Успешная работа современного предприятия базируется на массовой механизации производственных процессов, в первую очередь таких трудоемких и тяжелых изделий, как транспортирование материалов, деталей и изделий. Все транспортные операции, связанные с производственными процессами, выполняются внешними и внутризаводским промышленным транспортом.
Внешний транспорт (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный) доставляет на предприятия сырье, топливо и вспомогательные материалы, а также вывозит готовую продукцию. Внутризаводской транспорт (краны, конвейеры и др.) перемещает сырье, полуфабрикаты и детали внутри цехов, между цехами и вывозит готовую продукцию на склад. Промышленный транспорт широко используют непосредственно в технологическом процессе изготовления или сборки выпускаемой продукции, например конвейеры.Таким образом, промышленный транспорт является составной частью производственного процесса.
Транспортирующие машины имеют конструктивные особенности и различаются:
|
|
– по способу передачи перемещаемому грузу движущей силы: а) действующие при помощи механического привода; б) самотечные устройства, в которых груз перемещается под действием собственной силы тяжести; в) устройства пневматического и гидравлического транспорта, в которых движущей силой является поток воздуха или струя воды.
– по характеру приложения движущей силы и конструкции: с тяговым элементом (лентой, цепью, канатом); без тягового элемента;
– по роду перемещаемых грузов: для насыпных и для штучных грузов;
– по направлению и трассе перемещения грузов:
а) вертикально замкнутые, которые располагаются в вертикальной плоскости и перемещают грузы по трассе, состоящей из одного или нескольких прямолинейных отрезков;
б) горизонтально замкнутые, которые располагаются в одной горизонтальной плоскости на одном горизонтальном уровне по замкнутой трассе;
в) пространственные, которые располагаются в пространстве и перемещают грузы по сложной пространственной трассе с горизонтальными, наклонными и вертикальными участками.