double arrow

Cущность и функции финансов, роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства

Федеральное агентство связи

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

________________________________________________________________________________

Кафедра электронной коммерции

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой электронной коммерции

______________________________ Юрасов А.В.

подпись, Фамилия И.О.

«____» _______________ 201__ г.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Финансы

по специальности: 080500

Обсуждено на заседании кафедры

«_____» ____________________ 201__ г.

протокол № ___________

Самара

Содержание

1.1 Сущность и функции финансов. 3

Контрольные вопросы.. 16

1.2 Финансовая политика. 17

Контрольные вопросы.. 26

1.3 Управление финансами.. 26

Контрольные вопросы.. 30

2.1 Финансовая система, ее функции и звенья. 30

Контрольные вопросы.. 32

2.2 Государственные финансы.. 33

Контрольные вопросы.. 54

2.3 Финансы предприятий.. 54

Контрольные вопросы.. 74

2.4 Финансы населения. 75

Контрольные вопросы.. 76

3.1 Финансовый рынок, сущность и функции.. 76

Контрольные вопросы.. 80

3.2 Страховой рынок.. 80

Контрольные вопросы.. 85

3.3 Рынок ценных бумаг. 85

Контрольные вопросы.. 99

3.4 Валютный рынок.. 99

Контрольные вопросы.. 116

3.5 Кредитный рынок.. 117

Контрольные вопросы.. 119

4.1 Кредит. 119

Контрольные вопросы.. 125

4.2 Границы кредита. 125

Контрольные вопросы.. 130

4.3 Ссудный процент. 130

Контрольные вопросы.. 144

5.1 Кредитная система. 145

Контрольные вопросы.. 148

5.2 Банковская система России.. 148

Контрольные вопросы.. 151

5.3 Центральный банк и его функции.. 152

Контрольные вопросы.. 158

5.4 Коммерческие банки.. 158

Контрольные вопросы.. 163

5.5 Международные финансово-кредитные институты.. 164

Контрольные вопросы.. 167

5.6 Банковские системы отдельных стран.. 167

Контрольные вопросы.. 174

Глоссарий.. 175

1.1 Сущность и функции финансов

Cущность и функции финансов, роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства

Финансы как понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств.

Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.

Деньги являются обязательным условием существования финансов.

Рассмотрим вопрос появления денег.

Возникновение денег в первую очередь связано с разрешением основного экономического противоречия: у людей неограниченные потребности, и при этом ограниченные ресурсы. (Вопрос аудитории: назовите какие вы знаете ресурсы?). Среди всех ресурсов, наиболее ограниченными является рабочее время следовательно его нужно использовать наиболее эффективно. Выходом из этого противоречия является разделение труда. В связи с этим возникла необходимость обмена. Деньги – способ упрощения обмена, а то что мы обмениваем товар.

Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента всех других товаров и услуг.

Особенностью денег, как товара, является то, что они сами по себе не обладают потребительной стоимостью, т.е. не способны удовлетворять никаких человеческих потребностей – выполнять главную функцию любого товара. Вместе с тем роль денег в современной экономике исключительно важна, что определяется тем, что деньги способны выполнять такие функции, которые присущи только им. Наиболее распространенным в современной экономической науке является наделение денег следующими функциями:

1) Измерительная - мера стоимости. Главная функция!

Функция денег как меры стоимости состоит в том, что создает возможность использования единого критерия – денег для измерения относительной ценности каждого товара (его стоимости). В основе реализации этой функции лежит абсолютная однородность денег, что позволяет применять их для стоимостного измерения любого товара и, следовательно, сравнивать любые товары между собой.

В результате использования денег, как меры стоимости возникают два важных следствия:

• образуется масштаб цен: система стоимостных оценок товаров и услуг, которая заменяет их относительные натуральные оценки (пропорции обмена). Масштаб цен позволяет резко сократить объем информации, необходимой для принятия решения о целесообразности приобретения того или иного товара: для тысячи товаров существуют всего тысяча цен вместо миллионов пропорций обмена;

• возникает возможность создания удобной и компактной системы учета затрат и результатов хозяйственной деятельности в стоимостных показателях.

2) Средство обращения и платежа

Функция денег как средства обращения (платежа) заключается в том, что существует возможность использовать деньги в актах купли-продажи для оплаты товаров и услуг. Эта функция денег позволяет отказаться от прямого натурального обмена (бартера), а, следовательно – отделить акт покупки от акта продажи. Экономическим результатом использования денег как средства платежа является резкое снижение издержек обращения у товаропроизводителей. Это снижение определяется тем, что исчезает необходимость поиска нужного партнера по натуральному обмену, выстраивания длинных цепочек бартера. Таким образом, сокращается время торгового оборота и период общего оборота оборотных средств и повышается экономическая эффективность производства.

Описанная функция денег является причиной возникновения в экономической системе денежных потоков.

3) средство накопления

Функция денег как средства накопления заключается в возможности создания денежных резервов – запасов, которые будут использоваться для удовлетворения потребностей в будущем. Если обращение и измерение стоимости в принципе возможны без использования денег, в товарной форме, то накопление товарных резервов является экономически бессмысленным (за исключением частных случаев проведения определенной торговой политики или быстрой инфляции). Это связано с тем, что, во-первых, крайне сложно предусмотреть будущие потребности в виде конкретных товаров, а, во-вторых, при достаточно больших сроках резервирования ценность товаров неизбежно снижается.

Как средство накопления деньги представляют собой активы абсолютной ликвидности.

Под активами понимаются любые имущественные права юридического или физического лица: имущество предприятий, личное имущество (движимое или недвижимое), ценные бумаги, деньги.

Под ликвидностью понимается способность активов выступать в качестве платежного средства, т.е. использоваться для оплаты товаров и услуг.

В принципе, по договоренности, любые активы можно использовать в любых расчетах. Однако, в силу юридических требований и экономической целесообразности в конечном счете, они должны быть превращены в деньги. Следовательно, фактическая ликвидность всех активов, кроме денег, ограничена рамками отдельного договора. Деньги же, накапливаясь, сохраняют в полной мере свои функции средства платежа и меры стоимости и могут в любой ситуации, в любой момент и в определенном количестве (при стабильном масштабе цен) применяться для оплаты товаров и услуг: деньги абсолютно ликвидны.

В то же время, накопления в форме денег (денежных знаков) обладают принципиально нулевой, а с учетом инфляции – отрицательной доходностью: их покупательная способность со временем снижается. Существует общее правило зависимости между доходностью и ликвидностью активов: чем выше доходность, тем ниже ликвидность и, наоборот (из этого правила, безусловно, существуют исключения, которые связаны по большей мере с конкретной экономической ситуацией).

Это означает, что для обеспечения доходности накоплений необходимо превращать деньги в другие активы, более низкой ликвидности. Эту задачу решает финансовый рынок, который превращает накопления в денежной форме в капитал посредством продажи т.н. денежных активов: акций, облигаций, обязательств банков по вкладам, страховых полисов и т.п. В результате за счет доходности капитала (производственных активов) обеспечивается доходность денежных активов и, опосредованно – денег.

4) Мировые деньги (деньги участвующие в процессе межгосударственного, торговли, кредита, выполняют функцию обслуживания мирового хозяйства). На первых этапах мировые деньги применялись в виде золота. В современных условиях в качестве мировых денег могут выступать стабильные валюты ряда государств либо мировые кредитные деньги. Деньги в качестве мировых денег выполняют все четыре предыдущих функции, то есть эта функция денег являются интегральной.

Для нормального функционирования экономической системы необходимо, чтобы в обращении находилось определенное количество денег – такое, которое позволит оплатить все произведенные товары. Эта оплата может происходить прямо, в виде покупки товаров, или косвенно, в виде накоплений, которые, проходя через финансовый рынок, превращаются в капитал, возмещая его нехватку в результате связывания в товарных запасах. Принципиально важно то, что в нормально функционирующей (не требующей регулирования) экономической системе количество денег должно быть достаточным для оплаты товаров, но не избыточным.

Недостаточное количество денег приводит (последовательно) к уменьшению объемов продаж, снижению цен, которые достигают (или даже становятся меньше) величины издержек и к снижению объемов производства. В конечном счете, уменьшается занятость, и возникают предпосылки социально-экономического кризиса.

Избыточное количество денег приводит к повышению цен и увеличению прибыли, что стимулирует увеличение объемов производства, которое постепенно достигает величины, превосходящей ту, которая соответствует количеству денег. Следствие, в конечном счете, то же, что и при недостатке денег: уменьшение занятости и предпосылки кризиса.

Изложенные соображения лежат в основе монетарной политики государства, которое имеет возможность в нужный момент изменить количество денег в обращении и таким образом либо стимулировать, либо ограничивать экономическую активность.

Для того, чтобы монетарная политика приносила необходимые результаты, нужны способы точного измерения денежной массы. Теоретически, количество денег, необходимое для нормальной экономической жизни (поддержания экономической системы в равновесии), определяется уравнением обмена:

М*V = P*Y, где

M – количество денег (денежная масса);

V – скорость оборота денег: то количество раз, которое в течение года каждый денежный знак участвует в платежах;

P – средневзвешенный уровень цен конечных товаров и услуг, выраженный относительно базового показателя, равного 1,0;

Y – реальный национальный продукт.

Из уравнения обмена следует, что необходимое количество денег определяется величиной номинального национального продукта (P*Y) и скоростью оборота денег:

М = P*Y/ V (формула денежного обращения)

Эта зависимость носит чисто расчетный характер в силу того, что использует данные за прошлые периоды времени, в то время как все величины, входящие в нее, непрерывно изменяются. Однако именно она с успехом используется на практике для решения макроэкономических проблем средствами монетарной политики.

Если M – это величина необходимой денежной массы, то встает проблема определения величины обращающегося на практике количества денег.

Решение этой проблемы резко осложнено тем, что все функции денег, а главным образом первые две, могут выполнять (и выполняют) различные виды активов, в первую очередь – денежные. Это означает, что для сравнения с M необходимо учитывать и деньги и денежные активы. В зависимости от того, какие виды денежных активов в сочетании с деньгами учитываются, различают следующие денежные агрегаты:

• M1 – включает в себя наличные деньги и деньги на расчетных счетах (трансакционные депозиты); последние прямо предназначены для расчетов, т.е. оплаты товаров и услуг; агрегат M1 в целом представляет собой совокупность средств обращения и, следовательно, обладает наивысшей ликвидностью: эти средства с наибольшей степенью вероятности будут использованы для оплаты товаров и услуг.

• M2 – включает в себя агрегат M1, а также срочные вклады юридических лиц, сберегательные вклады физических лиц и, в мировой практике, некоторые специальные виды вкладов и заимствований (например, средства взаимных фондов денежного рынка и др.); составляющие агрегата M2 предназначены не только для расчетов, но и для накоплений, однако, поскольку эти накопления носят или краткосрочный, или бессрочный характер и ликвидность их достаточно высока, вероятность появления этих средств на рынке весьма значительна; в современных высокодинамичных экономических условиях агрегат M2 считается наиболее точно отражающим фактический объем денежной массы.

• M3 – включает в себя агрегат M2, а кроме того наиболее ликвидные ценные бумаги: депозитные сертификаты банков, срочные соглашения об обратном выкупе и другие; эти составляющие агрегата M3 предназначены для получения фиксированного дохода, и их досрочная реализация приносит владельцам убыток в виде недополученной прибыли, однако, несмотря на это, деньги, вложенные в эти ценные бумаги, хотя и с дисконтом, но реально могут появиться на рынке товаров и услуг, особенно в условиях нестабильной экономики.

• L – включает в себя агрегат M3 и некоторые ценные бумаги с твердой доходностью и рыночным обращением: государственные краткосрочные облигации, государственные сберегательные облигации и некоторые другие; такие ценные бумаги участвуют в основном в операциях фондового рынка и, несмотря на их высокую ликвидность, доход от их продажи используется в основном для проведения фондовых операций; этот денежный агрегат является самым широким и служит в основном для анализа поведения денежной массы в экстремальных макроэкономических ситуациях.

При монетарном регулировании экономики государственные финансовые органы сравнивают величину M, откорректированную по времени, с величиной какого-либо (выбранного с учетом сложившейся в экономике обстановки) из денежных агрегатов. Результат сравнения служит для принятия решения об изменении количества обращающихся денег. Это решение, как правило, не предполагает наращивания денежной эмиссии или прямого изъятия денег у их владельцев (блокирование счетов, денежная реформа и т.п.). Для изменения тенденции развития экономической системы достаточно принять меры по изменению объема того или иного денежного агрегата, т.е. по переводу денег в более или менее ликвидное состояние. Например, для оживления экономики можно увеличить объем агрегатов M1 и M2 за счет уменьшения L: государство выкупает собственные долговые обязательства по привлекательной для владельцев цене и одновременно снижает учетную ставку Центрального банка. В результате повышается покупательная способность населения и предприятий и за счет увеличения наличных денег, и за счет роста доступности кредитных ресурсов.

Функционирование макроэкономической системы, построенной на товарно-денежных отношениях представляет собой непрерывный кругооборот доходов и продуктов. В этом кругообороте можно выделить два встречных потока:

– поток товаров и услуг, которые потребляются предприятиями и населением;

– поток денежных платежей, которые компенсируют предоставленные товары и услуги.

На микроуровне эти потоки имеют исключительно сложную структуру, объединяющую множество элементов, которые одновременно являются и продавцами товаров и услуг (получателями платежей) и их потребителями (плательщиками). Фактически, именно эти связи объединяют экономическую систему в единое целое и позволяют увязать друг с другом цели отдельных субъектов хозяйственной жизни.

Давайте рассмотрим схему (рис. 1.1.1), на которой представлены основные потоки платежей в рамках единого денежного обращения макроэкономической системы. Схема носит укрупненный характер, т.к., во-первых, на ней отражены только “чистые” денежные потоки: если между субъектами экономики существует встречное движение денег, то на схеме представлен больший по объему поток. Во-вторых, некоторые, несущественные по объему потоки денежных средств на схеме не отражены. Главное требование денежного обращения - стабильность.

Рис. 1.1.1 Схема кругооборота денег в экономической системе

Рассмотрим содержание и особенности отдельных потоков платежей:

1. Поток денежных платежей населению за предоставленные ресурсы.

В приведенной схеме предполагается, что все ресурсы принадлежат населению, хотя в реальной жизни часть их (иногда весьма значительная) может принадлежать государству. Население продает ресурсы (труд и права на пользование собственностью) предприятиям через рынок ресурсов. Рынок ресурсов представляет собой функциональную зону экономической системы, в которой действуют определенные субъекты экономики – предприятия, как покупатели и население, как продавец определенного вида товара – ресурсов производства. Составляющими этого потока являются заработная плата (платежи за трудовые ресурсы), прибыль собственника (платежи за материальные ресурсы), рентные платежи (фактически – арендная плата). В целом этот поток является потоком национального дохода.

2. Поток денежных платежей населения за потребляемые товары и услуги.

Эти товары и услуги являются конечными, т.е. используются для личного потребления, удовлетворения нужд государства и т.п. Альтернативой конечных товаров являются промежуточные, предназначенные для производственного потребления. Оборот этих товаров на схеме не отражен. Можно считать, что он происходит внутри укрупненного субъекта экономики “предприятия”. На данной стадии рассмотрения схемы условно считается, что весь национальный доход население расходует на приобретение конечных товаров на соответствующем рынке, где в качестве продавцов выступают предприятия, а в качестве покупателей–население.

3. Поток денежных платежей предприятиям за проданные конечные товары.

Эти платежи компенсируют предприятиям все расходы на производство продукции – конечных товаров прямо, промежуточных – косвенно, через перераспределение между предприятиями. Этот поток в целом представляет собой национальный продукт. В нашей схеме национальный продукт (стоимость всех произведенных за период конечных товаров) равен национальному доходу (суммарным денежным выплатам населению за период). На практике эти величины несколько отличаются из-за временного фактора: отдельные виды ресурсов приобретаются в прошлом периоде, а расходуются – в настоящем.

4. Поток денежных платежей предприятий за потребляемые ресурсы.

Эти платежи обеспечивают предприятиям постоянный приток ресурсов и, следовательно – непрерывность производства. Этот поток замыкает круг денежного обращения, охватывающий двух главных (фактически, единственно реальных) субъектов экономики: предприятия и населения. Экономическая система, включающая в себя только предприятия и население, в принципе находится в равновесном состоянии (производство равно потреблению) при условии расходования всего национального дохода на приобретение товаров и услуг.

Описанные выше четыре денежных потока являются базовыми для любой экономической системы, т.к. именно в их рамках происходят реальные экономические процессы: производство новых стоимостей и их целесообразное потребление.

В современных условиях важнейшим участником денежного обращения является государство: совокупность институтов, обеспечивающих социальную стабильность в обществе. При этом государство играет в денежном обращении двоякую роль:

– нормативного регулятора денежных процессов в стране, как административными, так и экономическими методами;

– крупнейшего потребителя денежных ресурсов в ходе выполнения своих функций.

Эти ресурсы государство получает в свое распоряжение в основном в виде налогов: обязательных денежных платежей населения и предприятий в пользу государства. В результате возникают два денежных потока:

5. Поток налогов с предприятий (например, налог на прибыль, отчисления во внебюджетные фонды и т.д.).

6. Поток налогов с населения (например, подоходный налог, налог на имущество и т.д.).

В совокупности эти потоки образуют большую часть государственных доходов. Налоговые поступления концентрируются в Федеральном казначействе и Центральном банке и распределяются в законодательном порядке через бюджет и внебюджетные фонды, образуя условно единый денежный поток 7.

7. Поток государственных расходов, которые представляют собой денежные платежи государства в процессе решения им определенного круга задач – социальных и экономических.

Условность единства этого денежного потока заключается в том, что, с одной стороны, в целом, он отражает процесс перераспределения определенной части национального дохода, а с другой – в нем можно выделить несколько составляющих в зависимости от конкретной цели распределения.

Определенная доля национального дохода возвращается населению в виде социальных выплат – пенсий, пособий и т.п. Эта доля носит название трансфертных расходов.

Другая доля национального дохода расходуется на общегосударственные нужды в виде государственных закупок: военная техника, строительство военных объектов, оборудование для государственных органов управления, создание государственных резервов и т.п.

Общей характерной чертой трансфертных расходов и государственных закупок является то, что их средства прямо или опосредованно (в виде расходов той части населения, которая пользуется социальными выплатами) попадают на рынок конечных товаров. Это определяет отраженное на схеме направление потока государственных расходов.

Кроме этих платежей государство в определенной степени является потребителем ресурсов. Объем этого потребления зависит от структуры государственного сектора экономики (соотношения между различными правовыми формами государственных предприятий) и масштабов этого сектора. В стабильной и эффективной экономике потребление государством ресурсов невелико, что позволяет не отражать этот денежный поток на приведенной схеме.

Влияние участия государства в денежном обращении на равновесие экономической системы зависит от двух факторов:

– необходимости изменения равновесия для целей макроэкономического регулирования экономики;

– качества выполнения государством своих функций.

Первый фактор проявляется тогда, когда объективно установлена необходимость изменения экономической ситуации и принято решение о государственном вмешательстве (изменение налогов, ставки рефинансирования и т.п.). Действие этого фактора осознанно приводится в действие, соотношение между производством и потреблением изменяется и экономическая система переводится в новое, запланированное равновесное состояние. Последствия в этом случае для экономики в целом носят положительный (оздоровляющий) характер.

Сущность второго фактора заключается в том, что если государство быстро и экономически оправданно производит перераспределение переданной в его распоряжение доли национального дохода, то влияние на экономическое равновесие является минимальным: изменяется только структура потребления, но не его объем. Если процессы распределения замедляются (например, деньги задерживаются на пути к конечной цели) или допущены ошибки при определении объема и структуры государственных расходов, то влияние на экономическое равновесие может быть очень существенным и крайне негативным.

В настоящее время еще одним, крайне важным в силу нарастающей мировой интеграции, участником национального денежного обращения является иностранный сектор экономики. Под иностранным сектором экономики понимается вся совокупность зарубежных партнеров, взаимодействующих с национальными предприятиями и государством, независимо от их национальной принадлежности.

На данной стадии рассмотрения схемы денежного обращения будем считать, что отношения между национальной экономикой и иностранным сектором ограничены обменом товарами и не включают обмен капиталами. Тогда возникают два денежных потока:

8. Поток платежей населения за импортируемые товары, который представляет собой ту часть национального дохода, которая уходит из национальной экономики. На самом деле импортные товары потребляет не только население, но и предприятия. Однако последние приобретают средства производства, которые, в конечном счете, превращаются в конечные товары (прямо или опосредованно, через ряд промежуточных товаров), а расходы на их приобретение компенсируются расходами населения на приобретение конечных товаров на национальном рынке.

9. Поток платежей иностранного сектора экономики за экспортируемые товары, который представляет собой часть национального дохода зарубежных стран, которая вливается в денежное обращение данного (экспортирующего) государства. Этот поток направлен на рынок конечных товаров, т.к. и средства производства, экспортируемые из страны, относятся именно к этой группе: их промежуточное потребление будет происходить вне национальной экономической системы.

С точки зрения экономического равновесия неравные стоимостные объемы экспорта и импорта могут привести к его нарушению. Если экспорт превосходит импорт, это означает увеличение обращающейся в национальной экономике денежной массы относительно товарной, т.е. избытку денег с соответствующими последствиями. Обратная ситуация (импорт больше экспорта) приводит к недостатку денег. Однако, как известно из теории и практики внешнеэкономической деятельности, существуют два механизма балансирования внешнеэкономического обмена:

– изменение валютного курса через мировой валютный рынок, который выравнивает стоимостные объемы экспорта и импорта при их достаточно длительной разбалансированности;

– компенсация разбалансированности экспорта и импорта за счет международных финансовых операций через финансовые рынки.

Описанная выше часть системы денежного обращения предполагает, что весь национальный доход (доходы населения) расходуется на приобретение конечных товаров и услуг (на потребление) немедленно. Это допущение позволяло говорить об экономическом равновесии, т.к. средства, вложенные предприятиями в производство, полностью возвращаются к ним через рынок конечных товаров. Однако, в реальной жизни, часть национального дохода сознательно выводится населением из потребления, по крайней мере, на время. Эта часть представляет собой сбережения – часть доходов населения, предназначенная не для немедленного потребления, а для обеспечения определенных расходов в будущем (приобретение дорогостоящих товаров, создание денежных резервов и т.п.). Сбережения формирует не только население, но и предприятия (фонды развития, резервные фонды и т.п.) и государство (валютные и золотые резервы). Однако объем этих сбережений относительно невелик, что позволяет не включать их в нашу схему.

Объем сбережений населения измеряют их долей в общих доходах – склонностью к сбережениям: это доля каждого рубля дохода, выделенная на резервирование. Склонность к сбережению в общем зависит от уровня личных доходов и является различной для различных групп населения: группы с высоким доходом сберегают больше, чем с низким (хотя и последние, как правило, не расходует всех своих доходов на потребление). Склонность к сбережению в среднем зависит от объема национального дохода, но даже при низкой ее величине определенные сбережения формируются.

Наличие сбережений в виде денег приводит к существенным трудностям у предприятий. Поскольку национальный продукт равен по стоимости национальному доходу, если часть последнего не расходуется на приобретение произведенных товаров и услуг, часть их остается не проданной и средства, вложенные в их производство, не возвращаются. Для экономической системы в целом это означает нарушение равновесия, а для конкретных предприятий – невозможность возобновлять производство в прежних масштабах. В результате можно предположить сокращение производства, уменьшение потребления ресурсов, падение национального дохода и продолжение этого процесса. Заметим, что у этой ситуации есть и положительная сторона: предприятия вынуждены тщательно подходить к решению проблемы ассортимента выпускаемой продукции и уменьшать издержки производства, т.е. стремиться к повышению его эффективности.

Определенные трудности вызывает наличие сбережений в виде денег и у самого населения: постоянная инфляция сокращает их покупательную способность.

Макроэкономическая задача, являющаяся следствием наличия сбережений, состоит в том, чтобы вернуть сберегаемые средства в нормальный денежный оборот, превратив их в инвестиции: средства, используемые в производственной деятельности.

Решение этой задачи обеспечивает финансовый рынок (Подробнее «финансовый рынок» рассмотрим позже).

В результате действия финансового рынка в денежном обращении возникают потоки, связывающие население и предприятия:

10. Поток сбережений – от населения на финансовый рынок.

11. Поток инвестиций – от финансового рынка к предприятиям.

Кроме населения и предприятий важным участником деятельности финансового рынка является государство. Выше отмечалась общая нормативная роль государства в денежном обращении вообще. Такую же роль играет государство и в регулировании деятельности финансового рынка. Однако, кроме того, государство является и крупнейшим потребителем свободных денежных средств, производя масштабные заимствования по каналам прямого финансирования (размещение государственных долговых обязательств). Такие заимствования являются обычной практикой оперативного решения финансовых проблем государства, и они образуют отдельный денежный поток.

12. Поток государственного кредита – от финансового рынка к государству. (Строго говоря, существует и обратный поток, однако по объему он существенно меньше прямого).

В деятельности национального финансового рынка активное участие принимает и иностранный сектор экономики, который формирует отдельный денежный поток.

13. Поток иностранных инвестиций. Направление этого потока может быть разным в разные периоды времени, в зависимости от того, что является более привлекательным для инвесторов: размещать деньги в национальной экономике или за рубежом. Определяющим фактором здесь является соотношение цен денег на внутреннем и внешнем финансовых рынках, которое в течение коротких промежутков времени может меняться кардинально.

Иностранные инвестиции являются одним из факторов выравнивания соотношения между экспортом и импортом товаров. В случае, если экспорт превосходит импорт, излишки (относительно товарной массы) денежных средств направляются в иностранный сектор экономики в виде инвестиций. Обратное направление этот поток принимает тогда, когда импорт больше экспорта: инвестиции из-за рубежа покрывают недостаток денежной массы.

Равновесное состояние экономической системы является естественным, и тенденции его достижения наблюдаются в любой экономической ситуации. Однако, плохая организация денежного обращения, его замедление, в большой степени мешает этой тенденции, приводит к стагнации (стагнация - латин. stagnatio - неподвижность от stagnum - стоячая вода, экон.- застой, отсутствие развития. Стагнация в производстве - обычное явление для монополистического капитализма) экономики и провоцирует социально-экономические потрясения. Процесс денежного обращения можно рассматривать как цепь взаимодействий между субъектами экономики. Эти взаимодействия имеют экономическую природу в виде товарного обмена, обеспечивающего производство, потребление и государственное регулирование и опосредованного деньгами. Иначе говоря, субъекты экономики вступают между собой в определенные денежные отношения, суть которых состоит в распределении и перераспределении национального дохода. Процесс распределения происходит у субъектов экономики, производящих национальный продукт (предприятия – производители товаров и услуг), а перераспределение – у субъектов, получающих национальный доход (население, государство, торговые предприятия и т.п.). Совокупность такого рода отношений является особой экономической категорией и носит название финансов.

Финансыэто денежные отношения, возникающие в ходе распределения и перераспределения национального дохода в связи с формированием денежных доходов и накоплений у отдельных субъектов экономики для удовлетворения производственных, потребительских и государственных потребностей.

На схеме денежного обращения каждый поток представляет собой макроэлемент финансов. На микроуровне (уровне отдельных субъектов экономики) возникают частные потоки, объем и направление которых зависит от объемов и эффективности их деятельности или заданы нормативно. Очевидно, что в любом случае объем денежных средств, которыми располагает каждый субъект экономики, ограничен, а, следовательно, ограничены и возможности удовлетворения их потребностей. В этих условиях особое значение приобретает то, каким образом организованы денежные отношения, как на макро-, так и на микроуровне: качество организации финансов (помимо объемов денежных средств) прямо определяет степень удовлетворения потребностей субъектов экономики (эффективность использования денежных средств).

Способы организации финансов весьма многообразны и зависят от специфики деятельности конкретного субъекта. Однако в основе любого из этих способов лежит фондовый принцип. Суть этого принципа состоит в том, что в общем объеме денежных ресурсов субъекта экономики выделяются отдельные части, предназначенные для удовлетворения определенных потребностей – денежные фонды.

Формирование денежных фондов характерно для всех субъектов экономики, хотя их состав и структура могут существенно отличаться. Предприятия создают фонды заработной платы, фонды развития производства, фонды различных платежей, резервные фонды и др.; состав и объемы этих фондов в большинстве случаев определяются самим предприятием. Государство в законодательном порядке формирует бюджетный фонд и внутри него отдельные фонды – статьи бюджета, внебюджетные фонды и другие Население, распределяя свои доходы на различные нужды, фактически (в неформальном виде) создает собственные денежные фонды каждой семьи.

Использование фондовой формы позволяет внести в финансы каждого субъекта экономики высокую степень упорядоченности. Возникает возможность планомерно и целенаправленно решать поставленные задачи: наиболее эффективно использовать денежные ресурсы. Фондовая форма организации финансов не должна быть чрезмерно жесткой и категорически не допускать перераспределения средств между ними, как это было свойственно централизованной экономике. В случае необходимости, если нет законодательных ограничений, допустимо и необходимо оперативное регулирование объемов денежных фондов на уровне каждого субъекта.

Состав и структура денежных фондов определяется спецификой деятельности конкретного субъекта экономики, который таким образом формирует специфику его финансов. Используя такой подход можно выделить сферы финансов и их звенья, которые образуют финансовую систему.

Сферы финансов – это макроэлементы финансовой системы, выделенные по принципу назначения денежных фондов. Звенья финансов – это элементы более низкого уровня, которые отражают специфику формирования и расходования денежных фондов соответствующих субъектов.

Таким образом, финансы - инструмент экономики. Необходимость финансов состоит в потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Они являются неотъемлемой частью экономики, помогающей осуществить методы государственного регулирования путем формирования различных фондов денежных средств. Значение финансов в том, что с помощью различных фондов денежных средств формирование доходов на этапах распределения поддерживает определенные пропорции между производством и его потреблением.

Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Сущность любой экономической категории, в том числе и финансов, проявляется в ее функциях. Рассмотрим функции финансов:

1) Распределительная функция позволяет с помощью финансовых отношений распределить созданный валовый национальный продукт (ВНП) между субъектами хозяйствования.

Назначением распределительной функции финансов является обеспечение субъектов хозяйствования. На первом этапе распределения ВНП образуются первичные доходы, на втором - вторичные, которые направляются в непроизводственную сферу, личное потребление. Т.е. первичное распределение доходов происходит в производственной сфере. Там, где товар не производится, нет первичного распределения доходов.

Субъектами распределительной функции являются государство, юридические и физические лица. (Благодаря распределительной функции финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадии. С помощью этой функции осуществляется прежде всего возмещение стоимости потреблённых средств производства и образование доходов в различных формах, а также формируются фонды целевого назначения. На основании данной функции обеспечиваются также общегосударственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непроизводственной сферы, осуществляется внутриотраслевое, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение национального дохода и т.д. С ёё помощью предупреждаются возможные диспропорции на отдельных участках хозяйственного строительства, и обеспечивается необходимая маневренность в использовании ресурсов.)

2) Контрольная функция вытекает из первой функции благодаря оценке величины фондов денежных средств и их предусмотренной направленности. Её основу составляет движение финансовых ресурсов. Инструментом реализации выступает финансовая информация. Степень и глубина реализации определяется состоянием финансовой дисциплины (обязательного порядка ведения финансового хозяйства, соблюдение установленных норм и правил, выполнение финансовых обязательств).

Финансовый контроль может быть двух видов:

– внутренний, который осуществляют сами субъекты экономики в отношении своей деятельности, определяя ее финансовые показатели и на их основе принимая решения. Этот вид является наиболее важным, т.к. прямо отвечает интересам субъекта;

– внешний, который осуществляют государственные органы, проверяя соответствие деятельности субъектов экономики нормативным требованиям. Этот вид контроля обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины: выполнение предприятиями и населением принятых ими обязательств в отношении государства и партнеров.

Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: РФ, Контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д.

Отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, называются финансовыми. Финансовые отношения делятся на три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Контрольные вопросы

1. Объясните необходимость и предпосылки появления денег, связь их с финансами?

2. Каковы основные функции денег?

3. Назовите функции денег и раскройте их особенности?

4. Какова суть монетарной политики?

5. Поясните закон денежного обращения?

6. Нарисуйте упрощенную схему кругооборота денег в макроэкономической системе и опишите все денежные потоки?

7. Какова роль государства в денежном обращении?

8. От каких факторов зависит влияние участия государства в денежном обращении на равновесие экономической системы?

9. Какова роль сбережений для экономической системы в целом?

10. Что такое финансы и какова суть фондового принципа организации финансов?

11. Опишите функции финансов?

12. Назовите сферы финансов?

1.2 Финансовая политика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: