Виды и типы конкуренции

Виды конкуренции:

1. Отраслевая конкуренция – выявление конкурентов с точки зрения отрасли, в которой работает предприятие. Отрасль – группа компаний, предлагающих товары или группа товаров, которые в значительной степени являются взаимозаменяемыми ИЛИ совокупность всех производителей товара или услуги.

2. Рыночная конкуренция – определение конкурентов в области общих задач как компании, которые стремятся удовлетворить те же нужды потребителей или предоставить услуги тем же потребителям, что и данная компания. Пиво – задача – утолить жажду. Кто конкуренты?

Выделяют четыре типа конкурентных ситуаций:

- чистая (совершенная конкуренция),

- монополистическая (несовершенная) конкуренция,

- олигополия,

- монополия.

Модель рынка чистой конкуренции основана на следующих условиях:

1. Однородность продукции.

2. Малые размеры и многочисленность субъектов рынка.

3. Невозможность диктовать цену рынку.

4. Отсутствие барьеров входа на рынок и выхода с него.

5. Совершенная информация.

К рынкам несовершенной конкуренции относят

- рынок монополистической конкуренции,

- рынок олигополии,

- монополию.

Основные характеристики рынков несовершенной конкуренции.

1. Значимость фирмы в масштабах рынка или значительная доля рынка у отдельных производителей.

2. Наличие барьеров проникновения на рынок.

3. Неоднородность продуктов.

4.Несовершенство рыночной информации (ее непрозрачность, закрытость для стремящихся в отрасль)

Рынок олигопольного типа.

Олигополия - ситуация, когда на рынке доминирует несколько фирм, создающих сильную взаимозависимость между собой. Т.е. каждая фирма хорошо знакома с действующими силами других и маневры любого конкурента ощущаются другими незамедлительно. Кроме того, результат предпринятого маневра за­висит от того, какая будет реакция на него со стороны конкурентов и будет ли она вооб­ще.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: