double arrow

И содержание экономического анализа

Анализ (от греч. analysis) означает разложение изучаемого объекта на части, на присущие этому объекту составляющие. В широком смысле анализ – это способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Анализ деятельности хозяйствующего субъекта является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования руководящих решений.

Экономический анализ – это специальная отрасль знаний. Его возникновение и развитие обусловлено определенными требованиями и условиями, которые неизбежно предъявляются к новой отрасли знаний. Экономический анализ сформировался в результате дифференциации общественных наук. Он комплексно использует фактические данные, прибегая к приемам и способам исследования статистики, бухгалтерского учета, математики [26, с. 10].

Роль экономического анализа заключается в обеспечении устойчивого раз­вития доходного, конкурентоспособного производства и включает различные направления – правовое, экономическое, производственное, финансовое.

Цель экономического анализа предприятия заключается в повышении эффективности его работы на основе системного изучения всех видов его деятельности.

Содержание экономического анализа предприятия состоит во всестороннем изучении технического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспеченности производства материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективности их использования. Этот анализ основан на системном подходе, комплексном учете разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и является важной функцией управления.

Наука есть логически организованная система знаний. Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий (заготовление, производство, реализация), их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и отражающиеся через систему экономической информации. Из данного определения ясно, что экономический анализ исследует хозяйственные процессы предприятий, других подразделений и конечные производственно-финансовые результаты их деятельности. При этом экономика предприятий изучается в динамике и статике.

Из определения следует, что на хозяйственные процессы и конечные результаты оказывают влияние объективные внешние факторы (действие экономических законов, ценового фактора (изменение цен, тарифов, ставок)) и субъективные внутренние (они связаны с конкретной деятельностью человека, полностью зависят от него). Даже умелое прогнозирование в хозяйственной практике действий объективных условий, объективных факторов можно трактовать как явление субъективного порядка. Успешное хозяйствование, выполнение бизнес-планов определяются умелым руководством тем или иным производственным коллективом, правильной организацией производства, экономики, финансов, а также глубоким знанием дела конкретным исполнителем.

Система экономической информации представляет собой совокупность данных, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность на различных уровнях. Эта система включает в себя совокупность входных данных, результаты их промежуточной обработки, выходные данные и конечные результаты, поступающие в систему управления. Рационально организованный и соответствующим образом регулируемый информационный поток служит надежной базой для построения моделей (моделирования) в соответствии с задачами экономического анализа, а, следовательно, и для принятия управленческих решений.

Объектами экономического анализа являются экономические результаты хозяйственной деятельности, а также предприятие в целом и его структурные подразделения. Например: производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия, степень использования земельных ресурсов предприятия. Основное отличие объекта от предмета экономического анализа – в предмет входят лишь главные, наиболее существенные с точки зрения данной науки свойства и признаки.

Субъектами могут выступать органы государственной власти, научно-исследовательские институты, фонды, центры, общественные организации, средства массовой информации, аналитические службы предприятий (предприятия или сторонние организации).

Функциями экономического анализа являются: контрольная, учетная, стимулирующая, организационная и индикативная.

Всех пользователей информацией можно условно разделить на две группы – внутренних и внешних (табл. 1). Интересы их различны, а часто и противоположны [27, с. 27]. Внутренние пользователи, проводя анализ или контролируя его проведение, могут по­лучать любую информацию, касающуюся текущей деятельности и перспектив предприятия. Внешним пользователям приходится довольствоваться лишь сведениями из официальных источников (прежде всего из бухгалтерской отчетности) и строить свои выводы на информации, которую сочли возможным опубликовать внутренние пользователи.

Таблица 1

Пользователи аналитической информации

Внешние пользователи Внутренние пользователи
Кредиторы Контрагенты Государственные контролирующие органы Мелкие собственники и потенциальные инвесторы Независимые аналитики Внешние аудиторы Управленческий персонал Владельцы контрольных пакетов акций Бухгалтеры Внутренние аудиторы

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: