Основные характеристики экономической среды

Для экономической среды характерно наличие множества связей между ее элементами, которые условно подразделяются на:

1) "Вертикальные" связи возникают с момента государственной регистрации субъекта хозяйствования и включения его в хозяйственную систему. Кроме того, каждый субъект хозяйствования осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами и требованиями действующего законодательства.

2) "Горизонтальные" связи обеспечивают непрерывность процессов производства и реализации продукции, отражают взаимоотношения производителей с поставщиками материальных ресурсов, с покупателями продукции, с деловыми партнерами и конкурентами.

В составе экономической среды выделяется две группы факторов:

1) среда прямого воздействия:

· государство;

· поставщики;

· потребители;

· конкуренты.

2) среда косвенного воздействия:

· технические;

· экономические;

· социальные.

Во внешней экономической среде функционирования субъектов хозяйствования различают два уровня: макроуровень (макросреда) и микроуровень (микросреда).

Основные элементы макросреды:

- экономическая среда – инфляция сокращает покупательную способность потребителей, новые налоги могут изменить распределение доходов, уровень процентных ставок на капитал может сделать выгодными или невыгодными инвестиции в новые предприятия;

- политическая обстановка – изменения в правительстве могут повлиять на степень поддержки частного предпринимательства, изменить отношение к общественному сектору, политическая нестабильность может привести к тому, что долгосрочные инвестиции окажутся рискованными;

- юридическая среда – изменения в законодательстве, касающиеся деятельности предприятий, могут поощрять или, наоборот, угнетать те или иные направления предпринимательства;

- технологическая среда – новые технологии могут привести к повышению конкурентоспособности или ее снижению, если успеха в разработке новых технологий добился конкурент;

- социально-культурная среда – появление новых фасонов, новой моды может создать новые возможности. Новые специальные идеи могут привести к определенным ограничениям;

- природно-климатическая, географическая обстановка – хороший или плохой урожай сразу же отражается на уровне цен;

- демографическая ситуация – переселение людей, изменения в показателях рождаемости и смертности оказывают соответствующее воздействие на уровень спроса.

Основные элементы микросреды:

- организационная структура;

- структура функциональных обязанностей;

- структура обмена услугами;

- информационная структура;

- ресурсно-технологическая структура;

- структура трудовых ресурсов;

- организационная культура, понимаемая как совокупность норм и правил, регулирующих взаимодействия между членами трудового коллектива и являющихся выражением их коллективных знаний и опыта.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Перечислите формы влияния внешней среды на формирование различ­ных видов стратегии развития предприятия.

2. Как внешняя среда оказывает влияние на формирование рыночного
ценообразования?

3. Как осуществляется выбор ценовой стратегии предприятия с уче­том сочетания рыночного и государственного регулирования цен?

4. Раскройте экономическую сущность понятия «внутренняя среда
предприятия».

5. Раскройте содержание понятия «предприятие» и формирование его
внутренней среды с позиций процессно-ориентированной концепции управления.

6. Какие подсистемы внутренней среды включает предприятие с пози­ции системно-интегрированной теории?

7. Перечислите факторы внутренней среды функционирования пред­приятия.

Тесты

1. Экономическая среда функционирования предприятия – это:

а) внешние факторы, которые непосредственно влияют на экономику предприятия;

б) совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на производственно-хозяйственную деятельность фирмы;

в) среда, в которой между предприятиями возникают горизонтальные связи;

г) среда, в которой между предприятиями возникают вертикальные связи.

2. Среда прямого воздействия – это:

а) внешние факторы, которые непосредственно влияют на экономику предприятия;

б) среда, в которой между предприятиями возникают горизонтальные связи;

в) внешние факторы, которые не оказывают немедленного воздействия на экономику;

г) среда, в которой между предприятиями возникают вертикальные связи

3. Среда косвенного воздействия – это:

а) внешние факторы, которые непосредственно влияют на экономику предприятия;

б) среда, в которой между предприятиями возникают горизонтальные связи;

в) внешние факторы, которые не оказывают немедленного воздействия на экономику;

г) среда, в которой между предприятиями возникают вертикальные связи.

4. Факторы косвенного воздействия:

а) уровень стабильности макроэкономических показателей;

б) динамика развития макроэкономики;

в) уровень развития рынка капитала;

г) географические факторы.

5. Группы факторов, влияющих на потребителей:

а) внешние побудительные;

б) динамика развития макроэкономики;

в) уровень развития рынка капитала;

г) личностные.

6.Субъекты внешней микросреды:

а) система государственного управления;

б) поставщики;

в) конкуренты;

г) производители.

7. Виды конкуренции:

а) галопирующая;

б) ценовая;

в) умеренная;

г) неценовая.

8. Связи, возникающие во внешней микросреде:

а) вертикальные;

б) прямые;

в) горизонтальные;

г) непрямые.

9. Связи, возникающие в макросреде:

а) вертикальные;

б) прямые;

в) горизонтальные;

г) непрямые.

10. Внешние экономические факторы макросреды:

а) размер ВВП и его колебания;

б) наличие железных дорог;

в) исследовательские фонды;

г) дефицит или профицит бюджета.

11. Субъекты макросреды:

а) индивидуальные предприниматели;

б) органы государственного управления;

в) местные органы власти;

г) объединения профсоюзов.

12. Свойства внешней среды:

а) конкурентоспособность;

б) сложность;

в) динамизм;

г) неопределенность.

13. Сложность среды – это:

а) изменения одного фактора вызывают более или менее существенные изменения других;

б) количество, разнообразие и вариантность внешних факторов, влияющих на экономику;

в) скорость происходящих в среде изменений;

г) функция количества и качества информации.

14. Залогом коммерческого успеха предприятия с позиций влияния внешней среды на деятельность фирмы является:

а) чистая прибыль;

б) рентабельность;

в) ориентация на потребителя;

г) ориентация на конкурента.

15. Внешняя среда оказывает влияние практически на все стороны деятельности предприятия посредством:

а) влияния на тактику и стратегию предприятия;

б) горизонтальных связей;

в) вертикальных связей;

г) воздействия на прибыль.

16. Сокращение или прекращение производства одних товаров:

а) требует разработки новых видов продукции;

б) требует переоснащения предприятия;

в) требует внедрения достижений науки;

г) влияет на конкурентоспособность предприятия.

17. Внутренняя среда предприятия – это:

а) внешние факторы, которые непосредственно влияют на экономику предприятия;

б) среда, в которой между предприятиями возникают горизонтальные связи;

в) внешние факторы, которые не оказывают немедленного воздействия на экономику;

г) совокупность результатов деятельности, условий и системы взаимосвязей подразделений субъекта хозяйствования.

18. Предприятие с позиций процессно-ориентированной концепции управления – это:

а) сложная, гибкая, саморазвивающаяся, многомерная, мультипространственная производственная система;

б) самостоятельный субъект хозяйствования, обладающий правами юридического лица;

в) система подразделений, цехов и других структурных единиц;

г) совокупность однотипных производств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: