Нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 351 УК)

Правила полетов, подготовки к ним, иные правила эксплуатации военных летательных аппаратов определены Воздушным кодексом РФ, специальными наставлениями Вооруженных Сил РФ, иными нормативными правовыми актами.

Предмет преступления - военные летательные аппараты: самолеты, вертолеты, планеры и др., находящиеся на вооружении в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшем по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Нарушения правил полетов, подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов могут выражаться в отклонении от установленного маршрута полета, заданной высоты и иных обязательных условий производства полета, выпуске в полет технически неисправного летательного аппарата, допуске к полету членов экипажа, находящихся в болезненном или ином состоянии, препятствующем производству полета, и т.п.

К иным тяжким последствиям следует отнести причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью нескольких лиц, уничтожение летательного аппарата, разрушение военных и гражданских объектов, срыв выполнения важного боевого задания и др.

Субъективная сторона преступления предполагает наличие неосторожной формы вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновный предвидит, что в результате нарушения правил полетов, подготовки к ним или иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов может быть причинена смерть человеку или иные тяжкие последствия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит возможности причинения указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и осмотрительности должен был и мог их предвидеть.

Субъект преступления специальный - военнослужащий, управляющий военным летательным аппаратом либо отвечающий за его подготовку к полету и эксплуатацию.

Нарушение правил кораблевождения (ст. 352 УК).

Порядок вождения и эксплуатации военных кораблей определен Корабельным уставом Военно-Морского Флота, иными нормативными правовыми актами.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшем по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия.

Нарушение правил вождения военного корабля выражается в неправомерном уклонении от установленного курса, превышении скорости вблизи берегов и отмелей, неправильной буксировке другого корабля и т.п.

Под нарушением правил эксплуатации военных кораблей следует понимать изменение установленного порядка обслуживания различных агрегатов военного корабля, непроведение в установленный срок ремонтных и профилактических работ по обслуживанию военного корабля и др.

Иными тяжкими последствиями признаются причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью нескольких лиц, серьезное повреждение военного корабля, срыв важного боевого задания и т.п.

Состав преступления материальный, оно считается оконченным с момента причинения по неосторожности смерти человеку или иных тяжких последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновный предвидит, что в результате нарушения правил вождения или эксплуатации военного корабля может быть причинена смерть человеку или иные тяжкие последствия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит возможности причинения указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и осмотрительности должен был и мог их предвидеть.

Субъект преступления специальный - военнослужащий, на которого возложены обязанности по вождению корабля (командир корабля, его помощники, штурман) или по его эксплуатации.

Вопрос 62. Общая характеристика и виды преступлений против мира и безопасности.

В УК России впервые включена самостоятельная глава о преступлениях против мира и безопасности человечества, которые относятся к международным преступлениям, посягающим на основные принципы международного права, обеспечивающие мир и безопасность человечества. Современное международное право признает только индивидуальную уголовную ответственность физических лиц за совершенные ими преступления против мира и безопасности человечества. Если преступные деяния таких лиц связаны с преступной деятельностью государств, последние должны нести международную ответственность, а физические лица - уголовную. Лицо, совершившее преступные действия во исполнение приказа своего правительства или начальства, не освобождается от уголовной ответственности. Официальный статус лица (глава государства или правительства) также не может служить основанием для освобождения его от уголовной ответственности.

Однако следует иметь в виду, что многие международные преступления против мира и безопасности человечества могут быть не связаны с политикой соответствующих государств и их правительств (наемничество, геноцид и др.). За совершением таких преступлений может стоять не государство, а какая-нибудь группа лиц, организация, партия или общественное движение.

Источниками норм об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества в международном праве считаются: Устав Международного военного трибунала по делу главных военных преступников в Германии, виновных в развязывании Второй мировой войны, а также Устав Токийского международного военного трибунала. В этих Уставах отсутствует определение преступлений против человечества, но в них сформулированы основания уголовной ответственности за такие деяния, а также приведена их классификация. Всеобщее значение уставов этих трибуналов было подтверждено специальными Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 1946 и 1947 гг., а также с определенными уточнениями уставами международных трибуналов для Югославии и Руанды и Статутом международного уголовного суда.

Согласно ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала к преступлениям против мира и безопасности человечества относятся три группы преступных деяний:

1) преступления против мира: планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных документов, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеперечисленных действий;

2) военные преступления, а именно нарушение законов или обычаев войны (убийство, истязание или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийство или истязание военнопленных или лиц, находящихся в море; убийство заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень, не оправданное военной необходимостью, и др.).

Этот перечень был дополнен и конкретизирован Уставом Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г., а также Уставом Международного уголовного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января по 31 декабря 1994 г.

В данный перечень были включены биологические эксперименты; принуждение военнопленного или гражданского лица служить в вооруженных силах неприятеля; взятие гражданских лиц в качестве заложников и др.;

3) преступления против человечности, а именно убийство, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью совершения или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала независимо от того, являлись эти действия нарушением внутригосударственного права страны, где они были совершены, или нет. Этот перечень также был дополнен уставами международных трибуналов для Югославии и Руанды, включением в него таких преступлений, как пытки, заключение в тюрьму, изнасилование, а также терроризм.

После Нюрнбергского и Токийского процессов был принят ряд международно-правовых документов, в которых к преступлениям против человечества были отнесены такие деяния, как геноцид (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.), колониализм (Декларация 1960 г. о предоставлении независимости колониальным странам и народам), применение ядерного оружия (Декларация Генеральной Ассамблеи ООН 1961 г. о запрещении применения ядерного оружия для целей войны), расизм и расовая дискриминация (Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.), апартеид (Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.

В настоящее время в Комиссии международного права ООН проводится работа по разработке проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества на основании Резолюции 177 Генеральной Ассамблеи ООН 1947 г. На своей 43-й сессии в 1991 г. Комиссия международного права в предварительном порядке приняла проект Кодекса и передала его правительствам государств, с тем чтобы они высказали свои предложения и замечания. Генеральная Ассамблея в декабре 1991 г. предложила Комиссии в рамках работы над проектом Кодекса провести дальнейшее рассмотрение и анализ проблем, касающихся вопроса об органе уголовной юстиции, включая предложения о создании международного уголовного суда.

В Комиссии международного права проводится также работа по совершенствованию редакции многих статей проекта. В новом тексте ст. 1 этого документа преступлением против мира и безопасности человечества предлагается считать любое действие или бездействие лица, которое само по себе представляет серьезную и непосредственную угрозу миру и безопасности человечества или приводит к их подрыву. В проекте Кодекса предусматривается 12 преступлений против мира и безопасности человечества: 1) агрессия; 2) угроза агрессии; 3) вмешательство (во внутренние и внешние дела другого государства); 4) колониальное господство и другие формы иностранного господства; 5) геноцид; 6) апартеид; 7) систематическое и массовое нарушение прав человека; 8) исключительно серьезные военные преступления; 9) вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; 10) международный терроризм; 11) незаконный оборот наркотических средств; 12) преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.

17 июля 1998 г. в Риме Дипломатическая конференция полномочных представителей под эгидой ООН приняла Римский Статут Международного уголовного суда. Этот документ содержит положения, относящиеся к материальному и процессуальному уголовному праву, к судоустройству, к сотрудничеству государств, обеспечивающему деятельность суда.

Юрисдикция Суда ограничена наиболее серьезными преступлениями, затрагивающими интересы международного сообщества в целом. К таким преступлениям отнесены: преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступление агрессии.

В Статуте даны развернутые составы перечисленных преступлений. При этом подчеркивается, что относящиеся к преступлениям против человечности действия подпадают под юрисдикцию Суда лишь в том случае, если они совершены "в рамках широкомасштабных или систематических нападений на любых гражданских лиц". А военные преступления - если они совершены в рамках плана или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений. К юрисдикции Суда отнесены и военные преступления, совершаемые в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Статут не содержит определения преступления "агрессия". Государства не смогли его согласовать. Было принято решение, что Суд сможет осуществлять свою юрисдикцию в отношении такого преступления только после того, как страны-участницы договорятся о таком определении и внесут в установленном порядке соответствующие положения в Статут.

Таким образом, на международном уровне пока еще нет окончательной классификации преступлений против мира и безопасности человечества, что порождает определенные трудности для государств при принятии ими национального уголовного законодательства.

Однако гл. 34 УК РФ в целом соответствует действующим и разрабатываемым международно-правовым документам.

Родовым объектом преступлений против мира и безопасности человечества являются общественные отношения, складывающиеся в результате соблюдения норм международного права и обеспечивающие основы существования государств и народов, а также основные принципы обеспечения международного мира и безопасности (принцип мирного разрешения споров, неприменения силы, неприкосновенности границ, территориальной целостности, самоопределения народов и невмешательства во внутренние дела других государств, уважения прав человека и добросовестного выполнения международных обязательств), которые в целом обеспечивают мирное урегулирование споров и разрешение конфликтов между народами и государствами, а также охраняют безопасные условия существования человечества.

Поскольку разд. XII УК не подразделяется на главы, родовой и видовой (групповой) объекты рассматриваемых преступлений совпадают.

В число обязательных признаков некоторых составов анализируемой группы преступлений входит предмет преступления (например, в ст. 355 УК - химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения).

Составы почти всех преступлений против мира и безопасности человечества являются формальными. Их объективная сторона в качестве обязательного признака включает только совершение общественно опасного деяния, а наступление общественно опасных последствий лежит за рамками состава. Только характеризуя объективную сторону экоцида, законодатель указал, что совершение этого деяния наказуемо при условии, что оно способно вызвать определенные общественно опасные последствия - экологическую катастрофу.

Совершение всех преступлений против мира и безопасности человечества предполагает выполнение виновным действий. В объективную сторону некоторых составов (например, применение запрещенных средств и методов ведения войны) в качестве обязательного признака входит особая обстановка совершения преступления - обстановка вооруженного конфликта или военных действий.

Субъективная сторона всех преступлений, предусмотренных в гл. 34 УК, характеризуется виной в виде прямого умысла. Для некоторых преступлений законодатель предусматривает в числе обязательных признаков субъективной стороны специальную цель их совершения (например, для геноцида - цель полного или частичного уничтожения национальной, этнической, расовой или религиозной группы; для нападения на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, - цель провокации войны или осложнения международных отношений).

Субъектами преступлений против мира и безопасности человечества могут быть лица, достигшие 16 лет. Некоторые преступления предполагают наличие специального субъекта (например, лицо, занимающее высшие государственные должности РФ или субъекта РФ, - ст. 353 УК, участник вооруженного конфликта - ст. 356 УК).

В зависимости от непосредственного объекта преступления рассматриваемой группы можно классифицировать следующим образом:

1) преступления против мира (ст. ст. 353 - 355 УК);

2) военные преступления (преступное нарушение правил и обычаев ведения войны - ст. 356 УК);

3) преступления против человечности (ст. ст. 357, 358 УК);

4) посягательство на принципы правового регулирования вооруженных конфликтов (ст. 359 УК);

5) посягательство на неприкосновенность лиц и учреждения, пользующихся международной защитой (ст. 360 УК).

Преступления против мира

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК).

На первое место среди преступлений против мира и безопасности человечества законодатель ставит преступления против мира: планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны. Непосредственным объектом этого преступления, как и других преступлений против мира, являются общественные отношения по охране мира и мирного сосуществования государств, т.е. система отношений, построенная на принципах неприменения силы, неприкосновенности границ, территориальной целостности, самоопределения народов и невмешательства, которые в целом обеспечивают мирное урегулирование споров и разрешение конфликтов между государствами и народами.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК, состоит в планировании, подготовке или развязывании агрессивной войны. Понятие агрессивной войны приводится в решениях Генеральной Ассамблеи ООН, в частности в специальной Резолюции 3314/XXIX от 14 декабря 1974 г. "Определение агрессии". Согласно этому определению под агрессией понимается применение вооруженной силы государства против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН. Аналогичное положение содержится и в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Однако приведенное определение касается агрессии, совершаемой государствами, а не отдельными лицами, и оно сформулировано как руководство для Совета Безопасности, а не как определение для использования судебными органами. Поэтому согласно сложившейся международной практике, нашедшей отражение в подготовленном проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, возбуждение судебного преследования физических лиц за агрессию возможно лишь в случае, если Совет Безопасности ООН сначала вынесет определение о том, что данное государство совершило акт агрессии в обстоятельствах, когда преступление агрессии является предметом обвинения.

Под планированием агрессивной войны понимается деятельность по разработке планов начала и ведения военных действий. Например, планирование агрессии Германии против СССР во время Второй мировой войны подтверждается Директивой Генерального штаба сухопутных войск от 31 января 1941 г. по сосредоточению войск (план "Барбаросса"). Германским командованием были спланированы также акты нападения и порабощения других стран (Чехословакия - план "Грюн", Польша - операция "Вейс", Югославия и Греция - операция "Марита", неоккупированная часть Франции - операция "Атиля", планировалась оккупация Англии - план "Зеелеве" и Швейцарии - операция "Танненбаум").

Подготовка агрессивной войны означает совершение действий по обеспечению реализации соответствующих планов начала и ведения войны. Они могут состоять в наращивании производства военной техники; увеличении количества подразделений действующей армии; создании новых армейских подразделений (например, в ходе Второй мировой войны на стадии подготовки формировались специальные подразделения для массового убийства людей - "эйнзацкоманды" - и спецчасти для повсеместного грабежа - штаб "Ольденбург" и т.д.); проведении соответствующих учений и маневров войск; создании резервов продовольствия и горючего; активизации деятельности разведслужб и т.д.

Развязывание агрессивной войны представляет собой совершение конкретных действий по ее началу и осуществлению первого акта агрессии. В соответствии с решениями Генеральной Ассамблеи ООН, а также с проектом Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества актом агрессии, независимо от факта объявления войны, считаются:

а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер они ни носили, являющиеся результатом такого вторжения или нападения, или любая с применением силы аннексия другого государства или части ее;

б) бомбардировка вооруженными силами одного государства территории другого государства или применение любого оружия против территории другого государства;

в) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

г) нападение вооруженными силами одного государства на сухопутные, морские или воздушные силы либо флоты другого государства;

д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства, по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на этой территории по прекращении действия соглашения;

е) действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

ж) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в нем;

з) любые другие деяния, квалифицируемые Советом Безопасности ООН в качестве актов агрессии в соответствии с положениями Устава ООН.

Как видно, перечень проявлений агрессии не является исчерпывающим, и право квалифицировать деяние как акт агрессии принадлежит Совету Безопасности ООН, причем любое его определение наличия такого акта имеет обязательную силу для национальных судов.

Состав преступления, предусмотренного ст. 353 УК, формальный, оно признается оконченным с момента совершения действий, указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что своими действиями осуществляет планирование, подготовку или развязывание агрессивной войны, и желает совершить эти действия.

Субъектом этого преступления может быть лицо, занимающее высшую государственную должность РФ или субъекта РФ.

Часть 2 ст. 353 устанавливает уголовную ответственность за квалифицированный состав данного преступления. Его объективная сторона характеризуется четвертой, наиболее опасной стадией агрессивной войны - ее ведением. В отличие от третьей стадии - развязывания войны, которая представляет собой начало осуществления акта агрессии, ведение - это совершение действий по продолжению агрессивной войны. Ведение войны представляет собой умышленную деятельность по реализации преступных планов, разработанных в стадии планирования и подготовки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: