Стандартизация и качество

Важную роль в решении проблемы качества призвана играть стандартизация. Стандарты являются необходимой основой, которая позволяет создавать изделия высокого качества. Более поло­вины всех стандартов Международной организации по стандартиза­ции (ИСО) посвящены вопросам испытаний и методам оценки каче­ства продукции, т.е. связаны с проблемой качества. Разработанные ИСО стандарты по системе управления качеством серии 9000 обоб­щают опыт наиболее развитых стран по решению этой проблемы и позволяют распространить его на все более широкий круг стран, вхо­дящих в мировой рынок.

В стандартах ИСО серии 9000 отмечается, что управление каче­ством является тем самым аспектом общего руководства, который определяет политику качества и ее осуществление. Поэтому помимо качества конечной продукции в расчет принимаются качества сбыта, качество финансирования, качество маркетинга. Согласно стандартам ИСО серии 9000 требования к качеству, установленные заказчиком, должны всегда выполняться. Принцип бездефектного производства означает недопустимость отклонений от этих требований. Для этого необходимо вкладывать большие средства в планирование производ­ственных процессов, контролировать их и управлять ими.

Расходы на качество складываются из цены отклонений, которая включает затраты на доработку, внеплановое обслуживание потреби­телей, ремонт, хранение, гарантийный ремонт, и цены согласования, состоящей из затрат на контроль, надзор, ревизии, обучение персона­ла, контроль технологических процессов. Опыт промышленности ФРГ показывает, что на допущенные дефекты приходится до 40% расходов предприятия, причем 34% - по вине управления и 6% по вине работников. Для того чтобы изменить такое положение, стандарты ИСО серии 9000 предусматривают ряд рекомендаций:

· руководству предприятий следует доводить до сотрудников но­вую концепцию управления качеством;

· необходимо создавать инфраструктуры организационного пла­на, способствующие процессу последовательного совершенствования предприятия;

· необходимо организовывать единые производственные систе­мы для учета и установления приоритетов в решении проблем качест­ва, которые будут доступны каждому на предприятии.

Особая роль в стандартах ИСО серии 9000 в решении проблемы повышения качества отводится метрологии. Решения о качестве, тех­ническом уровне и надежности продукции могут быть приняты толь­ко после качественной оценки параметров изделий, т.е. после измере­ний. Измерения должны проводиться на всех этапах производства - от входного контроля сырья и комплектующих до испытания готовой продукции. Важно обнаружить и локализовать брак сразу же после его возникновения, а не при испытаниях и тем более не при эксплуа­тации изделия. Соответственно повышается роль и значение совре­менных средств измерения и контроля, испытательного оборудова­ния, средств диагностики.

При осуществлении всеобщего контроля качества стандарты ре­комендуют прогнозировать изменение требований потребителя на возможно более длительный срок в зависимости от области производ­ства. Кроме того, при осуществлении всеобщего контроля качества должны учитываться следующие основные экономические факторы:

· доведение до совершенствования средств и методов контроля;

· повышение производительности контрольных операций;

· планирование экономически выгодного для нескольких стран снабжения мирового рынка товарами, производимыми непосредст­венно в этих странах (международная специализация);

· сотрудничество с развивающимися странами;

· изменение структуры производства.

В России действует нормативный документ ГОСТ 15467-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения". Этот документ включает в себя следующие разделы: общие понятия, показатели качества продукции, методы определения показателей качества продукции, оценка качества продукции и управ­ление качеством продукции. Всего в ГОСТе дано 70 понятий и опре­делений, относящихся к процессу создания продукции с момента раз­работки до момента ее изготовления. Основное понятие в ГОСТе имеет следующую редакцию: — "Ка­чество изделия - совокупность свойств, обуславливаю­щих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в со­ответствии с ее названием".

Таким образом, характерной особенностью современного подхо­да к проблеме качества является ориентация на потребителя, на удов­летворение его возрастающих запросов и потребностей. Существо­вавшее ранее убеждение в неограниченности покупательного спроса не оправдалось; только высшее качество способно удовлетворить по­стоянно повышающиеся запросы потребителя. Выход на прямую связь и работу с потребителем, разработка программ по резкому сни­жению числа отказов продаваемой продукции, глубокий анализ ситуационной обстановки, в которой действует предприятие, - вот далеко не полный перечень признаков современных рыночных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: