double arrow

Технология устройства теплоизоляционных покрытий (засыпная, мастичная, обволакивающая и сборно-блочная теплоизоляция)


1) Засыпная

2) Мастичная

3) Обволакивающая

4) Сборно-блочная

Засыпная – Засыпную изоляцию устраивают по горячим и холодным поверхностям. Для засыпки используют волокнистые, порошкообразные и зернистые материалы - минеральную и стеклянную вату, пенопласт, перлитовый песок, пемзу, шлаки, золы.

Вспученный перлитовый песок применяют для теплоизоляционных засыпок при температуре изолируемых поверхностей от - 200 до 875 ºС, для теплоизоляции конструкций сложной формы в качестве засыпки в специально устанавливаемый кожух. Песок мелкой фракции используют на горячих поверхностях, песок средний и крупный применяют на поверхностях с отрицательными температурами. Для исключения осадки материала в период эксплуатации конструкция не должна подвергаться вибрации.

При устройстве засыпной гидроизоляции по вертикальным поверхностям необходимо предусмотреть мероприятия, гарантирующие жесткость конструктивного решения теплоизоляции и фиксацию засыпных материалов по всей высоте изолируемой конструкции. В изолируемой вертикальной поверхности закрепляют металлические шпильки диаметром 3 мм и длиной, соответствующей толщине изоляции, с расположением шпилек в шахматном порядке с шагом до 350 мм. По шпилькам натягивают металлическую сетку с ячейками 15x15 мм. Затем в пространство между изолируемой поверхностью и сеткой засыпают утеплитель послойно снизу вверх на всю ширину изоляции, каждый слой уплотняют. После выполнения теплоизоляции по металлической сетке устраивают слой цементно-песчаной штукатурки толщиной 20 мм, при высыхании которого сверху наклеивают слой ткани и окрашивают. Наносить слой цементно-песчаной штукатурки предпочтительно не вручную, а средствами торкретирования, при необходимости по теплоизоляции устраивают гидроизоляционный слой.

Засыпную теплоизоляцию отличает простота устройства, малая трудоемкость и низкая стоимость. Основные недостатки - малая механическая прочность теплоизоляции, малая сопротивляемость вибрации, оседание изоляции со временем и оголение верхних слоев.

Мастичная– Данный тип теплоизоляции обычно используют при изоляции трубопроводов с горячими и холодными поверхностями. Для получения качественной изоляции необходимо, чтобы во время производства изоляционных работ изолируемые поверхности имели свою рабочую температуру, так как возможный перепад температур на поверхности может сказаться на качестве теплоизоляции.

Мастичную теплоизоляцию выполняют из мастик на основе асбестовых волокон, полимерных материалов, жидкого стекла и т.п. На горизонтальные поверхности мастику наносят полосами без дополнительных креплений, на вертикальные поверхности - только по металлической сетке; крепление сетки к изолируемой поверхности аналогично применяемой для засыпной изоляции.

Теплоизоляцию трубопроводов выполняют из порошкообразных, зернистых и волокнистых материалов - асбозурита, асботрепела, совелита и др., которые замешивают с водой в пропорции 1 : 3,5 с обязательным добавлением асбеста до получения мастики однородной, пористой и пластичной. Мастику наносят на поверхность по металлической сетке, обычно оцинкованной. В зависимости от материала изолируемой поверхности, сетка, которая фиксирует толщину изоляции, крепится в проектном положении шпильками, привариваемыми к изолируемой поверхности трубы, а также к стяжным кольцам, хомутам и бандажам, которые устанавливают и закрепляют к изолируемой поверхности для жесткости и служат для фиксации общей толщины наносимых защитных теплоизоляционных слоев.

Обволакивающая - Для данного типа изоляции характерно применение гибких материалов и изделий, а именно минерального войлока, алюминиевой фольги и подобных им материалов.

Изоляцию из минерального войлока устраивают в один или несколько слоев. При однослойной изоляции на изолируемую поверхность закрепляют шпильки, а войлок наматывают путем прокалывания и насаживания на шпильки. Покровный слой из металлической сетки крепят на теже шпильки.

