Набл-ие – это м-д сбора первич инф-ии путем пассив-й регистрации иссл-лем опред-х процессов, действий, поступков людей, событий, к-е м. б. выявлены органами чувств (т.е. основан на визуаль-м и слух-м восприятии явления).
Треб-ые условия для провед-я набл-ия: краткий отрезок времени, чтобы в окруж-й обстановке не повлиял на изучаемое повед-е или явление; наиболее знач-е хар-ки условий и ситуаций д. фиксир-ся; наблюд-ые процессы д. б. по своей природе доступны для набл-ия и происх-ть на публике.
Набл-ие явл-ся достаточно гибким м-дом сбора инф-ии, т.к. м. осущ-ся иссл-ми в разл-ых формах.
Осн-е хар-ки м-ов набл-ий в процессе сбора инф-ии:
1. Ур-нь стр-ры: стандартизир-ое и нестандартизир-ое;
2. Степень скрытости: открытое и скрытое;
3. Хаар-р условий: естест-ое и искус-ое;
4. Способы провед-ия: чел-ком и машиной.
Станд-ое набл-ие – когда проблема четко опред-на, поэтому виды пов-ия, подлеж-ие набл-ию, оговорены предварит-но.
Нестанд-ное набл-ие – когда проблема четко не определена в конкр-ой постановке, поэтому позвол-ся бол-ая гибк-ть в исп-ии набл-ями терминов, в к-х они будут отражать сведения и рез-ты.
|
|
Набл-ель д. зап-ть всякое поведение, к-е, на его взгляд, отн-ся к процессу поиска и размышления каж-го покуп-ля.
Отк-ое набл-ие – когда субъекты набл-ия предупреждены о том, что за ними идет набл-ие.
Скрытое набл-ие – когда учас-и не предуп-тся о том, что за ними идет набл-ие.
Набл-ли выбир-т позицию так, чтоб покуп-ь их не замечал или сотрудник иссл-ой фирмы станов-ся одним из уч-ков процесса покупки.
В скрытом набл-ии есть нед-ки: трудно совершенно скрыть ведущего набл-ие; иногда нельзя получ-ть нужную инф-ию, н-ер, об ур-не образ-ия, не позиц-руя себя как исслед-го раб-ка.
Естес-ые усл-ия для набл-ия – когда субъекты набл-ия иссл-ся в обычной среде, где им свойственно обыч-е повед-ие.
Искус-ые усл-я для набл-ия – когда субъекты набл-ия изуч-ся в спец-но сконструир-ой обстановке, созданной для набл-ия за их повед-ем.
Преим-во лабор-ых усл-ий сост-т в том, что иссл-ли могут более плотно контрол-ать нежелат-ые внеш-е воздействия, к-е могли бы повлиять на истолкование происход-го. Нед-ок же лабор-ых усл-ий сост-т в том, что искус-ые усл-ия сами по себе м. повлиять на измен-ие повед-ия потреб-ля и тем самым поставить под вопрос надеж-ть окончат-ых выв-в.
Лич-е набл-ия пров-ят отд-ые люди, спец-но обуч-ые тому, чтобы систем-ки набл-ть за какими-то явлен-ми и запол-ть листы набл-ия за данными событиями, когда они происх-т.
Наб-ия при помощи техн-их сред-в – это когда тех-ие сред-а набл-т за протек-ем процесса или событ-ми и самостоятельно осущ-ют необход-е записи.
До-ва и нед-ки набл-ия как м-да сбора марк-вой инф-ии
|
|
До-ва:
1. Независ-ть хода иссле-ия от объекта набл-ия, от его желания участ-ть и выражать свои мысли.
2. Выс-я объект-сть, т.к. набл-ию подверг-ся только фактически произошедшие события.
3. Возм-ть восприятия неосознан-о повед-я людей.
4. Возм-ть учета окруж-ей обстан-ки.
5. Возм-ть регистр-ать событие в момент -ия.
6. Отсут-ие непосредствен-го взаимодействия м/у набл-лем и набл-ым.
7. Возм-ть отделить факты от вымысла (от того, как респон-т предс-ет себе это действие).
Нед-ки:
1. Низ-я репрезентат-сть, т.к. нельзя обесп-ть случ-ый порядок сост-ия выборки.
2. Селек-ый отбор объектов набл-ия (набл-ль из общ. массы выберет какие-то отд-ые объекты).
3. Субъект-сть восприятия набл-ых событий (набл-ль м. воспринять опред-ые жесты или мимику неправильно под влиянием собст-го видения).
4. Наличие эф-та набл-ия (неестест-ое повед-ие перед камерой, когда она замечена).
5. Невозм-ть набл-ия многих факторов.
6. Ограничен-ть времени набл-ия временем совершаемого события.
Этапы сбора инф-ии м-дом набл-ия:
1. Подгот-ый этап: опред-ие места дан-го м-да сбора инф-ии в общ. программе иссл-ия. Постановка целей и задач иссл-ия; опред-ие объекта и предмета набл-ия; выбор места и времени провед-ия набл-ия, обеспеч-ие доступа к среде набл-ия; выбор формы набл-ия; разраб-ка процедуры набл-ия(сис-мы понятий: ед-цы и рамки набл-ий); разраб-ка бланка набл-ия и его апробация; подгот-ка оборуд-ия и тиражир-ние необход-ых док-ов; подгот-ка инструкций для испол-лей; подбор и инструктаж набл-лей, их тренинг при необход-ти;
2. Полевой этап: сбор инф-ии в полевых усл-ях, контроль набл-ей;
3. Аналит-ий этап: обраб-ка рез-тов набл-ия, подготовка отчета.