Организация совместной работы

Совместная работа с необходимостью предполагает обмен инфор- мацией в той или иной форме. Прежде всего должны быть налажены элементарные процессы коммуникации: кто у кого какую информацию получает и кому какую информацию передает. Затем выстраиваются коммуникации для оценки совместной деятельности и ее результатив­ности и, наконец, коммуникации с целью принятия коллективного решения.

В общем случае результаты коммуникационного процесса выража­ются в следующем:

• изменения в знаниях и установках получателя информации. Эти изменения позволяют ему более эффективно (осознанно, актив­но, квалифицированно) выполнять свои обязанности и относить­ся к организации в целом и ее философии;

• изменения в поведении получателя информации. Это означает, что информация, полученная в процессе коммуникации, и сам процесс коммуникации побуждают получателя информации из­менить свое поведение в направлении, необходимом для более эффективного функционирования организации.

Вопрос 123

ЧТО ТАКОЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ?

Ответ

Коммуникационные барьеры представляют собой препятствия в по­лучении информации, передаваемой по каналам коммуникации, и в понимании. Существуют барьеры на макро- и микроуровне.

К макробарьерам можно отнести перегрузку или неисправности информационных сетей, усложнение информации, языковой барьер (например, рост количества информации на английском языке).

Микробарьеры связаны как с личными качествами отправителя и получателя информации, так и с организационными проблемами. К микробарьерам можно отнести: непонимание информации вследствие неумения ее изложить, вербализировать (бестолковость отправителя), непонимание или неправильное понимание со стороны полупи теля (низкая квалификация получателя), невосприятие информации вследствие многозначности ее толкования, отношение адресата к от­правителю и наоборот.

Вопрос 124

ЧТО ТАКОЕ КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА?

Ответ

Одной из характеристик профессионализма менеджера является ком­муникативная компетентность, которая представляет собой знания, умения, навыки в области организации взаимодействия и собственно взаимодействия в деловой сфере, единство теории и практики обще- ния.

Понятие коммуникативной компетентности предполагает, что че- ловек осознает:

• собственные потребности и ценностные ориентации, технику лич- ной работы;

• свою способность воспринимать окружающее без субъективных искажений, без проявления предубеждений по отношению к опре- деленным проблемам, личностям, социальным группам;

• свою готовность воспринимать новое во внешней среде;

• свои возможности в понимании норм и ценностей других соци­альных групп и культур;

• свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды.

Коммуникативная компетентность имеет контекстное содержание, т. е. должна рассматриваться в контексте конкретной организации, кол­лектива, категорий работников, рабочих мест (где как принято об­щаться).

Вопрос 125

ЧТО ТАКОЕ ФУНКЦИЯ МОТИВИРОВАНИЯ (МОТИВАЦИИ)?

Ответ

Функция мотивирования представляет собой действие, направленное на стимулирование всех участников деятельности по достижению це­лей развития организации

Стимулирование — предоставление участникам деятельности воз­можности достигнуть удовлетворения своих потребностей или реали­зовать ожидания.

Потребность — это ощущение дефицита чего-либо, сопровождаемое стремлением ликвидировать его. Потребности бывают материальны­ми и нематериальными. Дефицит денег, стремление к власти, стремле­ние к самореализации, уважению, причастности, интересной работе.

Вознаграждение — это материальная или нематериальная (психо­логическая, статусная) оценка результата удовлетворения потребно­сти. Вознаграждение может иметь внешний и внутренний характер.

Внешнее вознаграждение исходит от другого человека или от орга­низации. Это выгоды, предоставляемые индивиду менеджером: про­движение по службе, создание особых условий труда, повышение уров­ня оплаты, официального статуса.

Внутреннее вознаграждение — это удовлетворение, которое чело­век получает в процессе выполнения определенного действия (чув­ство достижения цели, рост самооценки, выполнение собственной миссии, возникновение дружеских отношений, возможность профес­сионального общения).

Для понимания сущности мотивирования необходимо рассмотреть вопрос о желаниях и потребностях людей как причинах, побуждаю­щих их работать эффективнее, с большей отдачей.

Исследования, проводимые в рамках современных теорий мотива­ции, показывают, что истинные причины, побуждающие человека

работать лучше, сложны и многообразны. Они зависят от удов- летворения потребностей, характеристик личности сотрудника (пси- хологический тип, характер, темперамент, склонности, интересу спо- собности). Но в любом случае установленные извне цели и задачи должны превратиться во внутренние цели сотрудника. Обеспечив это превращение должен менеджер.

Вопрос 126

КАКИЕ ПОДХОДЫ К МОТИВАЦИИ (ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ) СУЩЕСТВУЮТ?

Ответ

Существует четыре подхода к мотивации: традиционный, с позиции человеческих отношений, с позиций человеческих ресурсов, совре- менный подход.

Традиционный подход уходит в далекую древность и находит свой выражение в методе «кнута и пряника». В древности и в Средние века человека заставляла работать угроза физического наказания (неэко- номическое принуждение к труду). В более позднее время появилось понятие «экономический человек», в качестве стимула стал использо- ваться «пряник». В частности, Ф. Тейлор исходил из того, что люди готовы делать больше за большие деньги, жестко привязывал заработ- ную плату к количеству и качеству результатов труда.

Подход с позиций человеческих отношений стал оформляться на
основе результатов хоторнских экспериментов. Повышалась роль та-
ких неэкономических выгод, как удовлетворение социальных потреб-
ностей (общение, социальный статус). Этот подход породил концеп-
цию «социального человека».

Подход с позиций человеческих ресурсов является развитием кон- цепций «человека экономического» и «человека социального». В ос­нове мотивации — концепция «человека целостного». Менеджеры, относясь к работникам как к компетентным, ориентированным на высокие достижений личностям, воспринимающим труд как увлекательное занятие, могут добиться существенного роста производительности труда.

Современный подход опирается на теории мотивации, которые делятся на две группы.

Содержательные теории или теории потребностей — анализиру­ют базовые потребности человека, которые заставляют людей дей­ствовать определенным образом. Среди авторов содержательных теорий мотивации следует назвать Абрахама Маслоу, Дэвида Мак-Клелланда, Фредерика Герцберга. Эти идеи получили развитие и в трудах российских ученых (профессор Б. М. Генкин, научная школа СПбГИЭУ).

Процессуальные теории — решение вопроса, как возникает тот или иной тип поведения, что его направляет, поддерживает и пре­кращает (теория ожиданий Виктора Врума, теория справедливо­сти Дж. Стейси Адамса, теория мотивации Лаймана Портера и Эдварда Лоулера).

Вопрос 127





Подборка статей по вашей теме: