1. Предпосылки возникновения международного маркетинга.
2. Стратегии международного маркетинга.
1. Предпосылки возникновения международного маркетинга.
Международный маркетинг — это маркетинговая деятельность компании на рынках зарубежных государств, стратегия международного развития. Международный маркетинг способствует не только росту, но и выживанию фирм.
Причины и цели выбора стратегии международного маркетинга могут быть различными, например, продление жизненного цикла товара, увеличение потенциала рынка с целью расширения объема производства и экономии на масштабах, использование сравнительных преимуществ зарубежных рынков по условиям конкуренции, емкости и т.п.
Основные предпосылки возникновения и развития международного маркетинга:
- независимость государств мирового сообщества;
- международное и национальное законодательства;
- превышение предложения над спросом, т. е. насыщенность товарами и услугами отдельных рынков;
- наличие национальных валютных систем;
|
|
- развитая конкуренция товаропроизводителей;
- рост жизненного уровня населения многих стран;
- стремление национальных предприятий к расширению внешних рынков сбыта продукции;
- рыночное поведение потребителей в большинстве стран мира;
- развитие международной кооперации производства и оказания услуг.
Международный маркетинг может быть глобальным и мультинациональным.
Если при выборе целевого рынка компания ориентируется на сходство характеристик отдельных зарубежных рынков, то она выбирает концепцию глобального маркетинга.
Мультинациональная концепция основана на особенностях каждого национального рынка, в связи с чем необходима адаптация комплекса маркетинга к условиям каждого рынка. Такая концепция присуща транснациональным корпорациям.
В международном маркетинге различают следующие формы развития:
Экспортный маркетинг – маркетинговая деятельность национальных компаний по максимальному приспособлению собственного производства продукции (товаров и услуг) к условиям и требованиям внутреннего рынка других стран для экспорта.
Маркетинг международного сотрудничества – маркетинговая деятельность национальных компаний по развитию различных форм сотрудничества с другими странами, включая не только экспорт, но и научно-технический обмен, контрактное производство, совместные предприятия, нацеленные на создание и реализацию продукции в этих странах с учетом культурной и национальной специфики.
Глобальный маркетинг – маркетинговая деятельность транснациональных компаний на международном рынке, основанная на учете сближения потребительских предпочтений и на создании универсального ассортимента продукции по всему миру без учета культурных и национальных различий.
|
|
Маркетинг на международной арене является весьма сложным, поскольку охватывает не только сбыт, но и другие сферы деятельности предприятия, в том числе производство, НИОКР, снабжение, финансы и т.д. Кроме того, здесь требуется глубокое понимание социально-экономических и национально-культурных условий, сложившихся в той стране, с которой будет связана деятельность предприятия.
Особенности международного маркетинга обусловлены факторами внешней среды зарубежных рынков:
1. Специфика потребностей и потребления, состояния рынка, конкурентной ситуации, сложившейся деловой практики, социальной и культурной среды.
2. Уровень экономического развития, политические отношения между государствами, таможенные тарифы, валютный контроль, нормы законодательства и т.д. (политико-экономические факторы)
3. Уровень развития промышленной технологии, нововведения, квалификация рабочей силы (факторы научно-технического характера).