижение цены на продукцию,

5) разработка более действенной рекламной кампании, дополнительных приемов стимулирования сбыта,

6) увеличение существующего рынка (сегмента) за счет новых пользователей,

7) разработка новых рынков и новых рыночных сегментов.

4. Стадия насыщения характеризуется сокращением объема продаж, прибыли, снижением цен, ростом затрат на маркетинг

Основные задачи маркетинговой деятельности:

1 – усиление рекламной деятельности;

2 – улучшение качества товаров, модификация;

3 – улучшение сервиса;

4 – снижение цены для тех покупателей, кто не смог купить товар раньше.

Стратегии маркетинга на этой стадии:

- модификация рынка;

- модификация товара;

- модификация маркетинговых средств;

Стратегия модификации рынка предусматривает: нахождение новых сегментов рынка или рынков; поиск новых способов использования товаров постоянными покупателями; изменение положения своего товара на рынке.

Стратегия модификации товара предусматривает: улучшение качества товаров; модернизацию товаров; улучшение оформления товаров.

Стратегия модификации маркетинговых средств предусматривает: снижение цен; использование новых форм рекламы; активное стимулирование продажи.

5. Стадия спада характеризуется снижением продаж, прибыли, цен, модернизация товара, ростом затрат на маркетинг.

На этой стадии фирмы могут избрать одну из следующих стратегий:

1) «оживление продукта» – продление его жизненного цикла путем интенсификации рекламы, совершенствования товара, изменения его положения на рынке, использования новых способов сбыта и ценовых рычагов (скидок),

2) временная отсрочка ухода продукта с рынка за счет привлечения лояльных покупателей, резкого снижения издержек производства, экономии на маркетинговых программах, сокращения сбыта,

3) снятие продукции с производства и продажи.

4.4.Новые товары: процесс разработки и рыночное тестирование.

Новые товары в маркетинговой деятельности рассматриваются как один из ключевых факторов успеха на рынке. С помощью товара, имеющегося рыночную новизну, предприятие выходит вперед, формирует новый рынок, опережает на какой-то период конкурентов и на этой основе обеспечивает рост своих доходов.

Маркетинг предлагает систему критериев, по которым можно действовать, решая проблему рыночной новизны товара.

К товарам рыночной новизны относятся:

- принципиально новые товары, удовлетворяющие новую потребность (виндсерфинг, дельтаплан);

- товары по-новому удовлетворяющие уже существующие потребности (видеомагнитофоны);

- товары в новой упаковке;

- товары с новыми преимуществами;

- товары, изготавливаемые из новых сырьевых ресурсов, по новой технологии.

Таким образом, маркетинг предлагает систему рыночных, товарных, сбытовых и производственных критериев, ориентирующих на новые товары для получения предприятием конкурентных преимуществ на рынке.

Различают три основных типа нововведений.

1)Адаптация продукции к изменению потребностей рынка, условиям производства и эксплуатации. Это тип нововведений дает возможность продлить «жизненный цикл» изделия в условиях насыщения рынка.

2)Модификация, которая представляет собой расширение ассортимента данного изделия на основе базовой модели. Она призвана, прежде всего, расширить круг потенциальных потребителей и требует определенных изменений в традиционных производственных и торгово-сбытовых процессах.

3)Обновление продукции. Это наиболее сложный процесс, поскольку предусматривает коренную перестройку технологии для выпуска принципиально новых товаров. Он охватывает вопросы капиталовложений, НИОКР, подготовки кадров и т.п.

Каждый тип нововведений обусловлен реальными научно-техническими, социально-экономическими, производственно-хозяйственными и другими условиями.

Различают три возможных критерия классификации нововведений:

1) степень новизны для фирмы,

2) характер концепции, на которой основано нововведение,

3) интенсивность нововведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: