1. Локализованная стратегия – основана на учете различий между странами (потребительское поведение, социально-экономические условия, рыночная инфраструктура, конкурентная среда и пр.).
2. Универсальные (стандартизированные) стратегии – применение разработанных стратегий на всем рынке, без учета особенностей. (только для крупных, известных компаний)
Основные этапы разработки стратегии международного маркетинга:
1. Определение целевых товарных рынков, где будет действовать компания, и их географический охват.
2. Определение ключевых компетенций компании особую важность приобретает обеспечение конкурентоспособности продукции, наличие маркетингового опыта и навыков, производственные возможности, контроль над ресурсами и др.
3. Формулировка стратегии глобального маркетинга включает определение:
- конкурентной стратегии (использование ценовой, продуктовой или гибридной для обеспечения лидерства);
- пределов географического охвата рынка и его сегментирование.
4. Разработка комплекса маркетинга
- товарная политика в международном маркетинге может иметь два основных направления. В случае экспортного маркетинга задача заключается в максимальном приспособлении товара к специфическим требованиям рынка страны-импортера. В случае глобального маркетинга происходит унификация товара для использования во многих странах;
- распределение связано в значительной мере с адаптацией к местным условиям, осуществляется национальными торгово-посредническими сетями, а также с использованием международных торговых компаний;
- ценообразование – используется дифференцированный подход, учитывающий различный характер спроса и ценовой политики конкурентов в разных странах;
- продвижение – учет местных законов о рекламе, трудности перевода рекламных слоганов и пр.
5. Создание глобального бизнес-потрефеля (набор стратегий), учитывающий степень взаимосвязанности рынков и видов деятельности компании по всему миру.
Внешнеэкономические связи (ВЭС) – совокупность направлений, фирм, методов и средств торгово-экономического, валютно-финансового, производственного и научно-технического сотрудничества между странами, включая внешнюю торговлю товарами и услугами; международное производственное сотрудничество; международную специализацию и кооперирование производства; инвестиционное сотрудничество; международное научно-техническое сотрудничество; валютно-финансовое сотрудничество.
Импорт – ввоз из-за границы товаров и услуг, а также капитала, технологий, ценных бумаг с целью их реализации на внутреннем рынке стран-импортера.
Экспорт – продажа иностранному контрагенту товара с вывозом его за границу.
Международная специализация производства – концентрация производства однородной продукции в рамках одной страны (фирмы) или ограниченного количества стран (фирм) с целью создания высокоэффективного массового производства вследствие снижения себестоимости продукции и повышения ее качества.
Международная кооперация производства – наиболее развитая форма международного разделения труда, при которой деятельность разных фирм (стран) непосредственно соединяется в повсеместном взаимодействии в одном и том же либо в разных, но связанных между собой процессах производства в целях сокращения затрат по сравнению с условиями, если бы участники действовали порознь.