Основные черты философии эпохи Просвещения

Философия эпохи Просвещения была основана на вере в безграничные возможности человеческого разума. Все традиционные мнения стремились подвергнуть критике, а от недоказанных принципов освободиться. Провозглашалось право каждого человека на самостоятельное суждение и принятие самостоятельных решений. Вольтер (1694-1778): Я не разделяю Ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы Вы могли их высказать.

Подвергались критике действующие политические системы, провозглашались идеи прав и свобод человека. Философы-просветители стремились к идеям построения общества без ссылок на авторитеты, на основе здравого смысла. Провозглашалось, что власть должна принадлежать народу, цель государства - защита прав человека. Во Франции и в России философами Просвещения критиковались сложившиеся абсолютистские системы, при этом русские просветители критиковали самодержавие и крепостничество. Как говорил А.Н. Радищев (1749-1802), Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние.

Философы Просвещения подвергали сомнению традиционную религию. Были распространены мысли, признававшие Бога-творца, но характеризовавшиеся скептическим отношением к церкви. Особо сильное противостояние просветителей церкви было во Франции, где к 18 веку сложился строй, характеризовавшийся абсолютной монархией и идеологическим господством католической церкви. Как говорил французский философ Дени Дидро (1713-84), Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах; но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов. Просветители в Англии и Германии относились к этому вопросу терпимее.

Просветители смотрели на историю как на нечто закономерное, они стали искать логику общественного развития и увидели её в развитии человеческого разума. Возникла теория общественного прогресса, считающая, что история - непрерывное и бесконечное совершенствование человечества. Культ науки и прогресса был характерным для концепций многих философов Просвещения. Лишь немногие философы, например, Жан-Жак Руссо (1712-78), считали, что развитие науки и техники не ведёт к счастливой жизни. Руссо говорил: Народы! Знайте раз и навсегда, что природа хотела оберечь вас от наук, подобно тому, как мать вырывает из рук своего ребенка опасное оружие. Все скрываемые ею тайны от вас являются злом. Как полагал Руссо, цивилизация отрывает человека от природы, чем дальше мы от первобытного состояния, тем дальше мы от счастья.

Характерные черты и основные направления немецкой философии 18-19 вв.

Для немецкой классической философии характерны: систематическая целостность и внутренняя завершен­ность, идеализм, особый интерес к гносеологической проблематике.

Немецкая классическая философия:

1) Философия Иммануила Канта

2) Объективный идеализм и диалектика Гегеля

3) Антропологический материализм Людвига Фейербаха

Немецкая классическая философия (18-19 в.). Представители: Им­мануил Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель

Идеи немецкой классической философии характеризуются духом преемственности. Немецкая классическая философия опиралась в своих идеях на достижения и идеи философов разви­тых стран Западной Европы (Англия, Франция), а также на идеи немцев: Николая Кузанского и Лейбница. Все философы немецкой классической философии - это профессиональные преподаватели философии, это профес­сора немецких вузов. У них вырабатывается профессиональный язык, который трудно понять человеку, далекому от философии.

1) Основоположником немецкой классической мысли был Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.). Вся жизнь И. Канта связана с немецким городом Кенигсберг (Калининград). Канта называли Кенигсбергским мыслителем. На И.Канта огромное влияние оказали такие философы как Дэвид Юм и Жан-Жак Руссо.

Творчество Канта может быть разделено на два периода:

1) Докритический (1746 -1770 гг.) В рамках данного периода Иммануил Кант занимается проблемами логики, астрономии (именно он впервые выдвигает идею о том, что вселенная возникла из облака диффузного вещества). В это время выходит работа «Всеобщая естественная история и теория неба». В этой работе он выдвигает идею, согласно которой во вселенной существуют другие разумные существа, и они тем разумнее, чем далее удалены от земли.

2) Критический (1770 -1797 гг.) Такое название период получил после того, как у канта выходит три работы, которые в своем названии содержат слово «критика»: «Критика чистого разума», «Критика практического разу­ма», «Критика способности суждения».

И. Кант совершил гносеологический поворот в философии. Обосновывая разумное знание, Кант приходит к выводу, что оно не может быть однозначно обосновано, т.е одинаково правомерными являются тезис и антитезис. Эта особенность называется антиномией, например: тезис - мир сущ. сам по себе, антитезис - мир создан Богом. Кант утверж­дал, что мир в принципе непознаваем. Философия Канта получила название агностицизма. В этике им был сформулирован так называемый категорический императив или общезначимое нравственное правило, определяющее форму морального поступка человека: поступай так, чтобы правило, которым ты руководствуешься, могло стать всеобщим законом.

2) Говоря о Гегеле (1775 - 1854 гг.), необходимо отметить, что в его философии большое место уделяется критике философии И. Канта. Философия Гегеля была кульминационным моментом развития немецкой философии. Она была официальной философией Пруссии. Хотя Гегель часто критиковал Канта, последний оказал влияние на философию Гегеля. Философия Гегеля достаточно трудна для понимания. Более того, можно сказать, что его философия - самая трудная философия из существующих (одно предложение может растягиваться на 10-12 страниц). Гегель является объективным идеалистом. («Что же касается индивида - он по Гегелю второстепенен и является марионет­кой в руках мирового духа») Кроме того, философия Гегеля представляет собой систему диалектического идеализма.

Основными составными частями философской системы Гегеля являются следующие разделы:

1) Логика

2) Философия природы

3) Философия духа

Гегель - автор трех законов диалектики:

1) Закон, который связан с учением Гегеля о единстве и борьбе противоположностей

2) Закон перехода постепенных количественных изменений в коренные качественные.

3) Закон отрицания отрицания.

Во второй половине XIX в. выделились два главных направления, по которым шло переосмысление наследия немецкой классической философии, особенно гегельянства: с позиций материализма (Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс) и с позиций иррационализма (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

3) Людвиг Андреас Фейербах (антропологический материализм) получил образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Основные работы: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего». Достаточно часто Л.А. Фейербаха не считают представи­телем немецкой классической философии. Дело в том, что немецкие классические философы строили целостные модели. Философия же Фейербаха главным образом затрагивает проблему человека. В философии Фейербаха начинается так называемый антропологический поворот в современной философии. Большое место в философии Фейербаха занима­ет критика философии Гегеля и религии. «На место Бога должен быть поставлен человек. У него одна жизнь, и эта жизнь проживается в этом мире».

Представителями иррационалистической философии (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) XIX в. был сделан акцент на преодолении рационализма предшествующей философской классики (и особенно немецкой классической философии) за счет отказа от приз­нания разумных оснований действительности и выдвижения на первый план иррационального начала.

Гносеология И. Канта

И. Кант

Впервые как главный фактор, определяющий систему познания, рассматривает специфику познания субъекта.

Различает 2 уровня:

1) Эмпирический (относятся индивидуально-психологические особенности человека).

2) Трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового).

2 периода в творчестве Канта:

1) Докритический

2) Критический

В докритический период занимается проблемами онтологии (науки о бытии).

1755 г. “всеобщая и естественная история и теория неба”:

Мир создан богом по законам математики, а люди пытаются понять эти законы.

Однажды созданный мир не меняется.

Проблемы становления и направленного развития солнечной системы решает, опираясь на: систему Коперника, законы Кеплера, закон Галилея (о падении), закон всемирного тяготения и механики Ньютона.

(Докритический период на позициях материализма). На месте солнечной системы некоторые механические частицы, разница в плотности скопления, они обладали силами притяжения и отталкивания => завихрения падающих частиц => образование солнца и планет.

Существование других галактик.

В критическом периоде переходит на позиции дуализма.

Подвергает критике разум, который является всесильным и беспощадным критиком.

1781 г. Критика чистого разума, вещи воздействуют на наши органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем сознании.

Человеческие ощущения – нечто закрытое для свойств внешних вещей. Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире того, который представлен в нашем чувственном опыте => мы не можем делать заключения строгой всеобщности.

Отсюда (Кант – агностик) действительное мировоззрение принципиально невозможно.

Процесс познания имеет 2 стороны:

1. Содержание – определяется опытом, действием внешнего мира на органы чувств.

2. Формы – не зависят от опыта, они иммонентны сознанию (присущие предмету самого сознания, внутренние), имеют априорный, (доопытный), врожденный характер.

Процесс познания проходит 3 ступени:

1) Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих собственной природы вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью).

2) Рассудок. Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в неопытных, субъективных) категорий мышления – единство, реальность, отрицание, качество. => создается наука, формулируются законы науки, которые не существуют в природе.

3) Разум: имеет место с обобщениями, полученными на 2 ступени.

Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей:

1. Космологическая (идея о внешнем мире);

2. Психологическая (идея о душе);

3. Теологическая (идея о боге).

На основе космологической идеи – ряд противоречивых заключений (антиномий):

- мир конечен в пространстве и времени;

- мир бесконечен в пространстве и времени;

- мир состоит из простых частей;

- мир делится до бесконечности.

- в мире всё существует по необходимости;

- в мире есть свобода.

В философии Канта возникает новая форма диалектики:

- она субъективна;

- парадоксальна - реальные противоречия охвачены, но существенно обрублены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: