Товарная политика лежит в основе комплекса маркетинга, поскольку оказывает влияние на остальные его составляющие.
Товарная политика включает следующие виды маркетинговой работы:
1. Сегментация рынка.
2. Позиционирование на рынке.
3. Оценка конкурентоспособности товара.
4. Создание и оптимизация товарного ассортимента.
5. Решение вопросов торговой марки и бренда.
6. Создание эффективной упаковки и маркировка товара.
7. Разработка новых товаров.
8. Анализ и управление жизненным циклом товаров.
Ассортимент - это состав выпускаемой продукции по видам, сортам, размерам, маркам и т.п.
Основными характеристиками ассортимента являются:
- принцип формирования,
- широта,
- глубина.
Товарная номенклатура – это совокупность всех производимых товаров (услуг) и предлагаемых фирмой для продажи.
Ассортиментные группы – отдельные группы товаров, схожие по своим потребительским характеристикам или призванные удовлетворять определенную потребность.
Товарный ассортимент – совокупность всех ассортиментных групп товаров, изготовляемых фирмой.
|
|
Необходимо постоянно расширять товарный ассортимент, так как изменяется спрос, появляются новые товары у конкурентов.
Управлять товарным ассортиментом – значит постоянно предлагать рынку такой ассортимент товаров, который удовлетворяет покупателей с точки зрения:
- широты – количества изготовляемых ассортиментных групп (появление новых ассортиментных групп);
- глубины – количества ассортиментных позиций в ассортиментной группе (увеличение или уменьшение количества позиций);
- насыщенности – количества ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах;
- гармоничности – степень близости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения из потребления или каких-то иных показателей.
Торговая марка выделяет товар среди аналогичных товаров, способствует запоминаемости и узнаваемости товара, дает возможность усилить эффективность рекламы, а также оправдывает в глазах потребителя более высокую цену.
Марка – название, понятие, знак, символ, дизайн или их комбинация, предназначенная для идентификации предлагаемых продавцом товаров или услуг, а также для установления их отличий от товаров и услуг конкурентов.
Марка выполняет три основные функции:
Реклама, продвижение товаров и услуг на рынке.
Защита от подделок, нелегального использования.
Увеличивает доход владельца торговой марки ввиду назначения более высоких цен на товар, продажи лицензий на товарные марки.
Сегодня бренд - это сложный комплекс экономических и психологических (символических) взаимоотношений между производителями (продавцами) и потребителями товаров и услуг.
|
|
Упаковка – определенное вместилище или оболочка, в которую помещается данный товар и которая в большинстве своем надлежащим образом оформлена.
Первичная упаковка – вторичная упаковка – транспортная упаковка
Функции упаковки:
1. Сохранение качества, формы, объема товара.
2. Информационная функция (на упаковку наносится обязательная маркировочная информация).
3. Элемент маркетинговых коммуникаций - стимулирование сбыта (большое количество покупок происходит под влиянием импульса и эффектная упаковка действует как 5-ти секундный рекламный ролик)
Новый продукт – продукция, услуга или идея, которые воспринимаются некоторыми потенциальными потребителями как новые. Особенно важным является выпуск товаров-новинок для рынков с сильной конкуренцией.
Типы нового продукта:
- полностью новый продукт;
- продукт с улучшенными характеристиками;
- новое применение продукта;
- продукт с дополнительными функциями;
- продукт с меньшими издержками;
- продукт с новым дизайном;
- продукт с новой маркой или упаковкой.
Каждый продукт живет на рынке определенное время.
Жизненный цикл продукта – это время с момента первоначального появления на рынке до прекращения его реализации на данном рынке.
Переход от стадии к стадии происходит достаточно плавно, поэтому служба маркетинга должна внимательно следить за изменениями объема продаж и прибыли, с тем, чтобы уловить границы стадий и внести соответствующие изменения в программу маркетинга.
Самым важным становится этап зрелости, на котором рост продаж замедляется или остается неизменным. Три варианта:
- изменение рынка;
- изменение товара;
- обновление маркетингового комплекса.
3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ПРОДУКТОВЫЕ СТРАТЕГИИ
1. СТРАТЕГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАРКУ:
- использование индивидуальной марки для каждого своего продукта;
- использование единой марки для всех своих продуктов;
- использование различных марок для отдельных групп продуктов;
- использование марки компании-производителя в сочетании с марками отдельных своих продуктов;
- расширение марки – выпуск нового или модифицированного продукта под успешно зарекомендовавшей себя марклй;
- многомарочная стратегия.
2. ФОРМИРОВАНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОГО ПРОДУКТОВОГО ПОРТФЕЛЯ.
При разработке товарной политики надо учитывать, что один и тот же продукт на разных рынках может находиться на разных стадиях жизненного цикла.
В этом случае используется понятие «продуктовый портфель» - совокупность продуктов, выпускаемых компанией.
Продуктовый портфель должен быть сбалансирован и включать продукты, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла, что обеспечивает преемственность производственно-сбытовой деятельности организации, постоянное получение прибыли, снижает риск неполучения ожидаемой величины прибыли от реализации продуктов, находящихся на начальных стадиях жизненного цикла.
3.РАЗРАБОТКА НОВОГО ТОВАРА.
Этапы разработки нового продукта:
1) генерация идей – систематический поиск идей о новых продуктах (изучение мнений потребителей, конкурентов, поставщиков);
2) отбор идей – анализ всех выдвинутых идей о новом продукте с целью отсеивания неперспективных из их числа на наиболее ранней стадии разработки;
3) разработка концепции и ее проверка – идея о новом продукте трансформируется в концепцию продукта, которая испытывается на группе целевых потребителей с целью определения ее привлекательности;
4) разработка маркетинговой стратегии – рассматриваются вопросы: размер, структура и характер целевого рынка, осуществляется позиционирование нового продукта;
5) анализ бизнеса – оценка для нового продукта предполагаемых величин объема продаж, издержек и прибыли на предмет их соответствия целям организации;
|
|
6) разработка непосредственного продукта – трансформация концепции нового продукта в материальный продукт; на этом этапе происходит оценка нового продукта
7) пробный маркетинг – это проверка продукта и маркетинговой программы в реальных рыночных условиях. Цель пробного маркетинга – оценить сам продукт и его маркетинговую программу (цену, рекламу, марку, упаковку, сервис) и узнать, как на все этот будет реагировать потребитель.