Сбор данных. Мониторинг — это сбор данных, поэтому очень важно определить правильную методику работы

Мониторинг — это сбор данных, поэтому очень важно определить правильную методику работы. Можно выделить десять основных этапов мониторинга, или сбора данных:

1. Задавайте нужные вопросы. Вопросы должны касаться необходимой ин­формации. В противном случае существует опасность того, что информа­ция окажется неполной или не относящейся к делу;

2. Проводите грамотный анализ полученных данных. Определите, какая мето­дика анализа данных позволит перейти от простого сбора к определению критических пределов;

3. Определите, где собирать данные. Выберите точки для сбора данных;

4. Обеспечьте сбор объективной информации. Если полученные данные не со­ответствуют фактическим параметрам, то они не отражают реальный про­цесс и их нельзя сравнивать с критическими пределами. Неточные данные не позволяют определить, безопасна ли продукция;

5. Определите потребности работников, занятых сбором данных: необходимо ли специальное обучение, достаточно ли навыков и опыта, созданы ли определенные условия работы;

6. Разработайте простые и эффективные формы для регистрации собранных данных. Формы должны быть четкими и ясными, с тем чтобы избежать ошибок при записи. В них следует заносить все необходимые данные;

7. Подготовьте инструкции. Конкретные инструкции — удобный и полезный инструмент для работников, отвечающих за проведение мониторинга;

8. На практике проведите проверку форм и инструкций и при необходимости внесите в них изменения. Авторы инструкций и разработчики форм для регистрации обычно уверены в том, что пользоваться их документами легко и удобно, однако это не всегда так;

Принцип 5 — корректирующие действия*

Что такое корректирующие действия?

Даже в случае оптимального варианта разработки и внедрения системы ХАССП существует вероятность отклонения параметров процесса от требуемых значений. После того как выявлен фактор риска, определены критические пределы и уста­новлены процедуры мониторинга, необходимо разработать корректирующие дей­ствия, т. е. «действия, которые следует предпринимать в тех случаях, когда резуль­таты мониторинга в ККТ показывают, что процесс вышел из-под контроля» (1).

Нарушение критических пределов в ККТ — это основной показатель того, что процесс вышел из-под контроля. Для того чтобы вернуть сам процесс и продук­цию, получаемую в результате этого процесса, в контролируемое состояние, не­обходимо провести корректирующие действия. План ХАССП следует составлять таким образом, чтобы факт нарушения критических пределов выявлялся как можно скорее. В этом случае корректирующие действия можно предпринять на самой ранней стадии и свести к минимуму выпуск бракованной продукции. Для каждой ККТ следует разработать конкретный план корректирующих действий с учетом всех возможных причин выхода процесса из-под контроля. К корректи­рующим действиям относятся, например, следующие:

• отделение бракованной продукции и проверка ее на безопасность;

• перевод бракованной продукции или ингредиента на другую производ­ственную линию, где данные отклонения не являются критическими;

• переработка, уничтожение продукции.

• Определение принципа 5 дано в соответствии с оригиналом. В ГОСТ Р 51705Л—2001 этот принцип сформулирован следующим образом: «Принцип № 5 — разработка корректирующих действий и применение их в случае отрицательных результатов мониторинга».

Следует проводить обучение персонала, ответственного за проведение кон­кретных корректирующих действий. Так, работники должны подробно изучить план ХАССП, производственный процесс и производимую продукцию. Их сле­дует также наделить необходимыми полномочиями, для того чтобы проверять правильность проведения корректирующих действий. Кроме того, процедуру проведения корректирующих действий необходимо документировать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: