Каждое корректирующее действие направлено на решение двух задач. Первая — выявить и исправить отклонения в процессе и продукции и устранить причину отклонений. Вторая заключается в определении масштаба возникшей проблемы, с тем чтобы выявить и уничтожить всю бракованную продукцию. Эти задачи приходится решать в тех случаях, когда отклонения связаны с нарушением критических пределов и появилась необходимость восстановления контроля над процессом.
Корректирующее действие можно подразделить на четыре этапа: первый — выявление причин отклонения процесса от требуемых параметров;
второй — определение способов переработки или уничтожения бракованной продукции;
третий — документирование корректирующих действий; четвертый — проверка плана ХАССП. Выявление причин отклонения процесса от требуемых параметров При выявлении причин отклонения процесса от требуемых параметров обычно проводят так называемый «анализ основной причины» (гоо! саше апа1уз1$), что также можно определить как «основной, ключевой дефект, наличие которого приводит к несоответствию техническим условиям и который следует устранить для предотвращения повторения данного или возникновения других несоответствий» (2). Ошибка при анализе основной причины может привести к неверным корректирующим действиям.
Определение способов переработки
Или уничтожения бракованной продукции
Огромную важность представляет выбор соответствующего способа переработки или уничтожения небезопасной или несоответствующей продукции, поскольку следует предотвратить ее попадание потребителю. Уничтожение бракованной продукции необходимо проводить в присутствии должностных лиц и оформлять документально. Уничтожение бракованной продукции относится к краткосрочным корректирующим действиям, которые только «консервируют»
Принцип 6 — разработка и внедрение процедур проверки (верификации)*