Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей

В нашей стране, по мнению профессора Национального института здоровья Г. Зайцева и его коллег А. Зайцева, М. Дмитриева, И. Апальковой, на протяжении последних 10-15 лет отмечается тенденция к социальной и нравственной деградации молодого поколения – рост подростковой и молодежной преступности, наркозависимости, алкоголизма, проституции, заболеваний СПИДом и др. Для преодоления данной негативной тенденцию, необходимо выявить источник асоциальных проявлений, выработать перспективную концепцию воспитания и социализации человека, разработать и реализовать с учетом этой концепции систему социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей. В результате проведенных в последние годы исследований А.Г. Зайцева, Г. К. Зайцева, В.А. Ткачук определен основной личностно-психологический фактор, обусловливающий предрасположенность людей к асоциальному поведению, – это деформации в их мотивационной и смысловой сфере, выражающиеся в том, что:

· вытесняются потребности в саморазвитии, самопознании, самоопределении;

· доминирующими становятся потребности в «острых ощущениях негативного свойства»;

· происходит отрицание ценностей познания, творчества, здоровья и других;

· возникает самовредительство и вредительство другим людям.

Исследователи подчеркивают, что предрасположенность людей к асоциальному поведению обусловлена следующими причинами:

· недостаточным или неправильным школьным воспитанием в детстве, отрочестве и юности. В значительной мере это относится к традиционной школе, где, как правило, не занимаются воспитанием детей, а продолжают настойчиво формировать знания, умения и навыки. Такой подход противоречит базовым потребностям человека, поэтому деформирует его мотивационную, а затем и смысловую сферу. В школе не мотивируют детей вести культурный (здоровый) образ жизни;

· неправильным семейным воспитанием, поскольку даже в благополучных семьях, где есть папа и мама, и ребенок не испытывает ощутимых материальных трудностей родители стремятся воспитать ребенка с заранее заданными качествами – «подогнать его под собственные желания». Поэтому воспитание в такой семье мало чем отличается от традиционного обучения в школе, а значит, только усугубляет положение. Качество воспитания детей в неблагополучных и неполных семьях еще хуже: даже если мать будет «очень стараться», у нее мало что получится, поскольку главная роль в воспитании ребенка в семье принадлежит не только и не столько матери, сколько отцу, о чем знают немногие родители.

Поэтому процесс воспитания и социализации личности человека в детстве и отрочестве часто не соответствует его потребностям, что приводит к формированию психопатологических наклонностей, вредных привычек, которые становятся причиной асоциальных поступков. Встает педагогическая задача перевоспитания и социализации личностей с отклоняющимся поведением.

О сложности такой задачи свидетельствуют результаты проведенного обследования несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в подростковой воспитательно-трудовой колонии. Среди них встречаются четыре личностно-психологических стереотипа (Зайцев Г., Зайцев А., Дмитриев М., Апалькова И., 2007. С. 66):

· стереотип преступника-рецидивиста (с выраженными психопатологическими чертами), склонного к продолжению преступной деятельности даже в условиях колонии (данный стереотип обнаружен примерно у 20% несовершеннолетних правонарушителей, реабилитация которых практически невозможна);

· стереотип усугубляющейся психической деградации личности (30%, реабилитация сильно затруднена);

· приспособленческий стереотип личности, направленный на поддержание любыми путями благоприятного для себя психоэмоционального настроя, в том числе в колонии (40%, реабилитация затруднена);

· стереотип личности, ориентированный преимущественно на творческое самовыражение и семейные ценности (10%, возможна полная реабилитация).

Исследователи указывают на то, что у абсолютного большинства молодых людей, отбывающих наказание в колонии, проявляются неблагоприятные для их личностного развития наклонности, которые в будущем будут только усугубляться. Поэтому актуальной становится задача реабилитации тех из них, кто еще не достиг «стадии преступника-рецидивиста» и способен (с помощью эффективной воспитательной программы) вернуться к нормальной жизни. Для этого предлагается использовать «потребностно-информационный» подход к воспитанию (социализации) личности (Симонов П.В, 1987). На этой новой педагогической основе можно строить реабилитацию несовершеннолетних правонарушителей, а в более широком плане – перевоспитание и социализацию подростков с отклоняющимся поведением, что дает возможность сохранить и развить их позитивные качества, а значит, приостановить рост преступлений рецидивов. В рамках «потребностно-информационного» подхода воспитание рассматривается как процесс формирования побудительных (мотивационных и смысловых) основ исполняемой деятельности, что невозможно без учета и удовлетворения актуализирующихся (доминирующих) у детей потребностей. «Потребностно-информационный» подход к воспитанию и перевоспитанию позволяет определить основные этапы непрерывной социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей и подростков с отклоняющимся поведением. Непрерывность реабилитации обеспечивается за счет восстановления и формирования мотивационной сферы воспитанников посредством удовлетворения (прежде всего педагогическими средствами) их базовых потребностей:

· на первом этапе – витальных (соматических);

· на втором – идеальных (психических);

· на третьем – социальных.

Цель этапа «соматической» реабилитации, который длится примерно 2 года, состоит в нормализации функционального состояния организма воспитанников путем удовлетворения материальными (трудовыми физическими) и гигиеническими средствами их витальных потребностей (а через это – смягчение у них внутрипсихических противоречий и предупреждение рецидивов отклоняющегося поведения). Для достижения цели необходимо:

· вовлекать воспитанников в трудовую коллективную (доступную, социально значимую, формирующую ответственность) физическую деятельность, построенную в соответствии с «трудовым кодексом» (приемом на работу, соблюдением режима труда и производственных отношений, мерами поощрения и социальной защиты, материальным вознаграждением и т.п.);

· обеспечить их регулярным и здоровым питанием (частично за счет заработанных денег);

· предоставить им возможность полноценно отдыхать (высыпаться ночью), заниматься самообразованием, соблюдать в полной мере личную гигиену, культурно проводить свободное время – прежде всего с членами своего трудового коллектива, что способствует укреплению социальных отношений.

Зайцев Г., Зайцев А., Дмитриев М., Апалькова И. считают, что для практической реализации этапа «соматической» реабилитации нужно создать реабилитационный центр с производственными мастерскими, собственным пищеблоком (столовой), медицинским кабинетом, общежитием гостиничного типа, спортивным (тренажерным) залом, кабинетом психологической разгрузки, библиотекой, кинозалом, учебным классом и другими подразделениями. Далее, полагаясь на опыт работы Центра адаптивного развития личности СП «Новое поколение», они указывают, что соматическую реабилитацию несовершеннолетних правонарушителей следует осуществлять посредством трудовой (физической) деятельности как наиболее доступной для них формы социальной активности. Решение этой задачи осуществляется поэтапно:

· первый этап – выявление трудовых стремлений воспитанников, выбор ими вида труда, переориентировка и структурирование их трудовой мотивации;

· второй этап – формирование у воспитанников предметной трудовой мотивации, усиление заинтересованности воспитанников в выбранной трудовой деятельности (нужно показать ее привлекательные стороны, социальную значимость и возможность ее исполнения);

· третий этап – усиление трудовой мотивации воспитанников, активная помощь подросткам в приобретении конкретных трудовых навыков, расширении операционально-технических и личностных возможностей, чтобы потом продолжить (если появится мотивация) образование.

Цель этапа «психической» реабилитации, который длится 3 года, состоит в формировании способности подростков к регуляции своих переживаний, мыслей и поступков. Итогом этого этапа должно стать улучшение психического статуса воспитанников в результате удовлетворения педагогическими средствами их идеальных потребностей в самопознании и смыслотворчестве. Для достижения цели Зайцев Г., Зайцев А., Дмитриев М., Апалькова И. советуют:

· вовлекать подростков в творческую (с учетом их наклонностей) коллективную или индивидуальную деятельность;

· дать им возможность получить (с учетом базовых потребностей) общее образование, в том числе по культуре здоровья (валеологии);

· создать условия для полноценного отдыха, соблюдения личной гигиены, самообразования, культурного досуга.

На практике это предполагает организацию учебного заведения нового типа, включающего в себя общеобразовательные классы, творческие (в том числе, производственные) мастерские, а также собственную столовую, медицинский кабинет, общежитие (гостиницу), спортивный (тренажерный) зал, кабинет психологической разгрузки, библиотеку, киноконцертный зал и др.

Наконец, целью этапа «социальной» реабилитации, которая длится 3 года, является подготовка юношей и девушек к профессиональной деятельности и семейной жизни посредством удовлетворения педагогическими средствами их социальной потребности в самоопределении. Для достижения цели Зайцев Г., Зайцев А., Дмитриев М., Апалькова И. советуют:

· предоставить юношам и девушкам выбор образовательных программ и видов творческой (или практической) деятельности, связанных с будущей профессией;

· обучение валеологическим основам семейной жизни (по экспериментально проверенной программе);

· создать условия для полноценного отдыха, самообразования, соблюдения личной гигиены, культурного досуга.

Это предполагает организацию учебного комплекса предпрофессиональной и профессиональной подготовки, включающего школу и вуз (колледж) социально-педагогического (или индустриально-педагогического) профиля, собственную столовую, медицинский кабинет, общежитие (гостиницу), спортивный (тренажерный) зал, кабинет психологической разгрузки, библиотеку, киноконцертный зал и другие подразделения. Авторы убеждены, что для реализации и развития системы социально-педагогической реабилитации необходимо создать специальный (социальный) институт – образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, обеспечивающее подготовку (переподготовку) специалистов (педагогов, психологов, валеологов) по предупреждению правонарушений, перевоспитанию и социализации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: