Рассматривая решения как процесс, можно выделить интуитивные решения; решения,
основанные на суждениях; рациональные решения.
Интуитивные решения – это выбор, сделанный только на ощущении того, что он
правильный. В этом случае лицо, принимающее решение, не взвешивает сознательно все «за» и
«против», а часто даже не пытается сознательно анализировать ситуацию. Около 80% руководителей
высшего звена утверждают, что при решении серьезных проблем полагаются в основном на
неформальную информацию и интуицию. Обычно так поступают руководители, имеющие большой
опыт работы.
Решения, основанные на суждениях. Это осознанный выбор, подкрепленный знаниями и
опытом. В этом случае руководитель сознательно сопоставляет настоящую ситуацию с
аналогичными ситуациями в прошлом, пытается спрогнозировать последствия принимаемого
решения и часто выбирает ту альтернативу, которая принесла успех в прошлом, или схожую с ней.
Решения, основанные на суждениях, имеют два преимущества:
|
|
1. для их принятия необходимы только опыт и знания руководителя и соответственно они
являются дешевыми, не требующими больших затрат времени;
2. руководитель оказывается в состоянии, в отличие от интуитивного решения, объяснить,
почему он принимает именно данное решение, т.е. здесь еще присутствует момент обучения
персонала.
Вместе с тем решения, основанные на суждениях, имеют недостатки:
1. решения основаны на здравом смысле; но истинный здравый смысл встречается очень редко.
У руководителя формируется определенная модель на ситуации. Однако стечением времени
факторы внешней среды изменяются и требуют изменения внутренних переменных
организации. То есть стечением времени должна меняться и модель в преставлении
руководителя, но это происходит не всегда;
2. необходимость использования предшествующего опыта – следовательно, такой способ
обоснования решений не применим в принципиально новых ситуациях;
3. использование предшествующего опыта может привести к упущению новой альтернативы,
которая должна была стать более эффективной, чем известные варианты.
Рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса и
объективных, в той или иной степени формализованных методов. При этом, чем сложнее и
масштабнее принимаемое решение, и чем для большего количества людей важны его последствия,
тем важнее становится его научная обоснованность и тем менее допустимы волевые методы.
Решение проблем представляет собой процесс последовательных взаимосвязанных
шагов. Процесс решения проблемы имеет 6 этапов.
|
|
Первый этап – выявление сущности проблемы. На первом этапе выполняются следующие
операции:
1. определение объективности существования проблемы и установление того, что проблема
рассматривается на соответствующем уровне компетенции;
2. определение степени новизны проблемной ситуации необходимо для выявления возможности
использования предшествующего опыта;
3. выяснение причин возникновения проблемы – для этого проводится анализ внешней и
внутренней информации. Необходимо учитывать два момента: а) увеличение информации не
всегда едет к повышению качества решения, поэтому очень важно уметь из всей информации
выделить релевантную, т.е. относящуюся непосредственно к рассматриваемой проблеме; б)
руководитель может получать недостоверную информацию, особенно в тех случаях, когда
используются неформальные методы ее сбора;
4. выявление взаимосвязей рассматриваемой проблемы с другими проблемами необходимо для
установления причинно-следственных связей между проблемами, поскольку в социо -
технических системах не бывает локальных проблем.
Второй этап – формулирование ограничений и критериев принятия решения. В
действительности руководитель сталкивается с ограничениями. Например, для реализации любого
решения необходимы ресурсы, которых у организации может и не быть, или внешняя среда
уменьшает количество возможных альтернатив посредством законов или принятых норм обращения
с персоналом. Вырабатываемые альтернативы должны быть реалистичны, т.е. удовлетворять
существующим ограничениям. Кроме этого, руководитель должен определить стандарты, по которым
он в дальнейшем будет их оценивать. Эти стандарты называются критериями принятия решения или
показателями эффективности. Желательно, чтобы некоторые критерии принятия решения имели
численное выражение в той форме, в которой сформулирована конечная цель.
Третий этап. Определение альтернатив. Чем больше альтернатив будет известно
руководителю, тем выше у него шансы принять более правильное решение. На разработку большого
количества альтернатив требуется больше времени и других ресурсов. Большое количество
альтернатив может привести к путанице. Поэтому руководители предпочитают сначала на основе
здравого смысла отобрать несколько наиболее реалистичных альтернатив, а затем их тщательно
анализировать. Однако, если руководитель сталкивается с принципиально новой для него проблемой,
он заинтересован в наработке как можно большего числа альтернатив.
На данном этапе необходимо выполнить следующие операции:
1. определить область, в которой будет приниматься решение, т.е. определяются те элементы и
подсистемы производственной деятельности организации, которые были затронуты
решением;
2. определить характер решения, т.е. определить тип мероприятий (технические,
технологические, организационные, социальные, экономические_______), реализация которых
способна привести к достижению цели;
3. поиск «крайних» альтернатив», т.е. наилучшего и наихудшего для данной ситуации варианта
решения, ни один из которых не может быть реализован на практике, поскольку наихудший
не приводит к достижению цели, а наилучший не обеспечивается необходимыми ресурсами,
но знание этих альтернатив позволяет ограничить пространство возможных решений;
4. непосредственная разработка вариантов решения; при этом важно учитывать два момента: а)
во-первых, количество предлагаемых альтернатив должно быть соизмеримо со временем, в
течение которого действует решение; если в оперативном управлении время действия
решения – часы или сутки, то в стратегическом – годы. Поэтому количество стратегических
альтернатив должно быть больше количества альтернатив оперативного решения; б) во-
|
|
вторых, важно соотношение получаемого эффекта от реализации решения с затратами на его
выработку.
Четвертый этап – оценка альтернатив. Определяются достоинства и недостатки каждой
идеи по заданным критериям принятия решения.
Могут возникнуть определенные затруднения:
1. недостаточность критериев оценки для выбора единственной альтернативы, т.е. существует
несколько альтернатив, удовлетворяющих заданным критериям;
2. имеющиеся альтернативы мало сравнимы между собой.
В процедуре оценки альтернатив можно выделить следующие операции:
1. оценка вероятности реализации альтернативных вариантов решения, что часто является
решающим фактором при отборе альтернатив;
2. описание преимуществ и недостатков альтернативных вариантов решения с учетом степени
достижения поставленной цели, удовлетворения сформулированных ограничений,
вероятности реализации, ожидаемых прямых и косвенных последствий;
3. сравнительная оценка вариантов решения, проводимая на основе относительной ценности
решений, которая может выражаться, во-первых, в порядковой форме, когда сравнение двух
альтернатив проводится по шкале «лучше _______- хуже», «более важно – менее важно»; во-вторых, в
количественной форме, когда сравнение двух альтернатив проводится методом сопоставления
количественных показателей.
Процедура экспериментальной проверки альтернативы всегда желательна, но проводится в
том случае, если она возможна. Принимая решение о запуске в производство нового автомобиля,
необходимо удостовериться в его качестве путем экспериментов с опытной моделью. Однако такие
эксперименты стоят дорого и требуют больших затрат времени, поэтому не имеет смысла проверять
каждое незначительное нововведение в конструкции автомобиля.
Вместе с тем существует множество ситуаций, когда принимаются решения, требующие
больших затрат, без экспериментальной проверки. Например, строительство новых предприятий.
|
|
Пятый этап – выбор единственной альтернативы. По своей сути является
непосредственным принятием решения. Если проблема правильно определена и хорошо
структурирована, а альтернативные решения тщательно оценены, то принятие решения не
представляет каких-либо трудностей.
Однако, если проблема сложна и информация в большой мере субъективна, то возрастает
роль здравого смысла, опыта и смелости руководителя.
Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы.
Шестой этап – реализация решения. Во-первых, необходимо организовать исполнение
решения, т.е. своевременно обнаружить и нейтрализовать помехи, возникающие под воздействием
внешней среды и из-за несогласованности действий исполнителей. Во-вторых, скорректировать
решения, если в ходе его реализации возникают непредвиденные обстоятельства.
Согласованность деятельности участников исполнения решения определяется рядом
факторов:
1. признание правильности решения теми, кого оно затрагивает; руководитель должен убедить
подчиненных в правильности своей точки зрения, в том, что его выбор приносит пользу, как
организации, так и каждому сотруднику;
2. убеждение, что реализация решения будет способствовать достижению их собственных
целей; если подчиненные принимали участие в выработке решения, то шансы на
благоприятную реализацию возрастают;
3. сбалансированность прав и обязанностей исполнителей, обеспечение их достаточной
информацией, что достигается за счет становления горизонтальных и вертикальных связей в
организационной структуре управления.
Необходимость контроля исполнения решения обусловлена не столько безответственностью
исполнителей при отсутствии контроля, сколько тем, что в процессе реализации решения могут
возникнуть новые проблемы, требующие новых решений.
Анализ выполнения заключается в оценке его последствий, в сравнении результатов с теми,
которые руководитель хотел получить. То есть, необходима обратная связь. При этом анализу
должны быть подвергнуты все этапы подготовки, формирования, реализации проблемы. Анализ
исполнения решения завершает управленческий цикл, вместе с тем он служит началом нового цикла,
поскольку разрешение одной проблемы ведет к возникновению другой.
Принятие решений является связующим процессом функций управления, так как
руководитель принимает решения, выполняя каждую из функций.
Итак, Вы познакомились со связующими процессами управления – коммуникационным
процессом и принятием управленческих решений.
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте значение информации в социальной работе.
2. Какие виды коммуникаций Вы знаете?
3. Приведите понятие и элементы коммуникационного процесса.
4. Опишите этапы коммуникационного процесса.
5. Приведите преграды, стоящие на пути межличностных коммуникаций, и способы их
разрешения.
6. Приведите преграды, стоящие на пути организационных коммуникаций и способы их
решения.
7. Раскройте коммуникационный процесс в социальной работе.
8. Приведите понятие и классификацию управленческих решений.
9. Какие требования предъявляются к управленческим решениям?
10. Раскройте подходы к принятию решений.