double arrow

Разновидности монологической речи по обобщенному (типовому значению)

Монологический и диалогический тексты различаются между собой как с точки зрения структуры, лежащей в основе речевой ситуации, так и с точки зрения действующих в них закономерностей текстообразования.

Различия в структуре и речевой ситуации определяются распределением ролей между участниками речевого акта.

Монологический текст – это устная или письменная речь одного лица. В основе речевого акта лежит одностороннее отношение: передача информации ® получение информации. Монологический текст представляет собой линейную цепочку предложений.

Диалогический текст представляет собой альтернирующую цепочку предложений, которая образуется чередованием высказываний двух или нескольких участников речевого акта, каждый участник выступает в процессе речевого акта, то в роли говорящего, то в роли слушающего. В основе диалога лежит двустороннее отношение (стимул «реакция), допускающие различные координации.

Общими чертами для монолога и диалога являются:

· смысловая целостность,

· тема–рематическая организация,

· коммуникативная преемственность,

· наличие структурных показателей связности.

Однако каждый из видов текста имеет и свои специфические черты.

1) Диалог

Диалог – генетически исходная и наиболее развитая форма непосредственного общения («Я и собеседник»).

Специфика этого взаимодействия в коммуникативном плане заключается в том, что в его основе лежит диалогическое единство: выражение мыслей и их восприятие, реакция на них. Он состоит из взаимосвязанных реплик собеседников.

Процесс двустороннего общения происходит в конкретной ситуации, в которой каждый из участников общения попеременно выполняет роль говорящего (слушающего). Результатом приема информации и ее передачи являются сочетания реплик, которые комбинируются в зависимости от целей общения каждого участника и составляют определенные высказывания (например, вопросник, интервью, анкета) и ответы (рассказ, отчет, сообщение), которые тоже могут составлять целое высказывание.

Диалогическое общение представляет собой не один какой-то вид речевой деятельности его участников, а речевой акт (обмен информацией), в котором говорение и слушание – неразрывно связанные виды речевой деятельности.

2)Полилог

Полилог – это форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Полилог часто приобретает форму группового общения (беседа, собрание, дискуссия, игра и др.).

Стороны, участвующие в полилоге, весьма активны в речевом отношении и обычно придерживаются принципа ответственности: любой момент каждый обязан быть в курс того, что говорится, и обязан обеспечить возможность остальных быть в курсе того, что говорится. В полилоге происходит накопление информации, выносимой отдельными ее участниками. Для полилога характерны тематические перескоки, сложное взаимодействие реплик, разрыв диалогических единств. участники полилога (два и более двух) видят и слышат друг друга. Выбор говорящим адресата осуществляется с помощью взгляда, жеста, кивка головой. Эти сигналы распознаются всеми одновременно.

Правила участия в полилоге:

1. Каждый участник говорит коротко и убедительно.

2. Внимательно слушает, следит за ходом обсуждения, стараясь понять других.

3. Задает вопросы, уточняет мысль у разных собеседников, возражает (если это поможет решить проблему).

4. Дружелюбен, корректен. Остроты, оригинальность, тонкие намеки или приятный юмор не должны переходить границы деловитости и уводить разговор в сторону.

3)Монолог

Монолог (от греч. monoV - один и logoV - речь) – компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к самому себе или другим (речь от первого лица), в отличие от диалога не рассчитанную на непосредственную речевую реакцию другого лица (или лиц) и обладающую определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью.

За пределами художественного произведения форму монолога принимают отдельные разновидности устных высказываний, таких, как речь оратора, лектора, выступления по радио, телевидению.

Монологическая речь, имеющая адресата (публичная речь) характеризуется такими общими признаками, как наличие в ней обращений, местоимений и глаголов 2 лица. Например:

«А вы! О боже мой! Кого себе избрали» (А.С.Грибоедов)

А также глаголов повелительного наклонения и других форм волеизъявления.

Речевые типы монолога обусловлены присущими ему коммуникативными функциями (повествование, рассуждение, описание, оценка, исповедь, самохарактеристика).

Л.В.Щерба писал: «Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке. Недаром монологу надо учить. В малокультурной среде только немногие люди с тем или иным литературным дарованием, способны к монологу; большинство не в состоянии ничего связно рассказать».

Монолог приближается к письменной речи, его характеризуют более сложные синтаксические конструкции. Невербальные средства общения (мимика, жесты) в монологе используются ограниченно.

Диалогическая речь:

1) двусторонность;

2) обмен репликами;

3) свернутость (сокращенность)

4) непосредственная контактность

5) зависимость реплик каждого партнера от речевого поведения другого;

6) единство порождения и восприятия речи;

7) тесная связь с ситуацией общения;

8) ярко выраженная эмоциональность;

9) широкое использование невербальных средств общения;

10) основная единица – диалогическое единство;

11) эллиптичность;

12) перестановка слов, частей фразы;

13) изобилие речевых клише.

Монологическая речь:

1) односторонность;

2) непрерывность, связность;

3) развернутость;

4) опосредованная контактность;

5) последовательность, логичность, смысловая законченность;

6) порождение речи;

7) опосредованная связь с ситуацией общения;

8) сдержанная эмоциональность;

9) умеренное использование невербальных средств;

10) основная единица – сверхфразовое единство, сложное синтаксическое целое (ССЦ);

11) полносоставность;

12) полноструктурность, линейность;

13) отсутствие речевых клише (их наличие говорит о недочетах пишущего, говорящего)

Тексты, в которых отражается реальная действительность (факты, события, явления) Текст – мысли человека о реальной действительности
Повествование Сообщение о действиях предмета в определенной последовательности Описание Сообщение об одновременных признаках предмета Рассуждение Объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей Оценка Выражение отношения к чему-либо, мнения о чем-либо. Оценка - выражение отношения к кому-либо (речевой этикет)
       

В зависимости от содержания, то есть от того, какой вопрос раскрывается в сообщении, наша речь строится по-разному. Это может быть описание (Кто? Какой?), повествование (Что это? Как происходит?), рассуждение (Почему эти предметы, явления такие? Почему это так происходит?).

Это разные типы речи. Под типом речи понимается текст (или фрагмент текста) с определенным обобщенным значением (предмет и его признак, предмет и его действие; оценка события, явления; причинно-следственные отношения и т.д.), которое выражается определенными языковыми средствами.

Типы речи имеют существенные признаки:

1) функция;

2) значение (формальным способом выявления которого становится вопрос);

3) строение и языковые средства.

По функциям тексты делятся на две большие группы:

1) тексты, в которых отражается реальная действительность (факты, события, явления);

2) тексты, мысль человек о реальной действительности.

По значению тексты делятся на

3) описание;

4) рассуждение;

5) повествование;

6) оценку.

7) формулы речевого этикета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: