double arrow

Опыт реабилитации пожилых людей, утративших семейные связи

Клиентами социальных служб, отмечает заместитель начальника отдела организации деятельности домов-интернатов Министерства здравоохранения и социального развития Калужской области М.И. Касаткина, последнее время все чаще становятся пожилые люди, имеющие трудоспособных детей, но в силу жизненных обстоятельств лишенные их внимания, поддержки и заботы. Разрыв отношений с детьми, родственниками, ограничение трудовой деятельности, трансформация ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения:

· негативно сказывается на моральном и материальном положении пожилого человека;

· отрицательно влияет на его психическое состояние;

· снижает его сопротивляемость к заболеваниям;

· снижает его сопротивляемость к изменившейся окружающей среде;

· меняет его привычные жизненные стандарты.

Социальная реабилитация данной категории пожилых людей имеет свои особенности:

· необходима профессиональная помощь по улучшению жизнедеятельности клиента, восстановлению прерванных социальных контактов;

· меры социальной реабилитации и адаптации пожилых людей, утративших семейные связи, осуществляются далеко не всеми учреждениями Социального обслуживания;

· отсутствуют подготовленные специалисты, которые могли бы помочь пожилому человеку преодолеть данную ситуацию;

· специалистам необходимы знания об особенностях данной группы пожилых людей, включая гендерную специфику, разнообразных технологиях работы, индивидуальных особенностях личности пожилого человека, диагностических процедурах, формах и методах работы не только с клиентом данной группы, но и сего детьми, родственниками.

Особенно важной составляющей в работе с людьми пожилого возраста, утратившими семейные связи, являются личностные особенности специалиста по социальной работе, способствующие результативности взаимодействия с клиентом и его родственниками, к которым относятся следующие индивидуально-психологические способности и морально-нравственные качества работников социальных служб (Касаткина М.И., 2006, С. 6):

· высокий уровень интеллектуального развития;

· хорошая саморегуляция, самодисциплина, настойчивость;

· наблюдательность;

· корректность и тактичность;

· доброжелательность и толерантность;

· честность, порядочность;

· коммуникабельность, умение устанавливать межличностные контакты с клиентами и их родственниками;

· высокую культуру работников и эмоциональную окрашенность речи;

· знание и соблюдение современного делового этикета;

· способность улавливать настроение,

· способность определять ожидания, установки, тревогу;

· сопереживать, располагать и оказывать влияние на клиентов;

· сдержанность и аккуратность в одежде;

· отсутствие резкости, суетливости и движениях;

· отсутствие дефектов речи.

В работе специалиста по социальной работе с людьми пожилого возраста, утратившими семейные связи, М.И. Касаткина выделяет следующие основные этапы работы:

1) осуществление мероприятий по выявлению и учету данной категории населения. Это осуществляется на основании их личного заявления, сообщения соседей, обращения общественных объединений, должностных лиц различных органов и учреждений (здравоохранения, пенсионного обеспечения и т.д.). Следует отметить, что вмешательство социальных служб в жизненную ситуацию пожилого человека, утратившего семейные связи, возможно и в следующих случаях:

· если события представляют угрозу для жизни, способны привести клиента к острым переживаниям эмоционального характера (попытке самоубийства, желанию уйти излома и т.д.);

· изменения социальной ситуации, ведущее к разрушению семейных отношений, к которой клиент не может приспособиться (хроническая болезнь, смерть близкого человека, получение инвалидности);

· криминальная обстановка, алкогольная зависимость членов семьи, поведенческие и личностные изменения членов семьи, опасные для клиента.

2) организация индивидуальной работы с данной группой обслуживаемых. Данная работа имеет реабилитационный характер. Цель ее – в создании условий, стимулирующих пожилого человека вести активный образ жизни, способствующих востребованности его творческого, профессионального потенциала, восстановлению социальных связей с обществом. Индивидуальная работа заключается в проведении мероприятий по:

· социальной адаптации;

· социальной реабилитации;

· восстановлению социальных связей с детьми, семьей, родственниками;

· трудовым коллективом;

· в проведении диагностических процедур, направленных на измерение психологического состояния личности.

Социальная адаптация включает проведение мероприятий, направленных на побуждение клиента к активной деятельности с учетом состояния здоровья и возможностей; обеспечение вспомогательными техническими средствами и обучение пользования ими; приспособление внешней среды к возможностям клиента и обучение его поведению в новых условиях. Социальная адаптация направлена на решение социальных проблем, возникающих у граждан пожилого возраста, утративших семейные связи, в связи со сменой условий, места жизнедеятельности.

Социальная и психологическая реабилитация включает организацию общения специалиста и клиента; формирование навыков социального и компетентного общения; организацию досуга (проведение встреч, экскурсий, организация прогулок, участие или посещение концертов, выставок и т.д.); проведение индивидуального психологического консультирования. Социальная реабилитация направлена на преодоление или решение социальных проблем в связи с изменениями социального статуса.

Восстановление прерванных контактов с детьми и родственниками может быть организовано следующим образом. Специалист по социальной работе знакомится с информацией о семье пожилого человека, утратившего семейные связи, которая имеется в базе данных социальной службы. Следующим шагом является изучение и тщательный анализ имеющихся сведений о семье, и, при необходимости, их обновление, установление контакта с семьей и создание условий для восстановления прерванных связей.

Социокультурная реабилитация осуществляется посредством разно-образных технологий, которые можно использовать для вовлечения пожилых граждан к активной жизни в социуме. Социокультурная реабилитация – это комплекс мер по обеспечению общения, посещение мероприятий и учреждений, предназначенных для встреч, развлечений или культурного общения. Основные направления социокультурной реабилитации, по мнению М.И. Касаткиной, следующие:

· досуговой, целью которого является организация и обеспечение досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей;

· коррекционное, целью которого является полное или частичное устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности;

· познавательное воздействие;

· эмоционально-эстетическое воздействие, ориентированное на эстетическое освоение человеком мира (приобщение к искусству, занятие художественным творчеством).

3) разработка и реализация мер социально психологического сопровождения клиента предполагает наличие программы деятельности, представляющей систему последовательных мер для достижения конкретного результата, а также критерии оценки деятельности специалиста.


Тесты для самоконтроля

1. Что наблюдается у большинства бывших военнослужащих, обратившихся за помощью к психологу?

а) высокий уровень личностного оптимизма;

б) высокий уровень личностной тревожности;

в) высокий уровень личностного самомнения;

г) высокий уровень личностной активности.

2. Что наблюдается у военнослужащих после увольнения?

а) разделение жизненного мира на «большой» и «малый»;

б) разделение людей на «хороших» и «плохих»;

в) разделение людей на «военных» и «гражданских»;

г) разделение людей на «добрых» и «злых».

3. С какой задачей собственной адаптации сталкивается бывший заключенный?

а) переосмысление своей жизни

б) осуществление нового жизненного сценария, отличного от прежнего;

в) приспособиться к изменившимся условиям общества и государства;

г) как правило со всеми этими задачами.

4. В какой форме осуществляется соц. реабилитация бывших заключенных?

а) в форме биологической адаптации;

б) в форме педагогической реадаптации;

в) в форме социально-психологической адаптации.

г) в форме первичной социализации.

5. Нормализация функционального состояния организма воспитанников:

а) является целью этапа «соматической» реабилитации;

б) является целью этапа «психологической» реабилитации;

в) является целью этапа «социальной» реабилитации;

г) является целью этапа «культурной» реабилитации.

6. Формирование способности подростков к регуляции своих переживаний:

а) является целью этапа «соматической» реабилитации;

б) является целью этапа «психической» реабилитации;

в) является целью этапа «социальной» реабилитации;

г) является целью этапа «культурной» реабилитации.

7. Какова рекомендуемая численность группы реабилитации алкоголезависмых?

а) не более 12 человек взрослых (от 20 до 50 лет), 14 детей (от 7 до 14 лет);

б) не более 14 человек взрослых (от 20 до 50 лет), 16 детей (от 7 до 14 лет);

в) не более 16 человек взрослых (от 20 до 50 лет), 18 детей (от 7 до 14 лет);

г) не более 18 человек взрослых (от 20 до 50 лет), 20 детей (от 7 до 14 лет).

8. Кто должен формировать группы реабилитации алкоголезависмых?

а) терапевт и социолог.

б) нарколог и психолог;

в) педагог и дерматолог;

г) философ и культуролог.

9. Каким качеством не должен обладать работник социальной службы?

а) хорошая саморегуляция, самодисциплина, настойчивость;

б) щепетильность и резонерство;

в) корректность и тактичность;

г) наблюдательность.

10. Социокультурная реабилитация пожилых людей осуществляется:

а) посредством технологий вовлечения к активной жизни в социуме;

б) посредством технологий отвлечения от активной жизни в социуме;

в) посредством технологий сосредоточения на собственных переживаниях;

г) посредством технологий излечения заболеваний соматического характера.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: