Опыт реабилитации женщин с алкогольной зависимостью

Социальная реабилитации женщин, страдающих алкогольной зависимостью, – острейшая социальная острейшая проблема. Заместитель директора Республиканского комплексного центра социального обслуживания семьи и детей Республики Горный Алтай Ю.В. Ефимова (2006) делится опытом решения данной проблемы в ходе реализации программы «Доброе начало», главной целью которой стала реабилитация женщин, страдающих алкогольной зависимостью, профилактика социального сиротства, обеспечение приоритетности воспитания ребенка в семье. Она отмечает, что в литературе вопросы алкоголизма рассматриваются достаточно широко. Хорошо известно, как возникает зависимость, какие этапы, стадии, формы имеет. Четко описаны последствия чрезмерного употребления алкоголя. В настоящее время стало появляться все больше литературы о методах лечения алкоголизма. Народная медицина ссылается на использование различных трав, настоев. Специалисты-наркологи считают лучшим средством избавления от алкоголя кодирование. Психологи говорят, что без решения внутриличностных проблем, волевого усилия человека, лечение напрасно. Но конкретных разработок по лечению женщин, больных алкоголизмом, в литературе очень мало. Не достаточно и специальных технологий их социальной реабилитации. Именно поэтому авторами программы «Доброе начало» были разработаны подходы к лечению женщин, условия лечения, методы, которые применялись для оказания помощи. Также разработана послереабилитационная программа поддержки людей, прошедших курс реабилитации.

Были отобраны 12 женщин и 12 детей (по одному ребенку с мамой). Специалисты отдела социальной защиты проводили разъяснительные беседы с женщинами о программе смены, о важности принятия в ней участия, о перспективах после лечения, давали необходимый позитивный настрой. Затем женщин с детьми привезли в детский оздоровительный лагерь, где им предоставили необходимые условия для проживания. Было важно оторвать женщин от той ситуации, в которой они обращались к алкогольным напиткам, с тем, чтобы изменить характер их жизнедеятельности.

Смена была рассчитана на 14 дней. Для ее реализации были привлечены специалисты: нарколог-психотерапевт, терапевт, психолог, инспектор КДН, специалист по социальной работе. Специалистами были разработаны режим дня лагеря, план совместной работы и обязанности каждого из специалистов, намечены досуговые мероприятия. Работа с женщинами началась со знакомства, разъяснения целей, задач программы, определения позиций во взаимоотношениях «специалист – клиент», т.е. женщинам дали возможность решать самим свои проблемы с нашей помощью. Кто не хотел этого, того не удерживали, но дали понять, что это единственный шанс в их жизни изменить себя, найти себя, улучшить свою жизнь.

Первый день начался с приема женщин наркологом и психологом (в разных помещениях). На этих приемах специалисты выясняли причины употребления алкоголя, характер употребления, личностные проблемы и особенности. На основе этих данных была составлена программа психотерапевтической помощи (групповой тренинг) и маршрутный лист для каждой семьи. Параллельно с консультированием шла работа по снятию «барьеров», «зажимов» перед групповой работой с помощью метода телесно-ориентированной терапии. Эти занятия проводились со всеми женщинами в просторной комнате, под медленную музыку.

Основными направлениями содержания программы профильной смены стали:

1. Диагностическая работа: врачебная (соматический осмотр, назначение общеукрепляющего лечения) и психологическая (изучение мотивации лечения, особенностей личности с помощью методик «Несуществующее животное», «Мотивация употребления спиртного», ВРР).

2. Психологическое консультирование, определение психологического статуса.

3. Психотерапевтическая работа: индивидуальная с использованием рациональной психотерапии, суггестии, гештальтметодик и групповая психотерапия (телесно-ориентированная с использованием техник гештальттерапии, психодрамы, танцевальной терапии, групп личностного роста и др.).

По мнению Ю.В. Ефимовой, данная методика позволяет преодолеть барьер между психологическим и физическим, исследовать, как потребности, нужды, чувства кодируются в состоянии тела. С шестого дня работы телесно-ориентированную терапию стали подкреплять групповой психотерапией, на занятиях которой решались личностные проблемы женщин с помощью различных методов. Психотерапевтические занятия проводились согласно общепринятым правилам работы в группе. В то время, когда женщины были заняты групповой и индивидуальной работой, с детьми проводились игры, конкурсы, творческие развивающие занятия по рисованию, лепке, чтению книг. В вечернее время организовывались культурно-досуговые мероприятия, в которых женщины принимали активное участие. Каждой семье был выдан маршрутный лист, в котором были указаны часы консультаций взрослых и детей врачом и психологом, занятий телесно-ориентированной психотерапией для детей и мам, часы занятий групповой психотерапией, указаны дни посещения бани. На второй день после заезда была назначена старшая по корпусу среди женщин, которая отвечала за чистоту и порядок, за дежурство в столовой, руководила процессом подготовки семей к досуговым мероприятиям. Также был выбран и назначен человек, отвечающий за раздачу лекарств по комнатам (первоначальный этап). В последующие дни началась собственно целенаправленная реабилитационная работа. Благодаря слаженной работе коллектива специалистов у женщин и детей стало спадать аффективное напряжение, появилась включенность в групповой процесс, они стали добросовестно выполнять задания, предлагаемые врачом и психологом. К концу шестого – восьмого дня стал раскрываться творческий потенциал, который проявился при проведении КВН, вечера художественной самодеятельности, где семьи показали свои способности и таланты. Это сказалось на общем эмоциональном подъеме.

В конце каждого дня специалисты отслеживали и анализировали произошедшее за день в группе и корректировали план работы на следующий день. Таким образом, ежедневная работа с женщинами состояла из следующих компонентов (Ефимова Ю.В., 2006, С. 50):

· консультирование (терапевтическое, наркологическое, психотерапевтическое, психологическое);

· работа в группах телесно-ориентированной терапии и психотерапии (для всех женщин);

· индивидуальная работа;

· анализ дня, отслеживание результатов, корректировка плана.

В начале работы по результатам анкетирования выявилось следующее:

· все женщины имели алкогольную зависимость;

· у 90% женщин наблюдались запойные состояния от двух недель до трех месяцев;

· 25% женщин имели стаж употребления алкоголя до семи лет, 75% – до 10 лет и более.

Также были выявлены и причины зависимости:

· 70% женщин ссылались на отягощенную наследственность и влияние друзей;

· 20% женщин стали употреблять спиртное в результате перенесенной психической травмы;

· 10% назвали другие причины (успокоиться, снять стресс, традиции).

За две недели интенсивной работы с помощью указанных выше методов получен следующий результат: 50% женщин, прошедших курс психотерапевтической реабилитации, отказались от употребления спиртного и решили для себя изменить жизнь к лучшему, 30% из них прошли курс кодировки.

Эти результаты затем были закреплены благодаря послереабилитационной программе, которая направлена на социально-психологическую поддержку женщин. Программа предусматривает психологическую, психотерапевтическую, врачебную, юридическую помощь по возникающим проблемам, а также помощь в трудоустройстве. Реализация этой программы шла с использованием различных методов: патронаж, наблюдение, консультирование и просвещение женщин, участвовавших в профильной смене «Доброе начало».

Ю.В. Ефимова отмечает, что ходе реализации программы возникали некоторые трудности:

· пришлось исключить из групповой работы тех, кто тянул группу назад, женщин, слабо мотивированных на решение своих проблем, «заговорщиц», провоцирующих алкогольные эксцессы. В нашем случае из группы были удалены три женщины, после чего групповая психотерапия пошла в хорошем темпе и динамике;

· из-за личностных, психологических особенностей женщин во время проведения психотерапевтических сессий приходилось гибко перестраиваться, корректировать план и вести занятия в другом русле.

В ходе работы с женщинами, страдающими алкогольной зависимостью, Ю.Ф. Ефимова и ее коллеги выработали следующие рекомендации по их социальной реабилитации:

1. Набирать в группы не более 12 человек взрослых (от 20 до 50 лет), 14 детей (от 7 до 14 лет).

2. Исключать попадания в группы родственников и жителей одного села.

3. Отбор участников проводить профессионалам: врачу-наркологу, психологу. Это позволит попасть в группу людям по предназначению. Предварительно участникам смены необходимо проходить медицинский осмотр (дерматолога, хирурга, гинеколога, флюорографию).

4. Сократить курс с 14 дней до 10 и проводить его вовремя каникул, чтобы дети не пропускали так много занятий. Также длительный курс вызывает эффект «группового сплочения», что усиливает вероятность алкогольных эксцессов.

5. В реабилитационный курс необходимо включить трудотерапию.

6. Пригласить для работы в группу сотрудников мужчин – психотерапевта, учителя физкультуры, врача ЛФК – для гармонизации мужского и женского начала, а также работника, обеспечивающего досуг участников профильной смены.

7. Улучшить условия проживания участников смены (не более двух семей в комнате) и сотрудников (не более двух человек). Предоставить кабинеты для индивидуального психологического консультирования и большой кабинет для проведения групповой психотерапии с обязательным хорошим освещением, напольным покрытием, оснастить его аудио- и видеоаппаратурой.

8. Иметь для проведения подобной смены набор игрушек, настольных игр, спортивного инвентаря.

9. После проведения смены отслеживать ситуацию в семьях клиентов (патронаж социальными работниками один раз в месяц; врачом-наркологом, инспектором по делам несовершеннолетних один раз в три месяца) и при положительной динамике организовать повторный курс через 6 – 8 месяцев (мать и один – два наиболее проблемных ребенка).

10. Производить набор обслуживающего персонала (кухонные работники, шоферы, кочегары и др.) строго из числа лиц, не страдающих зависимыми состояниями. Перед заездом профильной смены обязательно провести с ними разъяснительную беседу.

11. Иметь аптечку для оказания первой медицинской помощи.

12. Строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы приготовления пищи, в т.ч. составлять меню с участием медицинского работника. Исключить из меню кисели, в которых много ароматизаторов и пищевых добавок. Использовать для бутербродов российские сыры.

13. Согласовывать программу экскурсий с руководителями программы. Обязательно включать экскурсии в музеи, другие культурные центры.

Думается, что опыт работы с женщинами, страдающими алкогольной зависимостью, изложенный Ю.В. Ефимовой, станет полезным для решения данной социальной проблемы в более крупных масштабах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: