Структура коммуникации

В любом виде коммуникации существуют её основные элементы:

1. Коммуникатор – активное звено коммуникации. Образ коммуникатора создают следующие характеристики: характеристики внешности (физические данные и оформление внешности); коммуникативные характеристики (дикция, голос, манера говорить и т.д.); внутренние личностные характеристики (знания, интеллект, эмоциональность, моральные ценности).

2. Техническое средство – модулятор и усилитель этого воздействия;

3. Рецепиент – пассивное звено коммуникации, который просто воспринимает, или в

лучшем случае защищается от воздействия коммуникатора.

Процесс коммуникации также включает в себя следующие компоненты: выбор известных знаков из перечня отправителя; передачу их по каналу коммуникации; опознавание воспринимаемых знаков получателем с помощью имеющегося у него набора. На всех этапах коммуникации действуют «шумы» или помехи, мешающие прохождению сигнала.

Коммуникативное пространство структурировано первичными и вторичными коммуникативными процессами.

-Вторичные (или послекоммуникативные) процессы связаны с обсуждением и распространением информации, впервые полученной по первичному процессу;

-Первичный коммуникативный процесс имеет успех, если он затем продолжается во вторичных процессах.

Кстати, вся поп-культура покоится на приоритетности вторичных процессов.

Передача информации в ходе коммуникативного процесса требует определенных носителей — символов и знаков, поскольку коммуникация по своей природе — символический процесс. В качестве символов и знаков выступают объекты, раскрывающие смысл, который они содержат не сами по себе, а благодаря тому, что этим смыслом их наделило общество. Такой смысл — это значение знака. Следовательно, коммуникация представляет собой процесс расшифровки знаков и прочтения их социальных значений. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо нали­чие общего языка, на котором могли бы общаться субъекты коммуникации, каналов, по которым коммуникация могла бы осуществляться, правил ее осуществления. Знаками являются, как уже говорилось, слова, жесты, позы, мимика, иногда — но не всегда — экспрессивное поведение (смех, улыбки, слезы, вздохи и т.д.).

Важнейшая знаковая система, институционализованная обще­ством и поэтому имеющая исторический характер, — язык. Язык любо­го общества опосредованно отражает структуры самого общества и как бы «задает» специфику социальной коммуникации.

Коммуникация- это воздействие одного объекта на другой с целью изменения этого объекта. Это воздействие может быть физическим; информационным; идеологическим и пр.

Выделяют несколько типов социальной коммуникации — меж­личностную, публичную, массовую.

Передача коммуникативных сигналов бывает: осознанная или неосознанная.

По способу передачи существует визуальная или вербальная коммуникация; перфомансная

(сообщение в пространстве) – обряды посвящения, похорон и пр. формы ритуального поведения; мифологическая; художественная.

По охвату объекта: индивидуальная или массовая.

Уровни коммуникации:

1.Уровень содержания. Любая коммуникация имеет содержательный аспект (уровень понимания).

2.Уровень отношения – это уровень чувств. Человек в рамках коммуникации с другим человеком определяет одновременно и своё отношение к нему. Важно при этом, в первую очередь,

-не то, что говорится,

-а то, как это говорится.

Поэтому второй уровень часто определяет первый. Одним из первичных факторов, определяющих стратегию понимания является наше отношение к говорящему. Собственно лингвистический аспект выбора стратегии понимания уступает место социально- психологическому аспекту

Контрсуггестия – это защита от внушения. Внушение возможно только при наличии

доверия к тому, кто внушает. По сути дела вся контрсугестия – это защита от доверия (или доверчивости).

2.

Под эффективной коммуникацией понимается целенаправленная передача

информации, а также получение и интерпретация её именно и точно в том виде, в котором она передавалась.

Человеческая коммуникация может осуществляться между со­циальными единицами различной величины и сложности: на уровне маленьких групп, начиная от пары индивидов; на уровне местных, региональных, национальных и межнациональных об­щностей; на уровне формальных организаций; на уровне общест­ва в целом, нации и государства; на уровне международных организаций и коалиций. Для того чтобы стать личностью, мы должны овладеть искусством межличностной коммуникации, должны научиться коммуникации с самим собой — интраличностной коммуникации, и саморефлексии. Мы должны быть спо­собны не только думать и чувствовать, но также чувствовать и думать о своих собственных мыслях и чувствах.

