Доктрина. В доктрине высказываются следующие точки зрения

В доктрине высказываются следующие точки зрения:

1) охрана авторских и смежных прав в Интернете не нужна, так как это будет препятствовать развитию информационных технологий и формированию единого глобального информационного пространства. Максимум – это возможность признания и охраны в цифровой среде личных неимущественных прав автора. Интернет – саморегулирующаяся система, где действуют неписанные правила и обычаи, нарушитель которых может быть «исключен из интернет‑сообщества»;

2) материальные интересы авторов и иных правообладателей в достаточной степени обеспечены с помощью «классического» авторского права в «реальном мире», т. е. за пределами Сети. Интернет задумывался и создавался для свободного обмена информацией, а охрана авторских прав идет вразрез с этой целью;

3) существующая система охраны авторских и смежных прав, основанная на исключительных правах, предоставляемых авторам и иным лицам, применительно к Сети должна быть заменена на единственное право – право на вознаграждение. В отношении Интернета всю систему авторских и смежных прав предлагается заменить на систему принудительных лицензий;

4) в Интернете возможна полноценная охрана авторских и смежных прав, одним из самых эффективных инструментов которой является коллективное управление правами;

5) автор должен иметь право запрещать несанкционированное использование своих произведений в цифровой среде;

6) авторские и смежные права в Сети можно успешно охранять с помощью существующего авторского права, с внесением в законодательство необходимых изменений.

Современное законодательство по охране авторских и смежных прав в Интернете основано на концепции возможности эффективной охраны прав интеллектуальной собственности в цифровой среде без коренного изменения позитивного авторского права. В настоящее время большая часть информации, размещаемой в Интернете, охраняется авторским правом и смежными правами. Основные объекты охраны – компьютерные программы и базы данных.

Компьютерная программа в качестве объекта правовой охраны впервые была зарегистрирована в 1961 г. в США. Массовое распространение компьютеров началось с 1964 г. и сразу же возникла проблема охраны компьютерных программ с помощью авторского права. С 1966 г. Управление по авторскому праву США начало принимать эти программы для регистрации. В первой половине 70‑х гг. XX в. в немецкой доктрине появилась концепция – введение программы в компьютер равнозначно фиксации произведения и входит в понятие воспроизведения, являющегося одним из исключительных прав автора. Компьютерная программа – это творческое произведение, плод творческого процесса (аналогичного процессу создания литературного произведения или киносценария), который при условии оригинальности композиции и формы выражения должен охраняться авторским правом (О. Ульмер).

Защита компьютерных программ по законодательству об авторском праве была установлена в 1972 г. на Филиппинах. В США в 1980 г. принят закон, предусматривающий охрану компьютерных программ авторским правом. Аналогичные законы действуют в Австралии, Венгрии, Германии, Индии, Великобритании, Франции и Японии. В других странах считается, что компьютерные программы находятся под охраной, для которой не требуется изменения законодательства об авторском праве, так как перечень охраняемых произведений не носит исчерпывающего характера.

В 1978 г. ВОИС одобрила Типовые положения по охране программного обеспечения вычислительных машин. В 1991 г. была принята Директива Совета ЕЭС, регулирующая правовую охрану программного обеспечения:

1) правовая охрана должна распространяться в отношении компьютерных программ, зафиксированных в любой форме и на любом носителе;

2) программы должны охраняться, если они оригинальны (являются результатом собственной интеллектуальной деятельности их создателя) и не являются общеизвестными среди разработчиков программного обеспечения;

3) протоколы доступа, средства сопряжения и способы их реализации (правила и средства интерфейса) должны исключаться из охраны;

4) право разрешения выполнять определенные действия должно включать право на использование широкой трактовки этого понятия, право на копирование, сдачу в аренду, адаптацию и перевод;

5) право на адаптацию программы должно предоставляться исключительно в личных целях;

6) копирование программы в личных целях не должно осуществляться без разрешения правообладателя; изготовление резервных копий законным пользователем должно производиться без получения такого разрешения;

7) вопрос об авторстве в отношении программ должен решаться на национальном уровне стран – членов ЕЭС;

8) охрана должна предоставляться создателям, являющимся гражданами стран – членов Бернской или Всемирной конвенций, или предприятиям этих стран, по возможности всем физическим и юридическим лицам независимо от места происхождения или гражданства (подданства);

9) в случаях правонарушения бремя доказывания в отношении копирования должно возлагаться на подозреваемого правонарушителя, если истец представил в суд доступные ему версии своей программы, показал сходство и подтвердил факт доступности своей программы для подозреваемого.

Понятие «компьютерная программа» охватывает «подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения». Таким образом, охране подлежат нелитеральные компоненты программы – аудиовизуальные отображения, т. е. последовательность, структура и организация программы, выводящиеся на экран (пользовательский интерфейс).

Для разграничения литеральных и нелитеральных элементов компьютерных программ в США было разработано несколько специальных доктрин:

1) доктрина слияния исключает защиту того, что «является необходимым для выражения данной идеи». Суд не признает исключительные права на то, что признано авторским правом в качестве единственного способа выражения данной идеи;

2) доктрина стандарта исключает защиту любого выражения идеи, которое хотя и не сливается с самой идеей, но настолько ассоциируется с ней, что создает стандарт. Использование автором выразительных средств, которые являются стандартом, образует недостаток оригинальности, необходимой для авторско‑правовой защиты. Доктрина стандарта исключает охрану элементов программы, являющихся общераспространенными в программной индустрии.

Помимо исходного текста, объектного кода и аудиовизуальных отображений компьютерной программы, правовой охране подлежат элементы, традиционно охраняемые авторским правом: название произведения и подготовительные материалы (С. Б. Бреус). Название программы охраняется, если оно оригинально и отражает творческую самостоятельность автора. Название компьютерной программы часто защищается правообладателем путем ее регистрации в качестве товарного знака.

Остальные элементы компьютерных программ являются неохраняемыми. Важнейший из них – алгоритм компьютерной программы, т. е. сжатым образом зафиксированная идея, по которой должен работать компьютер. Алгоритм – основной структурный компонент программы. Однако правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе компьютерных программ или баз данных. Охране подлежит конкретная реализация алгоритма в виде конкретной программы.

Правовая охрана должна распространяться на идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма компьютерных программ и баз данных, так как данные элементы – основные структурные компоненты программы, отражающие ее суть и содержание (С. Б. Бреус).

Отказ от правовой защиты идеи произведения – один из основополагающих принципов авторского права. Авторское право не в состоянии должным образом защитить интересы авторов компьютерных программ и баз данных. В мировой практике наряду в авторско‑правовой защитой применяются институты контрактного права, коммерческой тайны, недобросовестной конкуренции и неосновательного обогащения. В отношении данных объектов права интеллектуальной собственности в США используется концепция «пот на бровях» (sweat on the brow), т. е. базы данных, созданные нетворческим трудом, подлежат охране. В Европе сформировался институт «особой защиты» баз данных (защита sui generis).

В отечественной доктрине отражена позиция, что поскольку авторское право не охраняет идеи, постольку содержание должно охраняться в рамках патентного права. Охрана компьютерной программы прежде всего имеет в виду ее содержание, а не форму ее выражения (именно форма является объектом авторско‑правовой охраны). Компьютерные программы, базы данных, программное обеспечение должны быть отнесены к сфере действия патентного права (А. В. Иванов).

База данных – это объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью компьютера. В большинстве стран базы данных традиционно охраняются авторским правом как разновидность сборников (произведений, в которых осуществлена подборка материала по определенным критериям и определенным образом произведена организация материала). Авторским правом база данных защищается, только если она была создана творческим трудом.

В 1996 г. в ЕС принята Директива о правовой охране баз данных, предусматривающая защиту баз данных авторским правом и средствами института защиты sui generis. Объекты защиты – базы данных, подобранные и организованные самостоятельным интеллектуальным трудом автора, и произведения, входящие в состав баз данных. Критерий «авторского собственного интеллектуального труда» – «оригинальность» произведения.

Защита sui generis предоставляется базам данных, созданным нетворческим трудом, если в их подбор, удостоверение и представление сделаны качественные и количественные инвестиции. Никто не может производить:

– несанкционированное составителем извлечение, т. е. перенос базы данных или существенной ее части в любое другое средство сообщения сведений;

– вторичное использование существенной части или всей базы данных, т. е. сообщение базы данных для всеобщего сведения или предоставление возможности использовать базу данных с помощью различных средств;

– многократные систематические извлечения или вторичное использование несущественных частей базы данных.

Базы данных, созданные творческим трудом, охраняются в ЕС национальным авторским правом на основании критериев охрано‑способности, установленных в Директиве. Институт sui generis в некоторых государствах применяется непосредственно, а в некоторых только определяет условия охрано‑способности баз данных.

В США базы данных защищаются авторским правом, институтом коммерческой тайны, контрактным правом, нормами о недобросовестной конкуренции и нормами о неосновательном обогащении.

Защита баз данных с помощью авторского права основана на Конституции США, положениях Свода законов США (§ 102 «Защита творческих работ и авторства»), прецедентном праве (толкование оригинальности и новизны). Условия защиты баз данных – оригинальное расположение или подборка материалов в базе данных. База данных может защищаться в качестве коммерческой тайны (торгового секрета) в случае, если она обладает коммерческой ценностью, неизвестна заинтересованным лицам, недоступна законными способами и разумно охраняется обладателем.

Правовая потребность охраны интеллектуальной собственности в Интернете привела к принятию в рамках ВОИС международных соглашений, учитывающих влияние информационных технологий на охрану авторских и смежных прав: Договор ВОИС по авторскому праву 1996 г. и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. Данные Договоры – своеобразный ориентир для разработки правовых норм по охране авторских и смежных прав в Интернете. В доктрине эти соглашения называют «Договоры ВОИС по Интернету».

Нормы, содержащиеся в Договорах ВОИС, можно подразделить на группы:

– охрана новых объектов авторского права (компьютерных программ и баз данных);

– предоставление дополнительных прав (право на распространение, право проката) авторам и обладателям смежных прав;

– охрана авторских и смежных прав в цифровых сетях.

В большинстве государств мира право на распространение относится только к распространению материальных копий произведения. Кроме того, к праву на распространение применяется доктрина исчерпания прав – если экземпляры произведения правомерно введены в гражданский оборот, допускается их дальнейшее отчуждение без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения.

Договоры ВОИС исходят из неприменимости права на распространение в цифровой среде, указывая на то, что данное право применяется только в отношении материальных, «осязаемых» объектов. Невозможность применения права на распространение в цифровой среде подчеркивается в Директиве ЕС о гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе (2001 г.) (Директива о гармонизации).

В ходе разработки Договоров ВОИС отмечалось, что невозможно запрашивать согласие автора на воспроизведение при каждом открытии страницы в Сети (при этом происходит копирование страницы в оперативную память компьютера). При передаче информации в Интернете происходит ее промежуточное копирование в памяти сервера, через который осуществляется выход индивидуального пользователя в Интернет. Если обязать владельца сервера запрашивать согласие правообладателя на промежуточное копирование, сервер будет вынужден прекратить работу, в результате чего окажется невозможным доступ пользователей к Сети.

В Договор ВОИС по авторскому праву не включены нормы, посвященные праву автора на воспроизведение в цифровых сетях. Стороны приняли Согласованное заявление к ст. 1(4) Договора: «Право на воспроизведение, установленное статьей 9 Бернской конвенции, а равно изъятия из указанного права, допустимые в соответствии с ней, полностью применимы в цифровой среде, в особенности в случае использования произведений в цифровой форме. Понимается, что хранение произведения в цифровой форме в электронном средстве сообщения представляет собой воспроизведение в соответствии со статьей 9 Бернской конвенции».

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам предоставляет исполнителям и производителям фонограмм «исключительное право разрешать прямое или косвенное воспроизведение… любым способом и в любой форме». Договор по исполнениям и фонограммам не устанавливает специальных ограничений, применяемых в цифровой среде, а только указывает, что изъятия из охраны не должны противоречить нормальному использованию исполнений и фонограмм или необоснованно ущемлять законные интересы исполнителей и производителей фонограмм.

Договоры ВОИС – одни из первых нормативных правовых актов, предусматривающих правовую охрану технологических средств, т. е. любых технологий или устройств, предназначенных для предотвращения любых действий, которые не были разрешены правообладателем. Договоры установили обязательство государств‑участников предусмотреть «правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технологических средств, используемых авторами в связи с осуществлением их прав по настоящему Договору или по Бернской конвенции, и ограничивающих в отношении их произведений действия, которые не разрешены авторами или не допускаются законом». Участвующие в Договорах страны обязуются закрепить в национальном законодательстве запрет на обход технологических средств, используемых правообладателями для охраны своих прав.

19.9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: