Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного от деления или алгебраической суммы показателей, являющихся факторами детерминированной модели.
Основные свойства детерминированного подхода к анализу:
- определение детерминированной модели путем логического анализа;
- наличие полной (жесткой) связи между показателями;
- невозможность разделить результаты влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели;
- изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.
Этапы детерминированного факторного анализа:
1) построение экономически обоснованной детерминированной факторной модели;
2) выбор приема анализа и подготовка условий для его выполнения;
3) реализация счетных процедур;
4) формулирование выводов.
Таким образом, первоочередная задача факторного анализа состоит в построении модели, которая определяется путем логического анализа.
Типы детерминированных моделей:аддитивные; мультипликативные; кратные; смешанные.
Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют следующую математическую интерпретацию:
(8)
В качестве примера можно привести балансовую модель товарного обеспечения:
N зап 0 + N п = N p + N выб + N зап 1, (9)
где N зап 0–запасы товаров на начало периода; N п –объем поступления; N p –общий объем реализации; N выб –прочее выбытие товаров; N зап 1–запасы товаров на конец анализируемого периода.
Мультипликативная модель представляет собой произведение факторов. В обобщенном виде она может быть представлена формулой
(10)
Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации:
V p = Ч · В, (11)
где Ч – среднесписочная численность работников; В – выработка на 1 работника.
Кратные модели представляют собой отношение факторов и имеют вид
(12)
где а, b – факторы (факторные показатели).
Пример:
(13)
где Поб.т – период одного оборота товаров, дн.; Зт – средний запас товаров; п р – однодневный объем реализации.
Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных моделей и могут быть описаны с помощью следующих выражений:
у = (а + b)/ c,(14)
y = a /(b + c),(15)
y = (a · b)/ c,(16)
y = (a + b) · c. (17)
Примером смешанной модели является формула расчета интегрального показателя рентабельности:
(18)
где R к–рентабельность капитала; R пр –рентабельность продаж; Фе –фондоемкость основных средств; Е з –коэффициент закрепления оборотных средств.
Однако не любое математическое выражение может являться факторной моделью. Нельзя путать формулу расчета показателя с моделью, отражающей причинно-следственные связи. Например, выработка как показатель производительности труда рассчитывается делением выручки от реализации на среднесписочную численность работников (В = Vр /Ч). Однако это выражение не является моделью, т. к. не отражает причинно следственные связи (рост объема реализации не является фактором увеличения производительности труда, равно как и простое сокращение штата не ведет непосредственно к увеличению производительности труда).