Многослойную изоляцию наносят по шпилькам соответствующей длины. Войлок раскатывают с перекрытием внахлестку нижележащих слоев. Сверху, по металлической сетке устраивают изолирующий и пароизоляционный слой из алюминиевой фольги.

Изоляция трубопроводов плитами из минеральной ваты на синтетическом вяжущем разрешена в пределах температур от - 60 до +400 ºС. Состав процессов включает укладку минераловатных плит на подвесках или проволочных стяжках, крепление плит бандажными кольцами и заделку швов. Плиты монтируют в один, два и три слоя с перекрытием швов. Каждый слой плит закрепляют бандажными кольцами с шагом 450...500 мм.

Комбинированную изоляцию выпускают в виде рулонов. Она включает в себя алюминиевую фольгу с наклеенным на нее минеральным войлоком. Достоинство изоляции в том, что она практически не требует дополнительных креплений, благодаря фольге гарантируется толщина защитного слоя в любом месте сечения, имеется возможность наносить изоляцию в несколько слоев.

Достоинство обволакивающей и комбинированной изоляций состоит в возможности производить работы при любых погодных условиях, но желательно под навесом.

Сборно-блочная теплоизоляция – Сборно-блочная теплоизоляция состоит из отдельных элементов заводского изготовления - плит, плиток, скорлуп, сегментов.

Тепловая изоляция конструкций (стен, перекрытий) и трубопроводов состоит из теплоизоляционного, пароизоляционного (для поверхностей с отрицательными температурами) и покровного слоев, а также армирующих и крепежных деталей.

В качестве теплоизоляции широко применяют минеральную вату. Это связано с высокими теплоизоляционными показателями материала и изделий из него, недефицитность, низкая стоимость сырья, широкая гамма выпускаемых промышленностью изделий - плит, пакетов, прошивных матов, полуцилиндров, изделий с гофрированной структурой и др. Пакеты минераловатные прошивные состоят из слоя уплотненной минеральной ваты равномерной толщины и завернутые в оболочку в форме пакета. Предназначены пакеты для тепловой изоляции конструкций и трубопроводов при температуре изолируемой поверхности от - 180 до +600 ºС.

Широкое применение в строительстве получили теплоизоляционные пластмассы - вспененные полимерные материалы, обладающие малой плотностью и высокими теплоизоляционными свойствами. Их изготовляют из синтетических полимеров (полистирольных, фенолоформальдегидных, мочевиноформальдегидных, поливинилхлорвиниловых). Легкость и пористость (до 95%) достигается введением в жидкую полимерную композицию газообразного вещества.

Пластмассы применяют в виде плит и пенопластов для изоляции плоских поверхностей и поверхностей с большим радиусом кривизны. Материалы из пластмассы являются эффективным утеплителем для строительных ограждающих конструкций и для изоляции холодильников.

Изоляция поверхностей минераловатными и стекловолокнистыми матами и плитами в качестве основных включает следующие процессы: установку изделий на штырях или проволочных стяжках; загибание штырей или перевязку стяжек; заделку швов отходами; сшивку стыков и дополнительное крепление матов струнами, кольцами и бандажами. При монтаже изделия должны быть плотно подогнаны друг к другу, что обеспечивается креплением изоляционных элементов штырями, на которые они накалываются. Штыри загибают вровень с наружной поверхностью изоляции.

114 Типология общественных зданий и сооружений (классификация общественных зданий, объёмно-планировочные решения общественных зданий, общие планировочные элементы общ. зданий).

Общественные здания и сооружения предназначены для размещения в них учреждений управления, просвещения, культуры, науки, коммунального, торгового, бытового и транспортного обслуживания, здравоохранения, связи. Характеризуются временным пребыванием в них людей в связи с осуществлением различных функциональных процессов.

Общественные здания и сооружения классифицируют по нескольким критериям:по функциональным признакам, категории значимости в структуре общества и поселения, капитальности, универсальности, способам строительства, классу.

Классификация по функциональным признакам производится согласно четырем ступеням (группа, тип, подтип и вид). Группа классифицирует здания в соответствии с направлением человеческой деятельности. Группы состоят из типов, типы — из подтипов, а подтипы делятся на виды. В табл. 4.1 приведена классификация общественных зданий по функциональным признакам.

Классификация по значимости — ранжирование (расстановка), т. е. какое место занимает общественное здание и находящееся внем общественное учреждение в структуре поселения. Все общественные учреждения и организации в структуре городской застройки по степени обслуживания населения можно условно подразделить на четыре группы;

1) учреждения первичного обслуживания (прачечные, химчистки, ремонтные мастерские, ателье по пошиву одежды и обуви, парикмахерские, аптеки, фотоателье, детские молочные кухни, закусочные-автоматы (бистро),ДЕЗы и др.);

2) учреждения повседневного пользования (вузы, колледжи, лицеи, школы, детские ясли-сады, продовольственные магазины, универсамы, столовые, библиотеки);

3) учреждения периодического пользования (кафе, рестораны, стадионы, торговые центры, почта, телеграф, дома культуры, клубы, кинотеатры);

4) учреждения эпизодического пользования (административные учреждения и общественные организации, театры, музеи, курорты, санатории, дома отдыха, архивы, загсы).

В зависимости от нормативных радиусов доступности учреждения (длина пешеходного пути до него) культурно-бытовое обслуживание в системе поселения осуществляется по трехступенчатой системе [первичная жилая группа (квартал), микрорайон, район (город)].

Пофункциональной универсальности здания классифицируют на четыре вида.

К первому относятся дома однофункционального назначения (театры, цирки, школы и др.). Ко второму — здания многопланового использования (типа дворца съездов, спортивного комплекса "Олимпийский» и др.). К третьему — универсальные здания, приспособленные к быстрой трансформации (киноконцертные, спортивно-зрелищные сооружения, дома культуры с многофункциональными залами). К четвертому виду относятся блокированные здания, где размещаются различные учреждения (объединяют все службы жилого района, села — включая зрительный зал, библиотеку, комбинат бытового обслуживания, магазин и Др.).

По способам строительства здания строят по индивидуальным (объекты высокого ранга) и типовым проектам (здания массового строительства).

Покапитальности общественные здания подразделяют на девять групп. Группы капитальности и степень долговечности приведены в табл. 4.2.

Для общественных зданий массовой застройки наиболее характерна III группа капитальности, для уникальных — II, для особо уникальных — I.

Объемно-планировочные решения общественных зданий

Объемно-планировочные решения общественных зданий определяются многими факторами: функциональным назначением, вместительностью, градостроительным значением в системе застройки, природно-климатическими и национально-бытовыми особенностями. Изначальным фактором, определяющим пространственную организацию и размеры общественных зданий, является функционально-технологический процесс, для которого здание построено.

• по компоновке помещений в здании — ячейковая, зальная, смешанная (комбинированная);

• по компоновке зданий на генплане — центрически компактная, линейная, блочная, павильонная;

• по построению плана — симметричная, асимметричная, живописная.

Общие планировочные элементы общественных зданий

Основной особенностью общественных зданий является массовое одновременное пребывание в них людей. Массовость использования помещений общественных зданий заставляет предусматривать специальные помещения, приспособленные к тому, чтобы организованно и быстро принимать, обслуживать и выпускать большое количество людей. По функциональному назначению помещения подразделяют на основные, вспомогательные, обслуживающие, коммуникационные и технические.

Коммуникационные помещения подразделяют на горизонтальные (коридоры, галереи, переходы), связывающие помещения, расположенные на одном этаже, и вертикальные (лестницы, пандусы, лифты, эскалаторы), связывающие помещения, расположенные на разных этажах. Пересекаясь, они образуют узлы коммуникаций (вестибюли, холлы, кулуары).

К вспомогательным относятся помещения, которые необходимы для обеспечения выполнения основных процессов, проходящих в общественных зданиях, но не определяют их назначения. Это фойе, кулуары театров и кинотеатров, конференц-залы административных зданий, демонстрационные и выставочные залы предприятий торговли.

К обслуживающим относятся группы помещений, которые не имеют непосредственного отношения к выполняемому в здании основному функциональному процессу, но необходимы в соответствии с требованиями санитарии, гигиены и комфорта (входная группа,буфеты, санитарные узлы).

В основных помещениях осуществляются процессы, определяющие основное назначение общественных зданий. К ним относятся конторские помещения административных зданий, классы и аудитории учебных заведений, палаты и кабинеты медицинских учреждений, залы зрелищных заведений и др. Основные помещения определяют объемно-пространственную и планировочную структуру общественного здания

115. Транспортное обслуживание жилых кварталов и микрорайонов

Совокупность путей сообщения, сооружения и устройства городского, пригородного, внешнего транспорта образуют транспортную инфраструктуру поселения. Основными структурными элементами транспортной инфраструктуры поселения являются: сеть улиц и дорог и сопряженная с ней сеть городского пассажирского транспорта. Сеть улиц и дорог. Улично-дорожная сеть обеспечивает внутренние связи отдельных планировочных элементов поселения с его центром и между собой, подъезды и подходы ко всем земельным участкам, зданиям, сооружениям, а также транспортные связи поселения с прилегающими территориями и другими поселениями.

Типология и основные параметры улиц и дорог поселений:

Магистральные улицы и дороги:

1. Дороги и улицы непрерывного движения (6-8 полос движения, 70-100м ширина в красных линиях) - Скоростные сообщения в крупнейших и крупных городах на интенсивных связях между удаленными районами, между городами и прилегающими к ним территориями (к аэропортам, зонам отдыха, пригородным поселениям и пр.); транспортные выходы городов на магистральные автомобильные дороги общего пользования

2. Улицы обще-городского значения (4-8 , 50-80) - Связи основных районов города между собой, с общегородским центром и другими общегородскими функциональными зонами, а также между общественными центрами в крупнейших, крупных и больших городах; транспортные выходы городов на республиканские

3. Улицы районного значения (4-6, 30-60) - Связи внутри крупных жилых и промышленных образований, смежных жилых и промышленных районов между собой, а также с общественными центрами; транспортные выходы

4. Магистральные улицы средних и малых городов (2-6, 30-60) - Связи основных районов между собой и с центром города; обеспечение транспортных выходов городов на сеть автомобильных дорог общего пользования

5. Улицы поселков и сельских поселений (2-4, 25-30) - Связи жилых территорий с общественным центром и сетью автомобильных дорог общего пользования

6. Городские дороги (2-4, Полоса отвода по расчету) - Сообщения по отдельным направлениям с устойчивыми транспортными связями, обслуживающими производственные зоны: транспортные выходы на республиканские автомобильные дороги

Улицы и дороги местного значения:

1. Улицы произ-водственных и коммунально-складских зон, поселковые дороги (2-4, 25-40) - Внутризонные и внутрипоселковые связи с выходом на автомобильные дороги общего пользования

2. Жилые улицы основные (2-4, 20-30) - Основные внугритерриториальные связи районов жилой застройки с возможным выходом в районы

3. Жилые улицы второстепенные (2, 15-20) - Внутритерриториальные локальные связи районов жилой застройки

4. Проезды (1-2, По градо-строительным) - Подъезды к зданиям, сооружениям и другим объектам

Улицы предназначены для проезда и стоянки транспортных средств, пешеходного движения, подъезда и подхода к зданиям и внутриквартальным территориям, размещения остановочных пунктов пассажирского транспорта и прокладки инженерных коммуникаций.

Дороги — участки улично-дорожной сети с преобладающим движением транзитного и грузового автомобильного транспорта, прокладываемые в изоляции от жилых территорий, общественных центров, зон отдыха (вдоль железных дорог, в оврагах, вдоль промышленных зон).

Повышение эффективности транспортных связей достигается при помощи следующих средств:

• дифференциация транспортных коммуникаций по функциональному назначению (магистрали грузового, легкового и общественного транспорта), по направлению движения (одностороннее и двустороннее), по роли в структуре города (скоростные, магистральные, местные, пешеходные дороги, набережные);

• строительство специальных транспортно-инженерных устройств и сооружений, обеспечивающих разделение различных направлений движения транспорта;

• разделение движения транспорта и пешеходов (зеленые полосы, путепроводы, мосты, эстакады, тоннели, подземные и надземные переходы, развязки в разных уровнях).

Основными показателями уровня развитости транспортной инфраструктуры поселения являются:

Транспортная обслуженностьтерритории характеризуется разветвленностью или плотностью транспортных коммуникаций, что непосредственно влияет на хозяйственную освоенность территории, на доступность центров обслуживания, мест проживания и приложения труда, рекреации.

Транспортная подвижность населения — обобщающий показатель, который измеряется затратами времени на передвижение с использованием транспорта. Транспортная подвижность населения является базисным показателем для определения объемов пассажирских перевозок, корреспонденции и пассажиропотоков. Различают транспортную подвижность внутригородскую и межселенную.

Уровень автомобилизации населения — количество автомобилей (в личном владении, ведомственном — предприятий, учреждений и организаций, такси), приходящихся на 1000 жителей или 100 семей. Расчетный уровень автомобилизации составляет для крупных и крупнейших городов 300-350 автомобилей на 1000 жителей, больших и средних городов — 250-300 автомобилей, малых городских и сельских поселений — 200-250 автомобилей на 1000 жителей.

В развитие генерального плана города разрабатывается Комплексная транспортная схема (КТС) как программа поэтапного развития транспортной системы, в которой приводятся экономические обоснования, определяются технические параметры развития транспортной инфраструктуры города на период 10-15 лет.

Важное значение, особенно для больших городов, имеет решение следующих задач:

• обеспечение и взаимодействия узлов межселенного и городского транспорта;

• преимущественное развитие в городах электротранспорта;

• организация на наиболее загруженных направлениях вылетных пригородных линий электротранспорта;

• организация диаметрального (сквозного) движения пригородных поездов в крупных городах и строительство новых остановочных пунктов в промзонах городов;

• организация автостоянок вблизи торговых комплексов, учреждений обслуживания, деловых центров.

Важное значение при этом имеет иерархичность транспортной сети с выделением магистральных улиц и дорог и улиц и дорог местного значения.

Магистральные улицы и дороги выполняют преимущественно соединяющие и распределяющие функции. Они обеспечивают внешние связи, а также связывают основные районы городов, в том числе по ним проходят маршруты трамвая, троллейбуса, автобуса. Магистральные улицы и дороги больших городов подразделяются на дороги и улицы непрерывного движения, магистральные улицы общегородского значения, магистральные улицы районного значения и городские дороги. В средних и малых городах выделяются только магистральные улицы и городские дороги. В сельских поселениях магистральными являются главные улицы этих поселений, которые часто являются участками автомобильных дорог общего пользования или внутрихозяйственных дорог.

Улицы и дороги местного значения относятся пути сообщения, которые обеспечивают внутрирайонные транспортные и пешеходные связи, выход на магистральные улицы и дороги и выполняют подключающие и распределяющие функции. Улицы и дороги местного значения подразделяются на жилые улицы, основные и второстепенные, проезды основные и второстепенные. В эту группу входят также улицы и дороги производственных и коммунально-складских зон. Улицы должны быть безопасны для пешеходов. Поэтому при их проектировании расчетные скорости движения автомобильного транспорта принимаются 40 км/час и даже 20 км/час. Для ограничения скорости движения автотранспорта применяются такие приемы, как изломанная конфигурация улиц, «лежащие полицейские» - возвышения на дорожном покрытии, не позволяющие быструю езду.


Сейчас читают про: