Задания в тестовой форме

Выберите верный вариант ответа

  1. Русский язык сформировался на основе

а) старославянского и древнегреческого языков

б) древнерусского и латинского языков

в) старославянского и древнерусского языков

2. Лингвистика изучает язык как

а) подвижный мышечный орган

б) средство человеческого общения

в) средство художественного творчества

3. Омонимы – это слова,

а) близкие по значению

б) одинаковые по звучанию, но разные по значению

в) различные по написанию и звучанию

4. Архаизмы – это слова, которые

а) недавно возникли в языке и речи

б) имеют конкретного автора в языке и речи

в) уходят из активного употребления в языке и речи

5. Историзмы – это слова, которые

а) в современном языке не употребляются

б) обозначают утраченные ныне предметы, понятия

в) в современном языке имеют синонимы

6. Грамматическое значение слова – это значение, которое

а) выражено формальными средствами языка

б) заключается только в корне слова

в) закреплено в толковом словаре

7. Жаргон функционирует только в рамках

а) отдельной социальной группы

б) отдельной области или региона

в) студенческой среды

8. Стилевые пометы у слова в словаре говорят о его

а) сочетаемости с другими словами

б) экспрессивной окраске

в) принадлежности к определенному стилю

9. Орфоэпия – это раздел науки о языке, который изучает

а) нормы произношения

б) лексику русского языка

в) правописание слов

10. Социолингвистика – это наука, изучающая

а) грамматическую сторону языка

б) взаимосвязь общества и языка

в) взаимосвязь языка и речи

11. Лексика – это

а) наука о значении слов

б) словарный запас конкретного языка

в) наука о происхождении слов

12. Маркированная лексика – это слова, которые

а) имеют стилевые и стилистические пометы

б) недавно вошли в язык и речь

в) не входят в систему литературного языка

13. Изобразительно-выразительные средства языка – это

а) синтаксические конструкции

б) грамматические конструкции

в) стилистические фигуры и тропы

14. Калька – это слово или выражение

а) ненормативной лексики

б) понятое буквально

в) поморфемно переведенное с одного языка на другой

15. Создатель современного русского литературного языка –

а) М.В. Ломоносов

б) А.С. Пушкин

в) С.И. Ожегов

г) В.И. Даль

16. Филология – это наука

а) о языке

б) о литературе

в) о культуре речи

г) о языке и литературе

17. Язык выполняет функцию

а) коммуникативную

б) методологическую

в) экологическую

18. Литературный язык – это форма языка

а) книжного

б) межнационального

в) общенационального

19. Просторечная лексика употребляется в речи … людей

а) малообразованных

б) высокообразованных

в) всех

20. Сфера использования официально-делового стиля

а) научная

б) общественно-политическая

в) административно-правовая

21. Стандартизованность – важнейший признак стиля

а) официально-делового

б) газетно-публицистического

в) разговорного

22. Стиль, предполагающий не только передачу информации, но и воздействие на слушателей (читателей), - это стиль

а) научный

б) газетно-публицистический

в) деловой

23. Речь, в которой нет чуждых литературному языку слов и оборотов, называют

а) правильной

б) точной

в) уместной

24. Слово как часть речи и его лексико-грамматические признаки изучает

а) лексикология

б) фразеология

в) морфология

25. Древнерусский язык – это разговорный язык славян

а) западных

б) восточных

в) южных

26. Слово и его морфемный состав с точки зрения происхождения изучает

а) лексикология

б) этимология

в) морфология

27. Русский общенациональный язык как средство общения используется

а) всеми гражданами России

б) лишь жителями определенных территорий

в) представителями определенных социальных групп

28. Основной знак языковой знаковой системы – это

а) текст

б) предложение

в) слово

29. Высшей формой общенационального языка является

а) экспрессивная лексика

б) книжная лексика

в) литературный язык

30. Метафора – это

а) образное выражение

б) прямое уподобление

в) скрытое уподобление

31. Функциональный стиль – это система языковых средств, которая используется

а) только в письменной речи

б) только в деловой речи

в) в определенной сфере общественной деятель ности

32. Литературный язык обслуживает

а) только межнациональное общение

б) политику, право, культуру, образование, меж национальное и бытовое общение

в) только сферу литературного творчества

33. Культура речи рассматривает

а) происхождение слов

б) лексическое значение слов

в) вопросы соблюдения языковых норм и уместность употребления изобразительно - выразительных средств

34. Нормы русского литературного языка включают в себя нормы

а) орфографии и пунктуации

б) орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные

в) орфоэпические и лексические

г) стилистические и грамматические

35. Книжные стили:

а) научный, официально-деловой, газетно-публицистический

б) литературно-художественный, официально-деловой, газетно-публицистический

в) литературно-художественный, научный, газетно-публицистический

36. В сфере бытового общения используется стиль

а) литературно-художественный

б) разговорный

в) официально-деловой

37. Термин «правильность речи» означает

а) умение говорить красиво

б) соблюдение языковых норм современного русского литературного языка

в) умение говорить убедительно

38. Лучшим вариантом выражения несогласия является:

а) Вы не правы, и я Вам это сейчас докажу

б) Вы глубоко ошибаетесь

в) Пока наши позиции не совпадают, но, возможно, я ошибаюсь

39. Слова языковедение, языкознание, лингвистика – это

а) омонимы

б) синонимы

в) паронимы

40. Слова а тлас и атл а с – это

а) омофоны

б) омографы

в) паронимы

41. Слова бурлак, барин – это

а) историзмы

б) архаизмы

в) окказионализмы

42. Слова кочет, лыва – это

а) архаизмы

б) диалектизмы

в) окказионализмы

43. Слова длань, зеница – это

а) историзмы

б) архаизмы

в) диалектизмы

44. Слова отксерить, пиарить – это

а) окказионализмы

б) неологизмы

в) историзмы

45. Выражения как с гуся вода, седой как лунь – это

а) свободные словосочетания

б) фразеологизмы

в) крылатые слова

46. Выражения любви все возрасты покорны и дым Отечества нам сладок и приятен – это

а) фразеологизмы

б) свободные словосочетания

в) крылатые слова

47. Святая святых, (беречь) как зеницу ока – эти фразеологизмы

а) исконно русские

б) пришли в нашу речь из старославянского языка

в) пришли в нашу речь из античной мифологии

48. Ахиллесова пята, альфа и омега – эти фразеологизмы

а) исконно русские

б) пришли в нашу речь из старославянского языка

в) пришли в нашу речь из античной мифологии

49. Сгущать краски, попасть впросак – эти фразеологизмы

а) возникли путем метафоризации словосочетаний из профессиональной речи

б) пришли в нашу речь из старославянского языка

в) пришли в нашу речь из античной мифологии

50. В основе оборота в подметки не годится -профессиональная лексика

а) плотников

б) сапожников

в) водителей

г) врачей

51. В основе оборота в час по чайной ложке профессиональная лексика

а) плотников

б) сапожников

в) водителей

г) врачей

52. Речевой этикет – это

а) национально специфичные правила речевого поведения, реализующиеся в системе устных формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях вежливого контакта с собеседником

б) совокупность устных и письменных средств, с помощью которых освещаются и разрешаются правовые вопросы, коллизии

в) тип речевого взаимодействия, нацеленный на поиск слабых мест в аргументах собеседника

53. Чтобы дать возможность человеку сохранить «лицо», лучше сказать так:

а) Надеюсь, Вы еще подумаете над тем, о чем мы с Вами говорили

б) Ну вот, убедил же я Вас!

в) Не обижайтесь, но я прав!

г) Вот Вы и вынуждены со мной согласиться

54. Чтобы ваши доводы были приняты собеседником, лучше выразить свою мысль так:

а) Вы просто из упрямства не хотите со мной согласиться

б) Мне не хотелось бы, чтобы мы с Вами занимали диаметрально противоположные позиции

в) От того, примете Вы мои доводы или нет, убедительность их не страдает

55. Толерантность речи – это тип речевого взаимодействия, нацеленный на

а) соблюдение каждым из его участников коммуникативных прав и обязанностей цивилизованного общества

б) признание за каждым его участником права последнего, решающего слова

в) поиск слабых мест в аргументах собеседника

Отметьте неверный вариант ответа

56. Культура речи включает в себя такие аспекты, как

а) нормативный

б) социологический

в) этический

57. В письменном тексте могут быть ошибки

а) орфоэпические

б) грамматические

в) стилистические

58. В литературном языке выделяют такие стили, как

а) нейтральный

б) дидактический

в) разговорный

59. К числу грубых речевых ошибок относятся

а) инверсия

б) плеоназм

в) тавтология

60. Язык в обществе выполняет функции

а) общения

б) сообщения

в) поддержки

Укажите, выбрав верный вариант ответа, какие изобразительно-выразительные средства используются в данных фрагментах

61. Голос уверенности звучит громко и властно. Тих и нетороплив голос сомнений. Но пока не затихнет голос сомнений, не может звучать голос уверенности.

а) антитеза

б) метафора

в) оксюморон

62. В течение восьми дней представители всего местного общества с напряжением следят за ходом процесса. В течение восьми дней подсудимым даны были всевозможные средства к оправданию.

а) ирония

б) анафора

в) гипербола

63. Не каждый ли день наши гражданские дела начинаются рядом споров о них? Это – болезнь наша.

а) эпифора

б) синекдоха

в) риторический вопрос

64. Да, пред нами убийственная неправда, но нет убийства.

а) оксюморон

б) сравнение

в) каламбур

65. Деревянный голос его был тверд и спокоен.

а) гипербола

б) эпитет

в) градация

66. И понемногу в сердце начинает закрадываться сладкая тоска.

а) оксюморон

б) каламбур

в) градация

67. И не стыдно ли, когда у нас такой чудесный, такой богатый, выразительный, многоцветный язык, говорить и писать на канцелярите

а) риторический вопрос

б) риторическое обращение

в) инверсия

68. Большие воды не могут погубить любви, и реки не зальют ее.

а) риторическое восклицание

б) гипербола

в) градация

Выберите верный вариант ответа

69. В каком варианте ударение поставлено правильно?

а) обесп е чение

б) обеспеч е ние

70. В каком варианте ударение поставлено правильно?

а) ходат а йство

б) ход а тайство

71. В каком варианте нет ошибки?

а) по прибытию в Москву

б) по прибытии в Москву

72. В каком варианте нет ошибки?

а) поступить согласно приказу

б) поступить согласно приказа

73. В каком варианте категория рода у слова указана верно?

а) резюме – мужской род

б) резюме – средний род

74. В каком варианте категория рода у слова указана верно?

а) шампунь – мужской род

б) шампунь – женский род

75. В каком варианте нет грамматической ошибки?

а) заведующий сбербанка

б) заведующий сбербанком

76. В каком варианте нет грамматической ошибки?

а) защитные кремы

б) защитные крема

77. В каком словосочетании есть синекдоха?

а) физическое лицо

б) удачная фотография

в) горячая душа

78. В каком словосочетании есть метонимия?

а) столовое серебро

б) золотые руки

в) львиное сердце

Соотнесите слово и его значение в данном

словосочетании

79. ДУБОВЫЙ

1) дубовые яблоки а) сделанный из дуба

2) дубовая голова б) жесткий, несъедобный

3) дубовый стол в) тупой, несообразительный

г) грубый, неуклюжий

80. КНОПКА

1) канцелярская кнопка а) маленький человек

или ребенок

2) она совсем кнопка б) застежка из 2-х

входящих друг

в друга частей

3) перчатки на кнопках в) тонкий короткий

гвоздик с плоской

шляпкой

г) подвижная пуговка

для замыкания / размыкания в цепи тока

Внесите в таблицу выбранные вами варианты ответов

№ зад. От вет № зад. От- вет № зад. От- вет № зад. От- вет № зад. От- вет
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
              1)- 2)- 3)-   1)- 2)- 3)-

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2005
  2. Воробьева И.В., Лукашова Т.А. Профессиональная и деловая речь. Часть II. Научная речь. Учебное пособие для студентов строительных специальностей. - М.: МИИТ, 2010
  3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2001
  4. Данцев А.А., Нефедова Н.В. русский язык и культура речи для технических вузов. Ростов н/Дону, 2001
  5. Дунев А.И., Дымарский М.Я., Кожевников А.Ю. и др. Русский язык и культура речи. Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2003
  6. Ильясова С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. – М.: Флинта, 2009
  7. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка. Почему так не говорят по-русски. Пособие по культуре речи. – М.: Флинта: Наука, 2009
  8. Культура русской речи. Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. Граудиной Л.К. и проф. Ширяева Е.Н. – М.: НОРМА, 2001
  9. Петров О.В. Основы судебного красноречия. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2007
  10. Русский язык и культура речи. Учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2001
  11. Серпикова М.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для студентов всех специальностей университета. – М.: МИИТ, 2008
  12. Серпикова М.Б., Шехурдина Т.А. Пишем реферат, доклад, курсовую работу. Учебное пособие. – М.: МИИТ, 2008
  13. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. – М.: Айрис – пресс, 2007

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М., 1971

2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. -М.: Русский язык, 1989

3. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. - М.: Русский язык, 1994

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. – М.: Русский язык, 1998

5. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – М.: Русский язык – Медиа, 2005

6. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1989

8. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. - М.: Русский язык, 1989

9. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1988

10. Толковый словарь русского языка ХХ века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской. - СПб., 2000

11. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. Словарь - справочник / Под ред. К.С. Горбачевича. - Л., 1974

12. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка (4-х томный). - М., 1986

13. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А И. Молоткова. - М.: Русский язык, 1986


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: