Каждая форма ДЦП отличается от другой качественным ci образием и специфичным сочетанием двигательных патологич| ских компонентов. Вместе с тем можно выделить общие для форм ДЦП нарушенные звенья, которые и составляют стр> двигательного дефекта при ДЦП.
1. Наличие параличей и парезов.
Центральным параличом называется полное отсутствие возмс ности совершать произвольные движения. Парез — слабая фор паралича, выражающаяся в ограничении возможности совери произвольные движения (ограничение объема движений, сниже мышечной силы и пр.). Центральные параличи и парезы обуслов ны поражением двигательных зон и двигательных проводящих i головного мозга. В зависимости от тяжести поражения мозга мо> наблюдаться полное (паралич) или частичное (парез) отсутст тех или иных движений. Например, ребенок не может или затр) няется поднять руки вверх, развести их в стороны, вытянуть ред, согнуть или разогнуть ногу и др. Все это служит препятствий для своевременного и полноценного развития важнейших мс ных функций, затрудняет формирование навыков самообсл> вания, предметной, игровой, учебной и других видов деятельн<| сти. ДЦП — это не неспособность двигаться вообще, а неспосс ность произвольно управлять процессом мышечного движений*
|
|
Различают 4 вида церебрального паралича в зависимости локализации нарушения:
тетраплегия —- общее поражение всех четырех конечностей;-|
диплегия (параплегия) — поражение либо верхних, либо них конечностей;
гемиплегия — поражение либо правой, либо левой половины тела;
моноплегия — редко встречающееся поражение одной конечности. Ч
Для центрального (спастического) паралича характерно: нарушение мышечного тонуса (мышечная гипертония), повышение сухожильных и периостальных рефлексов (гиперрефлексия), наличие клонусов, патологических рефлексов, защитных рефлексов, синкинезий.
Все эти симптомы центрального паралича указывают на поражение первого двигательного нейрона. Патофизиологическая основа симптомов центрального паралича — выпадение тормозящих влияний коры больших полушарий на интраспинальные автоматизмы. Эти симптомы центрального паралича также входят в структуру двигательного дефекта при ДЦП. Остановимся на них подробнее.
2. Нарушение мышечного тонуса.
Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. Регуляция мышечного тонуса обеспечивается согласованной работой различных звеньев нервной системы.
При ДЦП наблюдается повышение мышечного тонуса (спас-тичность, мышечная гипертония). Наибольшее повышение мышечного тонуса отмечается в мышцах-сгибателях конечностей, в приводящих мышцах бедер, в подошвенных сгибателях стоп и в некоторых других мышечных группах. Повышение мышечного тонуса в данных группах мышц определяет специфическую позу детей с ДЦП: ноги приведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы сжаты в кулаки.
|
|
Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется изменчивым мышечным тонусом, т.е. наблюдается мышечная дистония. В покое мышцы кажутся расслабленными и гиперкинезы исчезают или ослабевают, при попытке совершить произвольное движение тонус резко возрастает и гиперкинезы усиливаются. При атетоидных гиперкинезах дистония мышц создает изменчивый мышечный тонус и возникает червеобразный, непрерывно перемещающийся спазм.
При атонически-астатической форме ДЦП имеет место мышечная гипотония. Мышцы характеризуются слабостью, дряблостью, вялостью.
При осложненных формах ДЦП отмечается сочетание различных вариантов нарушений мышечного тонуса.
3. Повышение сухожильных и периостальных (надкостничных)
Рефлексов (гиперрефлексия).
Такая гиперрефлексия является признаком поражения пирамидных путей. Ахиллов, коленный и другие сухожильные и пе-
риостальные рефлексы повышены, зона их вызывания (рефлексогенная зона) расширена. Крайняя степень повышения сухожилы-рефлексов проявляется клонусом — ритмичными, долго не прекраЦ вдающимися сокращениями какой-либо мышцы, возникающда вслед за резким ее растяжением. Наиболее постоянны при пораже нии пирамидной системы клонусы стопы и коленной чашечки.
4. Синкинезии (содружественные движения).
Синкинезии — это непроизвольные движения, сопутствующ*
произвольным. Различают физиологические и патологические сэд кинезии. К физиологическим синкинезиям относят, наприме движения рук при ходьбе. Патологические синкинезии возникал при поражении пирамидной системы. Примером патологичес* синкинезии может быть непроизвольное поднимание парализ ванной ноги при попытке вставания с постели без помощи pjf появление в парализованной конечности движений, повтори! щих движения здоровой конечности; производя какие-либо де ствия рукой, ребенок непроизвольно сопровождает их движет ми языка и губ. У детей с ДЦП наиболее часто наблюдаются гл бальные патологические синкинезии, когда выполнение любе произвольного движения сопровождается непроизвольными, жениями в других частях тела (в первую очередь вовлекаются на более пораженные конечности). Например, ребенку предлагае выполнить какое-нибудь движение здоровыми конечностями: ся руку в кулак, поднять ее вверх, взять игрушку, поймать мяч и, В ответ наблюдается ряд непроизвольных движений на парал* ванной стороне (пораженная рука сгибается в локте, привод* к туловищу, происходит пронация предплечья, сгибание кис приведение ноги).
Наличие патологических синкинезии усложняет и затруд>: формирование произвольных движений и освоение различных i дов деятельности.
5. Недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлек
При недоразвитии этих рефлексов ребенку трудно удержив
в нужном положении голову и туловище. Поэтому ребенку трув овладевать навыками самообслуживания, трудовыми и учеб? операциями.
6. Несформированность реакций равновесия и координации
жений.
Равновесие тела — это состояние устойчивого положения ' в пространстве. Поддержание равновесия тела осуществляется ело ной системой периферических и центральных механизмов. С> ствует статическое равновесие тела (при стоянии) и динам* ское равновесие (при движении). Динамическое равновесие ществляется за счет рефлекторного сокращения мышц подцерЗ ния позы и тесно связано с координацией движений. КоордИ! ция механизмов, обеспечивающих равновесие тела, происхо!
|
|
на разных уровнях — в спинном мозге, стволе мозга, мозжечке, коре больших полушарий, куда поступает информация от зрительного анализатора, рецепторов в мышцах, связках и сухожилиях, Вестибулярного аппарата.
При ДЦП нарушено формирование реакции равновесия и координация движений из-за задержки созревания или поражения соответствующих мозговых систем, а также по причине тяжелых двигательных нарушений, ограничивающих накопление моторного опыта и искажающих выполнение движений. Нарушения равновесия тела и координации движений проявляются в патологической походке, которая наблюдается при различных формах ДЦП. Нарушения равновесия и координации движений особенно ярко проявляются при атонически-астатической форме ДЦП, когда имеет место поражение мозжечка и мозжечковая атаксия.
7. Нарушение ощущения движений (кинестезии).
Развитие двигательных функций тесно связано с ощущением движений. Ощущение движений осуществляется с помощью рецепторов, находящихся в мышцах, связках и сухожилиях (про-приоцептивная чувствительность). Именно эти рецепторы передают в ЦНС информацию о положении тела в пространстве, о совершаемых движениях.
При всех формах ДЦП нарушается кинестетическая чувствительность, что ведет к затруднениям в определении положения собственного тела в пространстве, к трудностям в сохранении равновесия и удержании позы, к нарушениям координации движений и пр. У многих детей искажено восприятие направления движения. Например, движение руки вперед по прямой ощущается ими как движение в сторону. Такое искаженное представление о собственных движениях приводит к неадекватности во взаимодействии ребенка с окружающей средой, к нарушениям в формировании различных видов деятельности, навыков самообслуживания, речи (затруднения в ощущении артикуляционных движений).
Особенно выражены нарушения ощущений движений при гиперкинетической и атонически-астатической формах ДЦП.
|
|
8. Насильственные движения.
Насильственные движения наиболее ярко проявляются при гиперкинетической форме ДЦП и выражаются в гиперкинезах: хо-реиформные гиперкинезы, атетоидные гиперкинезы, хореоатетоидные гиперкинезы, спастическая кривошея. К насильственным движениям относят и тремор, который в некоторых литературных источниках также относят к гиперкинезам. Тремор характерен для атонически-астатической формы ДЦП. Насильственные движения существенно затрудняют осуществление произвольных двигательных актов. Они препятствуют своевременному формированию предметной, игровой, учебной и других видов деятельности, негативно сказываются на речи и письме.
9. Защитные рефлексы.
К симптомам поражения пирамидной системы относятся щитные рефлексы, проявляющиеся при центральном параличе-J защитные рефлексы — это непроизвольные движения, выражаю^ щиеся в сгибании или разгибании парализованной конечное! при ее раздражении.
10. Патологические рефлексы (сгибательные и разгибательные))|
Патологическими называются рефлексы, которые у взрослог
здорового человека не вызываются, а проявляются лишь при пс ражениях нервной системы, связанных со снижением тормозног влияния головного мозга (патологические рефлексы появляютс^ при поражении пирамидной системы).
Патологические рефлексы разделяют на сгибательные и разгар бательные (для конечностей). Эти патологические рефлексы се ставляют синдром центрального (спастического) паралича, вивающегося при поражении пирамидной системы. У детей до 1 год эти рефлексы не являются признаками патологии.
11. Позотонические рефлексы.
Позотонические рефлексы относятся к врожденным безуслов^ но рефлекторным двигательным автоматизмам. При нормально» развитии к 3 мес. жизни эти рефлексы уже угасают и не проявля ются, что создает оптимальные условия для развития произвол* ных движений. Сохранение позотонических рефлексов являете^ симптомом поражения ЦНС, симптомом ДЦП. Данные рефлексв могут быть отнесены к патологическим, так как у взрослых здорс вых людей они не вызываются. У детей с церебральным парали| чом эти рефлексы сохраняются на протяжении дошкольного воз раста, и в последующие годы их влияние остается стойким. Вые шие интегративные двигательные центры не оказывают тормозя щего влияния на нижележащие отделы мозга, осуществляющ* примитивные двигательные рефлекторные реакции, к которым; относят Позотонические рефлексы. С другой стороны, активнс функционирование нижележащих мозговых структур задерживав созревание высших интегративных центров коры, регулируют* произвольную моторику, речь, высшие корковые функции.
К позотоническим рефлексам относят:
лабиринтный тонический рефлекс;
асимметричный тонический шейный рефлекс;
симметричный тонический шейный рефлекс.
Лабиринтный тонический рефлекс проявляется при изменет положения головы.
В положении на спине нарастает тонус мышц-разгибателей. Гс лова запрокинута назад, ноги и руки напряжены и разогнуты, ти рук сжаты в кулаки. Тонус в положении на спине может бь выражен в разной степени, вплоть до резкого разгибания. Тогл поза напоминает столбнячную, тело выгнуто в виде дуги и ребенс
касается опоры лишь затылком и пятками. Он не может поднять голову, вытянуть вперед руки и взять предмет, поднести руки к лицу и т.д. Такая поза препятствует развитию моторных навыков, навыков самообслуживания, различных видов деятельности. Данный рефлекс зачастую распространяется на мышцы глаз, что сужает поле зрения, негативно влияет на развитие зрительно-двигательной координации, затрудняет восприятие окружающего. Все это сказывается на развитии зрительного восприятия и познавательной деятельности в целом. Лабиринтный тонический рефлекс способствует повышению мышечного тонуса в языке, что затрудняет жевание, артикуляцию звуков, способствует слюнотечению и в итоге влияет на развитие речи.
В положении ребенка на животе шея и спина сгибаются — проявляется повышение тонуса мышц-сгибателей. Плечи вытягиваются вперед и вниз, руки согнуты под туловищем, а кисти рук сжаты в кулаки, бедра и голени приведены и согнуты, таз приподнят (рис. 2). Такая поза тормозит развитие произвольных движений, так как ребенок не может поднять голову, повернуть ее в сторону, выпрямить руки, встать и др. Постоянно согнутая спина способствует искривлению позвоночника.
Таким образом, лабиринтный тонический рефлекс оказывает негативное воздействие на развитие произвольной моторики, задерживает формирование основных двигательных функций. Очевидно и патогенное влияние рефлекса на формирование психических компонентов: пространственное восприятие, перцептивная, познавательная активность, зрительно-двигательная координация, предметная, игровая, учебная, речевая деятельность и др.
Асимметричный тонический шейный рефлекс проявляется в изменении положения конечностей при повороте головы в сторону: в той стороне тела, куда повернуто лицо ребенка, повышается мышечный тонус в разгибателях руки и ноги, в противоположной стороне тела — в сгибателях руки и ноги. Таким образом, поворот головы в сторону вызывает изменение в положении конечностей и ребенок принимает позу «фехтовальщика». Особенно пагубно рефлекс сказывается на зрительно-моторной координации, зрительном восприятии и предметной деятельности. При повороте головы в сторону предмета рука на стороне поворота непроизвольно разгибается и ребенок не может взять этот предмет. Если все же ребенок с усилием сгибает руку, то голова автоматически отворачивается в другую сторону и рассмотреть предмет уже не представляется возможным. Данный рефлекс влияет отрицательно как на элементарный процесс создания целостного образа, так и на овладение учебными и трудовыми умениями и навыками.
Симметричный тонический шейный рефлекс проявляется в усилении разгибательного тонуса в руках и сгибательного в ногах при поднятии головы, а при наклоне головы вперед усиливается
тонус мышц сгибателей рук и разгибателей ног. Этот рефлекс фс мирует патологическую схему ходьбы, нарушает согласован* работу рук и ног при ходьбе.
В ряде случаев может фиксироваться сочетание различных: зотонических рефлексов у одного и того же ребенка. Так или че, позотонические рефлексы являются по своей природе и янию на моторное и психическое развитие ребенка с ДЦП и логическими.
Таким образом, ДЦП — это не просто отставание в motopi развитии или выпадение отдельных двигательных функций (к взрослых при поражении двигательных систем головного моз а заболевание, характеризующееся извращенным ходом мотор го развития, что в большинстве случаев нарушает последоват ный ход и динамику психического развития ребенка, привод своеобразной аномалии развития в целом.