Коммуникация — это взаимный обмен информацией, предпо­лагающий ориентацию обоих участников на ответную откры­тость партнера. Такой обмен не обязательно происходит на словесном уровне.

Механизмы коммуникативного взаимодействия людей и воздействия на них обусловлены как функционально (функциональный потенциал коммуникации довольно широк); так и социологическими, психологическими, этнокультурными и социолингвистическими факторами.

Эти факторы влияют

1)на эффективность коммуникации: с одной стороны – на содержательную строну коммуникативного акта (смысловой контакт), с другой – на восприятие коммуникантами друг друга (перцептивный контакт).

2) на способы коммуникации (отбор нужных вариантов коммуникативных единиц в соответствии с правилами речевого поведения и нормами языкового кодирования, принятыми в данной коммуникативной сфере).

Эффективность коммуникации значительно определяют следующие обстоятельства:

1) Суть не в том, что сообщает отправитель, а в том, что понимает получатель.

2) Если получатель неправильно трактует сообщение, то вину несёт отправитель, т.е.

ответственность за точную коммуникацию лежит на отправителе;

3) понять – ещё не значит принять;

4) люди легче принимают позицию человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение и, наоборот, принимают (или даже отвергают) позицию того человека, к которому испытывают отрицательное отношение.

Эффективность влияния на партнёра по коммуникации строится на таких основных принципах, как доступность информации, структурированность информации, ассоциативность изложения, экспрессивность речи, интенсивность подачи информации.

В коммуникации необходимо не только установить, но и поддерживать обратную связь.

Обратная связь – это инструмент делового взаимодействия, умелое использование

которого позволяет существенным образом повысить эффективность взаимодействия и результативность деятельности. Эффективная обратная связь зависит от умения грамотно передавать информацию своему собеседнику.

Правила активного слушания:

1.Концентрация внимания на собеседнике.

2. Проявление готовности понять смысл информации и переживания собеседника.

3.Повторение наиболее важной информации с целью более точного понимания смысла.

4.Определение эмоционального состояния собеседника и своего восприятия этих переживаний.

5.Анализ содержания информации, выделение ключевой идеи с целью адекватной реакции.

6.Уточнение неясных деталей.

7.Отказ от преждевременной информации.

Преграды, мешающие активному слушанию:

1. Потеря интереса к сообщению. Обусловленная отставанием речи от мысли.

2. Отвлечение внимания от сообщения на осмысление достойного ответа.

3. Столкновение с плохо понимаемой информацией.

4. Антипатия и предубеждение в отношении собеседника или его информации.

Действия, способствующие активному слушанию:

1.Визуальный контакт – контакт с партнёром на уровне глаз. Это, как правило,

лучший способ демонстрации внимания к собеседнику и предмету разговора.

2.Невербальные наводки (кивки головой, выражение лица, молчание). Они показывают, что говорящего слушают и слышат. Невербальные наводки побуждают человека говорить дольше.

3.Вербальные средства – это своевременные вопросы, повторение ключевых слов и фраз. Использование вербальных средств способствует концентрации внимания собеседников, побуждению говорить дальше.

4.Создание соответствующей обстановки. Исключительно важно выбрать обстановку, способствующую комфортному взаимодействию. Обстановка должна располагать к конструктивному общению.

Правила эффективной передачи информации:

1.Необходимо обладать ясным представлением о том, от кого именно исходит информация.

2.Информация должна быть конкретной и достаточной, даже если говорящему кажется, что «факты говорят сами за себя» или «»всё предельно ясно».

3.Связь речи и невербального поведения. Двусмысленность сообщения приводит к рассеиванию внимания собеседника, нарастанию раздражения, вызванного непониманием того, на какое из двух сообщений – вербальное или невербальное – ему следует реагировать.

4.Стараться дублировать информацию. По возможности следует использовать несколько коммуникативных каналов (слуховой, зрительный и др.) для полной уверенности в положительном результате коммуникации.

5.Запрос подтверждения относительно факта получения информации и её понимания.

6.Адекватные форма и способ обмена информацией, соответствующей интеллектуальному. Культурному и эмоционально-волевому уровню собеседника, характеру сообщения и внешним условиям.

7.Ясность переживаний. Информация скорее «заденет за живое» получателя, если не будет сухой, а передаст переживания и отношение носителя.

8.Отказ от оценки личностей. Следует оценивать и интерпретировать слова и поведение человека, а не его личность.

3.

Г. Зиммель рассматривал социальный конфликт как позитив­ное явление, способствующее поддержанию социальной стабиль­ности.

Функционализм практически не обращался к проблематике, связанной с конфликтом, расценивая его как что-то глубоко па­тологическое, тогда как предметом социологии должно быть изу­чение нормального общества. Согласно представлениям класси­ческого функционализма, конфликт ненормален, а гармония в обществе нормальна, и здоровая социальная система имеет в себе все потенции для предотвращения и исключения конфликта.

В современной социологии существует несколько концепций социального конфликта. Представим наиболее известные из них и оказавшие наибольшее влияние на социологическую мысль.

Автор теории позитивно-функционального конфликта Козер, разделяя с другими конфликтологами идею неизбеж­ности конфликтов в любом обществе независимо от уровня его развития и социальной организации, считает, что в основе любого конфликта лежит психологический фактор — вечная неудовлетворенность действительностью, испытываемая людьми на индивидуальном, групповом, классовом уровне, сознаваемое ими различие между тем, что есть, и тем, что должно быть. Стремясь изменить действительное положение вещей, люди вступают в борьбу за удовлетворение своих интересов, за власть, высокий социальный статус и связанные с ними материальные и социальные блага.

Классическая теория конфликта дана Дарендорфом в работе «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе». Его концепция также основывается на представлении о неизбеж­ности в любом обществе социального неравенства, противоборст­ва интересов и, следовательно, неизбежности конфликта. Цент­ром конфликта является вопрос о власти. Обладающие властью социальные группы стремятся ее сохранить и укрепить, а груп­пы, лишенные власти, — отнять ее у власть имущих. Поскольку общество по природе изменчиво, динамично, оно не может до­стичь гармонического состояния равновесия, когда интересы всех удовлетворены в равной мере. Не бывает бесконфликтных об­ществ. Благополучные демократические социальные системы от­личаются от обществ, раздираемых кризисами, только умением и способностью правильно разрешать свои внутренние конфликты. Главное, по Дарендорфу, — это вовремя выявить конфликт в обществе, дать ему выйти на поверхность и постараться его рационально урегулировать, чтобы его разрешение не стало для общества катастрофическим. В таком случае конфликт становит­ся позитивным фактором и служит укреплению социальной сис­темы.

Теория конфликта американского социолога К. Боулдинга из­ложена в его работе «Конфликт и защита: общая теория». Боулдинг исходит из положения, что все конфликты имеют общую схему развития и сходную структуру, поэтому, утверждает он, возможно создание единой общей теории конфликта, на основе которой можно будет строить методы практического разрешения конфликтов, контроля за их развитием, прогнозировать их ход и последствия.

Социальная конфликтология – активно развивающаяся область социологии.

В самом общем смысле конфликт — это антагонистическое отношение между двумя или несколькими участниками действия, по крайней мере один из которых стремится установить свое господство над социальным полем их взаимоотношений.

В широком смысле под социальным конфликтом понимают борьбу между большими социальными группами людей, если они преследуют какие-либо общественно важные цели. Участие больших групп необходимо, чтобы конфликт считался социальным. Если субъектами конфликтной ситуации выступают индивиды или малые группы, то конфликт нельзя назвать социальным. Он может быть социально-психологическим, межличностным, индивидуальным.

Вовсе не обязательно, чтобы участников было очень много – главное не в количестве, а в том, ведут ли они себя как типичные представители большой группы, например, профессиональной, выражают ли её ценности, интересы и цели.

Бесконфликтного общественного бытия нет и не может быть, поскольку по своей сути оно представляет собой непрерывный процесс возникновения и разрешения разного рода противоборств личностей и социальных групп. В социальной структуре любого общества всегда есть повод для конфликтной ситуации, поскольку время от времени в ней вспыхивает конкуренция отдельных видов или подгрупп по поводу дефицитных ресурсов, позиций престижа или отношений власти. Социальное неравенство постоянно воспроизводится. Постоянно и стремление изменить формы собственности.

В то же время эти конфликты могут быть смягчены или перенесены на другие уровни. Однако эти возможности сильно ограничиваются культурным уровнем населения, растущей социальной поляризацией, сохранением отчуждения и другими не менее важными обстоятельствами.

Формы социального конфликта:

1. Конфронтация – пассивное противостояние групп с противоборствующими

политическими, экономическими или социальными интересами.

Как правило, конфликт здесь не принимает форму открытого столкновения, но предполагает оказание давления, негативную кооперацию, неустранимое разногласие.

2. Соперничество - борьба за признание личных достижений и способностей со стороны

общества, группы, государства. Цель соперничества - приобретение лучших позиций и наград содержание – демонстрация превосходства путём достижения общезначимых или престижных целей.

3. Конкуренция - тип конфликта, цель которого – получение выгоды, прибыли либо

доступа к дефицитным благам.

Типы социальных конфликтов.

О внесистемные конфликты — это такие конфликты, в ходе которых акторы, обладающие автономной социальной волей, стремятся приобрести новые или увеличить уже имеющие­ся преимущества, либо реализуя свои экономические интересы, либо повышая степень своей социальной интеграции;

О внутрисистемные конфликты — это конфликты, не вызванные столкновением двух разных социальных систем или двух личностей, а отражающие внутренние противоречия, укоре­нившиеся в рамках единой системы.

Возможны и другие типологии социального конфликта. На­пример, в зависимости от субъектов конфликта выделяются:

О внутриличностный конфликт — столкновение различ­ных ролевых требований, психологический разлад в рамках единой личности;

О межличностный конфликт — противостояние, возни­кающее между двумя или более людьми;

О межгрупповой конфликт — столкновение между социальными группами и общностями, вызываемое противоположнос­тью их интересов.

В динамике развития конфликта выделяют следующие стадии:

1) предконфликтная ситуация возникает при опреде­ленных условиях, когда давно существующие противоречия между сторонами внезапно под воздействием стимулирующих об­стоятельств и факторов обостряются и грозят перерасти в от­крытый конфликт. Эта стадия включает перегруппировку и моби­лизацию сил сторон, объективную оценку ими своих возможнос­тей и перспектив в контексте этого конфликта, привлечение союзников, разработку стратегии и тактики борьбы и т.д.;

2) стадию начавшегося конфликта легко отличить от предшествующей, поскольку она связана с открытыми враж­дебными действиями сторон, направленными на противника. На­чавшийся конфликт может развиваться в разнообразных направ­лениях: он может усилиться, расшириться и захватить новых участников или новые сферы соперничества, перейти в другие сферы, затухнуть сам собой или вернуться в скрытую фазу после вмешательства и разрешения извне. Конфликт может быть стре­мительным или затяжным, локальным или генерализованным. В ходе его противники, оценив силу друг друга, могут проявить колебания, выйти из игры, начать поиск компромиссного ре­шения;

3) стадия разрешения конфликта имеет отличитель­ный признак — прекращение конфликтного взаимодействия между сторонами. Однако само по себе это еще мало что значит, поскольку может быть вызвано переходом конфликта в скрытую форму, устранением только его внешних проявлений. Разрешение конфликта происходит только тогда, когда устранены породив­шие его причины, когда интересы сторон больше не противоре­чат друг другу, когда стороны нашли компромисс, пошли на уступки друг другу.

То, насколько успешно общество осуществляет управление конфликтом, точнее, контроль над его развитием, зависит, преж­де всего, от точной и своевременной диагностики причин социальных противостояний.

Среди конкретных методов разрешения социального конфликта можно назвать следующие:

О превентивный метод ухода от конфликта (уклонение от встреч с потенциальным противником, устранение факторов, которые могли бы способствовать нагнетанию напряженности и началу конфликта, и т.д.);

О метод переговоров, позволяющий уменьшить остроту кон­фликта благодаря открытому и конструктивному обмену мнения­ми, избежать неконтролируемого применения насилия, правиль­но оценить ситуацию и потенции ее развития;

О метод использования посредников — авторитетных и ком­петентных лиц и общественных организаций, своевременное вме­шательство которых позволяет примирить враждующих или по крайней мере найти компромисс;

О арбитраж — обращение к уважаемому обеими сторонами третьему лицу за помощью в разрешении спорных вопросов;

О метод откладывания принятия окончательного решения по проблемам конфликта. Иногда отсрочка принятия решения при­водит к самопроизвольному ослаблению напряженности между сторонами, однако такие случаи редки и метод нельзя назвать эффективным.

Названные методы представляют собой приемы по регулиро­ванию и локализации конфликта. Ни одному обществу не уда­лось еще достигнуть бесконфликтного существования, и задача состоит в том, чтобы научиться диагностировать причины кон­фликтов, контролировать и регулировать его течение.

Функции конфликта.

Хотя на первый взгляд кажется, что конфликт — это чисто негативное явление и если в обществе конфликты будут полнос­тью устранены, оно станет гармоничным и совершенным, в дей­ствительности конфликт, как и другие социальные явления, вы­полняет некоторые позитивные функции.

Во-первых, важнейшей функцией конфликта социологи считают функцию разрядки социальной напряженности. Соглас­но представлениям Р. Дарендорфа и других конфликтологов, со­циальное неравенство и борьба противоречащих друг другу субъ­ективных интересов делают конфликты неизбежной составляю­щей общественной жизни. Напряженность между социальными группами, классами, отдельными личностями существует всегда.

Она выходит на поверхность, принимает отчетливый облик в I форме конфликта. Само по себе такое открытое проявление на­пряженности — социальное благо, поскольку, оставаясь скрытой и незаметной, она подтачивала бы социальную систему, и это ' привело бы, в конечном счете, к катастрофе и гибели общества. Открытый конфликт, контролируемый и умело регулируемый об­ществом, позволяет дать выход накопившимся страстям, после чего стороны возобновляют уравновешенные отношения.

Во-вторых, конфликт стимулирует позитивные социальные изменения и выступает их движущей силой. К. Маркс называл революции «локомотивы истории». По мнению современного со­циолога Л. Козера, общество сохранит жизнеспособность, оно обладает творческой потенцией, которая проявляется только как реакция на брошенный вызов. Иными словами, социальный кон­фликт позволяет системе проявить свой жизненный потенциал, заставляет ее меняться в соответствии с требованиями времени и потому оставаться жизнеспособной.

В-третьих, конфликт способствует сохранению социально' го равновесия, поскольку благодаря ему выявляются противоположные групповые интересы, создаются возможности их анализа и квалифицированного и своевременного реагирования на ситуа­цию. Социальная система может сохраняться и даже укрепляться в результате внутренних конфликтов, если они правильно и во­время разрешаются.

В-четвертых, конфликт является коммуникативным факто­ром, так как в его ходе индивиды лучше узнают друг друга и самих себя, у них развивается групповое, классовое, этническое самосознание, солидарность, они образуют новые союзы и орга­низации.

Разумеется, конфликт имеет негативные последствия, особен­но в тех случаях, когда общество долго не обращает на него внимания или реагирует на него непродуманными и жестокими мерами, способными только его разжечь. Наиболее опасным по­следствием конфликта может быть перерастание его в социаль­ную революцию и полное уничтожение существующей системы. В менее тяжелых случаях неразрешенный конфликт ведет к даль­нейшему нагнетанию социальной напряженности, кризису влас­ти, нарастанию враждебного отношения друг к другу социальных

групп.

Контрольные вопросы.

1. Что такое коммуникация?

2. Охарактеризуйте основные элементы социальной коммуникации?

3. В чём сложности социальной коммуникации?

4. Как возникает социальный конфликт?

5. Можно ли предотвратить социальный конфликт?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: