В любом виде коммуникации существуют её основные элементы:
1. Коммуникатор – активное звено коммуникации. Образ коммуникатора создают следующие характеристики: характеристики внешности (физические данные и оформление внешности); коммуникативные характеристики (дикция, голос, манера говорить и т.д.); внутренние личностные характеристики (знания, интеллект, эмоциональность, моральные ценности).
2. Техническое средство – модулятор и усилитель этого воздействия;
3. Рецепиент – пассивное звено коммуникации, который просто воспринимает, или в
лучшем случае защищается от воздействия коммуникатора.
Процесс коммуникации также включает в себя следующие компоненты: выбор известных знаков из перечня отправителя; передачу их по каналу коммуникации; опознавание воспринимаемых знаков получателем с помощью имеющегося у него набора. На всех этапах коммуникации действуют «шумы» или помехи, мешающие прохождению сигнала.
Коммуникативное пространство структурировано первичными и вторичными коммуникативными процессами.
-Вторичные (или послекоммуникативные) процессы связаны с обсуждением и распространением информации, впервые полученной по первичному процессу;
-Первичный коммуникативный процесс имеет успех, если он затем продолжается во вторичных процессах.
Кстати, вся поп-культура покоится на приоритетности вторичных процессов.
Передача информации в ходе коммуникативного процесса требует определенных носителей — символов и знаков, поскольку коммуникация по своей природе — символический процесс. В качестве символов и знаков выступают объекты, раскрывающие смысл, который они содержат не сами по себе, а благодаря тому, что этим смыслом их наделило общество. Такой смысл — это значение знака. Следовательно, коммуникация представляет собой процесс расшифровки знаков и прочтения их социальных значений. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо наличие общего языка, на котором могли бы общаться субъекты коммуникации, каналов, по которым коммуникация могла бы осуществляться, правил ее осуществления. Знаками являются, как уже говорилось, слова, жесты, позы, мимика, иногда — но не всегда — экспрессивное поведение (смех, улыбки, слезы, вздохи и т.д.).
Важнейшая знаковая система, институционализованная обществом и поэтому имеющая исторический характер, — язык. Язык любого общества опосредованно отражает структуры самого общества и как бы «задает» специфику социальной коммуникации.
Коммуникация- это воздействие одного объекта на другой с целью изменения этого объекта. Это воздействие может быть физическим; информационным; идеологическим и пр.
Выделяют несколько типов социальной коммуникации — межличностную, публичную, массовую.
Передача коммуникативных сигналов бывает: осознанная или неосознанная.
По способу передачи существует визуальная или вербальная коммуникация; перфомансная
(сообщение в пространстве) – обряды посвящения, похорон и пр. формы ритуального поведения; мифологическая; художественная.
По охвату объекта: индивидуальная или массовая.
Уровни коммуникации:
1.Уровень содержания. Любая коммуникация имеет содержательный аспект (уровень понимания).
2.Уровень отношения – это уровень чувств. Человек в рамках коммуникации с другим человеком определяет одновременно и своё отношение к нему. Важно при этом, в первую очередь,
-не то, что говорится,
-а то, как это говорится.
Поэтому второй уровень часто определяет первый. Одним из первичных факторов, определяющих стратегию понимания является наше отношение к говорящему. Собственно лингвистический аспект выбора стратегии понимания уступает место социально- психологическому аспекту
Контрсуггестия – это защита от внушения. Внушение возможно только при наличии
доверия к тому, кто внушает. По сути дела вся контрсугестия – это защита от доверия (или доверчивости).
2.
Под эффективной коммуникацией понимается целенаправленная передача
информации, а также получение и интерпретация её именно и точно в том виде, в котором она передавалась.
Человеческая коммуникация может осуществляться между социальными единицами различной величины и сложности: на уровне маленьких групп, начиная от пары индивидов; на уровне местных, региональных, национальных и межнациональных общностей; на уровне формальных организаций; на уровне общества в целом, нации и государства; на уровне международных организаций и коалиций. Для того чтобы стать личностью, мы должны овладеть искусством межличностной коммуникации, должны научиться коммуникации с самим собой — интраличностной коммуникации, и саморефлексии. Мы должны быть способны не только думать и чувствовать, но также чувствовать и думать о своих собственных мыслях и чувствах.
Коммуникация — это взаимный обмен информацией, предполагающий ориентацию обоих участников на ответную открытость партнера. Такой обмен не обязательно происходит на словесном уровне.
Механизмы коммуникативного взаимодействия людей и воздействия на них обусловлены как функционально (функциональный потенциал коммуникации довольно широк); так и социологическими, психологическими, этнокультурными и социолингвистическими факторами.
Эти факторы влияют
1)на эффективность коммуникации: с одной стороны – на содержательную строну коммуникативного акта (смысловой контакт), с другой – на восприятие коммуникантами друг друга (перцептивный контакт).
2) на способы коммуникации (отбор нужных вариантов коммуникативных единиц в соответствии с правилами речевого поведения и нормами языкового кодирования, принятыми в данной коммуникативной сфере).
Эффективность коммуникации значительно определяют следующие обстоятельства:
1) Суть не в том, что сообщает отправитель, а в том, что понимает получатель.
2) Если получатель неправильно трактует сообщение, то вину несёт отправитель, т.е.
ответственность за точную коммуникацию лежит на отправителе;
3) понять – ещё не значит принять;
4) люди легче принимают позицию человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение и, наоборот, принимают (или даже отвергают) позицию того человека, к которому испытывают отрицательное отношение.
Эффективность влияния на партнёра по коммуникации строится на таких основных принципах, как доступность информации, структурированность информации, ассоциативность изложения, экспрессивность речи, интенсивность подачи информации.
В коммуникации необходимо не только установить, но и поддерживать обратную связь.
Обратная связь – это инструмент делового взаимодействия, умелое использование
которого позволяет существенным образом повысить эффективность взаимодействия и результативность деятельности. Эффективная обратная связь зависит от умения грамотно передавать информацию своему собеседнику.
Правила активного слушания:
1.Концентрация внимания на собеседнике.
2. Проявление готовности понять смысл информации и переживания собеседника.
3.Повторение наиболее важной информации с целью более точного понимания смысла.
4.Определение эмоционального состояния собеседника и своего восприятия этих переживаний.
5.Анализ содержания информации, выделение ключевой идеи с целью адекватной реакции.
6.Уточнение неясных деталей.
7.Отказ от преждевременной информации.
Преграды, мешающие активному слушанию:
1. Потеря интереса к сообщению. Обусловленная отставанием речи от мысли.
2. Отвлечение внимания от сообщения на осмысление достойного ответа.
3. Столкновение с плохо понимаемой информацией.
4. Антипатия и предубеждение в отношении собеседника или его информации.
Действия, способствующие активному слушанию:
1.Визуальный контакт – контакт с партнёром на уровне глаз. Это, как правило,
лучший способ демонстрации внимания к собеседнику и предмету разговора.
2.Невербальные наводки (кивки головой, выражение лица, молчание). Они показывают, что говорящего слушают и слышат. Невербальные наводки побуждают человека говорить дольше.
3.Вербальные средства – это своевременные вопросы, повторение ключевых слов и фраз. Использование вербальных средств способствует концентрации внимания собеседников, побуждению говорить дальше.
4.Создание соответствующей обстановки. Исключительно важно выбрать обстановку, способствующую комфортному взаимодействию. Обстановка должна располагать к конструктивному общению.
Правила эффективной передачи информации:
1.Необходимо обладать ясным представлением о том, от кого именно исходит информация.
2.Информация должна быть конкретной и достаточной, даже если говорящему кажется, что «факты говорят сами за себя» или «»всё предельно ясно».
3.Связь речи и невербального поведения. Двусмысленность сообщения приводит к рассеиванию внимания собеседника, нарастанию раздражения, вызванного непониманием того, на какое из двух сообщений – вербальное или невербальное – ему следует реагировать.
4.Стараться дублировать информацию. По возможности следует использовать несколько коммуникативных каналов (слуховой, зрительный и др.) для полной уверенности в положительном результате коммуникации.
5.Запрос подтверждения относительно факта получения информации и её понимания.
6.Адекватные форма и способ обмена информацией, соответствующей интеллектуальному. Культурному и эмоционально-волевому уровню собеседника, характеру сообщения и внешним условиям.
7.Ясность переживаний. Информация скорее «заденет за живое» получателя, если не будет сухой, а передаст переживания и отношение носителя.
8.Отказ от оценки личностей. Следует оценивать и интерпретировать слова и поведение человека, а не его личность.
3.
Г. Зиммель рассматривал социальный конфликт как позитивное явление, способствующее поддержанию социальной стабильности.
Функционализм практически не обращался к проблематике, связанной с конфликтом, расценивая его как что-то глубоко патологическое, тогда как предметом социологии должно быть изучение нормального общества. Согласно представлениям классического функционализма, конфликт ненормален, а гармония в обществе нормальна, и здоровая социальная система имеет в себе все потенции для предотвращения и исключения конфликта.
В современной социологии существует несколько концепций социального конфликта. Представим наиболее известные из них и оказавшие наибольшее влияние на социологическую мысль.
Автор теории позитивно-функционального конфликта Козер, разделяя с другими конфликтологами идею неизбежности конфликтов в любом обществе независимо от уровня его развития и социальной организации, считает, что в основе любого конфликта лежит психологический фактор — вечная неудовлетворенность действительностью, испытываемая людьми на индивидуальном, групповом, классовом уровне, сознаваемое ими различие между тем, что есть, и тем, что должно быть. Стремясь изменить действительное положение вещей, люди вступают в борьбу за удовлетворение своих интересов, за власть, высокий социальный статус и связанные с ними материальные и социальные блага.
Классическая теория конфликта дана Дарендорфом в работе «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе». Его концепция также основывается на представлении о неизбежности в любом обществе социального неравенства, противоборства интересов и, следовательно, неизбежности конфликта. Центром конфликта является вопрос о власти. Обладающие властью социальные группы стремятся ее сохранить и укрепить, а группы, лишенные власти, — отнять ее у власть имущих. Поскольку общество по природе изменчиво, динамично, оно не может достичь гармонического состояния равновесия, когда интересы всех удовлетворены в равной мере. Не бывает бесконфликтных обществ. Благополучные демократические социальные системы отличаются от обществ, раздираемых кризисами, только умением и способностью правильно разрешать свои внутренние конфликты. Главное, по Дарендорфу, — это вовремя выявить конфликт в обществе, дать ему выйти на поверхность и постараться его рационально урегулировать, чтобы его разрешение не стало для общества катастрофическим. В таком случае конфликт становится позитивным фактором и служит укреплению социальной системы.
Теория конфликта американского социолога К. Боулдинга изложена в его работе «Конфликт и защита: общая теория». Боулдинг исходит из положения, что все конфликты имеют общую схему развития и сходную структуру, поэтому, утверждает он, возможно создание единой общей теории конфликта, на основе которой можно будет строить методы практического разрешения конфликтов, контроля за их развитием, прогнозировать их ход и последствия.
Социальная конфликтология – активно развивающаяся область социологии.
В самом общем смысле конфликт — это антагонистическое отношение между двумя или несколькими участниками действия, по крайней мере один из которых стремится установить свое господство над социальным полем их взаимоотношений.
В широком смысле под социальным конфликтом понимают борьбу между большими социальными группами людей, если они преследуют какие-либо общественно важные цели. Участие больших групп необходимо, чтобы конфликт считался социальным. Если субъектами конфликтной ситуации выступают индивиды или малые группы, то конфликт нельзя назвать социальным. Он может быть социально-психологическим, межличностным, индивидуальным.
Вовсе не обязательно, чтобы участников было очень много – главное не в количестве, а в том, ведут ли они себя как типичные представители большой группы, например, профессиональной, выражают ли её ценности, интересы и цели.
Бесконфликтного общественного бытия нет и не может быть, поскольку по своей сути оно представляет собой непрерывный процесс возникновения и разрешения разного рода противоборств личностей и социальных групп. В социальной структуре любого общества всегда есть повод для конфликтной ситуации, поскольку время от времени в ней вспыхивает конкуренция отдельных видов или подгрупп по поводу дефицитных ресурсов, позиций престижа или отношений власти. Социальное неравенство постоянно воспроизводится. Постоянно и стремление изменить формы собственности.
В то же время эти конфликты могут быть смягчены или перенесены на другие уровни. Однако эти возможности сильно ограничиваются культурным уровнем населения, растущей социальной поляризацией, сохранением отчуждения и другими не менее важными обстоятельствами.
Формы социального конфликта:
1. Конфронтация – пассивное противостояние групп с противоборствующими
политическими, экономическими или социальными интересами.
Как правило, конфликт здесь не принимает форму открытого столкновения, но предполагает оказание давления, негативную кооперацию, неустранимое разногласие.
2. Соперничество - борьба за признание личных достижений и способностей со стороны
общества, группы, государства. Цель соперничества - приобретение лучших позиций и наград содержание – демонстрация превосходства путём достижения общезначимых или престижных целей.
3. Конкуренция - тип конфликта, цель которого – получение выгоды, прибыли либо
доступа к дефицитным благам.
Типы социальных конфликтов.
О внесистемные конфликты — это такие конфликты, в ходе которых акторы, обладающие автономной социальной волей, стремятся приобрести новые или увеличить уже имеющиеся преимущества, либо реализуя свои экономические интересы, либо повышая степень своей социальной интеграции;
О внутрисистемные конфликты — это конфликты, не вызванные столкновением двух разных социальных систем или двух личностей, а отражающие внутренние противоречия, укоренившиеся в рамках единой системы.
Возможны и другие типологии социального конфликта. Например, в зависимости от субъектов конфликта выделяются:
О внутриличностный конфликт — столкновение различных ролевых требований, психологический разлад в рамках единой личности;
О межличностный конфликт — противостояние, возникающее между двумя или более людьми;
О межгрупповой конфликт — столкновение между социальными группами и общностями, вызываемое противоположностью их интересов.
В динамике развития конфликта выделяют следующие стадии:
1) предконфликтная ситуация возникает при определенных условиях, когда давно существующие противоречия между сторонами внезапно под воздействием стимулирующих обстоятельств и факторов обостряются и грозят перерасти в открытый конфликт. Эта стадия включает перегруппировку и мобилизацию сил сторон, объективную оценку ими своих возможностей и перспектив в контексте этого конфликта, привлечение союзников, разработку стратегии и тактики борьбы и т.д.;
2) стадию начавшегося конфликта легко отличить от предшествующей, поскольку она связана с открытыми враждебными действиями сторон, направленными на противника. Начавшийся конфликт может развиваться в разнообразных направлениях: он может усилиться, расшириться и захватить новых участников или новые сферы соперничества, перейти в другие сферы, затухнуть сам собой или вернуться в скрытую фазу после вмешательства и разрешения извне. Конфликт может быть стремительным или затяжным, локальным или генерализованным. В ходе его противники, оценив силу друг друга, могут проявить колебания, выйти из игры, начать поиск компромиссного решения;
3) стадия разрешения конфликта имеет отличительный признак — прекращение конфликтного взаимодействия между сторонами. Однако само по себе это еще мало что значит, поскольку может быть вызвано переходом конфликта в скрытую форму, устранением только его внешних проявлений. Разрешение конфликта происходит только тогда, когда устранены породившие его причины, когда интересы сторон больше не противоречат друг другу, когда стороны нашли компромисс, пошли на уступки друг другу.
То, насколько успешно общество осуществляет управление конфликтом, точнее, контроль над его развитием, зависит, прежде всего, от точной и своевременной диагностики причин социальных противостояний.
Среди конкретных методов разрешения социального конфликта можно назвать следующие:
О превентивный метод ухода от конфликта (уклонение от встреч с потенциальным противником, устранение факторов, которые могли бы способствовать нагнетанию напряженности и началу конфликта, и т.д.);
О метод переговоров, позволяющий уменьшить остроту конфликта благодаря открытому и конструктивному обмену мнениями, избежать неконтролируемого применения насилия, правильно оценить ситуацию и потенции ее развития;
О метод использования посредников — авторитетных и компетентных лиц и общественных организаций, своевременное вмешательство которых позволяет примирить враждующих или по крайней мере найти компромисс;
О арбитраж — обращение к уважаемому обеими сторонами третьему лицу за помощью в разрешении спорных вопросов;
О метод откладывания принятия окончательного решения по проблемам конфликта. Иногда отсрочка принятия решения приводит к самопроизвольному ослаблению напряженности между сторонами, однако такие случаи редки и метод нельзя назвать эффективным.
Названные методы представляют собой приемы по регулированию и локализации конфликта. Ни одному обществу не удалось еще достигнуть бесконфликтного существования, и задача состоит в том, чтобы научиться диагностировать причины конфликтов, контролировать и регулировать его течение.
Функции конфликта.
Хотя на первый взгляд кажется, что конфликт — это чисто негативное явление и если в обществе конфликты будут полностью устранены, оно станет гармоничным и совершенным, в действительности конфликт, как и другие социальные явления, выполняет некоторые позитивные функции.
Во-первых, важнейшей функцией конфликта социологи считают функцию разрядки социальной напряженности. Согласно представлениям Р. Дарендорфа и других конфликтологов, социальное неравенство и борьба противоречащих друг другу субъективных интересов делают конфликты неизбежной составляющей общественной жизни. Напряженность между социальными группами, классами, отдельными личностями существует всегда.
Она выходит на поверхность, принимает отчетливый облик в I форме конфликта. Само по себе такое открытое проявление напряженности — социальное благо, поскольку, оставаясь скрытой и незаметной, она подтачивала бы социальную систему, и это ' привело бы, в конечном счете, к катастрофе и гибели общества. Открытый конфликт, контролируемый и умело регулируемый обществом, позволяет дать выход накопившимся страстям, после чего стороны возобновляют уравновешенные отношения.
Во-вторых, конфликт стимулирует позитивные социальные изменения и выступает их движущей силой. К. Маркс называл революции «локомотивы истории». По мнению современного социолога Л. Козера, общество сохранит жизнеспособность, оно обладает творческой потенцией, которая проявляется только как реакция на брошенный вызов. Иными словами, социальный конфликт позволяет системе проявить свой жизненный потенциал, заставляет ее меняться в соответствии с требованиями времени и потому оставаться жизнеспособной.
В-третьих, конфликт способствует сохранению социально' го равновесия, поскольку благодаря ему выявляются противоположные групповые интересы, создаются возможности их анализа и квалифицированного и своевременного реагирования на ситуацию. Социальная система может сохраняться и даже укрепляться в результате внутренних конфликтов, если они правильно и вовремя разрешаются.
В-четвертых, конфликт является коммуникативным фактором, так как в его ходе индивиды лучше узнают друг друга и самих себя, у них развивается групповое, классовое, этническое самосознание, солидарность, они образуют новые союзы и организации.
Разумеется, конфликт имеет негативные последствия, особенно в тех случаях, когда общество долго не обращает на него внимания или реагирует на него непродуманными и жестокими мерами, способными только его разжечь. Наиболее опасным последствием конфликта может быть перерастание его в социальную революцию и полное уничтожение существующей системы. В менее тяжелых случаях неразрешенный конфликт ведет к дальнейшему нагнетанию социальной напряженности, кризису власти, нарастанию враждебного отношения друг к другу социальных
групп.
Контрольные вопросы.
1. Что такое коммуникация?
2. Охарактеризуйте основные элементы социальной коммуникации?
3. В чём сложности социальной коммуникации?
4. Как возникает социальный конфликт?
5. Можно ли предотвратить социальный конфликт?