Формы детского церебрального паралича

В зависимости от повреждения определенных систем мозга i никают различные двигательные расстройства. В связи с этим j деляют 5 форм ДЦП.

1. Спастическая диплегия.

Для осуществления движений необходимо, чтобы импульО'| двигательной области коры головного мозга был беспрепятс но проведен к мышце. При спастической диплегии поврежде двигательной зоны коры головного мозга или основного дв» тельного (пирамидного) пути нарушает проведение импульса } имущественно к нижним конечностям, которые оказываются^ рализованными. Таким образом, паралич, или плегия, — это;| сутствие движения в мышце или группе мышц в результате ломки» в двигательном рефлекторном пути. Частичная утрата; гательных функций (ограничение силы, объема, амплитуды жения) называется парезом. При спастической диплегии повр дается центральный двигательный нейрон и развивается i ный паралич или парез.

Спастическая диплегия характеризуется двигательными на шениями в верхних и нижних конечностях, причем ноги по£ ны сильнее, чем руки. Степень поражения рук может быть раз ной — от выраженных ограничений в объеме и силе движет до легкой моторной неловкости, которая проявляется лишь выполнении тонких дифференцированных движений (письмо, 1 ставление мозаики, трудовые операции и др.). Часто наруше!^ моторики рук столь незначительны, что спастическая дипле определяется как «спастический паралич конечностей, чаще: них, реже верхних и нижних», т.е. при легких нарушениях фу ций рук на первое место выходит диплегия нижних конечное


Поражение двух парных конечностей, либо верхних, либо ниж­них, называется диплегией (или параплегией). Однако в некото­рых литературных источниках спастическая диплегия характери­зуется чсак тетраплегия (или тетрапарез), т.е. как общее пораже­ние четырех конечностей. Действительно, при спастической дип-легии имеет место нарушение двигательных функций всех конеч­ностей: поражаются преимущественно ноги, а верхние конечнос­ти поражаются в меньшей степени. Однако неодинаковая степень тяжести двигательных нарушений в руках и ногах указывает на поражение конечностей по принципу диплегии. В связи с этим оба термина взаимодополняют друг друга.

При спастической диплегии основным признаком является по­вышение мышечного тонуса (спастичность) в нижних конечно­стях с ограничением объема и силы движений.

Выраженные симптомы спастической диплегии обнаружива­ются уже в первые дни жизни ребенка. При купании и пеленании выявляется повышенный тонус мышц, проявляющийся в туго-подвижности, сопротивлении пассивным движениям. Более лег­кие формы болезни могут выявиться позже, к 5 — 6 мес. жизни. В этих случаях у детей отмечается вынужденное положение конечностей, при котором бедра повернуты внутрь, колени прижаты друг к другу. Дети начинают ходить с опозданием. Походка их характер­на: ступни касаются пола только пальцами, ноги переставляются с большим трудом, часто перекрещиваются. Повышение мышеч­ного тонуса преобладает в приводящих мышцах бедер, в силу чего и наблюдается перекрещивание ног при опоре на пальцы, что на­рушает осанку, затрудняет стояние и ходьбу. Обе ноги при попытке встать или лечь приводятся в движение одновременно.

Относительно легкое нарушение двигательных функций рук позволяет пользоваться ими: больной помогает себе при передви­жении и во время ходьбы (большинство детей при своевременном комплексном лечении осваивает ходьбу), дает возможность раз­вивать и формировать навыки самообслуживания, трудовые на­выки, навыки письма и т.д.

Психика детей чаще не изменена, многие из них могут обу­чаться в массовой школе. В отдельных случаях возможно снижение интеллекта, однако при рано начатой, систематической работе ЗПР можно успешно преодолеть.

Спастическая диплегия — это наиболее часто встречающаяся форма ДЦП (в специальной школе наблюдается у 45—50% уча­щихся).

Спастическая диплегия иногда описывается как болезнь Литтля. Это касается тех случаев, когда заболевание возникает на фоне недоношенности. В.Литтл впервые указал на роль родовой трав­мы в происхождении ДЦП. Он обратил внимание на то, что боль­шая часть детей, у которых после тяжелых родов развился паралич


конечностей, родились недоношенными и перенесли асфиксвд при рождении.

2. Двойная гемиплегия.

Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП. Диагнс ется уже в период новорожденности. Двойная гемиплегия характер зуется тяжелыми двигательными нарушениями во всех четырех: нечностях, причем руки поражаются в такой же степени, как и: а иногда и сильнее. Двигательные расстройства часто асимметр* из-за большой выраженности шейного тонического рефлекса на i ной стороне. Развитие двигательных функций крайне затруднено., не держат голову, не сидят, не стоят и не ходят. Не развж предпосылки к самостоятельному передвижению, формирОЕ навыков самообслуживания. Однако ранняя и систематическая ] та по физическому воспитанию в сочетании со всеми видами сервативного лечения может привести к улучшению в состоянии»!

Интеллект страдает больше, чем при других формах ДЦП. теллектуальное развитие детей соответствует олигофрении в пени тяжелой дебильности, имбецильности или идиотии. При: форме часта анартрия.

3. Гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплег
Гемипаретическая форма ДЦП обусловлена односторонним:

вреждением двигательной зоны коры головного мозга или оснс ного двигательного (пирамидного) пути. При этом в силу пере* ста основного двигательного (пирамидного) пути поражение никает на противоположной очагу поражения мозга стороне

Детская церебральная гемиплегия возникает чаще в резулы энцефалитов. При ее развитии на фоне энцефалита после ост периода, который длится несколько дней, судороги прекращая ся, сознание ребенка восстанавливается и выявляется паралич i ной половины тела, постепенно принимающий выражен! спастический характер.

Гемипаретическая форма ДЦП характеризуется односторо!-ми двигательными нарушениями. Чаще отмечается более тяже поражение руки. Мышечный тонус в руке высокий, она сог локтевом суставе, приведена к туловищу; кисть опущена и а в кулак. Если ребенок не пользуется пораженной рукой, временем наблюдается ее укорочение (постепенное отставай* росте), уменьшение в объеме (атрофия). Нога разогнута в кол$ ном суставе, стопа опущена. Сухожильные рефлексы повыше! имеются патологические рефлексы. Нередко поражаются и че£ ные нервы. При поражении глазодвигательных нервов отмечав косоглазие, при поражении лицевого нерва — асимметрия мил ческой иннервации лица и др.

В специальной школе эта форма встречается примерно у 20—/ учащихся. У каждого третьего больного выявляется олигофре! дизартрия, в половине случаев — ЗПР.


4. Гиперкинетическая форма.

При гиперкинетической форме ДЦП преимущественно пора­жаются подкорковые отделы мозга, играющие важную роль в осу­ществлении произвольного двигательного акта путем регуляции последовательности, силы и длительности мышечных сокраще­ний. При участии подкорковых образований мозга осуществляется также автоматизация движений, происходит формирование ин­дивидуальных эмоциональных особенностей ребенка. Таким обра­зом, на первое место выходят симптомы поражения экстрапира­мидной системы.

Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется двигательны­ми расстройствами, проявляющимися в виде насильственных не­произвольных движений — гиперкинезов. При гиперкинетической форме ДЦП именно гиперкинезы являются ведущим двигатель­ным нарушением. Они могут выступать как самостоятельный вид расстройств или сочетаться с параличами и парезами. Гиперкине­зы возникают непроизвольно, исчезают во сне и уменьшаются в покое, усиливаются при движении и волнении, утомлении и эмо­циональном напряжении. Они могут охватывать различные мы­шечные группы: мышцы лица, языка, шеи, туловища, Верхних и нижних конечностей. Гиперкинезы — это физиологически неце­лесообразные движения. Проявляются гиперкинезы в различной форме.

Хореиформные гиперкинезы — это быстрые, интенсивные, раз­машистые, неритмичные непроизвольные движения в различных мышечных группах: непроизвольное нахмуривание бровей, лба, зажмуривание глаз, высовывание языка, причмокивание, шмы-гание носом, порывистые и беспорядочные движения конечнос­тей. Движения при хореическом гиперкинезе иногда напоминают произвольные двигательные акты — гримасы, выразительные же­сты. При выраженном хореиформном гиперкинезе существенно затрудняется прием пищи, стояние и ходьба. Хореиформные ги­перкинезы развиваются, как правило, на фоне мышечной гипо­тонии.

Атетоидные гиперкинезы — медленные, червеобразные дви­жения пальцев рук, реже — мышц лица: выпячивание губ, пе­рекашивание рта, гримасничанье, прищелкивание языком и др. Атетоидные гиперкинезы сопровождаются изменением тонуса мышц.

Хореоатетоидные гиперкинезы — смешанная форма гиперкине­за, сочетающая Хореиформные и атетоидные насильственные дви­жения.

Спастическая кривошея — судорожные сокращения мышц шеи. Голова непроизвольно повернута в сторону и наклонена к плечу. Может сочетаться с непроизвольными движениями — откиды­ванием головы назад, пожиманием плечами и др.


Гиперкинезы часто сочетаются с изменениями мышечного • нуса, но в отличие от спастичности они характеризуются нег стоянством — дистонией, переходом от низкого тонуса к то* ческим спазмам в определенных группах мышц.

При гиперкинетической форме ДЦП произвольные двю ния маловыразительны, замедленны, затруднена автоматизаг двигательных навыков. Осуществление произвольных движе! затруднено в первую очередь за счет насильственных движеь поскольку гиперкинезы не могут быть подавлены волевым ус лием. Наличие гиперкинезов в мышцах верхних конечностей: рудняет развитие манипулятивной, предметной, игровой, изс разительной и других видов деятельности и навыков самообс живания.

У 90 % больных имеют место речевые нарушения. Наруше* слуха наблюдаются у 5 — 20 %. Психическое развитие страдает ме* ше, чем при других формах, однако тяжелые двигательные и чевые нарушения существенно затрудняют развитие ребенка, обучение и социальную адаптацию.

В специальной школе с данной формой ДЦП — 15 — 20 % дет

В чистом виде гиперкинетическая форма встречается редко. Ча можно наблюдать сочетанные формы, например гиперкинетичё кую форму и спастическую диплегию у одного больного.

5. Атонически-астатическая форма (мозжечковая).

Данная форма ДЦП характеризуется прежде всего низким: шечным тонусом (атония), трудностями в формировании вер кализации (астазия), что и определяет ее название. При данш форме имеет место несформированность реакций равновесия, доразвитие выпрямительных рефлексов и нарушение коорди* ции движений.

При атонически-астатической форме ДЦП поражается мозз ковая система мозга, которая регулирует координацию движен! и равновесие. При повреждении данной системы двигатель* нарушения проявляются в основном в виде мозжечковой атаке! Атаксия — это нарушение координации движений: они станов ся неловкими и несоразмерными. Мозжечковая атаксия хара* ризуется расстройством целенаправленных движений, ходь К проявлениям мозжечковой атаксии можно отнести:

нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе;

дисметрию — несоразмерность, чрезмерность движений, кот рая проявляется в промахивании, например, при попытке какой-либо предмет ребенок промахивается, протягивая р$ слишком далеко или не доводя ее до предмета. При закрытых гл зах моторика существенно не ухудшается;

интенционный (динамический) тремор — дрожание конечно стей, которое возникает при произвольных, целенаправленн! движениях и усиливается в конце двигательного акта, по ме|


приближения к цели. Интенционный тремор существенно нару­шает письмо. Тремор представляет собой вариант насильствен­ных движений. Он проявляется в непроизвольных, стереотипных, чаще всего ритмических колебательных движениях всего тела или его частей.

Эти и некоторые другие проявления наблюдаются на фоне низ­кого мышечного тонуса (гипотонии). Дети долго не могут держать голову, сидеть, стоять, ходить. Реакции выпрямления и равнове­сия иногда отсутствуют до 2 — 3 лет. Походка характеризуется не­устойчивостью. Для сохранения равновесия дети ходят, широко расставляя ноги в стороны, пошатываясь, однако часто падают. Траектория движения зигзагообразная, что напоминает походку пьяного человека (походка при атаксии).

Дети испытывают существенные затруднения при совершении многих моторных актов: им трудно стоять (особенно на одной ноге), перешагивать препятствия, совершать повороты, прыжки, бегать и др. При попытке захвата предмета движения неточны, плохо координированны. Все движения отличаются неточностью и не­соразмерностью.

У этих детей часто отмечается нарушение ритма движений, они затрудняются ходить под музыку в заданном ритме и тем­пе; при ходьбе координация движений рук и ног рассогласова­на (руки напряженно прижаты к туловищу или отведены в сто­роны).

При тонких целенаправленных движениях (письмо, складыва­ние мозаики, трудовые операции и пр.) тремор рук затрудняет выполнение произвольных действий. Тремор и нарушения коор­динации движений сказываются на формировании навыка пись­ма: буквы «пляшут», они неровные и чрезмерно большие, письмо прерывистое.

Речь расстраивается, теряет плавность, становится прерывис­той, монотонной и медленной. Ударения в ней расставляются не по смыслу: слова разделены равномерными интервалами.

В половине случаев у детей с атонически-астатической формой ДЦП отмечается олигофрения в степени дебильности и имбециль-ности.

В специальных школах учащиеся с этой формой заболевания составляют около 10— 15%.

У большинства детей отмечается смешанный характер заболе­вания — сочетание различных двигательных расстройств. Сочета­ние проявлений разных форм заболевания ведет к двигательным нарушениям, носящим осложненный характер. Например, спас­тическая диплегия может осложняться гиперкинезами. При ги­перкинетической форме могут наблюдаться нарушения равнове­сия и координации движений (в результате поражения как под­корковых, так и мозжечковых систем мозга).


П1Л.4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

При ДЦП имеет место сложная структура дефекта. Стру* двигательного дефекта мы подробно рассмотрели в предыдуще разделе, где неоднократно подчеркивалась взаимосвязь этого фекта с нарушениями психического развития.

При ДЦП можно говорить об особом виде психического онтогенеза: о дефицитарном развитии. Данный вид психической дизонтогенеза возникает при тяжелых нарушениях отдельных а* лизаторных систем, в том числе и при нарушениях в функцио* ровании двигательного анализатора при ДЦП. Первичный деф$| анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним на более тесно, а также к замедлению развития ряда психичес* функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Нарушен развития отдельных психических функций тормозят психичес* развитие в целом. Дефицитарность моторной сферы обусловлщ ет явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социально депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы.

Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенезом дефицитарному типу связан с тяжестью поражения опорно^ гательного аппарата. Однако решающее значение имеет первг ная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы.

Оптимальное развитие такого ребенка может происходить тол при условии адекватного воспитания и обучения. В случае не статочности коррекционно-развивающей работы возникают и i растают явления депривации, усугубляющие двигательную, знавательную и личностную недостаточность.

Психический дизонтогенез по дефицитарному типу и сое ляет основу аномалии психического развития у детей с ДЦП, ределяет характерную возрастную динамику и неравномернс психического, двигательного и речевого развития. Выражен диспропорциональность и неравномерный, нарушенный темп ] вития, а также качественное своеобразие в формировании пи ки — это главные особенности познавательной деятельное! всей личности ребенка с ДЦП.

Считается, что от 25 до 35% с ДЦП имеют потенциально хранный интеллект, однако развитие этих детей идет в дефш тарных условиях, что сказывается на психическом развитии, тенциально сохранный интеллект при ДЦП не означает пол ценное, полностью соответствующее нормальному развитие, новные виды психических нарушений при ДЦП — это задерз психического развития (встречается примерно у 50% детей с ДЩ и олигофрения (имеет место у 25% детей с ДЦП), что ев* тельствует о сочетании психического дизонтогенеза дефицит ного типа с дизонтогенезом по типу задержанного развития


недоразвития. Вместе с тем не существует прямой зависимости между тяжестью двигательной патологии и степенью интеллекту­альной недостаточности при ДЦП. При различных формах ДЦП может встречаться и нормальное, и задержанное психическое раз­витие, умственная отсталость.

Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:

• нарушение активного произвольного внимания, которое не­
гативно отражается на функционировании всей познавательной си­
стемы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нару­
шениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;

• повышенная истощаемость всех психических процессов (це-
реброастенические проявления), выражающаяся в низкой интел­
лектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприя­
тия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. Церебро-
астенические проявления усиливаются после различных заболева­
ний, нарастают к концу дня, недели, учебной четверти. При ин­
теллектуальном перенапряжении появляются вторичные невроти­
ческие осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость
и утомляемость способствует патологическому развитию личности:
возникает робость, страхи, пониженный фон настроения и пр.;

• повышенная инертность и замедленность всех психических про­
цессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида
деятельности на другой, к патологическому застреванию на отдель­
ных фрагментах учебного материала, к «вязкости» мышления и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: