double arrow

Оценка природно-ресурсного потенциала России

Природные ресурсы России расположены неравномерно между западными и восточными районами.

Европейская часть мало обеспечена ресурсами, особенно энергитическими.На юге малообеспечена лесными и водными.Зато здесь большие запасы железных руд.

В России природно-ресурсный потенциал состоит из ресурсов сельскохозяйственного и промышленного использования. В районах Дальнего Востока и Сибири преобладают промышленные ресурсы.Во всех остальных районах выделяются сельскохозяйственные ресурсы.По территории Российской Федерации природные ресурсы расположены неравномерно.


39. Система административно-территориального деления России.(Ниазян)

Под административно-территориальным делением (АТД) подразумевается разделение территории государства на административно управляемые части (единицы АТД). География изучает иерархию этих единиц, конфигурацию сети АТД, логику районирования территории на административно-территориальные единицы и процессы изменения сети АТД. В процессе изменения административные единицы могут увеличиваться или уменьшаться, происходит их укрупнение или разукрупнение. Как правило, два противоположных процесса -- центробежный и центростремительный -- поочередно сменяют друг друга в процессе формирования сети АТД.

Административно-территориальное устройство -- это важный институт федеративного устройства, носящий вместе с тем комплексный характер и тесно связанный с системой органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство - это внутренне согласованное объёдинение административно-территориальных единиц, которое обеспечивает необходимое организационное единство и упорядоченность административно-территориальной структуры федерального государства и его субъектов. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологи-ческий словарь. М., 1983.

Административно-территориальное устройство российского государства представляет собой деление территории России и субъектов федерации на структурные единицы -- территориальные образования, которые являются необходимой организационной основой функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, участия граждан в управлении государственными и общественными делами, эффективного использования природных и материальных ресурсов, создания необходимых условий для удовлетворения социально-экономических, политических и духовных потребностей населения.

Как целостную систему административно-территориальное устройство характеризуют следующие признаки:

- единство основ конституционного строя российского государства, задачи и цели многонационального народа, проживающего различных субъектах федерации и административно-территориальных единицах;

- тесная связь административно -территориального устройства с основными функциями российского государства, с задачами государственного, экономического, политического и социально-культурного развития;

- единство территории Российской Федерации (ст. 5, 65, 67 Конституции РФ);

- равноправие субъектов федерации (ст. 5 Конституции РФ);

- единая сеть административно-территориальных единиц в субъектах федерации (город субъектного подчинения, район, города, город);

- единые принципы, лежащие в основе всего административно -территориального устройства Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Конституции РФ);

- единство системы органов государственной власти в субъекте федерации в соответствии с административно-территориальным устройством;

- автономность одних административно-территориальных образований по отношению к другим. Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. М., 1998.

Безусловно, перечисленные признаки являются далеко не исчерпывающими, однако даже их достаточно для того, чтобы рассматривать территориальное устройство российского государства как целостную структуру.

В основе административно - территориального устройства Российского государства лежит закрепленный в Конституции России принцип федерализма, сочетающий в себе два начала: централизм, требующий соответствующих органов государственности власти в субъектах федерации, и широкий демократизм, выражающийся в местном самоуправлении, самоорганизации территорий. Централизм в РФ направлен на установление цивилизованных отношений между центром и субъектом.

Такая организация автономность каждой административно-территориальной единицы в тесном сочетании с взаимодействием субъектов федерации

По сравнению с обычными административно-территориальными единицами субъекты федерации наделяются природой государственно-территориальных образований.

Под административно-территориальной единицей понимают часть территории государства, которая служит пространственной сферой деятельности соответствующих органов.

Всякая часть территории, будучи признана самостоятельной административно-территориальной единицей, неизбежно получает и организационное оформление. Последнее проявляется в ряде обязательных признаков. К их числу относится наличие ограниченной определенными пределами территории, что находит свое выражение в соответствующих правовых актах, которыми либо устанавливаются границы (районов, городов, поселков), либо перечисляются населенные пункты, находящихся на территориях местного самоуправления. Территория служит экономической и финансовой основой осуществления власти создаваемых на ней представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления.

Признавая ту или иную территорию самостоятельной административно-территориальной единицей, соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления тем самым признают право населения данной территории на управление государственными и общественными делами.

Таким образом, административно-территориальная единица -- компактная часть территории субъекта РФ, ограниченная и объединенная пределами распространения власти функционирующих на ней органов государства или органов местного самоуправления и максимально обеспечивающая реализацию задач и функцию государства. С учетом приведенного понимания административно-территориальной единицы к различным видам их могут быть отнесены сельсоветы, поселки, города районного, областного, краевого, республиканского (не РФ) значения, а также районы. Вышеперечисленные административно-территориальные единицы являются субъектами соответствующих государственно-правовых отношений. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Фонд "Правовая культура", 1996.

Повышение статуса краев, областей, придание им качества субъектов федерации стало во многом решающим фактором подлинной «федерализации» России, перехода ее от по сути унитарного государства к федеративному.

Административно-территориальное устройство РФ функционирует как система, включающая в себя в качестве ее элементов и составных частей административно-территориальные единицы. В свою очередь административно-территориальное устройство каждого субъекта РФ же функционирует как система в рамках общефедеральной территориальной системы.

Как сложная система административно-территориальное устройство включает в качестве составных частей административно-территориальное деление (членение государственной территории по политическому признаку), ведомственно - территориальное деление (разделение государственной территории на зоны действия или влияния по производственному признаку), национально-территориальное деление (разделение административно-территориальных единиц по национальному признаку) и отношения административно-территориальной подчиненности (социальные связи между отдельными типовыми частями государственной территории).

Системообразующими факторами, объединяющими отдельные элементы территориальной организации в целостный организм, являются такие свойства территории, как ее политическая однородность исключающая существование внутри суверенного государства участков территорий, подчиненных юрисдикции другого государства; принадлежность государственной территории народу; способность территории к функциональному делению на типовые части произвольных форм и любых размеров, позволяющая отыскивать оптимальные структуры пространственной сферы политической и экономической организации общества.

Содержание административно-территориального устройства не исчерпывается разделением территории на районы, населенные пункты и т. д., а включает в себя целый ряд аспектов, предполагающих наличие различных по своему значению территориальных единиц, между которыми существуют определенные отношения. Именно этим определяются основания для территориального построения всей системы государственной власти в субъектах федерации.

В федеративном российском государстве территориальная организация приобретает качественно новый характер, который предопределяется, прежде всего, активной и самостоятельной, ролью субъектов федерации в развитии экономики, социальной и культурной жизни. Организация территории в России и субъектах федерации при этих условиях включает несколько уровней, каждый из которых предстает и качестве самостоятельной территориальной системы.

Одна из них определяет территориальный принцип построения Российской Федерации, другая - олицетворяет административно-территориальное устройство ее субъектов. Тесная связь и взаимодействие этих систем обусловливает неизбежную сложность территориальной организации российского государства. Такого рода сложность вполне естественна и может быть с успехом преодолена на основе последовательного осуществления конституционного принципа федеративного построения государства, обеспечивающего комплексного научного подхода к экономическому районированию сочетание социально-экономических административно-территориальных границ на основе создания в рамках любого звена административно - территориального устройства экономических комплексов, построенных с учетом перспектив развития и т.д.

Эти принципы тесно взаимосвязаны, чем обеспечивается комплексный характер территориальной организации. Вместе с тем некоторые из этих принципов будут находить наиболее обобщенное выражение в той или иной территориальной системе, чем будет подчеркиваться и специфика субъектов федерации.

Территориальная организация России включает в себя, прежде всего экономическую организацию государственной территории, представляющую собой совокупность крупных экономических районов, которые складывались объективно как результат территориального размещения производительных сил. Эти районы служат для осуществления территориального управления, координации хозяйственной деятельности входящих в их состав республик, краев, областей. Хорев Б. С.Территориальная организация общества. М., 1981.

Сегодня, с учетом изменившейся обстановки, возникновение и развитие экономических районов требует их всестороннего изучения, тщательного учета их особенностей в процессе установления необходимого соответствия между экономическим районированием и федеративным и административно-территориальным устройством.

Поэтому построение территориальной организации Российской Федерации предполагает обязательный учет федеративного устройства и роль в этом субъектов федерации. В едином российском государстве должно обеспечиваться гармоничное сочетание территориального верховенства России с территориальным верховенством субъектов федерации. С учетом федеративного характера его федеральные органы (Совет Федерации Федерального Собрания) осуществляют также регулирование важнейших территориальных вопросов (изменение территориального состава России, изменение границ субъектов федерации, установление порядка входа и выхода из России и т. д.).

Территориальная организация государства наиболее четко выражена в системе административно-территориального устройства. В Конституции РФ система административно-территориального устройства специально не закреплена. Однако она связана не только с организацией и деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, но и с системой институтов, регулирующих всю совокупность территориальных отношений. При этом следует обратить внимание на тесную взаимосвязь между экономическим районированием, федеративным и административно-территориальным устройством, а также на то обстоятельство что административно-территориальные единицы служат основой для построения и функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, рыночных институтов общественных объединений.

Составной частью административно-территориального устройства являются административно-территориальное деление, которое представляет собой систему объективно связанных друг с другом элементов административно-территориальных единиц и субъектов административно-территориальных правоотношений в их организационном единстве.

В связи с этим в системе административно - территориального устройства необходимо выделять:

а) городские и сельские поселения;

б) административно-территориальные единицы, в границах которых действуют органы государственной власти или органы местного самоуправления;

в) виды административно-территориальных органов государственной власти и органов местного самоуправления

К основным процессам изменения сети АТД относятся увеличение или уменьшение числа административных единиц, укрупнение (объединение мелких единиц в более крупные) и разукрупнение самих единиц. Эти изменения происходят в результате реформ АТД, проведение которых диктуется текущими политическими потребностями государства (изменением политических принципов управления территорией и ее частями). Для России с ее огромной территорией сетка АТД и принцип устройства самого АТД являются одной из главных основ ее государственности.

В Конституции и Федеративном Договоре предусматривается разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее равноправными субъектами.

В ведении федеральных органов государственной власти находятся, например, такие функции, как: принятие и изменение Конституции страны; защита прав и свобод человека; определение основ федеральной политики и осуществление федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного, национального развития России; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; управление федеральной собственностью, бюджетом, налогами; энергетические системы и ядерная энергетика, транспорт, пути сообщения; внешняя политика и международные отношения; внешнеэкономические отношения; оборона и безопасность России; защита государственных границ, территориальных вод, воздушного пространства и др. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации и др.

К ведению субъектов Федерации также отнесен широкий круг вопросов: распоряжение собственными природными богатствами и их рациональное использование; осуществление внешнеэкономических связей; заключение между собой прямых торговых соглашений, правовое регулирование социально-экономического развития.

Новая Конституция России и Федеративный Договор зафиксировали изменение характера взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами. Последние наделяются большей хозяйственной самостоятельностью. Это, а также создание единого экономического пространства на территории России, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств должно обеспечить благоприятные условия для создание рыночной экономики, развития межреспубликанских и межрегиональных торгово-экономических связей. После распада СССР бывшие автономии, области и края, входившие в состав РСФСР, стали называться субъектами Федерации, сама РСФСР получила название Российская Федерация -- Россия, а бывшие АССР приобрели собственные национальные названия. Современный вид административно-территориальное деление России получило в 1993 году с принятием новой Конституции, а также после укрупнения ряда субъектов федерации во второй половине 2000-х годов (фактически - упразднения 6 из 10 автономных округов) - Приложение 1.

По состоянию на 2008 административно-территориальное устройство России включало:

21 республику;

9 краёв;

46 областей;

2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);

1 автономная область (Еврейская);

4 автономных округа- субъектов Федерации;

1866 районов;

1095 городов;

329 городских районов;

1348 посёлков городского типа;

22944 сельских администраций;

154049 сельских населенных пунктов.

В мае 2000 в России образовано семь федеральных округов. В январе 2010 года был образован СКФО и теперь их восемь:

Центральный округ -- Москва;

Северо-Западный округ -- Санкт-Петербург;

Приволжский округ -- Нижний Новгород;

Южный округ -- Ростов-на-Дону;

Северо-Кавказский - Пятигорск;

Уральский округ -- Екатеринбург;

Сибирский округ -- Новосибирск;

Дальневосточный округ -- Хабаровск.

Во главе каждого из них стоит полномочный представитель Президента РФ. Эти округа не затрагивают административно-территориального деления страны, а служат целям укрепления государственной власти. Кроме того, существуют экологическое, историческое, национальное или этническое, политическое (по степени влияний политических партий) деление или районирование территории, которые накладывают свой отпечаток на административно-территориальное устройство страны.


40. Горнодобывающая промышленность России.(Рузанова)

Горнодобывающая промышленность России - отрасль производства, занятая разведкой месторождений полезных ископаемых, их добычей, из недр и обогащением. Данная отрасль находится в постоянном развитии, поскольку регулярно открываются новые месторождения, которые требуют применения специализированного оборудования и инновационных технологий.

Горнодобывающая промышленность России является приоритетным и важным направлением в стране. Это обусловлено тем, что данная отрасль входит в первичный сектор, заключающийся в добыче, переработке, обогащении и сбыте материалов, которые относятся к рудным, энергетическим или строительным материалам. На сегодняшний день данная сфера деятельности приносит государству огромную прибыль, а также увеличивается количество товаров, которые создаются с помощью добытого сырья.

Современные предприятия горнодобывающей промышленности России стремятся всеми силами улучшить процесс добычи различных полезных ископаемых, а также сделать этот процесс полностью автоматизированным и оперативным. Осуществить задуманное можно в случае применения инновационных и современных установок, которые обладают существенной стоимостью. Именно поэтому развитие горнодобывающей промышленности тесно связано с развитием других отраслей деятельности, поскольку для получения рудных ископаемых необходимо наличие дорогостоящего и инновационного оборудования. Также предприятия стремятся не только улучшить процесс добычи, но и усовершенствовать переработку сырья, причем желательно, если это все будет выполняться непосредственно на месте добычи, а именно в местах зарождения рудных ископаемых.

Следует отметить, что горнодобывающая промышленность России является важным направлением деятельности в стране также в связи с тем, что именно от нее зависит вся производительная мощь России. Поскольку в процессе производства большого количества товаров необходимо применять рудные материалы, которые добываются горнодобывающими компаниями. Именно поэтому спрос на продукцию данной сферы деятельности постоянно является очень высоким, а при этом огромная часть ресурсов отправляется на экспорт, поскольку многие страны не имеют возможность заниматься разработкой месторождений ввиду их отсутствия на территории. Поэтому покупка рудных материалов и продуктов их переработки считается единственным решением для многих стран для получения необходимого сырья, участвующего в процессе производства множества различных производственных элементов.

Горнодобывающая промышленность охватывает добычу из земных недр всех полезных ископаемых. Ни одна отрасль народного хозяйства не может развиваться без применения продукции, даваемой шахтами, рудниками, карьерами и приисками. Для изготовления станков, труб, листопроката, высоковольтных магистралей и проводов, прежде всего нужны руды черных и цветных металлов. Нельзя развивать строительство без цемента, камня, железобетона и извести.

Общий объем добычи полезных ископаемых в России составляет более миллиарда кубометров в год.

Наибольший удельный вес в общем объеме добычи полезных ископаемых занимает уголь. На втором месте стоит добыча железных руд. В нашей стране развертываются огромные поисковые, разведочные и добычные работы. Открываются и разрабатываются месторождения железа, меди, никеля, молибдена и различных новых для нашей промышленности металлов. Добыча черных, цветных металлов и угля увеличивается с каждым годом.

Все возрастающая техническая вооруженность горнодобывающей промышленности выдвигает на первый план вопрос об использовании техники, о подготовке квалифицированных кадров, которые могут управлять этой техникой.

Месторождения рудных полезных ископаемых связаны с теми районами платформ, где близко к поверхности подходит фундамент или более молоды включения кристаллических пород, а также к складчатым областям.

Наиболее важные месторождения железных и медных руд сосредоточены на Урале, на Кольском полуострове, в Сибири, в районе Курской магнитной аномалии

Проблемой горнорудной отрасли является загрязнение окружающей среды, которое происходит во время разработки шахт. Дело в том, что многие предприятия горнодобывающей промышленности России работают уже очень давно, однако используют при этом устаревшие очистительные сооружения, в результате чего вся территория, почва, атмосфера и животный мир подвергаются определенному негативному воздействию.

Сегодня можно отметить и некоторые сложившиеся проблемы в горнодобывающей промышленности, которые заключаются в том, что за счет введенных санкций со стороны многих европейских стран экспорт товаров был существенно снижен, а также сами компании переживают сложные времена, поскольку крайне важно для улучшения производительности внедрять в процессе деятельности инновационное оборудование, которое обладает очень высокой стоимостью. Именно поэтому сегодня государство предлагает многим горнодобывающим компаниям возможность получать кредиты, которые могут представляться под очень маленькие проценты или вовсе могут быть беспроцентными. Также многие крупные организации, которые связаны с горной промышленностью, стараются самостоятельно занимаются добычей рудных материалов, а также их переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией, в результате чего можно избежать лишних трат за счет услуг сторонних компаний, а в результате получать большую прибыль по сравнению с прошлыми годами.


41. Обрабатывающая промышленность России.(Рузанова)

Обрабатывающая промышленность России — ведущая отрасль российской промышленности.

Выпуск товаров и услуг в отрасли в 2013 году — 26,0 трлн рублей (около $810 млрд). Валовая добавленная стоимость (ВДС) в отрасли в 2013 году — 8,53 трлн рублей (12,8 % ВВП России).[1][2][3]

Россия занимает 11-е место в мире по объёму номинальной добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности (по данным за 2010 год).

По оценке Правительства ожидается роста ВВП России по итогам 2014 года на 0,5%

Основными отраслями российской обрабатывающей промышленности являются

- машиностроение (22 % от объёма выпуска продукции в 2012 году),

- нефтепереработка (21 %),

- металлургия (16 %),

- пищевая промышленность (16 %),

- химическая промышленность (10 %)

- промышленность стройматериалов (5 %).

На эти отрасли в сумме приходится около 90 % выпуска в обрабатывающей промышленности.

1. Черная металлургия.

Для производства черных металлов необходимы железная руда и уголь, поэтому география черной металлургии ориентируется на соответствующие бассейны. В России это Центральная, Уральская, Сибирская металлургическая базы. В стране добывается 105 млн. тонн руды в год. Россия лидирует по выплавке чугуна и стали.

2. Цветная металлургия.

В России медная промышленность сосредоточена в основном в Уральском экономическом районе, хотя запасы меди обнаружены на Кольском полуострове и на плато Путорана, в Забайкалье.

Основные залежи алюминиевых руд располагаются на Кольском полуострове, на Урале, на юге Западной и Восточной Сибири.

3. Машиностроение.

Это самая сложная и разветвленная отрасль промышленности, так как кроме машин и оборудования она выпускает широкий ассортимент изделий бытового и культурного назначения. В зависимости от выпускаемой продукции машиностроение бывает энергетическое, транспортное, металлоемкое, сельскохозяйственное, производство оборудования, станкостроение, наукоемкое.

Одна из главных отраслей — автомобилестроение. Оно в очень большой степени определяет состояние экономики крупнейших развитых стран, поскольку многие изделия этой отрасли идут на экспорт.

В мире ежегодно производится 50 миллионов легковых и грузовых автомобилей, из них 2 миллиона производится в России. Несмотря на то, что Россия в десятке ведущих производителей автомобилей занимает пятое место, она по техническому уровню и разнообразию продукции машиностроения отстает от ведущих капиталистических стран мира.

4. Химическая промышленность.

Химическая промышленность производит кислоты, лаки, красители, удобрения, искусственные волокна, пластмассы. В России химическая промышленность представлена многими отраслями, которые работают практически на собственном сырье. Основные районы отрасли сложились на северо-западе страны, на Урале, в Поволжье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: