Показатели | Год | |
Отчет 1997 г. | План 1998 г. | |
1. Календарный фонд времени……………………………… Нерабочие дни……………………………… в т.ч. праздничные……………………………… выходные……………………………… 2. Номинальный фонд времени………………………………. Неявки на работу………………………………. в т.ч.: очередной или дополнительный отпуск……………. отпуска по учебе……………………………………… отпуска в связи с родами…………………………….. отпуска по болезни…………………………………… выполнение государственных обязательств………... по разрешению администрации……………………… 3. Эффективный фонд времени………………………………... Номинальная продолжительность смены………...………… Внутрисменные потери……………………………...………. Эффективный фонд времени в смену………………………. 4. Эффективный фонд времени одного рабочего……………. | 0,5 0,5 8 ч. 0,3 ч. 7,7 ч. 1800 ч. | 0,5 3,5 – 8 ч. 0,1 ч. 7,9 ч. 1872 ч. |
Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации (предприятия)
Понятие издержек производства и реализации продукции
Себестоимость продукции представляет собой выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции и складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) экономических ресурсов (природных, материальных, трудовых и т.д.).
Себестоимость продукции – это обобщающий показатель, характеризующий все стороны хозяйственной деятельности.
Себестоимость продукции является не только экономической категорией, но и качественным показателем, т.к. она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. По величине и динамике данного показателя можно судить об уровне управления, планирования, организации труда, техническом уровне производства и т.д.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
- учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
- база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
- экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
- определение оптимальных размеров предприятия;
- экономическое обоснование и принятие управленческих решений и др.
В себестоимости продукции находят свое выражение:
- снашиваемая в процессе производства доля основных фондов (амортизационные отчисления);
- потребленные оборотные средства;
- доля живого труда и часть продукции для общества (соцстрах, пенсионный фонд и т.д.).
Затраты на производство продукции должны иметь тенденцию к снижению т.к. в этом случае создаются условия, позволяющие снизить цены на продукцию.
Поэтому при выборе стратегии поведения предприятия руководствуются следующим условием: производственная единица должна использовать такой процесс производства, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с наименьшими затратами на вводимые факторы производства.
Различают следующие виды себестоимости:
- цеховая;
- производственная;
- полная.
Цеховая себестоимость представляет собой сумму всех затрат на изготовление продукции в данном цехе.
Производственная себестоимость включает все затраты на производство продукции в целом по предприятию, от начальной операции производственного процесса до сдачи готовой продукции на склад, т.е. помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Полная себестоимость – отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).
Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.
Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие.
Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.
В современных условиях роль и значение себестоимости продукции на предприятиях резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:
- в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;
- в пявлении большей возможности для материального стимулирования работников, решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
-в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;
-в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
-в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.