Виды бюджетов

Составной частью финансового планирования предприятия является бюджетирование его деятельности, т.е. выделение целой системы бюджетов.

- Генеральный бюджет – это бюджет, охватывающий деятельность предприятия в целом. Цель генерального бюджета – интегрировать воедино сметы и планы различных подразделений компании, а также иные виды бюджетов.

- Финансовый бюджет – бюджет, который содержит прогноз прибылей и убытков (доходов и расходов), график движения денежных средств и прогнозный баланс.

- Операционные бюджеты – бюджеты, которые содержат прогноз продаж в отдельном предприятии, различные сметы расходов, связанные с инвестициями в производственную деятельность.

- Специальные бюджеты – бюджеты для отдельных проектов предприятия.

Операционные и вспомогательные бюджеты нужны, прежде всего, для увязки натуральных показателей (приобретения оборудования, сырья) со стоимостными оценками, отражаемыми в генеральном бюджете.

Специальные бюджеты необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций предприятия.

Бюджетирование – это не только инструмент планирования доходов и расходов предприятия, но ещё и инструмент, с помощью которого можно оценить и проконтролировать реализацию отдельных проектов, а также развитие предприятия. При этом сопоставляют плановые и фактические показатели.

Контрольные вопросы:

1.Бюджетное планирование.

2.Виды бюджетов предприятий общественного питания.

3.Ликвидность баланса. Наиболее ликвидные активы.

4.Финансовая устойчивость предприятия.

ТЕМА 17. КРЕДИТОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО

ПИТАНИЯ

Внешние источники кредитования. Эффективная торгово- производственная деятельность предприятия общественного питания невозможна без привлечения заёмных средств, т.к. их использование способствует увеличению объёма товарооборота: ускорению оборачиваемости финансовых ресурсов; эффективному использованию собственного капитала; повышению уровня его рентабельности.

Основными целями кредитования предприятия общественного питания является:

- недостаточный объём собственных оборотных средств для развития предприятия (приобретение торгово - технологического оборудования, новый вид деятельности, реконструкция и т.д.) на долгосрочной основе;

- пополнение оборотных средств до одного года;

Основными принципами кредитования предприятия являются:

· Целевой характер кредитов;

· Срочность и возвратность кредита;

· Уровень платы за кредит (процент за предоставляемую сумму кредита);

· Обеспеченность кредита (кредит предоставляют под залог, гарантию, поручительство).

Предметом залога может быть:

- при краткосрочном кредитовании – залог товаров, продукции, торгово - технологическое оборудование;

- при долгосрочном кредитовании недвижимое имущество (здания, сооружения, земля).

Основными способами краткосрочного кредитования являются: товарный кредит и банковский кредит.

Товарный кредит предоставляется поставщиком или посредником следующих видов:

А) с отсрочкой платежа;

Б) оформленный векселем, т.е. долговым обязательством, дающий право его владельцу потребовать от должника указанную в нём сумму денежных средств по окончании определённого срока;

В) товарный кредит по открытому счёту (постоянные поставщики многократно поставляют продукцию по согласованному ассортименту мелкими партиями)

Банковский кредит.

1.Контокоррентный кредит и овердрафт - это система взаимокредитования банка и клиента, когда через единый расчётный счёт в банке происходят все расчётные операции. Банк, предоставив кредит заёмщику, отслеживает поступление средств и списывает излишки, т.е. гасит проценты и суммы кредита самостоятельно. Проценты начисляются как взаимное кредитование банку и клиенту.

Овердрафт отличается от контокоррентного кредита тем, что это разовое соглашение.

2.Кредитная ссуда - восполнение недостатка средств на расчётном счёте. В договоре обуславливаются предельная сумма, кредита, сроки и условия кредита. Открывается на срок до 1-го года.

Потребность в кредите осуществляется по следующей формуле:

ΣКр = Пкр + Т, (78)

где

Пкр – минимальная потребность в кредите

Пкр = ΣТЗ – ОК (79)

ТЗ - товарные запасы предприятия;

ОК - собственный оборотный капитал;

ΣКр – сумма кредита

Т – товары, продукция реализованные в кредит

3.Вексельный кредит – предоставляется банком путём покупки векселя до поступления платежа, т.е. ПОП получает не деньги, а вексель банка используемый как средство платежа.

Основными способами долгосрочного кредитования является:

1) Лизингдолгосрочное кредитование, погашается в рассрочку, используется при недостатке собственных средств. Позволяет не отвлекать из оборота финансовые ресурсы.

2) Инвестиционный селенг – форма обязательства, состоящая в передаче собственником права на пользование и распоряжение его имущества на определённый срок за конкретную плату. Здания, оборудования, технологии.

Капитальные вложения или инвестиции являются долговременными затратами. Их окупаемость осуществляется в течении определённого периода. Эффективность капитальных вложений, используя коэффициент эффективности Е.

(80)

П – прибыль;

КВ – капитальные вложения.

Срок окупаемости - это время, в течении которого за счет прибыли будут возмещены капитальные вложения. Определяется по формуле:

(81)

Эффективность капиталловложенийжений обеспечивается за счет снижения стоимости строительства, расширения, реконструкции ПОП, сокращение сроков строительства.

Определение предельного объема заемных средств ПОП осуществляется с помощью предельного эффекта финансового левереджа.

Расчёт эффекта финансового левереджа осуществляется по формуле:

(82)

где Р - рентабельность активов, определяется по формуле:

(83)

П% – относительная величина прибыли;

ΣА- сумма активов (имущество предприятия)

П%- процентная ставка за кредит;

3К- заёмный капитал;

СК- собственный капитал;

Необходимо следить за состоянием ЭФЛ. Он может быть положительным., отрицательным и равным нулю.

Необходимо стремиться, чтобы он был положительным.

ТЕМА 18. ЭКСПРЕСС – АНАЛИЗ РАСЧЁТА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Прибыль от реализации продукции определяется как разность между валовым доходом от реализации продукции и покупных товаров и издержками производства и обращения (включая внереализационные расходы проектируемого предприятия – на благоустройство, на содержание охраны, на имущество и т.д.).

П(б)= ВД – И(обр.), (84)

П(б) – балансовая прибыль,

ВД – валовый доход,

И(обр.) – издержки производства и обращения.

Ч(пр.)=П(б) – Н(35%), (85)

Ч(пр.) – чистая прибыль,

П(б) – балансовая прибыль,

Н – налог на прибыль.

Объём капитальных вложений складывается из затрат на строительство зданий, сооружений, оснащение их торгово-технологическим оборудованием, мебелью и инвентарём.

Экономическая эффективность капитальных вложений характеризуется сроком их окупаемости, Т(ок.), лет:

Т(ок)= (Сосн. + Соб.)/П (86)

Сосн. – капиталовложения в основные фонды,

Соб. - капиталовложения в оборотные средства;

П – чистая прибыль предприятия.

Оборотные средства предприятия представляют собой денежные средства, авансированные на образование запасов сырья, товаров, тары и прочих товарно – материальных ценностей и остатков денежных средств в кассе и в пути. Расчёт суммы оборотных средств, вложенных в остатки сырья и запасы денежных средств:

(87)

З(н.) – сумма норматива запаса, руб.

Т – объём товарооборота в год,

Н – норма запаса в днях оборота.

Рентабельность авансируемого капитала Р(ак.) рассчитывается по формуле:

(88)

Ак. – авансируемый капитал (сумма основных и оборотных средств).




double arrow
Сейчас читают про: