Тема 3. Медицина и фармация Древнего Египта

Египет - древнее государство в нижнем течении реки Нил, в северо-восточной Африке.

Заселение территории Египта восходит к эпохе палеолита. В Х-VI тысячелетии до н.э., когда климат был более влажным, кочевавшие по территории Египта разрозненные племена жили в саваннах, окружавших Нил, дельта и долина которого были ещё заболочены. Племена занимались собирательством, охотой, а позднее и рыболовством. Изменение климата в эпоху неолита, приведшее к иссушению саванн, принудило их спуститься в пойму Нила. Среди них были протосемиты, берберы и кушиты, из смешения которых к 4-му тыс. до н. э. образовался египетский народ.

Увеличение населения, которое не могло уже существовать за счёт охоты и рыболовства, ускорило переход к скотоводству и земледелию, что обусловило появление территориальных общин. Нужда в дополнительной площади, пригодной под посевы, вызвала необходимость создания сети осушительных каналов и дамб, для сооружения которых использовался труд общинников и рабов, захваченных при междоусобных войнах. Древнейшие земледельческие поселения в Египте были очагами последовательно сменявшихся в 5-4-м тысячелетии до н.э. культур. Использование подневольного труда способствовало социальному расслоению общины, выделению родовой знати и превращению вождей племён в царьков. Возникли примитивные государственные образования, к которым, вероятно, восходит часть более поздних административных округов Египта. Между ними велась борьба за землю, скот и рабов. Около середины 4-го тысячелетия до н.э. образовались два царства: на Севере — Нижний Египет, на Юге — Верхний Египет (с центрами, соответственно, в Буто и Иераконполе). Окончательно всю страну объединил около 3000 лет до н.э. царь Юга Менес (Мена), который захватил Нижний Египет и основал крепость «Белые стены», ставшую в 28 в. до н.э. столицей Египта. С объединения Египта началась династическая эпоха (всего до второго завоевания Египта персами в 341 году до н.э. было 30 династий). Страна превратилась в централизованную восточную деспотию. Она обеспечивала создание общей для всего государства системы ирригационных сооружений.

Раннее царство (около 3000 - около 2800 лет до н.э.). Этот период охватывал время правления первых двух династий. Оно характеризовалось развитием ирригационного хозяйства, совершенствованием каменных и медных орудий, появлением гончарного круга, расширением меновой торговли. В это время формировались государственный аппарат и обслуживавшая его прослойка чиновников-писцов; выделились административные округа - номы во главе с номархами; систематически предпринимались грабительские походы: на Юге в Куш (Нубию), против ливийцев на Северо-Западе и бедуинов Синайского полуострова, где находились медные рудники. Каждый такой поход не обходился без жертв. Помощь в очередном сражении существо, по их мнению, оказывали боги, как в победе, так и исцелении раненных.

Первыми медицинскими божествами были Осирис – символ животворящего солнца и благодатного Нила и его сестра и супруга - Исида. В памятниках египетских древностей сохранился прекрасный миф о страданиях и борьбе этой четы, о подвигах их сына Гора. О медицинских способностях Исиды свидетельствует миф о том, что эта богиня, найдя своего сына убитым титанами, возвратила его к жизни и сделала бессмертным, научила его медицине и искусству отгадывать будущее. Сложные лекарства, носившие название Исиды, были еще в ходу во времена Галена.

Осирис - в древне-египетской мифологии один из наиболее почитаемых богов, культ которого из г. Бусириса (где он первоначально почитался) в середине 3-го тыс. до н.э. распространился по всей стране (центром культа Осириса стал г. Абидос). Согласно мифам, Осирис считался сыном бога земли Геба и богини неба Нут, его сестрой и супругой была Исида, сыном - Гор. Унаследовав царство отца, Осирис управлял им мудро и справедливо. Брат его, злой бог пустыни Сет, завидуя ему, убил Осириса, а тело бросил в Нил. Исида нашла тело мужа, но Сет выкрал его и, разрезав на 40 частей (по числу номов), разбросал по Египту. После долгих поисков Исида собрала их и с помощью магических заклинаний оживила Осириса Миф об Осирисе, умирающем и воскресающем боге, характерный для земледельческих народов, символизировал умирающую и воскресающую природу. Осирис считался богом зерна, виноделия, дарующим жизнь и влагу, покровителем и судьей мёртвых. В греко-римскую эпоху культ Осириса широко распространился за пределами Египта. Миф о нём оказал существенное влияние на формирование мифа о Христе. Изображался Осирис обычно в виде мумии.

Исида, в древнеегипетской мифологии одна из наиболее почитаемых богинь, культ которой впоследствии широко распространился и за пределами Египта (в Малой Азии, Сирии, Греции, Италии, Галлии и др.). Супруга и сестра Осириса, мать Гора, И. считалась олицетворением супружеской верности и материнства. Почиталась также как богиня плодородия, воды и ветра, волшебства, охранительница умерших, позднее - как богиня мореплавания. Изображалась женщиной с головой или рогами коровы. Сохранившееся изображение Исиды с младенцем Гором на руках повлияло на иконографию богоматери.

К этой эпохе относится деятельность ученного имхотепа - древнеегипетский архитектор, верховный сановник, первого врача - специалиста. Имхотеп - обожествленный впоследствии древний мудрец, сподвижник одного из фараонов третей династии Покровитель ученых, писцов, врачей - он изображался в виде человека с развернутым папирусом в руках. Его главный храм был в Мемфисе, где находилась также и знаменитая медицинская школа.

Величайшим уважением пользовался бог Тот, который изображался в виде человека с головой ибиса или в образе павиана (символы мудрости). Он считался другом и секретарем Осириса, изобретателем культуры оливкового дерева, языка, письменности, религиозных обрядов, арифметики, геометрии, астрономии, музыки и в особенности медицины.

Тот - в древнеегипетской мифологии бог луны, мудрости, письма и счёта, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства. Центром культа Тота был г. Гермополь Великий. Согласно мифам, на загробном суде Осириса Тот ведал записью деяний умершего. В древнегреческой мифологии отождествлялся с Гермесом.

Все лечебное дело находилось под покровительством бога Тота, которого называли «Фарма-ци» или «Фарма-ки», что означало «защитник», «исцелитель». Отсюда и произошло слово фармация, фармацевт, фармакопея и др.

Занятие медициной передавалось по наследству. Начиная с первых династий, в Египте существовали особые учреждения – «дома жизни», где будущие врачи получали образование. Многие из этих «домов жизни» были знамениты и пользовались международной славой. Закончив свое образование по разным специальностям, врачи служили в качестве лейб-медиков при дворах царей или становились наставниками медицины. Их приглашали для консультаций в особо сложных случаях. Обыкновенно за советами обращались в тот или иной храм, который от себя уже командировал врача. Врачи не получали от выздоравливающих гонорар. Жили они как все жрецы, доходами отчасти от имений, принадлежавших храмам, отчасти от выделяемой в их пользу части государственных сборов, отчасти от жертвоприношений тому храму, который дал врача.

Древнее царство (около 2800 - около 2250 лет до н. э.) началось с воцарения первого царя III династии Джосера. В этот период продолжали развиваться сельское хозяйство, ремесло, торговля и строительство. Наряду с общинным появилось частное землевладение. Укрепился бюрократический аппарат, возглавляемый верховным сановником - тчати (визирем). Могущество фараона, который был также верховным жрецом и считался верховным собственником земли и подданных, достигло апогея; древняя номовая знать в большинстве стала придворной.

Развитие ремесла, сельского хозяйства оказало значительное влияние для медицины и фармации. В Египте непосредственно для лечения использовались такие лекарственные формы, как мази, водные растворы, промывания, впрыскивания, клизмы, компрессы, примочки, настои, отвары и способ окуривания.

Лечение фараонов проводилось в соответствующей строгости и компетентности лекарей, придавая фараонам обожествление и идею неограниченной власти, которая впоследствии воплотилась в сооружении грандиозных гробниц пирамид, особенно при III—IV династиях (пирамиды Снофру, Хеопса, Хефрена, Микерина). При их строительстве широко использовался труд рабов и крестьян.

Первый распад Египта (около 2250 - около 2050 лет до н.э.). В 23-22 вв. Египет распался на ряд враждовавших между собой номов и мелких государств. Это привело к упадку ирригационной системы и, следовательно, сельского хозяйства. В районах, не доступных разливу Нила и не входивших в состав общинных земель, развивалось частное землевладение, что способствовало распаду общины. Расширилась прослойка мелких и средних собственников, нуждавшихся в изделиях ремесла. Развитие ремесла и торговли обусловливало рост городов, заинтересованных в единстве страны, что служило предпосылкой для её нового объединения и восстановления ирригационного хозяйства. Объединение страны осуществлялось постепенно в ходе междоусобной борьбы. На Севере возвысились номархи Гераклеополя (IX и Х династии), на Юге - Фив (XI династия), которые одержали победу над Гераклеополем. Около 2050 лет при Ментухотепе I страна вновь была объединена под гегемонией Фив, которые стали столицей Египта.

Развитие медицины в данный период отражает научность в подходе к лечению различных болезней. Египтяне на основе существующих четырех основных элементов мира (воздух, вода, земля и огонь) разработали учение о четырех основных соках, являющихся носителями этих элементов, составляющих человеческий организм и обуславливающих его здоровье или болезнь. Одновременно возникло учение о пневме, согласно которому в воздухе содержатся невидимые и невесомые вещества, при вдохе приникающие в легкие и сердце и затем разгоняемые по всему телу. Нормальное состояние крови и пневмы предопределяет здоровье человека, а нарушение состояния этих веществ приводит к болезни. С данными воззрениями был связан и характер воздействия на организм: лечение, направленное на удаление из организма образовавшихся в нем гнилостных веществ, дурной крови и паразитов. Это достигалось назначением препаратов, которые вызывали рвоту, опорожнение кишечника, мочеотделение, потовыделение. Арсенал применяемых препаратов говорит о высоком развитии эмпирической фармации в Древнем Египте.

Среднее царство (около 2050 - около 1700 лет до н.э.). Этот период в основном включает время правления XII династии, при которой производились крупные ирригационные работы в Файюмском оазисе. В обширных поместьях знати применялся, очевидно, наряду с трудом рабов труд свободных земледельцев. Появились бронзовые изделия. Расширился обмен с Сирией, Критом, на Юге - с Пунтом. При Сенусерте III был присоединён Куш до 2-го порога Нила. При первых фараонах XII династии междоусобные войны ещё продолжались. Лишь при Аменемхете III (2-я половина 19в.), подавившем номархов, упрочилась центральная власть (столицей Египта стал г. Иттауи). Однако усиление имущественного неравенства вызвало восстание бедноты, которое около 1750 привело к новому распаду страны.

Появление бронзовых изделий привело к новой эпохе медицины. Так, из бронзы изготавливали различные амулеты и примитивные инструменты для врачевания, а также посуду, используемую для врачевания, изготовления и приема лекарств. С помощью амулетов египтяне оберегались от укусов змей и скорпионов, перегрева и т.п. А с помощью инструментария проводились различные укалывания, исследование доступных полостей и т.п.

Второй распад Египта (около 1700 - около 1580 лет до н.э.). Около 1700 в Египет вторглись с Северо-Востока племена гиксосов, захвативших большую часть страны почти на 110 лет. Их цари, обосновавшиеся в Аварисе (северо-восточная часть Дельты), образовали XV и XVI династии. В Фивах удержались местные правители (XVII династия). Принадлежавшие к ним фараоны Секененра и Камос начали освободительную войну, завершенную их преемником, основателем XVIII династии Яхмосом I (Амасисом), который изгнал около 1580 года гиксосов из Египта.

Новое царство (около 1580 - около 1070 лет до н.э.). В это время стала шире применяться бронза, появились первые изделия из железа, совершенствовались техника обработки металла, конструкция ткацкого станка и плуга, получили распространение колёсные повозки, развивалось стеклодельное ремесло. Из покорённых и соседних стран в качестве дани и путём обмена доставлялось сырьё: серебро, свинец, медь, лес из Сирии и Палестины, золото, слоновая кость из Куша, благовония, ценные породы деревьев из Пунта. Сохранились известия о флоте, снаряжённом царицей Хатшепсут в Пунт. Небывалых прежде размеров достигло частное рабовладение. Десятки тысяч рабов приводились после успешных походов. На развитие фармации значительное влияние оказали изготовители красок, мыловары, красильщики, стеклодувы.

Поздний (ливийско-сансский и Персидский) период (около 1070-332 года до н.э.) характеризуется повсеместным распространением железа (с 7-6 вв. до н.э.), широким развитием денежного обращения и ростовщичества, разорением трудящихся масс, дальнейшим распространением кабального рабства и в то же время попытками запрещения порабощения за долги. После очередного распада Египта во 2-й половине 11 - начале 10 вв. предводитель ливийских военных поселенцев Шешонк в середине 10 в. воцарился в Бубастисе и положил начало XXII династии, фараоны которой стремились объединить Египет в единое государство. Во 2-й половине 8 в. до н.э. Египет попал под власть Куша (XXV династия), а в 671 до н.э. был завоёван ассирийцами. Освободить и объединить страну удалось правителю Саиса Псамметиху I (правил в 663—610 г.г.) с помощью греческих и карийских наёмников. Однако ослабленный Египет не мог отразить армию персидского царя Камбиса и в 525 году до н.э. был покорён и включен в Персидскую империю. Это облегчило дальнейшее расширение торговых связей, особенно с Грецией и Малой Азией. Около 404 года до н.э. Египет временно добился независимости, но в 341 году до н.э. был вновь покорён персами, а в 332 году до н.э. завоёван Александром Македонским.

В 5 веке до н.э. в Египте была хорошо развита практическая технология дубления, крашения, изготовление моющих средств и парфюмерии. «Химики-технологи» были лишь практиками, теория в те времена развита не была и мало что значила. Умельцы устно передавали свой богатый опыт.

Греко-римский период (332 год до н.э. - 395 год н.э.). После 332 года до н.э. Египет стал частью эллинистического мира. Основанный Александром Македонским на побережье Средиземного моря г. Александрия являлся крупнейшим эллинистическим торговым и культурным центром; в Египте возникли новые центры ремесла и торговли, расширились торговые связи (вплоть до Аравии и Индии), произошло органическое слияние культур государств Запада и Востока Дальнейшее расширение торговли и денежного обращения благоприятствовало развитию ростовщичества. Тяжёлый налоговый гнёт и система государственных монополий заставляли земледельцев и ремесленников покидать поля и мастерские. К концу 2 века до н. э. заметно сократилось производство, сузился рынок, наступил экономический и политический кризис. В 639—642 годах Египет был завоёван арабами.

В период Древнего царства при дворце фараона были созданы школы, в которых обучали будущих писцов. Позднее появились школы при храмах, а в период Нового царства - при крупных государственных учреждениях. В школах обучали мальчиков от 5 до 16 лет; начиная с 12 лет ученики выполняли работу писцов в канцеляриях. Занятия продолжались с раннего утра до позднего вечера; в школе царила суровая дисциплина, применялись телесные наказания. Основными предметами были чтение, письмо и счёт. Обучение грамоте состояло из заучивания иероглифов, устного чтения текста (обычно читали хором нараспев) и письменных упражнений. Писали тонкой тростниковой палочкой чёрной краской; красной начинали новый абзац (отсюда выражение «красная строка»). Сначала писали на черепках глиняных сосудов и обломках известняка. Когда ученик овладевал письмом, ему разрешали писать на длинном узком свитке папируса. Существовали школы при храмах, где, помимо общих предметов, давали религиозное образование, а, кроме того, обучали астрономии и медицине.

Бальзамирование умерших, что сопряжено со вскрытием тела, способствовало ознакомлению с анатомией и накоплению хирургического опыта. Были изучены функции сердца, открыт закон кровообращения, имелись некоторые представления о функциях мозга. С периода Древнего царства намечается специализация врачей, лечивших болезни и повреждения различных органов. Они производили трепанацию черепа, пломбировали зубы, накладывали хирургические шины, для чего имелись наборы хирургических инструментов. Однако вполне рационалистические представления переплетались с верой в магию, колдовство, заклинания.

Мумификация, изготовление благовоний, лекарств, красок и т.п., а также опыт, полученный при выделке стекла и фаянса, благоприятствовали развитию химии. Для окрашивания стеклянных сосудов применялись в качестве примесей марганец, кобальт, окись цинка.

Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла длительный путь развития до сложных теологических систем восточной деспотии. Для неё характерно прочное сохранение древнейших верований на всём протяжении истории Древнего Египта: фетишизма, обожествления растений и особенно зооморфизма (культа животных). Почти каждое египетское божество почиталось в виде какого-либо животного. Так, бога Анубиса почитали в виде волка, богиню Баст - в виде кошки, бога мудрости Тота - в виде ибиса или павиана, бога Гора - в виде сокола и т. д. На более позднем этапе наблюдается антропоморфизация божеств (т.е. наделение их человеческими качествами). При этом старые представления не исчезли, но стали сочетаться с новыми. Так, бог Тот — в виде человека с головой ибиса, и т. д. Убийство священного животного наказывалось смертью. Священных животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили на особых кладбищах. Переход от охотничьего хозяйства к земледелию и скотоводству привёл к значительным переменам в религиозных верованиях.

У древних египтян был широко распространён культ мёртвых. По поверьям египтян, достичь вечного блаженства мог только тот, у кого тело, считавшееся прибежищем души, было сохранено в целости. Отсюда обычай мумификации трупов. Для сохранения мумифицированного тела строилась гробница, которая снабжалась предметами, употреблявшимися покойным при жизни.

Источниками сведений о медицине и фармации Древнего Египта являются:

1) Германские книги, из 42 этих книг 6 касаются медицины.

2) папирус Кахунский.

3) папирус Эберса.

4) папирус Бругша - найден в Мемфисе.

Древнейшие сведения о лечении животных относятся к 4-му тысячелетию до н.э. Папирус, найденный в г. Кахуне (Египет) в 1889 переведённый советским академиком В. В. Струве, содержит описание некоторых болезней домашних животных, что говорит о том, что в Древнем Египте наряду с медицинскими науками преподавали и ветеринарию. Самый древний папирус - Кухунский - главное внимание уделяет эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержит религиозных мотивов

В древнеегипетских папирусах Эберса (3-2-е тысячелетие до н.э.) есть указания на некоторые приёмы оказания помощи при трудных и осложнённых родах. Также имеются первые систематизированные сведения о лекарственных веществах в папирусе Эберса (17 в. до н.э.). Он состоит из 110 страниц по 22 строки каждая и имеет надпись «Книга приготовления лекарств для всех частей тела».

Еще более близкий к нам по времени папирус Бругша пропитан религиозной мистикой и содержит много указаний на магические процедуры и молитвословия, относящиеся к медицине и фармации.

Понятие о причинах возникновения болезней жрецы связывали с богами. Но наряду с этим египтяне признавали естественные причины болезней: была известна роль кишечных паразитов, лечение которых рассматривалось как изгнание невидимых червей, будто бы вызывающих ряд болезней.

Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существовать после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование. Бальзамирование охватывало только привилегированную верхушку - жрецов, царей, наиболее состоятельных людей.

Анатомия и физиология древних египтян была весьма скудна. Животные считались священными, и бальзамирование трупов большей частью ограничивалось такими приемами, которые не позволяли детально изучить человеческое тело: так, например, бальзамирование состояло в погружении тела в натриевую щелочь или раствор поваренной соли, во введении кедрового масла в анальное отверстие.

Болезнь египтяне рассматривали как результат изменения различных частей тела и в особенности - крови.

В папирусе Эберса представлено около 800 рецептов и большинство из них оказывали опорожняющее действие. Другие лечебные средства ставят своей целью возбудить отрыжку и отход газов. Медицина находилась в руках касты жрецов, которые должны были строго выполнять все предписания ритуала: лишения, умеренность, обрезания, крайнюю опрятность, омовение днем и ночью. Такие же строгие предписания распространялись на весь народ.

Египтянам были известны в большом количестве лекарственные вещества и разнообразные формы их приготовления. Право приготовления лекарства имели только люди, принадлежавшие в высшей касте священнослужителей. Применялись простые и сложные вытяжки, отвары, кашицы, мази, пасты, растворы, промывательные отвары, пилюли (без меда для мужчин и с медом для женщин), полоскания, втирания (растительное масло с цветками ромашки при болезнях сосудов и нервов), компрессы, клизмы (их изобретение приписывается египтянам), пластыри, примочки (из меда – при опухолях желудка), горчичники, припарки (при гнилостных болезнях), окуривания. Сигнатуры были такие: «утром» и «вечером». В ходу были курительные средства – «кифи», изготовлявшиеся в виде шариков из можжевеловых ягод, ладана, мирра, мастика, аира, стирикса, изюма, вина, и даже асфальта. При изготовлении и перед приемом лекарства обязательно произносилась молитва. Что же касается окуривания, то в Древнем Египте большим спросом пользовался ладан - ароматическая смола, добываемая из надрезов коры деревьев семейства бурзеровых, произрастающих на побережье Красного моря. Ладан ценился египетскими жрецами не только за его свойство распространять при сжигании благоухание, достойное богов, но и за способность пресекать распространению болезней. Вот почему это вещество входило также в состав смесей для окуривания жилищ и одежд больных.

Во время операций египтяне использовали анестезирующие вещества – растирание соком мандрагоры. На кровоточащую рану накладывали кусок «сырого мяса» (прародитель гомеостатической губки), затем края сшивали с помощью иглы и нитки. Если рана не была обширной, то на нее крестообразно накладывали пластырь. Гноящиеся раны посыпали хлебной или древесной плесенью. При изготовлении лекарств древние египтяне использовали соответствующие технологические приемы: измельчение, просеивание, настаивание, процеживание, отжимание.

В качестве лекарств употреблялись хлебные растения, продукты кедра, смоковницы, пальмовое вино, уксус, белена, мак снотворный, мята, папирус, подорожник, смола, бальзамы, касторовое масло и вино, пиво, пивные дрожжи, порошок гнилого дерева, ладан, мирра, финиковый мед, тесто, полынь, алоэ, морской лук, опий (одно из главных средств) и др. Были известны ядовитые свойства стрихнина. В число лекарственных средств животного происхождения входили молоко женщин, коров и ослиц, мед – при лечении глаз, бычья желчь, жиры, мозг, печень, кровь животных, волосы, зубы, кислое молоко, моча, помет и т.д.

В рационе древнеегипетской медицины, встречаются препараты, названия которых не может не вызвать недоумения, например, мазь из толченного черепа осла, настой на зубе этого животного, настойки на экскрементах различных животных. Но если критически подойти к названиям этих лекарственных веществ, то можно предположить, что это лишь фольклорное наименование целебных трав и веществ.

Гораздо беднее были представлены минеральные средства: в качестве лекарственных средств применялись селитра, медный купорос, квасцы, поваренная соль и др.

С целью сокрытия лекарственных средств от народа жрецы давали лекарствам самые замысловатые названия по имени различных богов. Одни и те же синонимы присваивались различным лекарственным средствам, поэтому сейчас трудно определить, что представляли собой те, или иные лекарственные средства, хотя такие попытки сделаны.

Например, порошок «Пульвис – мумия»: мумию растирали в порошок и из этого порошка приготовляли лекарство. В новое время, когда мумии стали встречаться реже, порошок стали изготавливать из черепа, и даже в 18 веке люди пользовались подобными средствами.

Достижения египтяне в области химии были столь прославлены в древнем мире, что некоторые авторы склонны к мнению о том, что слово «химия» восходит к старинному названию Египта – «Кемет». Древним египтянам были известны шесть металлов: железо, свинец, олово, медь, серебро и золото. Они знали процесс получения золота, металлургия которого, не претерпев существенных изменений, перешла от египтян к другим народам, включая римлян. В Египте умели восстанавливать железные руды в плавильных печах, по-видимому, знали и процесс закалки. Олово в чистом виде использовалось египтянами для украшения надгробий. Благодаря существованию естественных запасов соды, этот препарат стал применяться в Египте как в фармации, так и при получении стекла. Следует напомнить также о приготовлении хлеба и вина посредством сбраживания виноградного сока, пива, уксуса, растительных и животных жиров, о духах из эфирных масел, о получении керосина. Многие названия веществ, употребляемых в Древнем Египте, дошли до нашего времени, например, натрия, сурьма.

Важную роль у египтян играла гигиена. Они полагали, что в пищевых продуктах содержатся элементы, вызывающие заболевания, и что можно предохранить себя от болезней, периодически освобождая свой организм от излишков: испорченных соков, воздуха, гнилостных веществ, дурной крови. Поэтому практиковалось каждые три дня очищение организма, заключающееся в приеме рвотного, слабительного, в промывании кишечника, в потении или полном воздержании от пищи. Гигиенические знания и мероприятия служили делу сохранения здоровья, предупреждения болезней и продления жизни.

Медицина и фармация Древнего Египта оказали большое влияние на медицину Древней Греции, а также других государств. Но сама египетская медицина с самых древних времен была поставлена в строго религиозные рамки, исключающие всякую возможность свободного исследования. При таких условиях она не могла идти вперед, и так и застыла, просуществовав в этом виде многие тысячелетия.

Те­ма 8. Развитие фармации в средние века. Фармация в странах арабского Востока

Термин «средние века» точнее «средний век», возник в Италии в XV – XVI вв. в среде гуманистов, которые таким образом отделили свое время от истории древнего мира. Позднее понятие «средние века» значительно расширилось как во времени, так и в пространстве. Его стали применять для обозначения периода всемирной истории, главной социально-экономической характеристикой которого является феодальный способ производства.

Условно период феодализма определяется – от падения Древнего Рима в V веке до буржуазной революции в Англии до середины XVII века. Во всех странах феодализм прошел 3 основных периода развития, а эпоха средневековья, которая явилась временем становления, развития и упадка феодализма, также условно делится на 3 периода.

1. V в. – XIв. – раннее средневековье, характеризуется феодальной раздробленностью, низким уровнем развития производительных сил, господством натурального хозяйства, небольшим числом малонаселенных городов.

2. XI – XV вв. – развитое средневековье, характеризуется ростом производительных сил, отделением ремесла от сельского хозяйства, объединением ремесленников в цеха, ростом городов, расширением товарно-денежных отношений.

3. XV – XVIII вв. – позднее средневековье – эпоха Возрождения, характеризуется разложением феодализма, зарождением капиталистического способа производства.

Непосредственной приемственницей Древней Греции и Древнего Рима явилась византийская империя. Просуществовавшая 10 веков с 395 г. по 1453 г. Византийская империя (Восточная Римская империя) со столицей Константинополем была экономически прочная и самым культурным государством Европы до XII века. Именно Византия сохранила античные традиции, преемственность которых в Западной Европе была нарушена. Одним из выдающихся достижений многонациональной византийской культуры было изобретение в IX веке братьями Кириллом и Мефодием славянской азбуки-кириллицы, положившей начало славянской письменности. В IX веке установились тесные связи Византии с Киевской Русью.

Главными источниками и основой медицинских знаний в Византии были «Гиппократов сборник» и сочинения Галена. Необыкновенный интерес к лекарственным растениям в империи привел к тому, что ботаника превратилась в практическую часть медицины, занимающуюся исключительно целебными свойствами растений. Основным источником знаний были труды Теофраста (372-287гг. до н.э.) и римского врача Диоскорида, сочинение которого «О врачебной медицине» было непревзойденным учебником по лекарственной терапии.

Одним из самых выдающихся врачей Византии был Орибасий из Пергама (325-403 г.г.). Для нас интересна его работа «Общедоступные лекарства» (конец IV в.). Она предназначалась для людей, не имевшим врачебного образования и занимавшихся приготовлением лекарств в домашних условиях и книга по лекарствоведению «Opus medicomentorum» Николая Мирежи XII века.

Византийская империя стояла особняком от всей Западной Европы, в отличие от Византии, преемственность античных традиций была нарушена в Западной Европе.

Мировоззрение средних веков было теологическим, церковная догма являлась исходным пунктом всякого мышления. Незыблемым было поклонение священному писанию и церковным авторитетам. Любая попытка критического отношения к священному писанию и церковным авторитетам «объявлялось ересью» и с ней боролась инквизиция.

В эту эпоху большое влияние на фармацию имели алхимия, астрология, магия, а под фармацией понимали изгнание духов лекарствами. В период средневековья химии, как науки не существовало: шло количественное и качественное накопление сведений практического характера, составлялись специальные руководства по производству разнообразных веществ, главным образом - красителей и лекарств. И занимались этим алхимики, которые появились в первые века нашей эры, особого развития алхимия достигла в средние века.

Алхимия – это донаучный период в развитии химии, который начался в Александрии в III – IV вв. н.э. и продолжался в Западной Европе до начала XVI века.

Свое название алхимия получила в арабский период. Само слово «алхимия» состоит из арабской приставки «ал» и «кимия», что означает «камень мудрости». Согласно другому мнению «Chymea» - наливание, настаивание. Согласно еще одному мнению, корень в слове алхимия означает не только «чернозем», но и «черную страну», так называли Древний Египет.

Алхимический период в истории химии и фармации (IV – XVI вв.) характеризуется не только распространением спекулятивной и «опытной» алхимии, но и одновременно развитием практической, ремесленной химии. Однако было бы несправедливо приписывать последней все приращения химических знаний в алхимическом периоде. В каждом направлении алхимии можно увидеть зачатки положительных знаний. Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения практически ценных соединений и смесей (минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов); создание и улучшение приемов лабораторной работы (перегонка, возгонка, фильтрование), изобретение новых лабораторных приборов (например, печей для длительного нагревания, перегонных кубов и др.).

Алхимики верили в трансмутацию металлов и возможность получения химическим путем золота, серебра, занимались поисками философского камня и эликсира долголетия, который бы избавил человека от болезней и обеспечил бы даже бессмертие. Остатки алхимических снадобий еще живы в 20-х годах нашего века. В 1922. в московской аптеке был найден штанглас с надписью "Oleum philosophorum", с неизвестным маслом.

Алхимики описывали свои результаты на языке, доступным только посвященным. Особую тайну составляли рецепты получения философского камня. Для обозначения веществ и проводимых с ними операций применяются иносказания, заимственные из мифологии, астрологии. Если учесть, что чуть ли не каждый алхимик употреблял свои собственные термины, то становится очевидной крайняя трудность расшифровки алхимических рецептов, к тому же неизвестно какие примеси содержались в веществах, которыми пользовались алхимики. Ведь их препараты не сохранились.

Вот, например, рецепт получения философского камня, подлежащий испанскому алхимику Раймонду Луллию (1236-1315)

«Чтоб получить эликсир мудрецов или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай пока она не превратится в зеленого льва. После этого, покаливай сильнее, и она превратится в красного льва...

Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри ее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого дракона черного, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он проглотил свой хвост и снова дистиллируй продукт. Наконец мой сын, ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».

Позже ученым удалось расшифровать некоторые термины, оказалось что, «философская ртуть» - это свинец, «зеленый лев» - желтая окись свинца, «красный лев» - красный сурик, «черный дракон» - черная масса из раздробленного свинца и т.д.

Алхимик живет в мире символов, мир символов для него реальней, чем мир вещей. Алхимический рецепт - сразу действие и священнодействие. «Приключенческая» природа превращающихся металлов уподобляет их героям, поэтому каждый металл уподобляется животному существу.

Алхимические символы - это образы мышления средневекового алхимика. Алхимическое золото и серебро - это астрологическое солнце и луна. В этой аналогии - золоте и серебре - солнечность, лунность, солнце не меркнет, а золото - благородный металл не подвергается коррозии. Тысяча лет гонений и жесточайших преследований алхимиков - это тысяча лет жизни, порой весьма плодотворной.

Были периоды, когда инквизиция не преследовала алхимиков и фигура придворного алхимика была такой же необходимой, как и фигура придворного астронома. Даже короли пытались получать алхимическое золото.

Среди них был Генрих VIII английский, Карл VIII французский, Рудольф II немецкий. Были периоды, когда алхимию терпели даже с удовольствием. Но на пути длинною в тысячу лет бывало всякое.

Были среди алхимиков шарлатаны и мошенники. Но основная масса - великие мученики - искатели истинного знания.

Арабским алхимикам принадлежат:

Ñ получение растительных масел;

Ñ разработка многих химических операций, перегонка, фильтрование, возгонки, кристаллизации в результате которых были получены новые вещества;

Ñ изобрели лабораторную химическую аппаратуру: перегонный куб, водяная баня, химические печи - то, что вошло в современные наши химические лаборатории из таинственных лабораторий арабских алхимиков.

Многие из этих достижений приписывают полулегендарному арабскому химику Джабиру Джаффар. Геберу (так его звали в Европе), который жил предположительно в 8 веке.

Джабир ибн Хайян, латинизированное имя - Гебер (р. около 721, Туси, Персия, - умер около 815), арабский учёный. Среди сочинений, приписываемых ему (трактаты Гебера), наиболее интересны последние главы «Книги семидесяти». В них Джабир ибн Хайян вводит представление о начале металличности (ртути) и начале горючести (серы) как двух составных частях металлов и утверждает, что превращение неблагородных металлов в золото возможно. Джабир ибн Хайям описывает различные химические операции (перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию и др.), а также некоторые химические препараты (купоросы, квасцы, щёлочи, нашатырь и др.). Сведения о месте его деятельности крайне разноречивы; не установлено, действительно ли он является автором приписываемых ему сочинений (есть доказательства, что трактаты Гебера написаны не ранее 13 в.).

Джабир развил теорию образования и созревания в недрах земли металлов из серы и ртути. Соединяясь под влиянием земной теплоты, сера и ртуть образуют все семь металлов. Труднее образуется золото, наиболее «совершенный» металл. Но его образование под действием теплоты возможно ускорить, добавив в смесь ртути и серы некий медикамент, «вылечивающий» несовершенные металлы, а еще лучше – «эликсир». Джабиру были хорошо известны вещества, применявшиеся в «тайной науке» александрийцев для превращения металлов (соединения мышьяка, серы, сурьмы, растворы аммиака и др.). Под именем Джабира (Гебера) до нас дошли различные сочинения, одни из них на арабском языке, другие на латинском. Из этих сочинений следует, что Джабир получил серную и азотную кислоты, серебра нитрат, ртуть хлорную. Азотная кислота была им получена при нагревании смесей селитры, медного купороса и квасцов. Он отметил важное свойство воздействия царской водки (смеси соляной и азотной кислоты) на золото, считавшееся до тех пор не поддающимся изменениям. Также были изучены и соли: натрия хлорид, селитра, соли аммония и др.

Арабское прошлое химической науки запечатлено в химических терминах: щелочь – «алкали», спирт – «алкоголь».

Багдад - на Ближнем Востоке и Кордова в Испании - центры арабской учености, в т.ч. - алхимической. Именно здесь, в рамках арабской мусульманской культуры, усваивается, комментируется учение Аристотеля и вырабатывается теоретический фундамент алхимии, пришедший в Западную Европу в конце XII – начале XIII столетия. Именно на Западе алхимия становится вполне самостоятельной с собственными целями и теорией.

Западноевропейская алхимия дала миру несколько изобретений: были получены серная, азотная, соляная кислота, царская водка, едкие щелочи, соединения ртути, серы, открыты сурьма, фосфор и другие соединения.

Считать алхимию лженаукой было бы несправедливо. Д.И.Менделеев в своих лекциях по общей химии, прочитанных в 1880-1881 г.г. слушательницам Высших женских курсов, отметил, что алхимикам «... наука обязана первым точным собранием химических данных... только благодаря запасу сведений, собранных алхимиками, можно было начать действительные научные изучения химических явлений».

Итак, алхимия - неповторимая культурно-историческая реальность европейского средневековья, своеобразное, самостоятельное явление средневековой культуры. Алхимия хронологически предшествовала химии нового времени и на пути длиною в тысячу лет, в конечном счете, стала ею, закономерно преодолев самое себя в своем собственном историческом развитии.

Медицина в арабо-язычных халифатах (VII – X вв.)

Древнейшей областью расселения арабских племен был полуостров Аравия. В его южной части (территория современного Йемена) благодаря значительным водным ресурсам в I тысячелетии до н.э. сложилась развитая земледельческая культура, на основе которой возникли первые арабские города-государства. Развитию южных районов способствовали: создание ирригационного земледелия, добыча золота, производство благовоний, развитие ремесел и посредническая торговля между Средиземноморьем и восточными странами – Индией и Эфиопией.

В VI в. н.э. юго-западная Аравия стала объектом завоевательной политики Византии и Ирана, которые вели борьбу за проходившие там караванные торговле пути между Востоком и Западом. В результате некогда процветавшие государства юго-западной Аравии утратили свою самостоятельность, сначала под властью Эфиопии (с 525 г.), а затем – Сасанидского Ирана (572 – 628 г.г.).

В VI – VII вв. большинство арабских племен находилось на стадии перехода от родовых отношений к раннефеодальному обществу. Стремление преодолеть племенную разобщенность, противостоять внешним завоевателям и создать единое арабское государство выразилось в проповедовании единобожия и привело к возникновению ислама – религии, которая в основных своих чертах сложилась к 622 г. Ее основоположник – Мухаммед (ок. 570 – 632 гг.) из Мекки создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину, положившую начало первому исламскому государству. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу – Халифат.

В истории Халифата выделяют три периода:

Первый период (632 – 750 г.г.) истории Халифата связан с правлением первых четырех халифов («наместников» пророка) – Абу-Бекра (632 – 634 г.г.), Омара (634 – 644 г.г.), Османа (644 – 656 г.г.) и Али (656 – 661 г.г.) и династии Омейядов (661 – 750 г.г.).

В результате начального этапа завоеваний в VII в. в состав Халифата были включены обширные византийские (Сирия, Палестина, Кипр, Египет) и персидские (Сасанидский Иран) владения, а также значительные территории Армении и Грузии.

Во времена династии Омейядов в результате второго этапа завоеваний были покорены Северная Африка (Магриб), Испания, большая часть Средней Азии и Закавказья. Границы Халифата раздвинулись от Атлантического океана до Инда, от Средней Азии до Северной Африки. По размерам своей территории Халифат превзошел Империю Александра Македонского и Римскую империю времен ее расцвета. В VII – VIII вв. столица Халифата располагалась в Дамаске.

В завоеванных странах распространялись арабский язык и ислам, во многом определивший дальнейшее развитие философии и других наук в регионе. Завоевывая города, арабы не стремились сломать или переделать хорошо заведенный византийцами или персами порядок управления (они не были к этому готовы). Даже в религиозной сфере (наиболее важной по обычаям того времени) во времена правления Омейядов мусульмане – арабы проявляли значительную терпимость к иноверцам (христианам, иудеям, зороастрийцам): уплачивая поземельную и подушную подать, они могли сохранять свою старую веру и принимали широкое участие в хозяйственной и научной жизни Халифата, служили при дворе и участвовали в управлении. В значительной степени это объяснялось тем, что народы, завоеванные арабами, стояли в то время на более высокой ступени общественного и культурного развития, чем их завоеватели. Некоторые ученые-иноверцы принимали ислам, что также имело свои последствия: будучи образованными людьми, они во многом определили пути развития мусульманской культуры.

Второй период истории Халифата (750 г. – середина IX в.) – время правления династии Аббасидов – явился периодом расцвета многогранной арабо-язычной культуры – великой средневековой культуры мирового значения. Обычно ее называют «арабской» или «арабо-исламской». Однако такой подход не отражает всей глубины и сути происходящих процессов.

Понятие «арабская культура» было бы справедливо для обозначения культуры арабов Аравийского полуострова. После VII в. в состав Халифата вошли многочисленные народы (греки, римляне, византийцы, египтяне, сирийцы, арамейцы, иранцы, испанцы, армяне, индийцы и другие), среди которых арабы составляли меньшинство. На несколько веков арабский язык стал для них языком политики и религии, науки и культуры, которая вобрала в себя, преумножила и развила многовековые традиции многочисленны к народов, объединенных одним языком — арабским, который и определил достоверное название этой культуры (арабо-язычная).

Как государственное образование обширный полиэтнический Халифат оказался непрочным.

Третий период его истории (IX – XIII вв.) – время распада на ряд более мелких халифатов (Багдадский, Египетский, Кордовский) и национальных государств (например, государство Саманидов в Средней Азии). В результате некогда могущественный Халифат постепенно превратился в небольшой Багдадский халифат. Окончательный удар по нему нанесли завоевания монголов и турок-сельджуков: в 1258 г. с падением династии Аббасидов Багдадский халифат прекратил свое существование. В ряде стран, некогда завоеванных арабами (Сирии, Палестине, Ираке, Египте, Алжире, Тунисе, Марокко, Восточном Судане), коренное население частично или целиком восприняло мусульманскую религию и арабский язык. В других странах (Пиренейского полуострова — на Западе; в Закавказье, Средней Азии, Персии — на Востоке) покоренные народы сумели сохранить не только политическую независимость, но также национальный язык и культуру.

В течение 5 веков арабы владели большинством культурных стран от Инда до Атлантического Океана (даже Испания в 711 – 718 г.г. была завоевана ими). Захват арабами главных мировых торговых путей и создание сильного государства не могли не вызвать расцвета естественных наук, необходимых в интересах мореплавания и торгового владычества. Покорив более культурные народы (Египет, Персию, Индию), арабы стали учиться у побежденных. Так создалась огромная арабская переводная литература. Большую роль в развитии наук сыграла академия в Багдаде (г. Мира), где, на ряду с другими науками, тщательно изучалась и медицина. Число ученых и учащихся доходило до 6 тысяч. Большое развитие получило больничное дело, крупные больницы были открыты в Багдаде, Дамаске, Басре, Кордове и др. Существует легенда о том, как выбрали место для строительства больницы в Багдаде - по всему городу были развешены куски свежего мяса, где мясо хранилось дольше и была построена больница. На ряду с больницами появляются и аптечные учреждения с функциями сбора лекарственных средств, приготовления лекарств, регулирования вопросов, связанных с их продажей. Первая аптека в Багдаде была открыта в 754году.

Вообще арабы любили ароматические вещества, часто употребляли их. Аптеки находились под особым надзором правительства, которое заботилось о дешевизне и доброкачественности лекарства. В 16 столетии у арабов - до 2600 лекарственных веществ, в т.ч. 1400 – растительного происхождения. Арабы первыми стали испытывать действие лекарств на животных.

Выдающееся место играло учение о ядах и противоядиях. Калифы (верхние правители) также занимались токсикологией, а калиф Мотавеккиль превзошел даже Митридата, он подвергал своих гостей во время пиршеств укушению ядовитых змей и затем излечивал териаком.

В области медицины самыми знаменитыми в то время, были александрийская школа в Египте и христианская несторианская школа в Гундишапуре) на юге Ирана. Из этой школы вышел придворный врач халифа Ал-Мансура (754 – 776 г.г.) Джурджус ибн Бахтишу – основатель династии придворных врачей, которые в течение двух с половиной столетий служили при дворе багдадских халифов.

Осознавая ценность античной науки, халифы и другие вожди мусульман содействовали переводу на арабский язык важнейших греческих трудов (к тому времени они сохранились в регионе по преимуществу на сирийском языке, на котором велось обучение в Гундишапуре и других центрах). Начало этой деятельности было положено в конце VIII в., однако основная работа переводчиков развернулась в правление халифа Ал-Мамуна (813 – 833 г.г.), который специально для этого организовал в Багдаде «Дом мудрости». В течение IХ – Х вв. на арабский язык была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабов.

Со временем переводы на арабский язык стали делать непосредственно с греческого. Большинство исследователей связывают этот переход с деятельностью самого известного переводчика эпохи халифатов – христианина-несторианца Хунайна ибн Исхака (809 – 873 г.г.) из Хиры. Он имел глубокие познания в медицине, был придворным врачом халифа Ал-Мутаваккила (847 – 861 г.г.) и преподавал медицину в Багдаде. Хунайн ибн Исхак в совершенстве владел арабским, сирийским, греческим и латинским языками. В поисках рукописей научных и философских трудов он совершил путешествие по Византийской империи, после чего собрал вокруг себя группу переводчиков, в которую входил и его сын Исхак.

Среди переводов, приписываемых Хунайн ибн Исхаку, основную часть составляют сочинения трех величайших авторов, заложивших основы античной медицины – Гиппократа, Диоскорида и Галена, он переводил Платона и Аристотеля. В то время на арабском языке еще не существовало оригинальных текстов на темы переводимых им сочинений, и Хунайн ибн Исхак освоил медицинскую терминологию, ввел ее в арабский язык и заложил драгоценный лексический фундамент медицинских текстов на арабском языке.

Много текстов было переведено также и с персидского языка. Через персов арабы познакомились с достижениями индийской цивилизации, в особенности в области астрономии, медицины, математики. От индийцев они заимствовали и цифры, которые европейцы назвали арабскими.

Переводческая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в сохранении наследия предшествовавших им цивилизаций, – многие древние труды попали в средневековую Европу только в арабских переводах. Однако до наших дней, как полагают ученые, дошло не более 1% средневековых арабских рукописей.

Развитию книжного дела в значительной степени способствовало знакомство арабов с секретом изготовлении китайской бумаги, которая оказалась гораздо дешевле египетского папируса.

Наивысший расцвет средневековой арабо-язычной культуры приходится на VIII – ХI столетия. В этот период на базе староарабской поэзии, а также «Корана» сформировался классический арабский язык средневековья. В Х – ХV вв. сложился знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь», в который вошли переработанные и перенесенные в арабскую культуру мифологические сюжеты и сказки многочисленных народов, населявших в то время обширные территории Халифата или торговавших с ними (персидские, индийские, греческие и многие другие).

Образование в Халифате в значительной степени испытало влияние ислама. В средневековом мусульманском мире все знания делились на две сферы: «арабские» (или традиционные, в основе своей связанные с исламом) и «иноземные» (или древние, общие всем народам и всем религиям).

«Арабские» гуманитарные науки (грамматика, лексикография и др.) формировались в связи с изучением хадисов и «Корана», знание которого для мусульман чрезвычайно важно (почти все мусульмане знают наизусть хотя бы часть «Корана»).

Изучение «иноземных» наук диктовалось потребностями развивающегося общества и отражало его интересы.

Соответственно делению наук на «арабские» и «иноземные», их изучение также имело две сферы:

1. допустимо изучать Откровение

2. допустимо изучать окружающий мир.

Поэтому обучающийся врачеванию в исламе наряду с теологией обязательно изучал «иноземные» науки, включая логику, что позволяло ему методично анализировать причины болезней, ставить диагноз, определять прогноз и применять обоснованное лечение. В этом смысле медицина средневекового арабо-язычного Востока была тесно связана с окружающим миром и науками, его изучающими.

По мере того, как основные научные рукописи переводились на арабский язык, христиане утрачивали свою монополию на медицину, а центры науки и высшего образования постепенно перемещались в Багдад, Басру, Каир, Дамаск, Кордову, Толедо, Бухару, Самарканд.

В каждом большом городе создавались библиотеки с читальными залами и комнатами для научных и религиозных дискуссий, помещениями для переводчиков и переписчиков книг. Крупные библиотеки были в Багдаде, Бухаре, Дамаске, Каире. Библиотека г. Кордовы насчитывала более 250 тыс. томов. Со временем библиотеки выросли в крупные центры науки и образования, такие как «Дом мудрости» в Багдаде или «Дворец мудрости», учрежденный в Каире халифом Ал-Хакимом в 1005 г. Ученые, работавшие в этих научных центрах, объединялись в «Общества просвещенных» – прообраз научных обществ и академий наук, возникших в Европе в ХVII – XVIII в.

В то время как в Европе наблюдался застой в области искусств и наук, арабы буквально покрыли завоеванные ими страны огромным количеством академий и университетов. С начала IX века во многих торговых и промышленных городах Ближнего и Среднего Востока (Багдад, Бухара, Хорезм, Самарканд, Ширван, Баку, Дамаск и др.) стали открываться «Дома науки» и «Общества просвещенных», которые были научными центрами того времени. В домах науки преподавались различные общеобразовательные и естественно-научные дисциплины. Общества просвещенных организовывались при дворах мусульманских правителей. Они объединяли признанных ученых, которые периодически собирались для обсуждения своих научных трудов, а также политических, хозяйственных и военных проблем. Много внимания уделялось и медицинским вопросам: рассматривались проекты санитарного благоустройства, меры борьбы с возникавшими эпидемиями, проблемы теоретической медицины, вопросы диагностики и лечения больных. При домах знания и обществах просвещенных создавались библиотеки, наиболее крупными из которых были Багдадская, Бухарская, Каирская, Дамасская и др. К примеру, только один каталог библиотеки в Кордове составлял 44 тома.

В Кордовском халифате в XII веке имелось 17 высших школ и 70 библиотек, а в западном халифате во время его расцвета было открыто 10 высших школ и 40 библиотек. Для сравнения, в Западной Европе в то время было только два университета – в Салерно и Париже.

Арабо-язычная медицина в течение восьми веков занимала ведущее место в регионе Средиземноморья. Она сохранила, дополнила и возвратила в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные в регионе к периоду раннего средневековья.

В области теории болезни арабы восприняли древнегреческие учения о четырех субстанциях и четырех телесных соках, изложенные в «Гиппократовом сборнике» и работах Аристотеля, а затем прокомментированные в трудах Галена. Согласно представлениям арабов, каждая из субстанций и жидкостей участвует (в различных пропорциях) в создании четырех качеств: тепла, холода, сухости и влажности, которые определяют каждого человека. Он может быть нормальным в случае сбалансированности всех составляющих, или «неуравновешенным» (различных степеней сложности). Если их равновесие нарушено, задача врача – восстановить первоначальное состояние.

При лечении внутренних болезней первейшее внимание уделялось установлению правильного режима, и только потом применялись лекарства, простые и сложные, в приготовлении которых арабы достигли высокого совершенства.

Арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи. Они первые отделили фармацию от медицины, дав ей самостоятельность, без которой она не могла бы развиваться и совершенствоваться. Арабская фармация является прародительницей современной фармации, которая до сих пор сохранила ее влияние.

В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажи лекарств. Первая регламентированная аптека была открыта в Багдаде в 754 г. (в Европе первые аптеки появились в VIII – X вв.). В этих аптеках арабы ввели правила приготовления лекарств. Они издали эти правила в форме своеобразных фармакопей под названием диспенсатория «карабадини», т.е. сборник правил изготовления лекарственных препаратов, составил в IX веке Эби-Саэль. Двумя столетиями позже подобное руководство было издано Абу-Хассан-Хебатолла-Ибн-Талмидом. Арабский сборник IX века, сочинение Сабур-Ибн-Заала, называемый Грабаддин, считают первой фармакопеей, поскольку имелось правительственное распоряжение им руководствоваться. Хотя до сих пор вопрос, какой сборник прописей считать первой фармакопеей, спорен.

Арабы избегали применения сильнодействующих средств и для ослабления их действия рекомендовали прибавлять к ним лимонный сок, фиалковый корень и др. Широко использовались легкие слабительные средства, такие как сенна, тамаринды. Лекарственные препараты изготавливались в самых разнообразных формах. Кашки, сиропы, пластыри, душистые масла, эликсиры, порошки, мази, ароматные воды – вот неполный перечень того, что готовилось в арабских аптеках. Для приготовления настоев, отваров, чаев использовали «очищенную воду». Применение дистиллированной воды в фармацевтических целях впервые описал Абу Мансур Мусаффак в «Книге основ об истинных свойствах лекарств» в X веке.

Особое место в фармакологии арабов занимает учение о ядах и противоядиях. Оно получило широкое распространение, токсикологией занимались даже калифы. По преданиям, Мотавеккиль устраивал во время банкетов своеобразные эксперименты: приказывал своим слугам незаметно пускать к гостям ядовитых змей, кусавших их. Пользуясь знаниями токсикологии, калиф спасал потерпевших.

Арабы значительно расширили лекарственный каталог. Они ввели в медицинскую практику сахар вместо меда, лекарственные сиропы, соединения ртути, азотнокислое серебро, серу, поташ, гипс, буру, гляну и др.; с лечебной целью применяли мускус, корицу, мускатный орех, гвоздику, александрийский лист, ревень, камфару. По свидетельству иранского врача Абу Мансура (X в.), арабские фармацевты при составлении лекарств пользовались различными органическими веществами: тростниковым сахаром, кислотами растительного происхождения и др.

Рецептура отличалась особой сложностью и требовала специальных знаний в этой области. Число ингредиентов в одном рецепте нередко доходило до нескольких десятков. Особое место среди лекарств занимали териаки (противоядия). Основной частью териака было змеиное мясо. Териак считался средством от всех болезней.

Арабские фармацевты ввели в лечебную практику различные корригирующие вещества, первыми начали испытывать действие лекарств на животных.

Высокий уровень организации медицинского дела на арабоязычном Востоке тесно связан с развитием гигиены и профилактики заболеваний. Запрет производить вскрытия, с одной стороны, ограничил исследования строения тела, его функций и процесса болезни, а с другой – направил усилия врачей на поиск путей сохранения здоровья и привел к разработке рациональных мероприятий гигиенического характера. Многие из них закреплены в «Коране»: пятикратные омовения и соблюдение чистоты тела, запрет пить вино и есть свинину, нормы поведения в обществе, семье и т.п.

Заслуги арабов в медицине весьма значительны. Арабами была, помимо греческой, вавилонской и древнеегипетской, усвоена также персидская и индийская медицина. К концу IX века, переведя практически все труды греческих медиков, арабы в медицине вступили на путь самостоятельного творчества. Первоначально явно подражательный характер арабской медицины не помешал им построить на фундаменте эллинизма оригинальное направление медицинской мысли. В течение девятого и последующих веков появился ряд выдающихся ученых: Ар-Рази, аль-Буказис, Али Ибн Аббас, Ибн аль-Хайсам и конечно же Абу Али ибн-Сина.

Выдающимся философом, врачом и химиком раннего средневековья был Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа Ар-Рази (850 – 923 г.г.). Родился он в Рее, недалеко от Тегерана. Медициной начал заниматься относительно поздно – когда. Ему было около 30 лет. Большую часть жизни провел в Багдаде, где основал и возглавил больницу, которая была наполнена его учениками. Дошедшие до нас сочинения Ар-Рази свидетельствуют о многогранности его таланта. Будучи прекрасным химиком, он изучал действие солей ртути на организм обезьяны. С именем Ар-Рази связано применение ваты в медицине и изобретение инструмента для извлечения инородных тел из гортани.

Ар-Рази, Абу Бакр Мухаммед бен Закария (865 г. – 925 или 934 г.г.), иранский учёный-энциклопедист, врач и философ; рационалист и вольнодумец. Руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Рази. был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и химии (алхимии) - всего, очевидно, 184 сочинения (до нас дошло 61); труды Рази были переведены на латинский язык в Европе в 10 - 13 вв.

Основные работы Рази по медицине - книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» - своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке; переведённые на латинский язык, они в течение столетий служили руководством для врачей. В труде «Об оспе и кори» Рази дал классическое описание этих болезней, отметив невосприимчивость к повторному заболеванию; применял оспопрививание (вариоляцию). Считают, что Рази впервые ввёл составление истории болезни для каждого больного. Первым описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки, одним из первых начал применять вату при перевязках и кетгут при сшивании ран. Составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них. Автор работ о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др.

Первый в арабской литературе энциклопедический труд по медицине «Всеобъемлющая книга по медицине» был в 25 томах. Описывая каждую болезнь, он анализировал ее с позиций греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, после чего излагал свои наблюдения и выводы.

В XIII в. другой энциклопедический труд Ар-Рази «Медицинская книга» в 10 томах, посвященная правителю Хорасана Абу Салиху Мансуру ибн Исхаку, обобщила знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, диететики, гигиены и косметики, хирургии, токсикологии и инфекционных заболеваний. В XII в. она была переведена на латинский язык, а в 1497 г. издана в Венеции.

Среди многочисленных произведений Ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори», который признается многими учеными самым оригинальным трудом средневековой арабо-язычной медицинской литературы. По существу, это первое обстоятельное изложение клиники и лечения двух опасных инфекционных заболеваний, уносивших в то время немало человеческих жизней.

Даже сегодня этот трактат не утратил своей научной ценности. В нем Ар-Рази четко сформулировал идею заразности оспы и кори, описал их дифференциальную диагностику (считая оспу и корь разными формами одной болезни), лечение, питание больного, меры защиты от заражения, уход за кожей заболевшего. Первое печатное издание этой блистательной работы появилось в Венеции в 1498 г., после чего она неоднократно издавалась в Европе на латинском, греческом, французском, английском языках. Широко известно ее лондонское издание на латинском (1766).

Ибн аль-Хайсам (965 – 1039 г.г.):в европейской литературе – Альхацен, был родом из Басры (Ирак), жил в Египте. Известен как алхимик, математик, физик, врач. Ибн аль-Хайсам первым изучил строение глаза, изготовил модель хрусталика сначала из хрусталя, а затем из стекла. Он же первым предложил использовать линзы при чтении людям преклонного возраста, таким образом, изобрел очки; объяснил преломление лучей в средах глаза, зрительные восприятия; дал названия отдельным частям глаза (хрусталик, роговица, стекловидное тело и др.). Его труды стали одним из свидетельств влияния медицины на открытия в области техники. Изучение работ Ибн аль-Хайсама впосл


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: