double arrow

Структура двигательного дефекта при ДЦП

Каждая форма ДЦП отличается от другой качественным ci образием и специфичным сочетанием двигательных патологич| ских компонентов. Вместе с тем можно выделить общие для форм ДЦП нарушенные звенья, которые и составляют стр> двигательного дефекта при ДЦП.

1. Наличие параличей и парезов.

Центральным параличом называется полное отсутствие возмс ности совершать произвольные движения. Парез — слабая фор паралича, выражающаяся в ограничении возможности совери произвольные движения (ограничение объема движений, сниже мышечной силы и пр.). Центральные параличи и парезы обуслов ны поражением двигательных зон и двигательных проводящих i головного мозга. В зависимости от тяжести поражения мозга мо> наблюдаться полное (паралич) или частичное (парез) отсутст тех или иных движений. Например, ребенок не может или затр) няется поднять руки вверх, развести их в стороны, вытянуть ред, согнуть или разогнуть ногу и др. Все это служит препятствий для своевременного и полноценного развития важнейших мс ных функций, затрудняет формирование навыков самообсл> вания, предметной, игровой, учебной и других видов деятельн<| сти. ДЦП — это не неспособность двигаться вообще, а неспосс ность произвольно управлять процессом мышечного движений*

Различают 4 вида церебрального паралича в зависимости локализации нарушения:

тетраплегия —- общее поражение всех четырех конечностей;-|

диплегия (параплегия) — поражение либо верхних, либо них конечностей;


гемиплегия — поражение либо правой, либо левой половины тела;

моноплегия — редко встречающееся поражение одной конеч­ности. Ч

Для центрального (спастического) паралича характерно: нару­шение мышечного тонуса (мышечная гипертония), повышение сухожильных и периостальных рефлексов (гиперрефлексия), на­личие клонусов, патологических рефлексов, защитных рефлек­сов, синкинезий.

Все эти симптомы центрального паралича указывают на пора­жение первого двигательного нейрона. Патофизиологическая ос­нова симптомов центрального паралича — выпадение тормозя­щих влияний коры больших полушарий на интраспинальные ав­томатизмы. Эти симптомы центрального паралича также входят в структуру двигательного дефекта при ДЦП. Остановимся на них подробнее.

2. Нарушение мышечного тонуса.

Для любого двигательного акта необходим нормальный мы­шечный тонус. Регуляция мышечного тонуса обеспечивается со­гласованной работой различных звеньев нервной системы.

При ДЦП наблюдается повышение мышечного тонуса (спас-тичность, мышечная гипертония). Наибольшее повышение мы­шечного тонуса отмечается в мышцах-сгибателях конечностей, в приводящих мышцах бедер, в подошвенных сгибателях стоп и в некоторых других мышечных группах. Повышение мышечного то­нуса в данных группах мышц определяет специфическую позу де­тей с ДЦП: ноги приведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых сус­тавах, пальцы сжаты в кулаки.

Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется изменчивым мышечным тонусом, т.е. наблюдается мышечная дистония. В по­кое мышцы кажутся расслабленными и гиперкинезы исчезают или ослабевают, при попытке совершить произвольное движение то­нус резко возрастает и гиперкинезы усиливаются. При атетоидных гиперкинезах дистония мышц создает изменчивый мышечный то­нус и возникает червеобразный, непрерывно перемещающийся спазм.

При атонически-астатической форме ДЦП имеет место мы­шечная гипотония. Мышцы характеризуются слабостью, дрябло­стью, вялостью.

При осложненных формах ДЦП отмечается сочетание различ­ных вариантов нарушений мышечного тонуса.

3. Повышение сухожильных и периостальных (надкостничных)
Рефлексов (гиперрефлексия).

Такая гиперрефлексия является признаком поражения пира­мидных путей. Ахиллов, коленный и другие сухожильные и пе-


риостальные рефлексы повышены, зона их вызывания (рефлексо­генная зона) расширена. Крайняя степень повышения сухожилы-рефлексов проявляется клонусом — ритмичными, долго не прекраЦ вдающимися сокращениями какой-либо мышцы, возникающда вслед за резким ее растяжением. Наиболее постоянны при пораже нии пирамидной системы клонусы стопы и коленной чашечки.

4. Синкинезии (содружественные движения).
Синкинезии — это непроизвольные движения, сопутствующ*

произвольным. Различают физиологические и патологические сэд кинезии. К физиологическим синкинезиям относят, наприме движения рук при ходьбе. Патологические синкинезии возникал при поражении пирамидной системы. Примером патологичес* синкинезии может быть непроизвольное поднимание парализ ванной ноги при попытке вставания с постели без помощи pjf появление в парализованной конечности движений, повтори! щих движения здоровой конечности; производя какие-либо де ствия рукой, ребенок непроизвольно сопровождает их движет ми языка и губ. У детей с ДЦП наиболее часто наблюдаются гл бальные патологические синкинезии, когда выполнение любе произвольного движения сопровождается непроизвольными, жениями в других частях тела (в первую очередь вовлекаются на более пораженные конечности). Например, ребенку предлагае выполнить какое-нибудь движение здоровыми конечностями: ся руку в кулак, поднять ее вверх, взять игрушку, поймать мяч и, В ответ наблюдается ряд непроизвольных движений на парал* ванной стороне (пораженная рука сгибается в локте, привод* к туловищу, происходит пронация предплечья, сгибание кис приведение ноги).

Наличие патологических синкинезии усложняет и затруд>: формирование произвольных движений и освоение различных i дов деятельности.

5. Недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлек
При недоразвитии этих рефлексов ребенку трудно удержив

в нужном положении голову и туловище. Поэтому ребенку трув овладевать навыками самообслуживания, трудовыми и учеб? операциями.

6. Несформированность реакций равновесия и координации
жений.

Равновесие тела — это состояние устойчивого положения ' в пространстве. Поддержание равновесия тела осуществляется ело ной системой периферических и центральных механизмов. С> ствует статическое равновесие тела (при стоянии) и динам* ское равновесие (при движении). Динамическое равновесие ществляется за счет рефлекторного сокращения мышц подцерЗ ния позы и тесно связано с координацией движений. КоордИ! ция механизмов, обеспечивающих равновесие тела, происхо!


на разных уровнях — в спинном мозге, стволе мозга, мозжечке, коре больших полушарий, куда поступает информация от зри­тельного анализатора, рецепторов в мышцах, связках и сухожи­лиях, Вестибулярного аппарата.

При ДЦП нарушено формирование реакции равновесия и ко­ординация движений из-за задержки созревания или поражения соответствующих мозговых систем, а также по причине тяжелых двигательных нарушений, ограничивающих накопление моторного опыта и искажающих выполнение движений. Нарушения равно­весия тела и координации движений проявляются в патологиче­ской походке, которая наблюдается при различных формах ДЦП. Нарушения равновесия и координации движений особенно ярко проявляются при атонически-астатической форме ДЦП, когда имеет место поражение мозжечка и мозжечковая атаксия.

7. Нарушение ощущения движений (кинестезии).

Развитие двигательных функций тесно связано с ощущением движений. Ощущение движений осуществляется с помощью ре­цепторов, находящихся в мышцах, связках и сухожилиях (про-приоцептивная чувствительность). Именно эти рецепторы пере­дают в ЦНС информацию о положении тела в пространстве, о совершаемых движениях.

При всех формах ДЦП нарушается кинестетическая чувстви­тельность, что ведет к затруднениям в определении положения собственного тела в пространстве, к трудностям в сохранении рав­новесия и удержании позы, к нарушениям координации движе­ний и пр. У многих детей искажено восприятие направления дви­жения. Например, движение руки вперед по прямой ощущается ими как движение в сторону. Такое искаженное представление о собственных движениях приводит к неадекватности во взаимодей­ствии ребенка с окружающей средой, к нарушениям в формирова­нии различных видов деятельности, навыков самообслуживания, речи (затруднения в ощущении артикуляционных движений).

Особенно выражены нарушения ощущений движений при ги­перкинетической и атонически-астатической формах ДЦП.

8. Насильственные движения.

Насильственные движения наиболее ярко проявляются при ги­перкинетической форме ДЦП и выражаются в гиперкинезах: хо-реиформные гиперкинезы, атетоидные гиперкинезы, хореоатетоидные гиперкинезы, спастическая кривошея. К насильственным движени­ям относят и тремор, который в некоторых литературных источ­никах также относят к гиперкинезам. Тремор характерен для ато­нически-астатической формы ДЦП. Насильственные движения существенно затрудняют осуществление произвольных двигатель­ных актов. Они препятствуют своевременному формированию пред­метной, игровой, учебной и других видов деятельности, негатив­но сказываются на речи и письме.


9. Защитные рефлексы.

К симптомам поражения пирамидной системы относятся щитные рефлексы, проявляющиеся при центральном параличе-J защитные рефлексы — это непроизвольные движения, выражаю^ щиеся в сгибании или разгибании парализованной конечное! при ее раздражении.

10. Патологические рефлексы (сгибательные и разгибательные))|
Патологическими называются рефлексы, которые у взрослог

здорового человека не вызываются, а проявляются лишь при пс ражениях нервной системы, связанных со снижением тормозног влияния головного мозга (патологические рефлексы появляютс^ при поражении пирамидной системы).

Патологические рефлексы разделяют на сгибательные и разгар бательные (для конечностей). Эти патологические рефлексы се ставляют синдром центрального (спастического) паралича, вивающегося при поражении пирамидной системы. У детей до 1 год эти рефлексы не являются признаками патологии.

11. Позотонические рефлексы.

Позотонические рефлексы относятся к врожденным безуслов^ но рефлекторным двигательным автоматизмам. При нормально» развитии к 3 мес. жизни эти рефлексы уже угасают и не проявля ются, что создает оптимальные условия для развития произвол* ных движений. Сохранение позотонических рефлексов являете^ симптомом поражения ЦНС, симптомом ДЦП. Данные рефлексв могут быть отнесены к патологическим, так как у взрослых здорс вых людей они не вызываются. У детей с церебральным парали| чом эти рефлексы сохраняются на протяжении дошкольного воз раста, и в последующие годы их влияние остается стойким. Вые шие интегративные двигательные центры не оказывают тормозя щего влияния на нижележащие отделы мозга, осуществляющ* примитивные двигательные рефлекторные реакции, к которым; относят Позотонические рефлексы. С другой стороны, активнс функционирование нижележащих мозговых структур задерживав созревание высших интегративных центров коры, регулируют* произвольную моторику, речь, высшие корковые функции.

К позотоническим рефлексам относят:

лабиринтный тонический рефлекс;

асимметричный тонический шейный рефлекс;

симметричный тонический шейный рефлекс.

Лабиринтный тонический рефлекс проявляется при изменет положения головы.

В положении на спине нарастает тонус мышц-разгибателей. Гс лова запрокинута назад, ноги и руки напряжены и разогнуты, ти рук сжаты в кулаки. Тонус в положении на спине может бь выражен в разной степени, вплоть до резкого разгибания. Тогл поза напоминает столбнячную, тело выгнуто в виде дуги и ребенс


касается опоры лишь затылком и пятками. Он не может поднять голову, вытянуть вперед руки и взять предмет, поднести руки к лицу и т.д. Такая поза препятствует развитию моторных навыков, навыков самообслуживания, различных видов деятельности. Дан­ный рефлекс зачастую распространяется на мышцы глаз, что су­жает поле зрения, негативно влияет на развитие зрительно-дви­гательной координации, затрудняет восприятие окружающего. Все это сказывается на развитии зрительного восприятия и познава­тельной деятельности в целом. Лабиринтный тонический рефлекс способствует повышению мышечного тонуса в языке, что затруд­няет жевание, артикуляцию звуков, способствует слюнотечению и в итоге влияет на развитие речи.

В положении ребенка на животе шея и спина сгибаются — про­является повышение тонуса мышц-сгибателей. Плечи вытягива­ются вперед и вниз, руки согнуты под туловищем, а кисти рук сжаты в кулаки, бедра и голени приведены и согнуты, таз при­поднят (рис. 2). Такая поза тормозит развитие произвольных дви­жений, так как ребенок не может поднять голову, повернуть ее в сторону, выпрямить руки, встать и др. Постоянно согнутая спина способствует искривлению позвоночника.

Таким образом, лабиринтный тонический рефлекс оказывает негативное воздействие на развитие произвольной моторики, за­держивает формирование основных двигательных функций. Оче­видно и патогенное влияние рефлекса на формирование психиче­ских компонентов: пространственное восприятие, перцептивная, познавательная активность, зрительно-двигательная координация, предметная, игровая, учебная, речевая деятельность и др.

Асимметричный тонический шейный рефлекс проявляется в из­менении положения конечностей при повороте головы в сторону: в той стороне тела, куда повернуто лицо ребенка, повышается мышечный тонус в разгибателях руки и ноги, в противополож­ной стороне тела — в сгибателях руки и ноги. Таким образом, поворот головы в сторону вызывает изменение в положении ко­нечностей и ребенок принимает позу «фехтовальщика». Особенно пагубно рефлекс сказывается на зрительно-моторной координа­ции, зрительном восприятии и предметной деятельности. При по­вороте головы в сторону предмета рука на стороне поворота непро­извольно разгибается и ребенок не может взять этот предмет. Если все же ребенок с усилием сгибает руку, то голова автоматически отворачивается в другую сторону и рассмотреть предмет уже не пред­ставляется возможным. Данный рефлекс влияет отрицательно как на элементарный процесс создания целостного образа, так и на овладение учебными и трудовыми умениями и навыками.

Симметричный тонический шейный рефлекс проявляется в уси­лении разгибательного тонуса в руках и сгибательного в ногах при поднятии головы, а при наклоне головы вперед усиливается


тонус мышц сгибателей рук и разгибателей ног. Этот рефлекс фс мирует патологическую схему ходьбы, нарушает согласован* работу рук и ног при ходьбе.

В ряде случаев может фиксироваться сочетание различных: зотонических рефлексов у одного и того же ребенка. Так или че, позотонические рефлексы являются по своей природе и янию на моторное и психическое развитие ребенка с ДЦП и логическими.

Таким образом, ДЦП — это не просто отставание в motopi развитии или выпадение отдельных двигательных функций (к взрослых при поражении двигательных систем головного моз а заболевание, характеризующееся извращенным ходом мотор го развития, что в большинстве случаев нарушает последоват ный ход и динамику психического развития ребенка, привод своеобразной аномалии развития в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: