Содержание. Теория, тренинг, контроль

Н.А. КУЗЬМИНА

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ:

Теория, тренинг, контроль

Омск 2010


Министерство образования и науки Российской Федерации

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Н.А. КУЗЬМИНА

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ:

Теория, тренинг, контроль

Учебное пособие

Для студентов специальности

«Издательское дело и редактирование»

Омск 2010


УДК:808.2

ББК:81.2Рус-3я73

К893

Н.А. Кузьмина.

Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль. Учебное пособие. – Омск, 2010. – с. 195.

Учебное пособие представляет собой комплекс учебных, научных и методических материалов, предназначенных для изучения курса «Современный русский язык. Лексикология». Оно включает в себя необходимые теоретические сведения по основным разделам, систему тренинговых и контрольных заданий, которые могут быть использованы как для работы на практических занятиях, так и для самостоятельного изучения. Бурное развитие современной лингвистики обусловило необходимость освещения новых теоретических подходов к изучению языка (когнитивного, прагматического, лингвокультурологического), а сам стремительно меняющийся язык – потребность обновления традиционного материала для лингвистического анализа. Данное пособие выполнено прежде всего на материале языка современных СМИ, наиболее полно отражающего активные процессы в лексике и фразеологии.

Учебное пособие предназначено для студентов очного и очно-заочного отделений филологического факультета (в первую очередь – специальностей «Издательское дело и редактирование и «Журналистика»), преподавателей вузов, школ, лицеев. Материал представлен в соответствии с требованиями Госстандарта.

Рецензенты:

Доктор филологических наук, профессор Е.В. Лукашевич

(Алтайский государственный университет).

Кафедра русского языка

(Омский государственный педагогический университет).


Содержание

Предисловие. 3

Тема 1. Особенности лексической системы языка. Аспекты изучения лексики. Отрасли и разделы лексикологии. 4

Тема 2. Слово как единица лексической системы языка. Понятие о внутренней форме слова 9

Тема 3. Лексическое значение слова. Значение и понятие. Способы толкования значения в словаре 13

Тема 4. Макрокомпоненты семантики слова. 17

Тема 5. Микрокомпоненты семантики слова. Компонентный анализ значения. 22

Тема 6. Лексическое значение слова и языковая картина мира. 27

Тема 7. Лексическое значение слова в речи. Семантические изменения в лексике. 32

Тема 8. Полисемия. Семантическая структура многозначного слова. Типы лексических значений. 36

Тема 9. Лексическая омонимия. 46

Тема 10. Синонимия как семантическая универсалия. Лексическая синонимия. 49

Тема 11. Системные отношения в лексике. Парадигматика. Синтагматика. Деривационные (мотивационные) связи слов. 59

Тема 12. Происхождение лексики русского языка. 68

Тема 13. Лексика ограниченного употребления. Стилистическая дифференциация лексики. 71

Тема 14. Лексический состав языка в динамическом аспекте. Устаревшие и новые слова. 82

Тема 15. Фразеология современного русского языка. 85

Тема 16. Лексикография. 93

Приложение 1. Образец итогового теста. 96

Приложение 2. Список терминов к экзамену по лексикологии. 99

Приложение 3. Вопросы к экзамену по лексикологии. 103

Приложение 4. План комплексного лексико-стилистического. 105

анализа текста. 105

Приложение 5. Образцы текстов для комплексного лексико-стилистического анализа. 106

Приложение 6. Литература. 116

Приложение 7. Избранные научные статьи по лексикологии. 122

Ю.А. Бельчиков О культурном коннотативном компоненте лексики. 122

Анна Зализняк, Ирина Левонтина, Алексей Шмелев Ключевые идеи русской языковой картины мира 125

В.А. Козырев, В.Д. Черняк Типология словарей русского языка. 136

Максим Кронгауз Опыты воздействия на язык. 148

Л.П. Крысин Социальные компоненты в семантике языковых единиц. 150

Дж. Лакофф, М. Джонсон Метафоры, которыми мы живем.. 158

Б.Ю. Норман Языковое зазеркалье. 164

Владимир Селегей Электронные словари и компьютерная лексикография. 170

Олег Серлов Словарь благонадежных слов. 174

И.А. Стернин Типология денотативных сем.. 176

М.Н. Эпштейн Идеология и язык (Построение модели и осмысление дискурса) 185

М.Н. Эпштейн Типы новых слов: Опыт классификации *. 197


Предисловие

Лексикология как учебная дисциплина является одним из наиболее сложных разделов курса «Современный русский язык», что определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, лингвистическая наука на рубеже XX-XXI вв. стремительно развивается, в сферу ее интересов вовлекаются проблемы «язык и культура», «мысль и язык», «язык и личность», «язык и общество», требующие новых подходов к изучению языковых единиц и системы в целом. Из науки, некогда рассматривающей «язык в самом себе и для себя», она все больше превращается в «расширяющуюся вселенную», причем исследование каждого ее участка усложняется и претерпевает значительные изменения (Е.С. Кубрякова). В особенности это касается лексики, ибо именно слово является той центральной языковой единицей, которая непосредственно связана с внешним и внутренним миром человека. А потому традиционное системно-структурное описание лексики сегодня должно быть дополнено когнитивным, функционально-прагматическим, социолингвистическим и лингвокультурологическим аспектами. Между тем существующие учебники и учебные пособия по лексикологии не отражают полипарадигмальности современной науки. Именно поэтому мы включили в настоящее издание краткие теоретические сведения по наиболее сложным и неоднозначным темам курса.

Во-вторых, большая часть современных учебных пособий использует традиционный материал художественной речи, в первую очередь классики. Однако современным филологам (прежде всего будущим журналистам и редакторам) необходимо понимание и адекватная (не только нормативная, но и объективная) интерпретация и оценка современной языковой ситуации, которую наиболее полно отражает язык СМИ. Нельзя отрицать и того, что именно СМИ сегодня являются полем языкового эксперимента, позволяющего продемонстрировать потенциальные возможности языка вообще и слова в частности.

Учебное пособие состоит из 15 тем в соответствии с требованиями Госстандарта. Каждая тема включает в себя необходимые теоретические сведения (за исключением темы «Происхождение лексики русского языка», достаточно полно и непротиворечиво представленной в учебной литературе), контрольные вопросы, практические задания и список литературы (основной и дополнительной). В качестве языкового материала привлекаются данные различных словарей (в том числе и новейших), художественной речи, печатных и электронных СМИ, разговорной речи, современной городской речи и социолектов, политической коммуникации, детского языка. При формировании упражнений используется материал, собранный студентами при выполнении курсовых и дипломных проектов.

Шесть приложений содержат образец итогового теста, список терминов по лексикологии (сгруппированных по отдельным темам), дефиниции которых необходимо знать, перечень экзаменационных вопросов, типовые задания к комплексному лексико-стилистическому анализу текста, образцы текстов для комплексного анализа с конкретными заданиями и, наконец, избранные научные статьи по лексикологии. Последнее приложение не является хрестоматией – в нем представлены лишь те научные работы, которые были изданы давно, ограниченным тиражом или в местных издательствах и не представлены в библиотеках города.

Автор выражает глубокую признательность рецензентам данного пособия - кафедре русского языка Омского государственного педагогического университета и доктору филологических наук, профессору Елене Васильевне Лукашевич, а также доценту кафедры стилистики и языка массовых коммуникаций Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского Ю.Д. Коваленко за работу по научному редактированию настоящего пособия.


Тема 1. Особенности лексической системы языка.

Аспекты изучения лексики. Отрасли и разделы лексикологии

Лексикология (греч. lexicos – относящийся к слову) – раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, лексику. Споры о том, присуща ли лексике системность, не утихали вплоть до 70-х гг. ХХ в. и иногда вспыхивают сейчас. Определение системы, принимаемое большинством лингвистов, звучит следующим образом: «Система – целостный объект, состоящий из элементов, находящихся во взаимных отношениях» (В.М. Солнцев). Сравни также: «Система – известным образом организованная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов» (А.С. Мельничук).

Общие свойства любой системы:

1) Целостность. Верховная роль системы в целом, не только сочленяющей отдельные участки, но и координирующей происходящие в них процессы;

2) Сложность (дискретность). Любая система состоит из отдельных участков (подсистем), которые в свою очередь имеют достаточно сложную внутреннюю организацию;

3) Упорядоченность. Обязательным является постоянное взаимодействие подсистем, в своих связях и отношениях воздействующих друг на друга.

Язык есть естественная система и в качестве таковой обладает всеми этими характеристиками. Они обнаруживаются вуровневой стратификации языка. Уровень языка – относительно автономная, хотя и взаимодействующая с другими подсистема, содержащая ограниченный набор неразложимых с точки зрения данной подсистемы единиц и правила их соединения. Сколько уровней в языке? Это предмет продолжающейся полемики. Очевидно, что уровни соотнесены с единицами языка. Большинство ученых считают, что основных уровней четыре: фонетический, морфологический, лексический и синтаксический. Существует иерархия уровней: есть вышележащие и нижележащие уровни. Отношения между единицами смежных уровней – отношения средства-функции (конститутивно-интегративные): единицы нижележащего уровня являются средством оформления единиц вышележащего уровня, в единицах вышележащего уровня любые подчиненные единицы способны выполнять свои функции в полном объеме. Таким образом, единицы вышележащего уровня конституируются из единиц нижележащего уровня, единицы нижележащего уровня интегрируются в единицы вышележащего уровня.

Лексический уровень находится между морфологическим и синтаксическим, поэтому, существует 3 аспекта характеристики слова: 1) единица лексического уровня с собственными особенностями; 2) комплекс морфем; 3) составная часть предложения, реализующая в нем всю полноту своих функций.

Особенности организации каждого уровня: относительная автономность (существование собственных законов) и изоморфизм (греч. isos. – равный, morphe – форма) – наличие однотипных для всех уровней структурных (формальных) закономерностей. К относятся четыре вида системных отношений: парадигматические, синтагматические, вариантные и отношения манифестации (только для двусторонних единиц языка). Парадигматические – отношения со-противопоставления, отношения выбора. В лексике это прежде всего синонимия, антонимия. Синтагматические отношения – это отношения сочетаемости. Отношения вариантности связаны с противопоставлением языка и речи. Все единицы существуют в двух статусах: как инвариантные единицы, составляющие основу системы языка, и как их варианты, репрезентирующие эти абстрактные единицы в речи: фонема/аллофон, морфема/алломорф и т.п. В лексике: слово/ЛСВ. Инварианты – типовые абстрактные единицы в отвлечении от живого функционирования, результат научной абстракции. Варианты – психологическая реальность, непосредственно наблюдаемые и воспринимаемые факты. Наконец, существуют отношения манифестации, характеризующие связь плана выражения (ПВ) и плана содержания (ПС): ПВ (форма) манифестирует ПС (смысл). Для лексики чрезвычайно важен закон асимметрии языкового знака (закон Карцевского): оставаясь на протяжении длительного времени равным самому себе, языковой знак стремится расширить или свой план выражения (формальное варьирование), или план содержания (многозначность).

Изоморфизм языковых уровней подтверждает и наличие ряда общих понятий, в частности для фонетики и лексики: оппозиции, сильные и слабые позиции, позиции нейтрализации, дифференциальные и интегральные признаки и т.п.

Особенности лексики как системы. Проследим, удовлетворяет ли лексика общему определению системы: 1) членится ли она на более мелкие подсистемы, которые определенным образом упорядочены (выполняется ли требавание дискретности и упорядоченности), и 2) существует ли глобальная связь между всеми лексическими подсистемами (целостность)?

1) Внутри лексической системы существуют различные упорядоченные подсистемы: многозначное слово, семантические поля, лексико-семантические группы (ЛСГ), синонимические ряды, антонимические пары, оппозиции типа «исконное – заимствованное», «старое – новое», «активное – пассивное». Всё это группы слов, связанных системными отношениями парадигматики, синтагматики, вариантности. Однако системность лексики проявляется не только в наличии определенных групп слов или полей, но и в самом характере употребления слов, в их функционировании. Так, например, слова с близкими или противоположными значениями имеют сходную синтагматику (употребляются в одинаковых позициях: верная, правильная, ложная (мысль), верная, неизбежная (гибель). Напротив, разные значения многозначного слова, как правило, употребляются в различных – дифференцирующих – контекстах: глубокий колодец – глубокий голос. Более того, была сделана попытка (И.А. Мельчук, Ю.Д. Апресян, А.К. Жолковский и др.) систематизировать всю несвободную сочетаемость слов, сведя ее к нескольким десяткам глубинных смыслов (лексических функций). Так, глубокая (благодарность), трескучий (мороз), проливной (дождь), отъявленный (негодяй), мертвая (тишина), непререкаемый (авторитет), грубая (ошибка), ослепительно (белый), круглый (дурак) – все эти сочетания реализуют семантику высшей степени проявления свойства (так называемая функция MAGN ‘очень’). Таким образом, лексическая подсистема обладает свойством дискретности и относительной упорядоченности отдельных групп слов. Рассмотрим теперь, существует ли связь между этими группами и, следовательно, выполняется ли условие целостности, необходимое для признания лексики системой.

2) Известно правило 6 шагов (Ю.Н. Караулов): если представить всю лексику в виде картотеки и вытащить одну карточку, то за ней неизбежно потянется вся картотека. Нельзя найти такую пару слов в словаре, между которыми нет семантической связи. Более того, цепочка, связывающая два любых слова в словаре, никогда не включает больше шести шагов до общего элемента. Как вы полагаете, сколько шагов от великого до смешного? Афоризм утверждает: один шаг. Так ли это? Рассмотрим семантику слов по толковому словарю.

Великий – 1) превосходящий общий уровень, обычную меру, значение, выдающийся.

Смешной – 3) перен. нелепый, несуразный.

Значениесмысл, то, что предмет обозначает.

Нелепый – не оправданный здравым смыслом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: