ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 6
1. Экономический анализ в системе управления................... 7
1.1. Анализ как метод познания, его сущность, содержание, место и роль в системе управления........................................................................................................... 7
1.2. Предмет, объект, цель, функции и задачи экономического анализа, его взаимосвязь с другими науками................................................................................................. 9
1.3. Экономический анализ как особая функция системы управления........... 12
1.4. Источники и виды информации для экономического анализа, его методическое обеспечение и документальное оформление.................................................... 14
2. Методологические основы экономического анализа. 17
2.1. Методология, метод и методика экономического анализа.................... 17
2.2. Принципы экономического анализа........................................................... 18
2.3. Система показателей экономического анализа....................................... 21
2.4. Виды экономического анализа и область их применения........................ 25
|
|
2.5. Управленческий и финансовый анализ как важнейшие составляющие экономического анализа............................................................................................................... 29
2.6. Фактор и факторные системы в экономических исследованиях............ 33
3. Методика экономического анализа, способы обработки информации в экономическом анализе................................... 37
3.1. Основные приемы экономического анализа деятельности организации 37
3.2. Способы обработки информации в экономическом анализе.................. 41
3.3.Систематизация факторов и детерминированное моделирование факторных систем........................................................................................................................... 43
3.4. Методика факторного анализа детерминированных причинно-следственных связей........................................................................................................................... 45
3.4.1. Методы элиминирования........................................................................ 46
3.4.2. Интегральный метод............................................................................... 49
3.4.3. Способ логарифмирования.................................................................... 50
3.5. Методика факторного анализа стохастических причинно-следственных связей 51
3.6. Экономическая сущность и классификация резервов, принципы их поиска.. 57
3.7. Способы измерения, обобщения и обоснования величины резервов......... 60
4. Анализ маркетинговой стратегии организации............... 63
4.1. Значение, задачи, информационное обеспечение анализа маркетинговой стратегии организации....................................................................................................... 63
4.2. Система показателей, характеризующих спрос на продукцию (товары, работы, услуги)................................................................................................................ 68
|
|
4.3. Анализ производства и реализации продукции (работ, услуг)................ 71
4.4. Анализ положения на рынках сбыта и конкурентоспособности организации 85
4.5. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции (товаров, работ, услуг)...................................................................................................... 91
Тема 5 Анализ использования персонала организации... 95
5.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами................. 95
5.2.Анализ использования фонда рабочего времени........................................ 99
5.3. Анализ производительности труда........................................................ 102
5.4.Анализ эффективности использования персонала организации............ 104
5.5. Анализ использования фонда заработной платы.................................. 106
Тема 6 Анализ наличия и использования основных средств организации............................................................................................. 110
6.1. Анализ обеспеченности организации основными средствами производства 110
6.2. Анализ интенсивности и эффективности использования ОПФ........... 113
6.3. Анализ использования производственной мощности организации....... 116
6.4. Анализ использования технологического оборудования......................... 117
6.5. Методика определения резервов увеличения выпуска продукции, фондоотдачи и фондорентабельности................................................................................... 119
Тема 7 Анализ наличия и использования материальных ресурсов организации............................................................................................. 121
7.1. Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами........ 121
7.2. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.......... 127
Тема 8 Анализ себестоимости продукции (товаров, работ, услуг)......................................................................................................................... 131
8.1.Система показателей, содержание и задачи их анализа, источники информации 131
8.2.Оценка структуры затрат на производство по экономическим элементам 132
8.3. Анализ себестоимости готовой продукции по статьям калькуляции. 133
8.4. Анализ прямых затрат: материальных, трудовых............................... 135
8.5. Особенности анализа комплексных статей себестоимости................ 142
8.6. Анализ затрат на 1 рубль выпущенной продукции................................ 147
8.7. Пути и резервы снижения себестоимости продукции.......................... 149
Тема 9 Анализ финансовых результатов деятельности организации......................................................................................................................... 151
9.1. Значение, задачи, информационное обеспечение анализа финансовых результатов......................................................................................................................... 151
9.2. Показатели прибыли, используемые в экономическом анализе............. 152
9.3. Анализ формирования общей суммы прибыли организации.................. 164
9.4. Анализ прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг).... 168
9.5 Анализ показателей рентабельности...................................................... 174
9.6. Анализ соотношения «затраты – объем продаж – прибыль»............. 178
9.7. Резервы увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности............. 179
Тема 10 Анализ финансового состояния организации... 181
10.1. Значение, содержание, задачи и направления анализа финансового состояния организации..................................................................................................... 181
10.2. Информационное обеспечение анализа финансового состояния организации и методы финансового анализа........................................................................ 185
10.3. Анализ состава, структуры, динамики средств (активов) организации и источников их образования (собственного капитала и обязательств)...... 189
10.4. Анализ ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности организации........................................................................ 191
Тема 11 Особенности экономического анализа в зарубежных странах....................................................................................................... 201
|
|
11.1. Маржинальный анализ как основа принятия и обоснования управленческих решении......................................................................................................................... 201
11.2. Анализ эффективности инвестиционных проектов и финансовых вложений 211
11.3. Анализ управления денежными средствами, модели управления денежными средствами...................................................................................................... 215
11.4. Анализ управления запасами, определение экономически обоснованного объема запасов............................................................................................................. 222
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................... 226
ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................................................................. 229