Глава 6. Стоимостной анализ бизнес-процессов

Современные бизнес-процессы отличаются высоким уровнем накладных расходов, связанных с затратами на организацию сделки с клиентами, разработкой спецификации изделия в соответствии с индивидуальными требованиями заказчика, закупкой уникальных материалов, обучением и сервисным обслуживанием потребителя.

По некоторым данным трансакционные издержки оформления и реализации сделки занимают до 70 % в общей себестоимости готовой продукции.

Традиционно предприятия относят накладные расходы на стоимость продукции в соответствии с затратами прямого труда. Продукты с наибольшими прямыми затратами получают больше накладных расходов без учета реальных затрат, связанных с конкретным обслуживанием выполнения заказов. При традиционном подходе не учитываются типы потребителей и каналов распространения продукции.

Отсюда возникает неточность в оценке затрат и эффективности деятельности предприятия по различным видам бизнес-процессов. Следовательно, объективно требуется применение методов стоимостного анализа, которые более точно определяли бы издержки предприятия в условиях высокой диверсификации видов деятельности. К таким методам относятся методы стоимостного анализа функций.

Стоимостной анализ функций позволяет сначала определять стоимостные затраты на выполнение процессов путем отнесения на функции стоимости использования в них всех ресурсов. Далее стоимость функций переносится на стоимостные объекты (продукты, услуги, виды продуктов и услуг, клиенты и типы клиентов, каналы распространения продукции) в соответствии с объемами работ по каждой функции. Таким образом, накладные расходы на стоимостные объекты определяются по степени использования ресурсов в функциях, связанных со стоимостными объектами (рис. 12). В отличие от традиционной одноступенчатой схемы стоимостного анализа схема отнесения затрат становится двухступенчатой, позволяющей более точно определять издержки, связанные с выполнением заказов потребителей.

 
 


Рис. 12. Стоимостной анализ функций

Стоимостной анализ функций создает основу для применения новых технологий управления в части принятия стратегических инвестиционных решений, маркетинга, улучшения процессов.

Стоимостной анализ функций позволяет:

1. Сократить время и затраты на выполнение функций, добавляющих стоимость (value-added).

2. Максимально сократить функции, не добавляющие стоимость (non value-added), например, тестирование, контроль.

3. Выбрать функции с низкой стоимостью из возможных альтернатив (анализ вариантов бизнес-процессов).

4. Организовать совместное использование всех возможных функций для различных стоимостных объектов (с позиции множества продуктов, услуг) с перераспределением высвобождающихся ресурсов.

5. Согласовать интенсивность процессов для создания стоимостных объектов и наличные ресурсы.

Стоимостной анализ функций реализуется или в качестве программного модуля автоматизированной подсистемы контроллинга, например, в системе R/3 SAP, или в рамках CASE-технологии, например, в Design/IDEF, ARIS ToolSet, или в качестве самостоятельного программного продукта, например, в ППП Easy ABC+.

Рассмотрим выполнение стоимостного анализа функций на примере бизнес-процесса «Сервисное обслуживание пользователей программного обеспечения по горячей линии» компьютерной фирмы, изготавливающей некоторый программный продукт в виде двух версий.

Стоимостные объекты:

– продукт для профессионального пользователя;

– продукт для непрофессионального пользователя.

Функциональная модель процесса:

– регистрация телефонных звонков;

– ответ на телефонный звонок;

– выявление ошибки.

Основные статьи затрат ресурсов:

– заработная плата;

– амортизация компьютера (АРМ);

– оплата телефонных каналов и др.

Факторы ресурсов:

– среднее время занятости работника,

– среднее время занятости компьютера,

– среднее время занятости телефонных каналов.

Функциональные факторы – объемы продаж по видам продукции.

Бухгалтерская информация:

– заработная плата;

– оплата по счетам телефонной компании и др.

Логистическая информация:

– объем продаж по видам версий;

– время занятости ресурсов.

Результаты расчетов стоимостных затрат показаны в таблице 4.

Как видно из таблицы, основной объем работ на «горячей линии» связан с выявлением ошибок как для профессиональной, так и для непрофессиональной версий продукта, что определяет необходимость повышения качества выполняемых работ в основном процессе создания программных продуктов. Причем стоимость выявления ошибок в профессиональной версии выше, что предопределяет необходимость совершенствования самого продукта.

Таблица 4

№ п\п Операция Объем продажи Стоимость операции % от общи­х затрат Стоимость на единицу
  Продукт для профессионалов        
  Выявление ошибок     1,79 936,26
  Ответы на звонки     0,65 343,02
  Регистрация звонков     0,55 290,54
  ИТОГ:       1569,83
  Продукт для непрофессионалов        
  Выявление ошибок     2,11 686,04
  Регистрация звонков     1,79 581,10
  Ответы на звонки       234,07
  ИТОГ:       1501,20

Контрольные вопросы

1. Что такое стоимостной анализ функций?

2. В чем заключается основное назначение стоимостного анализа функций?

3. Как определяются стоимостные затраты на выполнение функций (процессов)?

4. Как определяются стоимостные затраты на изготовление продуктов (оказание услуг)?

Глава 7. Имитационное моделирование
бизнес-процессов

Динамический анализ предполагает рассмотрение во времени множества одновременно выполняющихся бизнес-процессов, в то время как статический анализ исследует выполнение одного бизнес-процесса вне связи с занятостью ресурсов в других процессах.

Актуальность применения методов динамического анализа в бизнес-реинжиниринге обусловлена необходимостью сокращения межоперационных задержек, связанных с использованием ресурсов в множестве процессов.

При проектировании новых бизнес-процессов в качестве основных инструментов динамического анализа выступают методы и средства имитационного моделирования, поскольку статистики реального выполнения бизнес-процессов просто не существует. При анализе существующей организации бизнес-процессов имитационные модели дают возможность исследовать влияние случайностей на выполнение взаимосвязанных операций, которые трудно вычленить в общем потоке статистической информации.

Под имитационным моделированием будем понимать процесс разработки имитационной модели и последующего имитационного экспериментирования.

Имитационная модель предполагает генерацию в ускоренном масштабе времени по определенным законам распределения рабочих объектов, которые задерживаются для обработки по заданным законам распределения в функциональных блоках структурной модели бизнес-процесса. Формально простейшая имитационная модель может быть описана следующим образом (рис. 13).

Генератор рабочих

объектов Функциональный блок Терминатор

Wn

An Sn

Рис. 13. Формальное представление имитационной модели

На рисунке:

An – средний интервал времени между n и n+1 рабочими объектами,

Sn – среднее время обслуживания (задержки) n-го рабочего объекта,

Wn – среднее время ожидания обслуживания в очереди n-го рабочего объекта.

Тогда Wn+1 = max{ Wn + Sn – An, 0}.

Общее описание рабочего объекта можно представить:

< n, An, Sn, Wn >,

где An, Sn – случайные числа, генерируемые по некоторому закону распределения, а Wn – вычисляется моделью.

В результате последовательного прохождения рабочих объектов по функциональным блокам за заданное модельное время (любой моделируемый период времени) накапливается статистика о производительности системы (числе рабочих объектов), о временных и стоимостных характеристиках рабочих объектов, об использовании основных ресурсов.

К основным инструментальным средствам имитационного моделирования, широко используемым в России, относятся ReThink (Gensym), Pilgrim (***), РДО (МГТУ), Workflow Analyzer(MetaSoftware).

К основным типам имитационных моделей относятся:

• многопродуктовая модель;

• разветвляющаяся модель;

• модель с кооперативными связями.

Многопродуктовая модель бизнес-процесса. Каждый бизнес-процесс соответствует какому-либо виду продукта (услуги) и использует общие ресурсы
(рис. 14). Модель позволяет анализировать использование ресурсов в нескольких бизнес-процессах. При этом анализируется достаточность ресурсов, степень их загрузки, интенсивность использования, финансовые потоки.

Разветвляющаяся модель бизнес процесса. Это модель альтернативных процессов, определяющая правила выбора последовательности функций в зависимости от состояния внешней среды (рис. 15). Типовые разветвления бизнес-процессов могут быть заранее формализованы. В более сложных случаях требуется применение бизнес-правил, которые в соответствии с конкретной ситуацией выбирают последовательность действий.

 
 


Рис. 14. Многопродуктовая модель бизнес-процессов


Рис. 15. Модель бизнес-процесса с разветвлениями

Модель бизнес-процесса с кооперативными связями. Задача сокращения длительности цикла бизнес-процесса решается, как правило, путем объединения нескольких функций в рамках одной консолидированной функции, выполняемой одним исполнителем (подразделением, самостоятельной организационной единицей), что позволяет сокращать межоперационные переходы, очереди ожидания, контрольные операции. С позиции кооперативного взаимодействия с партнерами в рамках одного бизнес-процесса определяются возможности передачи ряда функций специализированным организациям: при этом решаются задачи определения выгодности выполнения функций собственными силами или покупки (аренды) соответствующих продуктов или услуг на стороне, причем в первом случае производство полуфабрикатов может составлять и самостоятельные бизнес-процессы.

Под имитационным экспериментом будем понимать задание значений исходных параметров, таких как интенсивность поступления рабочих объектов, временные и стоимостные характеристики отдельных операций, объемы используемых ресурсов, и выполнение прогона имитационной модели в течение модельного времени с наблюдением и получением результатной статистики. Далее предполагается проведение статистического анализа полученных результатов, на основе которого делаются выводы и рекомендации по совершенствованию модели бизнес-процесса.

Типичными сценариями имитационного экспериментирования являются варианты задания в качестве входных переменных интенсивности создания рабочих объектов, а выходных – объемы требуемых ресурсов, или наоборот, в качестве входных переменных – задание объемов ресурсов, а в качестве выходных переменных – возможные значения интенсивности (табл. 5).

Таблица 5

  Ресурсы заданы Ресурсы варьируются
Интенсивность объектов задана Какова степень загрузки ресурсов? Каков должен быть объем ресурсов?
Интенсивность объектов варьируется Какова может быть пре- дельная интенсивность объектов? Каков должен быть объем ресурсов для неординарных ситуаций?

Целями проведения имитационных экспериментов могут быть:

1) сравнения средних и дисперсии различных альтернатив процессов при одинаковых исходных данных (один сценарий на несколько моделей);

2) отыскание оптимальных значений переменных на некотором множестве возможных значений (несколько сценариев на одну модель);

3) определение зависимостей между различными факторами процессов и последующим дисперсионным и регрессионным.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается назначение имитационной модели бизнес-процесса?

2. Какие применяются основные виды имитационных моделей бизнес-процессов?

3. Что такое имитационный эксперимент и каковы основные его типы?

4. Какие основные типы статистических данных генерируются в ходе имитационного эксперимента по моделированию бизнес-процесса?

5. Как представляется в процессах: разветвление и соединение путей, использование хранилищ, контейнерных объектов, установление ассоциаций объектов, копирование объектов и атрибутов?

6. Как задается ввод исходных данных в имитационную модель?

7. Какие используются средства по выводу результатной информации имитационного моделирования?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: