При возникновении пожара на тепловозе машинист обязан:
- перевести в нулевое положение рукоятку контроллера, остановить дизель горящей секции и остановить поезд;
- подать сигнал пожарной тревоги и сообщить о пожаре поездному диспетчеру или дежурному по ближайшей станции;
- так как распространение огня при пожаре на тепловозе происходит быстро, то немедленно, если позволяют обстоятельства, не дожидаясь остановки поезда, направить помощника на тушение пожара;
- принять меры к удержанию поезда на месте, выключить все приборы управления и рубильник аккумуляторной батареи;
- приступить к ликвидации пожара, имеющимися средствами пожаротушения;
- если пожар не может быть ликвидирован своими силами, отцепить тепловоз и отвести горящую секцию от вагонов, деревянных строений и других сооружений, а при опасности распространения огня с горящей секции на другую, секции расцепить на безопасное расстояние.
Если пожар возник на крыше локомотива на электрифицированном участке пути машинист обязан одновременно с вызовом пожарного подразделения потребовать снятия напряжения с участка контактной сети. Напряжение считается снятым только после заземления линии и получения письменного разрешения представителя района контактной сети на тушение пожара с указанием в нем номера приказа энергодиспетчера, с каких устройств снято напряжение и времени снятия напряжения.
На электрифицированных путях станций постоянного тока, оборудованных стационарными разъединителями контактной сети с заземляющим ножом, установка заземляющих штанг не требуется. По регистрируемому приказу энергодиспетчера работником, имеющим на это право, производится отключение разъединителя и одновременное заземление контактной сети заземляющим ножом этого разъединителя. При переменном токе установка переносных заземляющих штанг обязательна. Расстояние между заземляющими штангами должно быть не более 200 метров.
Об отключении контактной сети и воздушных линий дополнительно объявляется по громкоговорящей связи.
Тушение горящих частей локомотивов, вагонов, расположенных на расстоянии менее 2 м от проводов, находящихся под наряжением, разрешается производить только углекислотными и порошковыми огнетушителями,
Тушение очагов пожара внутри локомотивов, пассажирских и крытых вагонов, расположенных на расстоянии 7 м и более от контактной сети и воздушных линий допускается без снятия напряжения. При этом нужно следить, чтобы струя воды или пены не попадала в зону наведенного напряжения.
После окончания тушения пожара машинист, если он являлся руководителем работ, обязан убедиться в том, что люди удалены от проводов контактной сети на расстояние не менее 2 м, после чего отметить время окончания работ на копии письменного разрешения, находящегося у представителя ЭЧК.






