М-ы набл-ия

Набл-ие – это м-д сбора первич инф-ии путем пассив-й регистрации иссл-лем опред-х процессов, действий, поступков людей, событий, к-е м. б. выявлены органами чувств (т.е. основан на визуаль-м и слух-м восприятии явления).

Треб-ые условия для провед-я набл-ия: краткий отрезок времени, чтобы в окруж-й обстановке не повлиял на изучаемое повед-е или явление; наиболее знач-е хар-ки условий и ситуаций д. фиксир-ся; наблюд-ые процессы д. б. по своей природе доступны для набл-ия и происх-ть на публике.

Набл-ие явл-ся достаточно гибким м-дом сбора инф-ии, т.к. м. осущ-ся иссл-ми в разл-ых формах.

Осн-е хар-ки м-ов набл-ий в процессе сбора инф-ии:

1. Ур-нь стр-ры: стандартизир-ое и нестандартизир-ое;

2. Степень скрытости: открытое и скрытое;

3. Хаар-р условий: естест-ое и искус-ое;

4. Способы провед-ия: чел-ком и машиной.

Станд-ое набл-ие – когда проблема четко опред-на, поэтому виды пов-ия, подлеж-ие набл-ию, оговорены предварит-но.

Нестанд-ное набл-ие – когда проблема четко не определена в конкр-ой постановке, поэтому позвол-ся бол-ая гибк-ть в исп-ии набл-ями терминов, в к-х они будут отражать сведения и рез-ты.

Набл-ель д. зап-ть всякое поведение, к-е, на его взгляд, отн-ся к процессу поиска и размышления каж-го покуп-ля.

Отк-ое набл-ие – когда субъекты набл-ия предупреждены о том, что за ними идет набл-ие.

Скрытое набл-ие – когда учас-и не предуп-тся о том, что за ними идет набл-ие.

Набл-ли выбир-т позицию так, чтоб покуп-ь их не замечал или сотрудник иссл-ой фирмы станов-ся одним из уч-ков процесса покупки.

В скрытом набл-ии есть нед-ки: трудно совершенно скрыть ведущего набл-ие; иногда нельзя получ-ть нужную инф-ию, н-ер, об ур-не образ-ия, не позиц-руя себя как исслед-го раб-ка.

Естес-ые усл-ия для набл-ия – когда субъекты набл-ия иссл-ся в обычной среде, где им свойственно обыч-е повед-ие.

Искус-ые усл-я для набл-ия – когда субъекты набл-ия изуч-ся в спец-но сконструир-ой обстановке, созданной для набл-ия за их повед-ем.

Преим-во лабор-ых усл-ий сост-т в том, что иссл-ли могут более плотно контрол-ать нежелат-ые внеш-е воздействия, к-е могли бы повлиять на истолкование происход-го. Нед-ок же лабор-ых усл-ий сост-т в том, что искус-ые усл-ия сами по себе м. повлиять на измен-ие повед-ия потреб-ля и тем самым поставить под вопрос надеж-ть окончат-ых выв-в.

Лич-е набл-ия пров-ят отд-ые люди, спец-но обуч-ые тому, чтобы систем-ки набл-ть за какими-то явлен-ми и запол-ть листы набл-ия за данными событиями, когда они происх-т.

Наб-ия при помощи техн-их сред-в – это когда тех-ие сред-а набл-т за протек-ем процесса или событ-ми и самостоятельно осущ-ют необход-е записи.

До-ва и нед-ки набл-ия как м-да сбора марк-вой инф-ии

До-ва:

1. Независ-ть хода иссле-ия от объекта набл-ия, от его желания участ-ть и выражать свои мысли.

2. Выс-я объект-сть, т.к. набл-ию подверг-ся только фактически произошедшие события.

3. Возм-ть восприятия неосознан-о повед-я людей.

4. Возм-ть учета окруж-ей обстан-ки.

5. Возм-ть регистр-ать событие в момент -ия.

6. Отсут-ие непосредствен-го взаимодействия м/у набл-лем и набл-ым.

7. Возм-ть отделить факты от вымысла (от того, как респон-т предс-ет себе это действие).

Нед-ки:

1. Низ-я репрезентат-сть, т.к. нельзя обесп-ть случ-ый порядок сост-ия выборки.

2. Селек-ый отбор объектов набл-ия (набл-ль из общ. массы выберет какие-то отд-ые объекты).

3. Субъект-сть восприятия набл-ых событий (набл-ль м. воспринять опред-ые жесты или мимику неправильно под влиянием собст-го видения).

4. Наличие эф-та набл-ия (неестест-ое повед-ие перед камерой, когда она замечена).

5. Невозм-ть набл-ия многих факторов.

6. Ограничен-ть времени набл-ия временем совершаемого события.

Этапы сбора инф-ии м-дом набл-ия:

1. Подгот-ый этап: опред-ие места дан-го м-да сбора инф-ии в общ. программе иссл-ия. Постановка целей и задач иссл-ия; опред-ие объекта и предмета набл-ия; выбор места и времени провед-ия набл-ия, обеспеч-ие доступа к среде набл-ия; выбор формы набл-ия; разраб-ка процедуры набл-ия(сис-мы понятий: ед-цы и рамки набл-ий); разраб-ка бланка набл-ия и его апробация; подгот-ка оборуд-ия и тиражир-ние необход-ых док-ов; подгот-ка инструкций для испол-лей; подбор и инструктаж набл-лей, их тренинг при необход-ти;

2. Полевой этап: сбор инф-ии в полевых усл-ях, контроль набл-ей;

3. Аналит-ий этап: обраб-ка рез-тов набл-ия, подготовка отчета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: